Экспертное исследование по поводу употребления понятий «секта» и «сектанты» в масс-медиа в отношении верующих и их объединений

Наличие ритуала, который сопровождает всякое собрание представителей секты и фактически является средством зомбирования их психики.

Ритуалы сопровождают все собрания сект. Обычно они пышны, торжественны и очень продолжительны. Их задача — погрузить психику адептов в трансовое состояние, чтобы они воспринимали установки и догматы вероучения секты без осмысления и сопротивления.

Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации — контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселённые. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряжённую деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счёте сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных стандартов, развитой культуры мышления. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твёрдых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского вероучения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Агрессивный прозелитизм и психологическое давление

Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создаётся ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» — два сектанта должны буквально «забутербродить» вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет)

В секту легко попасть, но трудно выйти из неё, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. Также поступают масоны и прочие ордена. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу.

Литература[править]

  • Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002
  • С. В. Булгаков Справочник по ересям, сектам и расколам. Издательство «Современник». Москва, 1994
  • Шефер У. Вера бахаи: секта или религия? // Исследования бахаи. Издание «Ассоциации исследований бахаи», № 16
  • Ирвинг Гексам. Новые религиозные движения. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
  • Стенли Дж. Гренц, Дэвид Гурецки, Черит Фи Нордлинг. Теологические термины. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.

Особенности употребления понятия[править]

Понятие секта в русском языке используется в двух значениях, исторически связанных, но существенно различных. Тем не менее эти значения не всегда четко различаются, и отрицательная коннотация, присущая одному из значений («тоталитарная секта»), переносится на секты в целом. Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.

В большинстве случаев религиозные организации не приветствуют употребления по отношению к ним термина «секта», предпочитая называться религией, церковью, конфессией или деноминацией. Само слово «секта» – не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.

Отличия от других типов религиозных организаций[править]

В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. См. об этом подробнее в англ. статье Church-sect typology. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).

Основные особенностиправить

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100-200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают, как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII-XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами, поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.

Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси» (в других переводах – секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.

То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).

Отношение секты и исходной религиозной организацииправить

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии –
  2. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило на основе серьезных вероучительных разногласий) – например, мормоны считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  3. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией – например, бахаисты.
  4. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий

Новые секты (Новые религиозные учения)[править]

Основная статья: Новые религиозные учения

В 20-м веке, особенно после Второй мировой войны появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений, большинство из которых часто именуются сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению с классическими сектами является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания. На основе этой волны возникло в частности движение Нью-Эйдж.

Помимо сект, возникших на основе других религий, и совершенно новых учений, существуют так называемые синкретические секты – сочетающие в себе элементы разных религий (например, секта Као-Дай во Вьетнаме, сочетающая некоторые черты христианства, буддизма и даосизма).

Подход конфессионального богословия (теологический подход)

В западном протестантизме используется два
термина – «секта» и «культ». Термин «секта» не имеет на
Западе негативного значения и ряд ответвлений протестантизма
(например, некоторые баптисты) называют себя сектантами
открыто, вкладывая в этот термин положительный смысл, в то
время как понятие «культ» там имеет сейчас ярко выраженную
негативную окраску: «Понятие «секты» обычно относится к
группам диссидентов, отделившихся от другой, как правило,
традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем
намерении возродить верования или обычаи, которые, по их
мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых
конфессия впоследствии отошла), в то время как «культ» – это
маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной
религией и культурой менее очевидны, которая зачастую
исповедует вероучение, не основанное на христианстве и
иудаизме, и которая часто находится под непосредственным
руководством единого харизматического лидера» (3).

Большой популярностью среди протестантских
апологетов пользуется известный протестантский богослов
Уолтер Мартин. В своей книге «Царство культов» он приводит
следующее определение понятия «культ», дополняя определение
этого термина доктора Чарльза Брэйдена: «Культ – 1) это
религиозная группа, которая значительно отличается от
религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей
культуре, по одному или более аспектов исповедания или
обрядов; 2) это сообщество людей, объединившихся вокруг
определенного человека или истолкования Библии» (4).

