Психика и сознание

Ощущение — первоначальный опыт работы анализаторов, связ. с органами чувств и стимулами.

Виды: зрение, слух, обоняние, мышечное, тактильные, болевые и т. д.

Пороги: Абсолютный порог — величина стимула, при кот-ом нач. ощущение (верхний и нижний)

Дифференциальный — при кот-ом нач. различение

Психометрическая функция — зав-сть вероятности обнаружения стимулов от их интенсивности.

7 стр., 3023 слов

Ощущения 2

… . Ощущение — познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира. Ощущение — отражение отдельных … , звук предметов и явлений. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения. Ощущения свойственны и животным. (Примеры В …

Влияют: тренированность анализатора, утомление, установка, характер стимула, «цена ошибки», адаптация (очки на лбу)

Функции сознания состоят в: — отражении объективной реальности (внешнего мира); — самопознании внутренних психических процессов и состояний (рефлексии). 2 стр., 806 слов Память. Сознание и бессознательное. Сознание как высшая форма психического отражения

Сознание и бессознательное. Сознание как высшая форма психического отражения. Функции сознания. Сознание как привилегия человека. Происхождение сознания. Другие формы отражения в живой материи. Самосознание. Понятие « Я – концепция … развития психики. Ощущение и восприятие. 1) Физиологическая основа процесса ощущения. Строение и работа анализатора. 2) Ограниченность органов чувств у человека. Общие …

Роль сознания сводится в основном к: — регуляции психической деятельности через формирование целей, мотивов и волевых усилий (регулятивный аспект); — обеспечению процессов познания через обучение (когнитивный аспект); — социальному взаимодействию через речь и язык, эмоции, чувства, невербальное поведение (коммуникативный аспект).

Главное условие возникновения сознания заключается в труде. Труд всегда имеет общественную значимость, повлиял на: приспособления через орудия труда, повысило уровень взаимоотношений, общечеловеческие правила, нравственные.

Восприятие — комплексно, отражение целостного объекта. Позн. процесс, формирующий картину мира. Восприятие времени (оч. сложно. относительность, субъективность, псих. норм)

Свойства: Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

-Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

-Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

-Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

-Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

-Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Мышление: виды и процессы. Интеллект.

М — самая высокая форма опосредованного отражения. Раскрывает сущность. Понимание процессов.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

5 стр., 2117 слов

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ. СВОЙСТВА, ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

… СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обус­ловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них. КОНСТАНТНОСТЬ — относительное постоянство воспринимаемых … накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления. образы памяти претерпевают постоянные изменения, которые могут совершаться как …

Значение изучения психологии для медицинский сестёр

Медицинская сестра является главной помощницей врача, выполняющая его назначения

Но от ее работы зависит не только успех лечения заболевания, но и настроение, душевное состояние больного, которое также имеет немаловажное значение для лечения заболевания и сроков окончательного выздоровления

Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных учреждениях — незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациента, его родственников.

Медицинской сестре необходимо изучать и знать

— психологию своих пациентов,

— их отношение к своему заболеванию и методам лечения,

— особенности и черты характера своих пациентов,

— эмоции и многое другое.

Болезнь всегда индивидуальна, она поражает конкретного человека и чтобы найти средства для ее исцеления медик должен представлять себе не только внешнюю, но и внутреннюю картину болезни, видеть возможные психологические предпосылки и последствия патологических процессов, понимать измененную болезнью личность пациента. Анализ жалоб и собирание анамнеза, соматическое и психиатрическое обследования, проведение всех видов экспертиз. Назначение и осуществление этиологической и патогенетической дифференцированной терапии, решение вопросов выздоравливающих — все это требует от медицинского работника знание личности больного.

5 стр., 2321 слов

Различным статусом.

Недостаток состоит в том, что чело­век при желании может сознательно

повлиять на получаемые ре­зультаты, особенно если он заранее знает, как построен тест и ка­ким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности.

В этих случаях обычно применяют проективные методики:

· проективный, который можно использовать для изучения про­цессов, не осознаваемых человеком.

— «Нарисуй семью»,

— «Дом-дерево-человек»,

— «Нарисуй несуществующее животное» и т. д.

— Широко применяют тест Лю­шера,

— тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т. д.

В качестве методов исследования используют:

Сущность деятельностного подхода в психологии. Общее строение деятельности, характеристика ее компонентов. Общая характеристика деятельности.

теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев).

При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии. Основные принципы Д. п.: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте Д. п. выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Д. п. выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)

1 стр., 345 слов

4. Понятие психики и отражение

… психикой; активное избирательное отражение; все психические процессы есть отражение. Психика есть способность отражать Высшая форма психического отражения- сознание Спор тясячалетий, что есть критерий психической деятельности … др.высшие позвоночные-собаки, дельфины]. Восприятие внеш.мира носит I образный хар … маллюски)- появление первых элементарных; ощущений и челюстей как органа манипулирования. …

Деятельность: сознат. х-р, связь с изготовлением орудий труда, общ. х-р

I.

