Характеристики высших психических функций

Понятие «высших психологических» функций у Выготского

Понятие высших психических функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века, а в русскоязычной психологической традиции оно ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» для обозначения объекта его исследования не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п

Выготский подчеркивал важность понимания этих явлений именно как «высших психологических»: «Сознание определяет жизнь (образ), но оно само возникает из жизни и образует ее момент: ergo жизнь определяет жизнь через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни (от динамики) — взяли его как понятие психического, а не психологического, — мы закрыли себе всякий путь к выяснению и объяснению его главнейшего свойства: определять образ жизни и поведения, действовать, влиять».
При этом Выготский подчеркивал принципиальную важность различения психологических и психических явлений с точки зрения диалектической психологии и, в частности, его психологической теории:

Более того, в своих текстах, опубликованных при жизни их автора, Выготский никогда не использовал выражения «высшие психические» для описания явлений, которые описывала и изучала его психологическая теория. Понятие «высших психологических» функций также активно разрабатывалось в работах сотрудников Выготского и Лурии 1920-х годов, а наиболее ярким примером экспериментальной разработки этой темы (в частности, проблем произвольного запоминания и активного внимания) является монография А. Н. Леонтьева, опубликованная в 1931 году под названием «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций». Основным результатом этих исследований стала разработка так называемого параллелограмма развития.

Тем не менее, сразу после его смерти тексты Выготского стали подвергаться систематической редакторской правке при подготовке к публикации начиная уже с середины 1930-х годов, что в конечном счете привело к системным искажениям и фальсификациям его научного наследия в послевоенных публикациях работ Выготского на протяжении всего советского периода 1950-х-1980-х годов, включая шеститомное собрание сочинений Выготского, вышедшее в начале 1980-х годов под редакцией М. Г. Ярошевского и других.

По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930-х годов, а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени, так и в работах самого Выготского, в начале 1930-х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920-х годов.

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» было введено в оборот и стало активно использоваться в работах группы советских исследователей «круга Выготского-Лурии». Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признаков «высших психических функций». В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Что такое психика в человеческой психологии?

Психика в человеческой психологии — это одна из активных форм отображения объективной реальности, которая осуществляется конкретным субъектом, интегрированным в социум. Восприятие и обработка информации происходит путём взаимодействия с предметами окружающей среды и высокоорганизованными живыми существами.Характеристики высших психических функций

Отличительной особенностью наличия здоровой психики в психологической составляющей психологии является действие регулятивной функции, которая принимает участие в координации поведенческой деятельности и соблюдении общепринятых правил. Фактически это внутренний мир человека, формирование которого происходит на протяжении всей его жизни.

Структура психики

Психика в психологии — это сложная и целостная структура, базовые элементы которой описаны в таблице ниже.

Составляющие компоненты психической структурыХарактеристика отдельных элементов структуры психики
Психический процессЭто один из наиболее динамичных компонентов, который присутствует в психике любого человека. Психические процессы возникают и развиваются во время взаимодействия личности с предметами окружающей среды, общения с другими людьми, изучения и сбора новой информации. Отличительной особенностью данного компонента психики является то, что психические процессы являются непрерывными. Они продолжаются даже в то время, когда человек спит. Импульсы нервных окончаний, влияние внешних и внутренних факторов, появление новых потребностей, все это составляющие психических процессов различной направленности.
Психическое новообразованиеЭто отдельный структурный элемент психики, который включает в себя приобретаемые людьми навыки, знания и новые умения. Психические новообразования являются результатом продолжительной работы, обучения, жизненного опыта отдельного индивида. Массовая доля этого структурного элемента психики зависит от каждого человека в отдельности. Люди, занятые на производстве, работающие со сложным оборудованием, программным обеспечением, постоянно обновляют свои психические новообразования, приобретая дополнительные знания.
Психическое состояниеЭто часть общей структуры психики, которая характеризуется наличием общего психоэмоционального состояния человека. Это может быть бодрость, усталость, радость, гнев и порывы ярости, злоба, сожаление, усталость. Различные психические состояния индивида возникают не случайно, а создаются влиянием совокупности факторов, которые являются важными для конкретного человека. Например, состояние здоровья, успешность в бизнесе и на работе, потеря близкого человека, поощрение или наказание за содеянное. Общее психическое состояние разделяют на пессимизм и оптимизм.

Полноценное развитие всех структурных элементов психики позволяет человеку получать дальнейшее образование, приобретать новые навыки и способности, налаживать социальные связи, а также жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.