Использование термина «культ» в православном
сектоведении представляется нежелательным, так как в его
рамках данный термин имеет другое значение и почти не несет негативного смысла.

В католической литературе можно встретить
два понятия: «секта» (может быть христианского и
нехристианского происхождения) и НДР – «независимое
религиозное движение». К сектам (правда, к разным типам
сект) относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы, что
представляется не совсем корректным. Под «независимыми
религиозными движениями «понимаются группы с синкретическим учением.

В современном Православии (5) чаще всего
используют понятие «тоталитарная секта», которое ввел
профессор церковной истории А.Л.Дворкин: «Тоталитарная секта
— это авторитарная организация, главным смыслом
существования которой являются власть и деньги, для
получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными,
псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями.
Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным
сектам» (6).

Сейчас в Православии предмет сектоведения
находится в стадии становления, идет процесс изучения
современного сектантства и выработки его богословской оценки.

Вот что, в частности, пишет о сектах
современный православный богослов диакон Андрей Кураев в
своей книге «Сатанизм для интеллигенции»: «Сектантской…
является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне
Церкви и в противостоянии ей.

При этом нужно сделать два уточнения:

Первое: нужно уточнить, что чётких границ
Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или
иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе. …

Второе необходимое уточнение: не являются
сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в
противостоянии ему. Однако являются сектами необуддизм и
неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить
неевангельскую религиозность и утверждающие себя уже в
очевидной и неизбежной полемике с христианством…

Экспертное исследование по поводу употребления понятий "секта" и "сектанты" в масс-медиа в отношении верующих и их объединений

Еще один признак, позволяющий отличить секту
от нормальной религиозной традиции (сам по себе достаточный,
хотя и не необходимый), это наличие «скрытых» учений или
обрядов, которые религиозная группа не считает нужным публично раскрывать» (7).

Можно ли православным богословам вместо
термина «секта» использовать термин «ересь»? Термин «ересь»
отражает лжехристианское вероучение группы, в то время как
понятие «секта» имеет более широкое значение. В него входит
и структура организации, и методы психологического
воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия
жизни. Поэтому, на наш взгляд, будет более корректно
использовать эти два термина одновременно в тех случаях,
когда мы говорим о вероучениях псевдохристианских сект, и не
использовать понятие «ересь» вообще, если разбираем
языческие направления сектантства.

Иноязычные соответствия[править]

Русскоязычная терминология религиозных групп заметно отличается от, например, англоязычной (см. например, Church-sect typology). В частности, понятию секта соответствует два термина: sect и cult, основным различием между которыми признается необязательность для cult отпочкования от другой религиозной группы и отсутствие призыва к очищению данного религиозного учения и возврата к исходным корням. Вместо этого cults наоборот основываются на новых откровениях, пророчествах и нетрадиционных или эзотерических знаниях. Более узко, особенно в последнее время, термин cult используется аналогично русскому тоталитарная секта. Во избежание связанной с этим отрицательной нагрузки в последнее время для cults в широком смысле слова все чаще используется понятие New Religious Movements (NRM).

В то же время англ. sect часто используется по отношении к традиционным направлениям многих религий (например, основых течений ислама или христианства), что совершенно не свойственно русскому секта.

В других европейских языках аналогично русскому обоим англ. словам соответствует слово типа франц. secte, нем. Sekte и анал.

Происхождение понятия[править]

Уже в латыни слово secta имело следующие значения:

  1. путь, правило, образ действия, мыслей или жизни;
  2. учение, направление, школа;
  3. ересь, ложное учение;
  4. шайка;

Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать».

Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху.

Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, используясь для перевода др.-греч. αἱρέϭις (которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.

После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово – “секта” стало обозначать организацию или группу людей, а “ересь” – неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сегодня в обоих значениях употребляется только слово αἱρέϭις.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Уточнения, требующие предиктору дополнения корректором 
(5/2)
Декларация о принятии реальности! 
(5/1)
В чём виноват Ленин — 2? 
(5/3)
СВоБоДа и степени несвободы 
(5/3)
Винета — затопленный город Балтики. 
(5/2)
Земля — крестьянам? 
(5/2)
Возможное единение России 
(5/2)
Уточнения, требующие предиктору дополнения корректором 
(5/2)
Алекс Джонс. Кто управляет миром? 
(5/1)
Декларация о принятии реальности! 
(5/1)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением 
(5/8)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик» 
(5/8)
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег»  
(5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
Штраф (случай из жизни) 
(5/7)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? 
(5/7)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/109)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Использованная литература

1. См.: Буткевич Т.И. Обзор русских сект и
их толков с изложением их происхождения, распространения и
вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и знач. доп. — Пг., 1915. — С. 4.

2. См.: Николаев А.А. О понятии секта //
Религия и право: журнал. — 1999. — №2. — С. 23.

3. См.: Барсов М.В. Сборник статей по
истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия.
Т. 1. — М., 2002. — С. 18.

4. См.: Словарь иностранных слов. М., 1996. — С. 447.

5. См.: Толковый словарь русского языка: в 4
т. / под ред. Д. Ушакова. Т. 4. — М., 1996. — С. 132.

6. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. — Н.
Новгород, 2000. — С. 35.

7. Ожегов С. И ., Шведова Н.Ю. Толковый
словарь русского языка. — М., 1993. — С. 734.

8. Словарь иностранных слов. — М., 1996. — С. 447.

9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. — С. 132.

10. Большой юридический словарь, 2003. URL: https://www.petrograd.biz/dictionaries/dict_big_law.php
(дата обращения: 10.01.2010).

11. Ожегов С.И ., Шведова Н.Ю. Указ. соч. — С. 734.

12. Кантеров И.Я. Деструктивные,
тоталитарные… и далее везде // Религия и право: журнал. — 2002. — №1. — С. 27.

13. Троицкий В.Ю. Официальное разъяснение
характера и смысловой нагрузки термина «секта», выполненное
доктором филологических наук В.Ю.Троицким по запросу
профессора Российской академии государственной службы при
Президенте РФ М.Н.Кузнецова. URL: https://www.propovednik2100.ru/index.php?page=144 (дата обращения: 10.01.2010).

14. Например, британский социолог Айлин
Баркер предлагает ввести понятие «новое религиозное
движение» (НРД) и заменить им термин «секта».

15. Лукин В.П. Доклад О деятельности
уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в
2005 году. URL: https://www.ombudsmanrf.ru (дата обращения 19.12.2009).

16. См.: Троицкий В.Ю. Указ. соч.

17. Путин В.В. Доктрина информационной
безопасности России // Российская газета (федеральный выпуск).- 2006. — 19 июля.

18. См.: Секты против Церкви (Процесс
Дворкина) / сост. А.Л.Дворкин. — М., 2000. — С. 246-326.

19. Решение Дзержинского федерального суда
Центрального района г. Санкт-Петербурга от 4 августа 1999 г. 2-237. URL: https://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm (дата
обращения: 29.12.2009).

20. См.: Решение Кузнецкого районного суда
г. Новокузнецка Кемеровской области от 6 июня 2001 г. URL: https://www.k-istine.ru/sects/neo50/neo50_court.htm (дата
обращения: 29.12.2009).

21. См.: Решение Калининского районного суда
г. Челябинска от 2 октября 2000 г. 2-263/2000. URL: https://www.iriney.ru/legal/006.htm (дата обращения:
29.12.2009).

22. Постановление Конституционного Суда РФ
от 26 сентября 1997 г. 16-П По делу о проверке
конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3
статьи 27 Федерального закона 125-ФЗ «О свободе совести и о
религиозных объединениях». URL:https://www.medialaw.ru/article10/7/5-4.htm (дата обращения: 29.12.2009).

Тоталитарные секты[править]

Основная статья: Тоталитарная секта

Особым случаем сект являются тоталитарные секты — религиозные или псевдорелигиозные авторитарные организации, деятельность каждого члена которых (в том числе финансовая и личная жизнь) полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами. Именно понятие «тоталитарная секта» значительно усилило отрицательную коннотацию, распространившуюся впоследствии на сам термин секты.

