Просветление в буддизме

Дхарма-вичая

Вторая бодхьянга – это дхарма-вичая. Обычно слово Дхарма или Дхамма означает учение Будды, но, как мы видели, иногда оно может означать «состояния ума», и именно это имеется в виду здесь. Научившись осознавать состояния своего ума, с дхарма-вичаей вы продвигаетесь еще на шаг вперед. «Вичая» означает «выделение» или «различение», поэтому этот этап или ветвь пути заключается не просто в осознавании собственных состояний ума, но в различении их, в особенности в различении «искусных» (кушала) и «неискусных» (акушала) состояний ума.

Буддийские ученые и практики медитации определенных традиций уделяли особое внимание определению различных состояний ума: в наиболее систематизированной форме это известно как Абхидхарма92. Но первостепенное значение имеет различие между искусными – то есть нравственными – состояниями и неискусными состояниями

Недостаточно просто позволять существовать различным состояниям ума. Нам нужно постоянно наблюдать за умом, нам нужно отличать искусные состояния ума, которые нам нужно развивать, от неискусных состояний, от которых мы хотим избавиться.

Мы можем думать об этом как о процессе отсеивания или сортировки. В Индии одно из домашних дел, которые отнимают больше всего времени – и, конечно, этим почти всегда занимаются дома женщины – это приготовление пищи. И очень часто под пищей подразумевается приготовление риса. Поэтому – и это можно увидеть повсеместно в Индии – поварихи рассыпают рис на плетеных подносах и затем очень тщательно его перебирают, откладывая зерна риса на одну сторону, а камни и кусочки грязи на другую, пока, наконец, с одной стороны не останется большая куча хорошего чистого риса, а с другой – маленькая горстка пыли и камней.

Конечно, на Западе рис обычно поступает к нам очищенным и в упаковке, но идея сортировки подобного рода сохраняется в нашем языке в таких выражениях, как «отделение зерен от плевел». И мы можем представлять себе сортировку наших состояний ума подобным образом. Мы можем в буквальном смысле сказать себе: «Это искусно, это неискусно. Это я должен развивать и взращивать, а от того я должен избавиться». Как рис отделяют от камней, так и мы можем очищать свой ум, избавляя его от неискусных состояний.

Что значит буддизм: религию или философию?

Многие признают буддизм организованной религией, другие скорее «образом жизни» или «духовной традицией». В буддизме существует множество философий и толкований, которые каждый понимает по своему. Поскольку буддизм не включает в себя идею поклонения богу-творцу, некоторые люди не считают его религией в нормальном, западном смысле.

Буддизм как философия, где есть место рациональному исследованию истин и принципов бытия, где Будда описывает их не как божественные законы, а как практические ориентиры. Самый главный акцент буддизма — это то, как вы практикуете, а не то, что вы знаете. Приверженцы буддизма ориентируются на достижение просвещения — состояния внутреннего мира и мудрости. Когда они достигают этого духовного состояния, они, испытывают нирвану — как истинное счастье для человека.

Но, тем не менее Буддизм до сих пор считается религией большинством общественности. Частью буддийского учения являются «религиозные» аспекты, включая дискуссии Будды о загробной жизни и различных сферах существования. Будда также обращается к различным вопросам, которые иногда можно рассматривать как схожие с религиозными. Например, почему существует так много различий между людьми? И почему мир так несправедлив?

Закон кармы как «несправедливость жизни» также затрагивается в таком аспекте буддизма. Буддизм, по сути, служит такой же цели большинству людей в мире, как другие религии, к примеру христианство. Исследователи буддизма, разделены на два лагеря, относительно определения буддизма, но тем не менее главная цель и задачи другие. Считаете ли вы религией или философией, буддизм остаётся учением и образом жизни для многих.

Как сказал буддийский Далай Лама «действительно настоящая религия — это доброе сердце». И в этом весь смысл.

Просветление в буддизмеБуддийский символизм начался еще в четвертом веке до нашей эры.

Смрити

Первая из этих ветвей – смрити, что обычно переводится как «памятование» или «осознавание». Можно сказать, что духовная жизнь начинается с осознанности – мы просто знаем, что происходит, какие события имеют место. Не то чтобы это было просто сделать. Обычно выделяются четыре вида осознанности. На первом этапе мы осознаем то, что мы делаем – то есть, осознаем движения тела и также то, что мы говорим. Мы редко полностью осознаем, что делаем, зачастую мы на самом деле не знаем и что мы говорим, потому что наш ум блуждает где-то еще – но этот аспект осознанности имеет первостепенное значение.

Затем, нам также нужно знать, что мы ощущаем: счастливы ли мы или печальны, полны ли мы жадности или довольства, испытываем ли мы гнев или любовь. И еще нам нужно научиться осознавать, о чем мы думаем. Поначалу то, что нам нужно прикладывать для этого усилия, возможно, не покажется нам очевидным: конечно, мы знаем, о чем думаем, по крайней мере, большую часть времени. Но очень часто мы этого не осознаем. Возможно, даже в этот самый момент вы на самом деле не знаете, о чем думаете. Может быть, вы думаете, что полностью погружены в то, что читаете – но так ли это? Или же вы думаете о том, что вам нужно сделать потом, что вы делали вчера, или что у вас будет на ужин? Пока мы не будем знать, о чем мы думаем мгновение за мгновением, наш ум будет разбросан и полон замешательства. Четвертый тип осознанности – практиковать осознанность по отношению к Дхарме. Как только мы постигаем – по крайней мере, интеллектуально – истину о том, каковы вещи на самом деле, мы должны постараться никогда не забывать ее. Чтобы мы ни делали, мы должны сохранять в уме памятование о Дхарме.

Но мы можем начать с основ. Возможно, окажется, что мы не можем помнить о Дхарме большую часть времени. Возможно, нам трудно постоянно осознавать, что мы думаем и чувствуем. Но мы можем начать хотя бы с того, чтобы попытаться осознавать то, что мы говорим и делаем

Есть история, которая иллюстрирует первостепенную важность этого уровня осознанности. Она о молодом буддисте из Японии, который хотел научиться медитации

Решив, что ему нужен учитель по медитации, он искал его несколько месяцев и прошел многие сотни миль, пока не подошел к храму, где – как он слышал – жил великий учитель медитации. Получив дозволение побеседовать с ним, молодой человек вошел в комнату учителя. Но сначала он сложил зонтик, который у него был с собой, и поставил его около двери.

Учитель спросил у него, что ему нужно, и он ответил: «Я хочу научиться медитировать». Учитель сказал: «Хорошо, но сначала я хочу задать тебе один или два вопроса». Молодой человек очень обрадовался, услышав это, думая, что его будут расспрашивать о теории медитации. Но учитель спросил: «Когда ты только что вошел, шел дождь?» Молодой человек ответил: «Да, и довольно сильный». Тогда гуру спросил: «А у тебя был с собой зонт?» Молодой человек подумал, что это довольно странный вопрос. Почему учитель не спрашивает у него ничего о медитации? Но, в любом случае, он подумал, что лучше ответить. «Да», – сказал он, – у меня был зонт». Тогда учитель спросил: «Когда ты вошел ко мне в комнату, по какую сторону от двери ты его поставил?» Как ни пытался молодой человек, он не смог этого вспомнить. Ему было нечего ответить. Тогда учитель сказал: «Ты еще не готов практиковать медитацию. Сначала тебе нужно научиться внимательности». И молодому человеку пришлось уйти восвояси.

Конечно, на самом деле нам не нужно откладывать медитацию до тех пор, пока мы не научимся быть внимательными. В действительности, медитация – особенно осознанное дыхание – поможет нам развивать внимательность. Но нам не стоит – мы не должны – ограничивать нашу практику периодами сидячей медитации. Мы можем практиковать внимательность в любой ситуации. Чтобы мы не делали, мы должны делать это тщательно, с правильными мыслями. Мы можем учиться, готовить, подметать пол, чинить машину, сидеть за рулем или говорить с друзьями, – чтобы мы не делали, мы можем пытаться делать это с ясным умом, со смрити, с памятованием и осознанностью.