Наблюдение — это метод сбора первичной информации об изуча­емом объекте путем непосредственного восприятия и прямой реги­страции фактов, значимых для целей исследования.

Существует несколько видов наблюдений

О внутреннем наблюдении мы говорили выше.

1. Внешнее наблюдение — это наблюдение со сто­роны.

2. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок и программы,

3. а стандартизованное, напротив, заранее опреде­лено и ведется по четкой программе.

4. Включенное наблюдение предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фа­ната, наркомана и т. д.

5. Можно также наблюдать человека незаметно.

При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеока­меру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны на­блюдателя).

Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы и минусы.

— Наблюдение прово­дится в естественных условиях. +

+ —

— Его относительная простота соче­тается с субъективностью наблюдателя и определенными трудно­стями при подготовке данных к обработке. —

— Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в мо­мент их совершения.

II.

Эксперимент — один из основных методов психологии.

Это ме­тод, предполагающий активное вмешательство исследователя в де­ятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.

Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы:

1. Во ­первых, над людьми можно экспериментировать только с их согла­сия.

2. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вооб­ще нельзя ставить.

3. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того:

— как понята цель участниками,

— где, когда и кем проводится эксперимент,

— как ведет себя эксперимен­татор и т. д.

Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требо­ваниям психологический эксперимент на практике бывает нелег­ко.

В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент может быть:

— лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией;

— естественным, когда изучение осуществ­ляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухоне­мых детей);

— констатирующим, когда изучаются психологические явления;

— формирующим, если в его процессе развиваются опреде­ленные психологические качества участников эксперимента.

Например: Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с по­мощью колец Ландольта в двух сериях экспериментов. Сначала из­мерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце в обычных условиях, затем предлагали игру в «охоту». В среднем острота зрения у всех участвующих повысилась почти на 30%.

Примечания

  1. Лекции по общей психологии В. В. Петухова
  2. ↑ . www.psychologos.ru. Дата обращения 23 мая 2017.
  3. Crick F., Koch C. The problem of consciousness //Scientific American. Special edition. 2002. Vol. 12. No 1. Р. 11—17
  4. Аткинсон Р. Управление кратковременной памятью. В кн.: Психология памяти /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. −3-е изд., перераб. и доп. — М.:АСТ:Астрель, 2008. — 656с. -(Хрестоматия по психологии).- 379—407 с.
  5. ↑ T. Nørretranders, The User Illusion: Cutting Consciousness Down to Size (New York: Viking, 1998); T. D. Wilson, Strangers to Ourselves: Discovering the Adaptive Unconscious (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002); A. Dijksterhuis, «Think Different: The Merits of Unconscious Thought in Preference Development and Decision Making», Journal of Personality and Social Psychology 87, no. 5 (ноябрь 2004 года): 586—598.
  6. ↑ Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй; пер. с англ. Е. Петровой; . — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. ISBN 978-5-00100-996-2
  7. ↑ Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: 1974.
  8. Линдсей П., Норман Д. Системы памяти. В кн.: Психология памяти /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. −3-е изд., перераб. и доп. — М.:АСТ:Астрель, 2008. — 656с. -(Хрестоматия по психологии).- 363—378 с.
  9. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с. ISBN 978-5-7567-0466-2

III.

Тест (англ. проба, проверка) — один из популярных современ­ных методов.

Тест — это специализированный метод психодиагно­стики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Психодиагнос­тика — процедура оценки индивидуально-психологических свойств личности.

Хороший тест приходится создавать годами.

Например,

первый из тестов интеллекта Векслера-Белвью был издан в 1929 г. Пере­смотренный вариант появился в 1946 г. В 1955 г. он активно об­новлялся, и теперь широко известен как шкала интеллекта взрос­лых Векслера (WAIS).

В 1981 г. тест был пересмотрен и теперь известен как WAIS-R.

Виды тестов:

· тест-задание, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает;

· тест-опросник, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (пригодности) и на­дежности вопросов.

+Положительная сторона тестов в том, что они применимы к людям с

Деятельностная теория: Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. 2 стр., 504 слов Характеристика психических свойств

… различными видами спорта, и конечно, своей будущей профессией.   Характеристика психических свойств 3.1 Тип характера: Педантичный. Хорошо заметным внешним проявлением являются … — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей. Имеет склонности к точным наукам, любит работать с техникой. На данный момент целью является получение …

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).

Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.

Выводы

1. Психология — научная дисциплина, занимающаяся исследова­нием внутренних психических процессов, их внешних проявлений (поведения) и практическим применением получаемых знаний.

2. Каждое из направлений психологии характеризуется собствен­ным представлением о психике человека, ее происхождении и фор­мировании.

3. Основные функции психики — когнитивная, регулятивная и коммуникативная.

4. Психологические научные дисциплины условно можно разде­лить на общие и специальные, теоретические и практические.

5. К основным методам психологии можно отнести наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос.

6. Методологические принципы отечественной психологии — это

· принцип детерминизма,

· принцип единства сознания и поведения,

· прин­цип системности,

· принцип развития,

· принцип личностного подхода

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: