Метод фельденкрайза при неврологических проблемах

Введение

Я рос подобно книжному червю, читая практически все, что попадалось мне в руки. Но только после 30 лет я натолкнулся на книгу, которая действительно стоила прочтения. Когда я попытался сформулировать для себя самого, насколько эта книга впечатлила меня, то первой мыслью, пришедшей мне в голову, была следующая: если бы у меня был ребенок, которому можно было бы прочесть только одну книгу за всю его жизнь, то именно эту книгу я дал бы ему. Это книга Моше Фельденкрайза «Ускользающая очевидность» (The Elusive Obvious).

С тех пор прошло несколько лет. За это время я прочел все остальные книги Фельденкрайза плюс множество других, но мое мнение только укрепилось. С моей точки зрения, Фельденкрайз — это Платон на стероидах. Под стероидами подразумевается 2500 лет накопленных знаний, которые отделяют Фельденкрайза от Платона.

Несколько вещей озадачили меня, когда я погружался все глубже и глубже в метод Фельденкрайза. Почему так мало людей знают о нем? Почему те, кто знает о методе, почти всегда имеют весьма ошибочное представление о нем? Почему даже эксперты в этой  области почти всегда приходят в замешательство, когда их просят объяснить суть этого метода?

В конечном итоге я задался вопросом: как определить то, что человек «получает», практикуя метод Фельденкрайза? Моим ответом стало: широкожительство. И так родилась идея данного пособия. Мне нужно было придумать новое слово, ведь реальность, которую оно описывает, является совершенно новой. Я чувствовал, что, пользуясь уже существующими терминами, навешиваю некий ярлык. Широкожительство — это явная метафора. Надеюсь, что к концу чтения этого пособия вы более ясно поймете, что это значит для вас.

Я бы не заморачивался написанием этого пособия, если бы не считал, что оно действительно заслуживает этого. Чем же оно это заслужило? Посмотрите вокруг. Почитайте статистику. Мы пока еще живем не в раю. Да, очевидно, Фельденкрайз не может решить все проблемы человечества. Он решает только некоторые, но эти  они довольно существенные. В контексте жизни каждого индивидуума это  один из самых мощных, революционных методов, с которыми я когда-либо сталкивался, если его верно понимать и если речь зашла о методах. Люди должны знать о существовании подобного выбора. Сожалею, что у меня ушло 30 лет на то, чтобы узнать о нем. Моя жизнь могла бы быть гораздо лучшей.

В любом случае лучше поздно, чем никогда.

Есть масса информации о методе Фельденкрайза и целью этого пособия не является ее повторение. Я только пытаюсь восполнить то, что мне кажется наиболее ключевым пробелом, а именно — недостаток неэзотерических пособий по этому методу. Книги Фельденкрайза превосходны, но, к сожалению, читают их почти что одни  «ботаники» (кстати, несправедливо: эти книги не так уж сложны). Интерпретации, написанные другими людьми, пытались нести слово дальше, но не пользовались успехом.

Может ли Фельденкрайз-мем распространяться со скоростью эпидемии? Я не вижу причины, почему бы нет. На самом деле, я думаю, что это неизбежно. Вопрос только в том, как это произойдет. Одно можно сказать точно: этот вирус маленький, очень маленький. Его легко носить. Его также легко передавать. Нужно всего лишь уметь описать его  несколькими словами в повседневном разговоре. Если он будет «тяжелым», то ничего не получится. Если он будет громоздким или будет казаться мутным либо непонятным — тоже не сработает. Все дело в том, что метод Фельденкрайза таковым не является. Как минимум для затравки его можно очень легко и полно описать, объяснить и продемонстрировать.

Пособие построено так, чтобы двигаться от конкретного к абстрактному — демонстрация, описание, пояснение и смысл. Но если вам удобнее делать все иначе, то вы можете менять порядок вещей. Можете чередовать главы по собственному усмотрению.

В заключение я предлагаю некоторые рекомендации относительно того, как лучше выйти за рамки уровня новичка.

Разновидности метода

В практике используют два основных направления:

  • ABM. Анат Баниель была ассистенткой Фельденкрайза и разработала свою программу работы с взрослыми пациентами. Затем она адаптировала теорию и практику для занятий с детьми, страдающими ДЦП и аутизмом. Практики АВМ часто работают в интенсивных курсах, которые предполагают серию из 1-2-3 уроков в неделю. Все уроки разработаны для удовлетворения индивидуальных потребностей каждого отдельного пациента. За 30 лет этот метод доказал свою эффективность в реабилитации детей и улучшении качества их жизни.
  • JKA. Джереми Краус учился у Фельденкрайза и разработал собственный альтернативный подход, ключевой целью которого стала помощь детям с психо-моторными нарушениями. Методика эффективна при работе с ДЦП, врожденной или приобретенной спастичностью, генетическими патологиями, сколиозами, тяжелыми травмами, задержками развития.

В реабилитационном Центре Галилео применяется два основных вектора в занятиях по методу Фельденкрайза:

  • Самостоятельная работа. Специалист показывает определенное движение, а ребенок повторяет его под чутким руководством. Такие занятия проводятся с пациентами, которые понимают обращенные к ним просьбы и с готовностью их выполняют.
  • Функциональная интеграция. Здесь движения ребенка носят принудительный характер – их выполняет практик, который самостоятельно двигает ноги, голову, руки пациента. В результате ребенок начинает понимать, как совершаются действия и учится чувствовать и понимать свое тело. Ему становится легче выстраивать алгоритмы совершения того или иного движения.

В зависимости от физиологических особенностей ребенка может применяться первый или второй метод, или же их гармоничная комбинация. Тандем двух направлений обеспечивает максимальную эффективность: во-первых, это облегчает упражнения для малыша, а во-вторых, вносит разнообразие в программу.

Качество движения

Качество движения измеряется видимыми параметрами – расстояние, высота, скорость, сила. Метод Фельденкрайза берет за основу совсем другой показатель – точность.

Мы обращаем внимание на составляющие компоненты каждого движения – постоянная скорость, плавность, усилие, направление и точность. И только после того, как движение оптимально организовано, можно расширять свои границы

Движение можно останавливать, продолжать или делать в обратном направлении с неизменным качеством и легкостью.

В любой момент, когда нужно внести изменения в движение (поменять скорость, направление, усилие), система начинает сбиваться. В это время стоит остановиться и оценить свои действия

Что мешает мне выполнить задуманное? На что я обращаю внимание в момент движения? Осознание того факта, что качество движения изменилось – сигнал к обучению. Начиная работать с точностью по методу Фельденкрайза, мы улучшаем выполнение действий, а их качество можем измерить по стандартным маркерам – скорость, высота, сила, расстояние

Применение метода для пациентов с ДЦП

Основа метода – дать возможность ребенку с неврологическими нарушениями и патологиями моторного развития обучаться новому. Использование простых и плавных движений помогают восстанавливать осанку, силу, координацию и эластичность тела.

Если малыш спастически парализован, он не выказывает заметного интереса к миру, который его окружает. А ведь по своим умственным способностям он не особенно отличается от здоровых сверстников. Из-за физических патологий детки с ДЦП не могут выразить свои эмоции и проявить желания. Они помещены в строгие рамки своего тела, а общество воспринимает их как неспособных получать новые знания и практические навыки.

Методика Фельденкрайза – кардинально новый системный подход к реабилитации маленьких пациентов с ДЦП. С его помощью активизируются ресурсы организма и био-импульсы освобождают двигательную функцию от существующих неврологических ограничений. Главная цель – предотвращение и сдерживание негативных последствий церебрального паралича для последующего развития ребенка.

Эпилог: «Глубокожительство»

Жена Давида Бен-Гуриона, Полина, не любила Фельденкрайза. Ходили слухи, что когда бы он ни проходил мимо, она ворчала: «Вот идет наш Доктор Фокус-покус…» Люди часто обижаются на то, чего не понимают. Нет никакого фокуса-покуса, как вы уже видели, существует всего лишь обычное следование тому, что вы уже и так делаете. Это может работать как волшебство, когда выполняется верно, но никакого волшебства здесь нет. Помните ли вы рецепт? Применение одной-единственной определенной последовательности. Это рецепт, любезно предоставленный нам самой матушкой Эволюцией, которая наделила нас свойствами кибернетической системы.

Описание

Метод Фельденкрайза — это применение определенной формулы согласно определённой последовательности; только одна формула, только одна последовательность. Формула эта задана самой природой, так же, как и последовательность.

И формула эта такова: выполнять то же самое разными способами. Это формула, при помощи которой развивается любая кибернетическая система, например, человеческое существо. Более техническим синонимом к слову «развивается» в этом контексте может послужить «органически растет», что мы могли бы определить здесь как процесс, при помощи которого человек учится узнавать и выполнять то, что для него подходит; это процесс, при помощи которого мы учимся ходить на ногах, а не на руках, проходить в открытую дверь, а не сквозь стену, т. е. делать то, что «работает», и отбросить то, что «не работает».

Последовательность соответствует нормальному функциональному развитию человека. Так, например, ползать человек начинает раньше, чем ходить, а не наоборот. Ходьба предшествует прыганию, которое предшествует выполнению сальто, и т. д.

Метод CHILD’Spaice

Основой методики являются понятия пространства для гармоничного развития ребенка и темпа, с которым он осваивает новые навыки. Занятия по методике строятся вокруг того, что малыш уже знает и умеет. Ключевая задача – улучшить то движение, которое уже получается и довести его до автоматизма. Занятия Child’Space очень индивидуальны и никогда не повторяются. Здесь нет никаких стандартов и строгих протоколов упражнений.

Автором данного метода стала Хава Шелхав, которая была ученицей Моше Фельденкрайза и взяла за основу его авторскую методику. В практике Child’Space акцент делается на расширении функциональных возможностей тела. Метод применим для любого ребенка с неврологическими заболеваниями и особыми потребностями.

Терапия по методу Child’Space входит в программы реабилитации ДЦП в Центре Галилео. Занятия проходят индивидуально, 1-2 раза в неделю или в формате интенсивов.

Что дают занятия по методу Фельденкрайза

Обычному человеку в обычной жизни:

  • стоять и сидеть не уставая, ходить легко и грациозно;
  • ложиться спать расслабленным, вставать отдохнувшим;
  • наклоняться без скрипа, подниматься без напряжения;
  • сохранять молодую гибкость и радость движения до самого конца.

Врачу ЛФК:

возможность работать с посттравматическими блоками и возрастными изменениями через восстановление мышечной чувствительности.

Танцовщице:

  • развитие мышечного чувства и чувства движения, что освобождает от скованности, механистичности движений и делает тело и движения очень выразительными, эмоциональными и пластичными;
  • чувство пространства, а вместе с ним — устойчивость и точность движений;
  • богатство телесных выразительных средств;
  • уверенность в себе.

Преподавателю танцев:

  • видение и понимание тела;
  • видение и понимание проблем учеников и владение простыми и эффективными средствами для работы с ними.

Танцевальному коллективу:

развитие чувства взаимодействия, вместе с которым возникает естественная синхронность движений, когда каждый чувствует каждого.

Профессиональные программы по методу Фельденкрайза на русском языке

Ко мне постоянно обращаются с разными вопросами о программах подготовки Фельденкрайз практиков. Чтобы не повторяться решил собрать всю информацию в одном посте.Тут нужно сразу сделать ремарку: Feldenkrais Method это коммерческий товарный знак, имеющий к самому Фельденкрайзу и его работе косвенное отношение. Владельцами являются так называемые региональные гильдии, первой из которых является Фельденкрайз гильдия Северной Америки (FGNA) а также международная федерация Фельденкрайз (IFF). Поэтому существует не какая-то одна правильная программа обучению методу, а целый спектр программ, часть из которых аккредитованы владельцами товарного знака и они различаются, и есть еще целый ряд независимых программ учеников Фельденкрайза, таких как Мия Сигал, Йоханан Риверант и других, которые по тем или иным причинам не вступили в организации, владеющие соответствующим товарным знаком.Какая-то часть из независимых практиков объединилась в русле зарегистрированного общества (e.V.) Feldenkrais Network International. Но, кто-то пошел другим путем. К примеру, Анат Баниэль отсудила себе право у FGNA использовать товарные знаки Feldenkrais в ключе своего авторского метода ABM на территории Северной Америки независимо от этой организации.А в Германии в свое время так же в суде, независимый практик доказал свое право на преподавание метода и у гильдии теперь там нет эксклюзивных прав.

Я думаю, что не стоит путать практику, обучение и бюрократию, в последнем правды скорей всего не найти.И так, на русском языке появилась возможность учиться совсем недавно, и уже есть варианты для выбора, что само по себе благо.

Первая русскоязычная программа по методу Фельденкрайза стартовала в Москве в 2017 году. Она относится к независимым и ведет ее Элизабет Блум, ученица Йоханана Риверанта – из Швеции. Главной особенностью данной программы является обучение в малых группах 8-14 человек.Для меня это был чуть ли не главный критерий поступления именно на эту программу. Подробнее о программе – //1drv.ms/b/s!AvqfmhS7Tgl-g-kb1Mxp6TqCCh6yyQ?e=vtB5YIПрактики этой программы включены в реестр Feldenkrais Network International (e.V.) –На данный момент идет 4 потока в общей сложности на 40 человек, три в Москве и последний поток стартовал в Киеве в прошлом году. Даты набора следующих групп на данный момент не определены.

  • Следующая русскоязычная программа организованная Instituto Feldenkrais (IF) началась в Москве в сентябре 2019 года, и была аккредитована EuroTAB. Основной преподаватель и директор образовательной программы в Томас Фарнбахер.На старте было набрано 72 студента, и в течение всего 2020 года к этой программе все еще можно присоединиться.
  • Прямо сейчас идет набор на еще одну проф. программу которая начнется в июне 2020 года в Москве – //feldenkraisrussia.ru/ на этот раз от FGNA. Директор по образованию и основной преподаватель Джерри Карзен. Предположительно размер группы будет сопоставим с программой (IF).

Последние две программы относятся к организациям, владеющими товарными знаками Feldenkrais. Является ли эта принадлежность гарантом качества обучения? Я не знаю. На мой взгляд у этого факта безусловно есть свои преимущества, но они лежат исключительно в юридической плоскости.В целом, вопрос качества обучения, это отдельная, большая и очень сложная тема. Возможно, я ее коснусь как ни будь отдельно в свое время.

Особенности метода

При работе по методу Фельденкрайза основными считаются три момента:

  • Движения должны доставлять пациенту только удовольствие — ведь то, что приносит радость, можно выполнять без особых усилий, но в то же время отнестись к этому достаточно серьезно.
  • Обучение движениям должно происходить в легкой игровой форме, что позволяет лучше их освоить и намного быстрее запомнить.
  • Движения должны быть плавными, не требовать от человека слишком больших усилий.

Если выполнение какого-либо движения сопровождается чрезмерным напряжением и усилием, то это приводит к растяжению мышц — они рефлекторно сокращаются и реагируют «спазмом в обратную сторону», и в этом случае подвижность скорее не увеличивается, а уменьшается. Поэтому нужно стараться найти границу между легкой и более тяжелой нагрузкой. Тогда тело человека становится намного чувствительнее.

Упражнения должны выполняться не ради каких-то результатов. Более того, не следует делить достигнутые результаты на хорошие и плохие. Так мы защитим себя от самооценки по не зависящим от нас критериям, возникающим тогда, когда мы сравниваем себя с другими людьми.

Дело в том, что тщеславный человек обычно прилагает слишком большие усилия для выполнения задания, в результате чего на него приходится слишком большая физическая нагрузка.

Направление используют

Организаторы

  Оздоровительно-образовательный центр «Брандер»  (Москва),    Проект «Станция Обслуживания Тела»  (Москва),    Центр Somatic Valley  (Москва),   Проект Another Story (Москва),    Анна Попеляева  (Новосибирск),    Сообщество Yogaliving  (Санкт-Петербург),    Центр телесно-ориентированной психотерапии «Душа и тело»  (Ростов-на-Дону),   Центр практической психологии «Импульс»  (Томск),    Центр йоги «Центр Счастливого Человека»  (Иркутск),    Учебный центр «Пилатес Плюс»  (Красноярск),    Рубцова Юлия Геннадиевна  (Омск),    Семейная клиника «Салюс Вита»  (Санкт-Петербург),    Екатерина Исаева (Воронеж),    Психологический центр Татьяны Гадельшиной «Калейдоскоп»  (Томск),    Киевский Центр Соматики  (Киев),    Женское пространство «Шатёр»  (Тюмень),    Елена Соловьёва  (Санкт-Петербург),    Школа риторики Светланы Никитиной «Равновесие»  (Екатеринбург).

Тренеры

  Константин Чистяков  (Новосибирск),    Лариса Дмитриевна Зотова  (Новосибирск),    Татьяна Фахрутдинова  (Новосибирск),    Владимир Александрович Пироцкий  (Новосибирск),    Алина Габидуллина  (Казань),    Наталья Назарова  (Красноярск),    Марина Иванова  (Казань),    Мария  (Владивосток),    Михаил Юльевич Благодарев  (Санкт-Петербург),    Надежда Никишина  (Москва),    Наталья Владимировна Герви  (Москва),    Наталья Королёва  (Москва),   Ольга Сергеевна Игнатенко  (Чернигов),    Ольга Валерьевна Серецану  (Томск),    Ирина Видова  (Москва),    Ольга Созонова  (Санкт-Петербург),    Ольга Флёрова  (Москва),    Светлана Александровна Порожская  (Екатеринбург),    Светлана Валерьевна Лозко  (Ярославль),    Сергей Владимирович Карноушенко  (Ростов-на-Дону).

Ещё тренеры 29

Консультанты

  Константин Чистяков  (Новосибирск),    Владимир Александрович Пироцкий  (Новосибирск),    Марина Иванова  (Казань),   Татьяна Петровна Суколина  (Барнаул),    Сергей Владимирович Карноушенко  (Ростов-на-Дону),    Светлана Валерьевна Лозко  (Ярославль),    Светлана Александровна Порожская  (Екатеринбург),   Ольга Сергеевна Игнатенко  (Чернигов),    Ольга Валерьевна Серецану  (Томск),    Наталья Владимировна Герви  (Москва),    Надежда Никишина  (Москва),    Мария  (Владивосток),    Андрей Емельянов  (Киев),    Берт Хильдебрант  (Германия),    Ирина Фролова  (Казань),    Илья Лещинский  (Москва),    Елена Соловьёва  (Санкт-Петербург),    Елена Валерьевна Беспаленко  (Киев),    Екатерина Витальевна Николаева  (Санкт-Петербург),    Дмитрий Николаевич Михайличенко  (Самара).

Ещё консультанты 4

Метод Фельденкрайза
в других городах

Москва,  
Санкт-Петербург,  
Самара,  
Ростов-на-Дону,  
Калининград,  
Уфа,  
Республика Адыгея,  
Екатеринбург,  
Челябинск,  
Турция,  
Омск,  
Израиль,  
Томск,  
Красноярск,  
Индия,  
Вьетнам.

Об авторе

Инженер-электронщик, преподаватель дзюдо с 20-летним стажем и основатель первой в Европе школы дзюдо Моше Фельденкрайз (1904-1984 гг.), занимаясь анатомией, поведенческой физиологией, нейрофизиологией и психологией, обнаружил, что существует взаимосвязь между нарушением двигательных функций и психическими заболеваниями. Он понял, что мышление, чувствование, ощущение и движение никогда не встречаются изолированно, а являются составляющими каждого действия. Совершенствование двигательных навыков он считал лучшим способом самосовершенствования.
Фельденкрайз выдвинул предположение, что развитие недугов можно предотвратить, если помочь человеку осознать неправильность использования собственного тела и целенаправленно его «переучить». Исходя из этого, он разработал разнообразные упражнения, охватывающие весь спектр человеческих движений. Фельденкрайз использовал современные научные сведения о мозге, согласно которым каждое из них связано с нервными процессами, протекающими в коре головного мозга. Эти связи необходимо восстанавливать и расширять.

Разнообразие и вариативность

Чтобы стимулировать мозг и тело к развитию, необходимо внести разнообразие в любую деятельность. Тесты и исследования доказывают, что вариативность играет ключевую роль в поддержке молодости ума и тела.

Подход, который подразумевает использование множественных вариантов, стимулирует «спящие» области мозга и заставляет их работать. В итоге они остаются активными и доступными для всех видов умственной и физической деятельности.

Последовательности движения в методике Фельденкрайза практически не повторяются, скорее наоборот – прогрессируют разнообразие и вариативность на занятиях, постоянно увеличивается сложность. Такой подход расширяет арсенал действий и мыслей пациента.

Как действовать

Если вы хотите еще глубже погрузиться в исследование метода Фельденкрайза, вот что я порекомендовал бы вам предпринять: наилучшая и наиболее краткая презентация метода — это введение к книге The Master Moves (в русском переводе «Уроки мастера» — прим. переводчика). Она занимает всего десять страниц, но излагает (практически) всю суть метода.

Продолжайте на досуге читать другие работы Фельденкрайза. Все они были написаны для общей аудитории, кроме книги «Тело и зрелое поведение», которая является более специализированной. Лучше всего, пожалуй, начать с книги Elusive Obvious («Ускользающая очевидность»), хотя бы потому, что она наиболее короткая. Она также была написана (но не опубликована) последней, я сказал бы, в некотором роде, она дает более кристаллизованное видение.

Если у вас есть возможность связаться с преподавателями метода Фельденкрайза, посетите столько уроков Функциональной интеграции и Осознавания через движение, сколько сможете позволить, у тех практиков, которые вам доступны. После того как вы изучите предмет, вы будете знать, какие занятия и каким образом вы хотите продолжать.

Уроки ФИ и АТМ в видео- и аудиоформате доступны для скачивания в Интернете, причем многие из них  бесплатные. Просмотреть урок ФИ — это замечательный способ зарядиться идеями, которые можно попробовать на себе, тогда как запись урока может стать настолько же эффективной, как и «живое» занятие. Эти он-лайн ресурсы могут стать прекрасным дополнением к «живым» урокам с преподавателем или же могут послужить частичной компенсацией в том случае, если у вас нет выхода на преподавателей метода. Хорошим началом в поиске подобных уроков может стать сайт Международной федерации метода Фельденкрайза, где вы сможете найти видео, на которых Моше Фельденкрайз проводит уроки Функциональной интеграции, а также сайт www.openatm.org, где также выложены бесплатные уроки на английском языке различных преподавателей (в русскоязычном пространстве наиболее информативный сайт посвященный методу Фельденкрайза https://feldy.ru — прим. переводчика).

Выполнение того же действия, только в противоположном направлении, является верхом умения выполнять действие различными способами. Это наиболее точная из всех возможных версия формулы. Если человек успешно пользуется ею,  это указывает на то, что процесс обучения завершен

Это полный разгром схемы, а следовательно, и ее важности. В контексте движения «противоположное движение» также может значить — или определенно значит — «в обратном направлении»

Прочтите главу 12 Correct Posture («Правильная осанка») в книге The Potent Self («Зрелое Я»), чтобы понять, как Фельденкрайз описывает обратимость.

Труды Фельденкрайза не согласованы с ключевым вопросом о точной последовательности, при которой должна применяться формула. Эта несогласованность, возможно, связана с тем, что некоторые из книг были отредактированы и опубликованы посмертно. В книгах «Тело и зрелое поведение» и  «Зрелое Я» Фельденкрайз приводит убедительные доводы довольно определенной последовательности применения формулы, т. е. реорганизации. Однако в других его книгах этот момент вообще не затронут и в целом также наблюдается более свободный подход к последовательности. Прочтите следующие главы, чтобы больше узнать о различных вариантах возможностей: в книге «Тело и зрелое поведение» глава 15 Tonic Adjustment («Тоническое приспособление»), а в книге «Зрелое Я» глава 13 The Means at Our Disposal («Средства в нашем распоряжении»).

Результаты занятий

Одного качественного результата для всех пациентов нет и не будет. Существует широчайший спектр патологий, категорий возраста и уровней тяжести неврологических нарушений. Однако есть эффекты, которые отмечаются в 99% случаев:

  • Отмечается рост амплитуды движений;
  • Улучшаются двигательные функции организма;
  • Расширяется собственный арсенал движений;
  • Мышцы становятся более чуткими к осознанным движениям;
  • При аутизме малыш начинает узнавать себя и воспринимать свое тело;
  • Улучшается способность распределять вес на конечности и управлять ими во время совершения движений.

Программы по методике Фельденкрайза в Центре Галилео проводят реабилитологи-практики, которые проходили обучение и практиковались в Европе, у ведущих специалистов.

Попробуйте сами!

В переобучении по методу Фельденкрайза важно не сделать, а почувствовать. Чтобы почувствовать, надо уменьшить усилие, т.е

сделать небольшое движение медленно и мягко. Возвращаясь к привычным ритмам и амплитудам, человек часто с удивлением обнаруживает забытую лёгкость, плавность и целостность своих движений — всё то, что называют грацией

Чтобы почувствовать, надо уменьшить усилие, т.е. сделать небольшое движение медленно и мягко. Возвращаясь к привычным ритмам и амплитудам, человек часто с удивлением обнаруживает забытую лёгкость, плавность и целостность своих движений — всё то, что называют грацией.

На наших занятиях у нас будет возможность убедиться в эффективности такого подхода, исследовав свои привычки в некоторых простых движениях, например, при повороте головы или вставании со стула. Мы увидим, что способность к самосовершенствованию бесконечна и даже пожилые люди могут весьма быстро вернуть себе лёгкость и грацию движений.

Идти в другом направлении

Идея легкого пути для достижения цели противоречит общепринятой норме, когда максимальный результат достигается путем борьбы и страданий. Чтобы достичь цели, нужно двигаться в выбранном направлении и не сворачивать с него. В методе Фельденкрайза добраться до проблемных мест можно с противоположной части тела, используя те области, которые на первый взгляд вообще не относятся к делу.

Например, вы хотите согнуть ветку. Если надавливать на нее в одном направлении, она сломается. Но если потихоньку сгибать в разных направлениях – она может принять любую форму. Человек тоже может согнуться только благодаря одному усилию, но если он будет практиковать разнообразные комбинации движений, тогда появятся варианты для более легкого выполнения действий.

Чем больше комбинаций мы испробуем, тем больше возможностей перед нами откроется. Метод Фельденкрайза доказывает это на практике. Работая по данной методике пациенты с моторными ограничениями получают возможность открыть новые варианты и мышления и действий.

Дифференциация: разделение «вшитых» паттернов

Каждый день мы выполняем действия на автомате и всегда одинаково. Данные паттерны подразумевают скоординированные движения многих частей тела, которые во многом обусловлены адаптацией к физическим ограничениям. Возможность переоценить и исследовать новые способы совершения привычных действий практически никогда не предоставляется.

Из-за генетической программы некоторые паттерны укореняются глубоко. Например, движение при повороте назад включает перемещение головы, шеи, плеч, корпуса и рук в одном направлении. При этом все составляющие части сливаются воедино и не могут функционировать отдельно от генетического паттерна. Как следствие – ограничивается диапазон движений, появляется скованность моторики.

Метод Фельденкрайза позволяет разделить действия во взаимосвязанных паттернах, чтобы перемещать разные части тела в противоположных направлениях. Например, при повороте головы в сторону, глаза движутся в том же направлении. А мы зафиксируем их и научимся двигать в обратном. Это сложно, потому что непривычно. Но постепенно раздельное движение будет становится легче, а его амплитуда станет повышаться.

Проще будет рассмотреть на примере с цепью, где при скручивании на каждое звено оказывает влияние предыдущее. В любой биологической системе с естественным механизмом сбережения энергии, каждая отдельная часть постепенно начинает зависеть от звеньев с обеих сторон и делает минимальный вклад в общее действие. В итоге любое действие обладает намного меньшим потенциалом, чем изначальный.

Метод Фельденкрайза помогает восстановить независимость и полноценный функционал каждого звена. Кроме повышения амплитуды и легкости движения, дифференцирующие упражнения расширяют когнитивные и психические функции, улучшают способности к обучению и повышают стрессоустойчивость.

Работа с детьми

Много лет личной ассистенткой Моше Фельденкрайза была доктор Хава Шелав. Сейчас она — один из ведущих преподавателей уникального метода и знакомит с ним желающих по всему миру. Шелав исследует связи между обучением, движением и развитием и посвящает себя, прежде всего, работе с детьми. Она является автором метода под названием Child’Space. Это программа сопровождения двигательного развития детей грудного и раннего возраста.
Развитие в первые 2 года жизни в большой степени определяет, каким будет маленький человек во взрослом возрасте. Осознанная помощь родителей в раннем детстве помогает лучше развить физические, психические и умственные способности. Согласно доктору Шелав, отец и мать чувствуют себя при общении с ребенком более уверенными, если хорошо понимают его и следит за его развитием

Младенец, к действиям которого относятся с вниманием и пониманием, обретает уверенность в себе и стремится испытывать что-то новое.