В других религиях и учениях

  • Согласно ряду трактовок в западных переложениях восточных учений (например, в тренинге «ЭСТ»), просветление есть принятие реальности такой, какая она есть, то есть в прекращении всяких попыток строения концепций либо интерпретаций непосредственно (чувственно) переживаемой реальности. «Что есть, то есть, чего нет, того нет». В частности, следует признать машинность, автоматичность и неуправляемость своей системы «тело-ум», признавая за «собой» возможность только наблюдать и принимать эту систему, соглашаясь со всеми её решениями, потому что эти решения были ею приняты.
  • Согласно работам индийского духовного лидера и мистика Ошо, просветление является высшей точкой самореализации существа, происходящего с существом в результате внутреннего поиска.

Цветок лотоса (падма)

Является наиболее известным и широко признанным буддийским символом в мире. Описывает внутренний мир, человечество и жизнь.

«Вечный узел» в буддизме

«Бесконечный узел» (шриватса)

В буддизме бесконечный узел символизирует переплетающуюся мудрость, сострадание и любовь.

Просветление в буддизмеБуддийская свастика обычно находится по часовой стрелке и, как говорят, содержит весь разум Будды.

Свастика

Это древний символ вечности, изобилия, множественности, процветания, благополучия и долгой жизни.

Просветление в буддизмеОн символизирует Ваджраяна, который является одной из трех основных ветвей буддизма.

Ваджра

Буддийский тантрический символ, представляющий великую духовную силу и твердость духа.

Просветление в буддизмеОдин из самых популярных буддийских символов для тату

Неалмус

Символизирует путешествие к просветлению. Он учит, что путь не всегда прямой.

Существуют многие другие символы: лев олицетворяющий могущество Будды, две золотые рыбы — символ счастья и свободы, раковина «санкха» — характеризующая звук пробуждения и призыву, урна мудрости «Бумпа», Глаза Будды/Мудрые глаза, Четыре короля-хранителя и другие.

Просветление в буддизме«Ненависть не прекращается через ненависть. Ненависть прекращается через любовь. Это неизменный закон»

пробуждение Будды

Буддовость

признаны:

  • Архат ( Пали : Архат ), те , кто достиг нирваны, следуя учению Будды. Иногда термин Śrāvakabuddha (Пали: sāvakabuddha ) используется для обозначения такого рода проснувшегося человека;
  • Пратьекабудд (Пали: paccekabuddha ), те , кто достиг нирваны через самореализацию, без помощи духовных наставников и учителей, но не учит Дхарму ;
  • Samyaksambuddha (Пали: самма Самбудд ), часто просто называют Буддой , тот , кто достиг нирваны своих собственных усилий и мудростью и учит его умели другим.

Сиддхартха Гаутама , известный как Будда, как говорят, достиг полного пробуждения, известный как samyaksaṃbodhi (санскрит; Pāli: sammāsaṃbodhi ), «совершенный будды», или Ануттара-samyaksaṃbodhi , «высший совершенный пробуждение».

Термин будда приобрела несколько разные значения в различных буддийских традиций. Эквивалентный термин для Будды является Татхагата , «таким образом, ушел». Способ Буддовости несколько по- другому понимается в различных буддистских традициях.

Канонические счета

В Сутта-питаке , буддийский канон , как сохранился в Тхераваде традиции, пару текстов можно найти , в котором достижение Будды освобождения является частью повествования.

Ariyapariyesana Сутта (Маджхим Nikaya 26) описывает , как Будда был недоволен учением Алара Калама и Аддка Рамапатта , бродил далее через Magadhan страны, а затем нашел «приятный кусок земли» , который служил для стремления. Сутра то только говорит , что он достиг Нирваны.

В Vanapattha Сутте (Маджхим Никай 17) Будда описывает жизнь в джунглях, и достижение пробуждения. Mahasaccaka Сутта (Маджхима Nikaya 36) описывает свои аскетические практики, которую он заброшен. Там-после того, как он вспомнил , спонтанное состояние джхана, и отправился джханы-практики. Оба suttras рассказывают , как после уничтожения нарушения ума и достижения концентрации ума , он достиг трех знаний (Vidhya):

  1. Проникновение в его прошлые жизни
  2. Insight в выработках кармы и реинкарнации
  3. Insight в Четырех Благородных Истин

Insight в Четыре Благородных Истины здесь называется пробуждением. Монах ( бхикку ) имеет «… достиг недостижимой высшей безопасности от рабства.» Пробуждение также описываются как синоним нирваны , угасание страстей посредством страданий закончились , и нет больше перерождения не происходит. Понимание возникает , что это освобождение уверено: «возникло знание во мне, и понимании: моя свобода, несомненно, это мое последнее рождение, теперь нет перерождения.»

Критическая оценка

Schmithausen отмечает, что упоминание о четырех благородных истинах, как составляющие «освобождающее понимание», которая достигается после освоения Рупа джханов, является более поздним дополнением к текстам, таким как Маджхим Nikaya 36. BRONKHORST замечает, что

Это ставит под сомнением надежность этих счетов, а также соотношение между дхьянами и проницательностью, что является основной проблемой в изучении раннего буддизма. Первоначально термин праджни может быть использованы, который пришел заменить четыре истины в этих текстах , где «освобождающее прозрение» предшествовало четыре джханов. Bronkhorst также отмечает , что концепция, что именно это «освобождающее прозрение» была разработана в течение времени. В то время как первоначально он не может быть указан, позже четыре истины служила такой, чтобы быть заменена пратитиями-самутпадом , а еще позже, в школах хинаяны, по учению о несуществовании самосущности или человека. И Schmithausen замечает , что существуют еще и другие описания этого «освобождающего прозрения» в буддийском каноне:

Пример такой замены, и его последствия, является Маджхим Nikaya 36: 42-43, который дает отчет о пробуждении Будды.

Связанные термины

На виду

Бодхи

Бодхи (санскр, Pāli), из словесного корня Бадда , «разбудить», «понимать», буквально означает «чтобы проснулись и поняли». Согласно Йоханнес Бронкхорст , Тиллман Веттер и КР Норман, бодхи был первым не указано. KR Norman:

По словам Нормана, бодхи может в принципе иметь в виду знания , которые ниббана достигалось, благодаря практике дхьяны . Первоначально только «праджня» , возможно, были упомянуты, и Тильман Феттер даже делает вывод , что первоначально ДХЬЯНА сам был признан освобождающим, с успокоением удовольствия от боли в четвертой джхане, не получающий какой — то совершенной мудрости или понимания. Гомбрич также утверждает , что акцент на понимании является последующим развитием.

В Тхеравадах буддизме бодхи относится к реализации четырех стадий просветления и стать Архатом . В буддизме Тхеравады, бодхи равно высшей проницательности и реализации четырех благородных истин, что приводит к освобождению. Согласно Найанатилока,

Это уравнение бодхов с четырьмя благородными истинами является последующим развитием, в связи с событиями в рамках индийской религиозной мысли, где «освобождающее прозрение» было сочтено необходимым для освобождения . Четыре благородных истины , как освобождающая понимание Будды в конечном счете , были заменены пратитиями-самутпадом , в двенадцатикратный цепи причинно — следственной связи, а еще позднее анатт, пустота собственной личности.

В Махаяна буддизма, бодхи равно праджней , проникновение в природу будды , Шуньяты и таковость . Это равно реализации не-двойственности абсолютной и относительной .

Праджня

В буддизме Тхеравады Panna (Пали) означает «понимание», «мудрость», «понимание». «Insight» эквивалентен випассанам « , понимание трех знаков существования, а именно аничч , дуккх и анатта . Insight ведет к четырем ступеням просветления и нирваны.

В буддизме Махаяны праджни (санскрит) означает «понимание» или «мудрость», и влечет за собой понимание Шуньяты . Достижение этого понимания часто рассматривается как достижение «просветления».