Основные отличия тоталитарных сект от других сект и вообще религиозных организаций касаются не их вероучения (как с другими типами сект), а способов привлечения и удержания новых членов. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, наиболее характерны два: непрозрачность внутренней структуры и идеологии и обман рядовых членов. Во многих странах общественными или правительственными организациями разрабатываются специальные списки признаков (checklists), которые должны позволить отличить тоталитарные секты среди множества религиозных групп.

Доказать использование перечисленных приёмов в каждом отдельном случае довольно сложно из-за закрытого характера многих сект (не только тоталитарных), поэтому отнесение конкретных организаций к числу тоталитарных сект является предметом острой полемики.

Как и для сект в целом тоталитарных сект характерно наличие выдающегося харизматического лидера («гуру»), хотя для тоталитарных сект такой лидер имеет особую значимость, и оказывает как правило гораздо большее влияние на других членов общины.

Провести границу между двумя типами сект — “классическим” и “тоталитарным” – не всегда просто. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем “остепениться” и войти в общественную жизнь. Как правило, тоталитарные секты не долговечны и, по оценке религиоведов, существуют в среднем полтора поколения — пока жив сам «гуру» и пока живы те, кто лично с ним общался. В дальнейшем тоталитарные секты либо исчезают, либо превращаются в обычные секты, которые затем могут развиться в деноминации или отдельные религии.

Понятие «тоталитарная секта» в целом соответствует англ. cult в узком понимании этого слова, хотя под этим словом могут подразумеваться не только тоталитарные секты, но и многие новые нетрадиционные секты вообще.

Деструктивные сектыправить

Крайней формой тоталитарных сект являются деструктивные секты или деструктивные культы, называемые также секты-убийцы, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Имеется свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и, как правило, не оспариваются, среди них такие, как «Аум Синрикё», «Ветвь Давида», Армия сопротивления Господа и другие.

Самоубийство является крайней, однако, не единственной формой деструкции личности. Многие современные сектоведы считают деструктивными любые секты, вырывающие адепта из социального окружения и / или мешающие принятому в обществе процессу социализации индивидуума. [Источник?]

Наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений.

Непогрешимость догаматов вероучения секты или её основателя. Так Папа Римский считается непогрешимым, какой факт не оспаривается и РПЦ. Учение любой секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причём истина «более свежая», чем истины всех прочих. Все «истины» вероучений сект получаются сверхъестественным путём, через «откровения», видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался«Христом» и дал указание создать секту). Разумеется, всё существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения», объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина — именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину — безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу».) Основатели сект — люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «Христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т. Ф. Акбашев (считает «Иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное», мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом.

Психология деструктивной религиозности:

  • Проблемы раскрытия убийств, совершённых тоталитарными сектами — Вера Абраменкова
  • Путь в экстремисты вымощен словами о любви — Татьяна Решке
  • Что такое деструктивная секта — Пси-Фактор
  • Признаки религий, сект и тоталитарных сект — Олег Заев
  • Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. — решение психологических проблем людей после выхода из сект… — Маргарет Сингер
  • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин
  • Контроль сознания и феномен культа — Стивен Хассэн
  • Феномен деструктивных культов и контроля сознания — Евгений Волков
  • Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) — Евгений Волков
  • Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах — Евгений Волков
  • Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа — Артём Григорян
  • Новейшие секты в странах СНГ — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Психологические особенности сектантства — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе — Вера Целикова
  • Методы религиозных культов — Пси-Фактор
  • Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию — Елена Лещинская
  • Как стать лидером культа — Элиот Аронсон, Энтони Праткин
  • Почему люди тянутся в тоталитарные секты — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Иерархия тоталитарной секты: «Живые боги» и администраторы, или Власть и Деньги — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Как противостоять вербовке в тоталитарную секту — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости — Николай Орел
  • Классификация сект — Пси-Фактор
  • Психодинамика сект — Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
  • Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) — Игорь Молчалин
  • К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах — Михаил Балакин
  • К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект — Михаил Вершинин
  • Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности — Михаил Вершинин
  • Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп  — Михаил Вершинин