Kensho и сатори

Kensho и Сатори японские терминыиспользуемые в дзэн традиции. Kensho означает «видеть в своей истинной природе.» Кен означает «видеть», шо значит «природа», «сущность», сд природу Будды. Сатори (японский) часто используется взаимозаменяемо с кэнсё, но относится к опыту кэнсё

Rinzai традиция видит Кэнсё , как важно для достижения Буддовости , но считает необходимо достичьбудды.

Восточно-азиатский (китайский) Буддизм подчеркивает понимание природы Будды. Этот термин происходит от индийского Татхагата-гарбха подумал, «чрево таким образом ушел» (Будды), присущего потенциал каждого живого существа , чтобы стать Буддой. Эта идея была интегрирована с йогачары-идеей алая виджняна , и дальнейшее развитие в китайском буддизме, который интегрирован индийский буддизм с родной китайской мысли. Будда-природа стала означать как потенциал пробуждения и всю реальность, динамическое взаимопроникновение абсолютное и относительное. В этом пробуждении он понял , что наблюдатель и наблюдать не являются различными объектами, но взаимно взаимозависимыми.

Знания

Термин Vidhya используется в отличие от Авидья , невежества или отсутствия знаний, который связывает нас сансары . Mahasaccaka сутра описывает три знания , которые достигнуты Будда:

  1. Проникновение в его прошлые жизни
  2. Insight в выработках кармы и реинкарнации
  3. Insight в Четырех Благородных Истин

Согласно Бронкхорст, первым два знаниями являются более поздними дополнениями, в то время как понимание четырех истин представляет собой дальнейшее развитие, в ответ на совпадающие религиозные традиции, в которых «освобождающее прозрение» пришло к подчеркнуть по практике дхьянов .

свобода

Vimutti, также называется мокша, означает «свобода», «освобождение», «избавление». Иногда различие делается между чето-vimutti , «освобождение ума», и панна-vimutti , «освобождение путем понимания». Буддийская традиция признает два вида чето-vimutti , один временно и один постоянный, последние из которых эквивалентен Панны-vimutti .

Йогачара использует термин ашрайа parāvŗtti , «революция базиса»,

Nirvana является «выдувание» беспокоящих эмоций, которые так же, как освобождение. Использование термина «просветление», чтобы перевести «нирвану» было популярный в 19-м века, в связи, в частности, усилия Макса Мюллера, которые использовали этот термин последовательно в своих переводах.

Познавательно о сути буддизма

Термин буддизм происходит от слова “Budhi”, что означает «просыпаться». Если в двух словах про суть буддизма это — философия пробуждения. Буддизм — это вера, полностью основанная Сиддхартхой Гаутамой, или «просвещенным» Буддой более 2500 лет назад в Индии. Википедия трактует Будди́зм как учение в религиозно-философском направлении с концепциями: дхарма и бодхи («пробуждение»). 

Буддизм означает философское учение, согласно которому раскрывает истинные причины человеческого страдания. Указывая путь, пройдя по которому, можно достигнуть нирваны, или мира полного внутреннего счастья и покоя.

Буддизм не только объясняет как формируется собственное будущее через мысли, слова и поступки, что даёт большую свободу и возвращает контроль над своей жизнью. Но и просветляет своими учениями и практиками, через древнейшую мудрость.

Цель буддизма коротко — это достижение полной нирваны (освобождение от страданий), через избавление от «незнания» себя. Буддизм — это лекарство, приняв которое человек начинает излечиваться. Только постепенная тренировка ума, наполняет человека, так как «кувшин наполняется капля за каплей».

Просветление в буддизме«Лучше тысячи пустых слов — это одно слово, которое приносит мир».

Ступени достижения просветления

Путь просветления в буддизме не легкий. К нему нужно прийти постепенно. Прекрасным вариантом станет изучение следующих факторов, имеющих название «бодхьянг»:

  1. Осознанность (смрити). Духовная жизнь начинается с этого этапа. Мы начинаем обдумывать наши деяния, затем мысли и эмоции. Медитация помогает человеку сосредоточится на происходящем в его жизни.
  2. Понимание состояний собственного разума (дхарма-вичая). Этот этап заключается в осознании своих эмоций, умении дать им оценку.
  3. Энергия духа (вирья). Последователей культуры иногда сравнивают с пассивными людьми. На самом деле настоящий буддист является аккумулятором физической и духовной энергии, которая направлена в правильное русло.
  4. Радость (прити). Если эта энергия наполняет человека полностью, его разум становится легким, словно воздушный шар, который летит по жизни.
  5. Спокойствие (прашрабдхи). Этап цикличного пути. Возбуждение и эйфория прошли, и человек остается в устойчивом ощущении натурального счастья.
  6. Направленность ума (самадхи). Человек обнаруживает данный пример в жизни самого Будды. Странствуя с места на место, он ощутил усталость и попросил помощника Ананду принести воды. Вернувшись к Будде, он увидел его медитирующим, и сказал что воды принести не удалось — реку переходил караван повозок и она мутная. Но к удивлению помощника Будда ответил: «Я ничего не слышал». Хотя караван прошел возле самого учителя. Это и называется направленностью ума.
  7. Беспристрастность (упекша). Это и есть высшая степень просветления в буддизме. Если человек обладает упекшей, он словно гранитная гора, становится непоколебимым перед любым дождем или ветром. С развитием последнего качества, верующий становится как сам Будда.

Начинающие буддисты часто, по неопытности, задаются вопросом что такое просветление в буддизме. Возможность контролировать свою энергию и разум характеризует это состояние. Умение достичь этого – цель каждого настоящего буддиста.

Смотрите еще видео об этапах пути к просветлению:

Просветление в буддизме

ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух …Читать «Далее»

«ЩАС Я МАМКИНОЙ ИКОНЕ ГЛАЗА ВЫКОЛЮ!»

Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена …Читать «Далее»

Про шапочку

Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила, …Читать «Далее»

Вселенская родительская поминальная суббота (Мясопустная)

А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят …Читать «Далее»

Невыдуманная история

У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не …Читать «Далее»

КРИК ДУШИ

В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные …Читать «Далее»

15 февраля – СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Один из главных православных праздников.

Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье …Читать «Далее»

Скажите: «Люблю», пока дверь ещё не закрылась (история, которая произошла в сентябре 2018 года с автором этой статьи — Еленой Кучеренко, православным публицистом и мамой 5 дочек)

МАМОЧКА, ТЫ ПОЛЕЖИШЬ СО МНОЙ? О самом главном

Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они …Читать «Далее»

Без нас прекрасно обойдутся.

Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей …Читать «Далее»

Перевод

Роберт С. Коэн отмечает , что большинство английских книг по буддизму использует термин «просветление» , чтобы перевести термин бодхов . Корень Budh , из которых оба бодхи и Буддой являются производными, означает «разбудить» или «восстановить сознание». Коэн отмечает , что бодхи не является результатом освещения , но пути реализации, или прийти к пониманию. Термин «просветление» является событием-ориентированным, в то время как термин «пробуждение» это ориентированный на процесс. Западное использование термина «просветить» имеет христианские корни, как и в Кальвине «Это один Бог , который просвещает наш разум , чтобы воспринимать его истину».

В начале 19 — го века бодхи было переведено как «интеллект». Термин «просветить» был первым используется в 1835 году, в английском переводе с французского статьи, в то время как первое зарегистрированное использование термина «просветления» приписывают (в Оксфордский словарь английского языка) в журнале Азиатского общества Бенгалии (февраль, 1836). В 1857 году The Times использовал термин «просветленного» для Будды в короткой статье, которая была перепечатана в следующем году Макс Мюллер . После этого, использование термина утихли, но вновь появился с публикацией Макса Мюллера Чипсы из немецкого семинара , который включал в себя оттиск от Таймс -Статья. Книга была переведена в 1969 году на немецком языке , используя термин «дер Erleuchtete». Макс Мюллер был Эссенциалистским , который верил в естественной религии , и увидел религию в качестве неотъемлемого способности человеческих существ. «Просвещение» является средством , чтобы захватить природные религиозные истины, в отличие от простой мифологии.

К середине 1870-х годов он стал обычным явлением называть Будду «просвещенного», и к концу 1880-х годов термины «просвещенных» и «прозрения» доминировали английская литература.