Психика
Групповые явления
Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.
1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.
К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).
Рекомендуем: Психическое отражение — это
2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:
- Познавательные (память, мышление, воображение, ощущения и т.п.).
- Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).
3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, интеллект, эмоциональность и т.п.).
4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).
Стадии развития психики человека
Психика человека имеет 4 основных стадии развития, на каждой из которых индивид расширяет спектр своих возможностей, получает новую информацию, знания, меняет своё отношение к обществу и окружающему миру.
Элементарная сенсорная ступень
Элементарная сенсорная ступень характеризуется минимальным количеством навыков, необходимых для выживания. На данном этапе развития психика человека представляла собой совокупность сложных поведенческих норм, большая часть из которых основывалась на приобретённых инстинктах.
Без специального обучения человек мог приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, добывать себе пищу, конкурировать за ареал существования, продолжать род, защищать свою жизнь в случае возникновения опасности.
Перцептивная ступень
Перцептивная ступень развития психики уже не основывается на основе инстинктивного восприятия мира и связанных с ним ощущений. На данном этапе эволюции человек приобретает новые способности к более тщательному изучению объектов окружающей среды, сбору и анализу информации.
Появляются первые признаки индивидуального поведения, которое напрямую зависит от условий окружающей среды. Переход на перцептивную ступень развития психики связан с усложнением структуры центральной нервной системы и развитием коры головного мозга. На данном этапе человек не просто приобретает жизненный опыт, но также получает способность к самообразованию и обучению новым способностям.
Интеллектуальная ступень
Интеллектуальная стадия развития психики выводит людей на новый более конкурентный уровень.
Отличительные особенности этой ступени заключаются в том, что человек больше не руководствуется инстинктивными мотивами или первичными навыками, а получает способность анализировать сложившуюся ситуацию, находить взаимосвязь между определёнными предметами, искать пути решения конкретных задач.
На данном этапе развития психики происходит усиление когнитивной функции, улучшается память, обучаемость и усвоение новой информации.
Ступень сознания
Ступень сознания — это особенное состояние психики, которое характерно только для человека. Данная стадия развития позволяет индивиду иметь собственное субъективное мнение, переживать события, происходящие в окружающем мире, делать логические умозаключения и формировать внутреннее отношение к произошедшему. Сознание является наивысшей формой психического отражения окружающей реальности.
Основные направления психологии
На сегодняшний день многие из них активно используются и подбираются под конкретную личность и индивидуальную ситуацию.
Наверное, все знают, что теория психоанализа была создана Фрейдом.
А главный этап становления индивидуальности происходит в детстве. Либидо и страх смерти – факторы, которые часто двигают человеком. Этот метод подходит для терапии неврозов, старых психологических травм.
Гештальт-психология утверждает, что нужно воспринимать картину целостно, а не дробить её на отдельные элементы, как это делает вышеописанное направление. То есть, смотреть не на конкретную черту личности, а на всего человека и условия жизни вокруг.
Гипноз используют, чтобы человека ввести в изменённое сознание и стать ближе к бессознательному. Во время сеанса пытаются извлечь причины проблемы, негативные факторы, которыми клиент не хочет делиться при обычном диалоге. Также могут внушаться позитивные установки. Например, что всё хорошо, и человек успокаивается.
Клиент-центрированная психология в своём названии показывает, что на сеансе главная роль отводится клиенту. То есть, он сам может помочь себе, только для этого его нужно аккуратно направить в нужное направление.
Арт-психология рассказывает, как с помощью творчества человек может излить свои негативные эмоции и чувства, и тем самым избавить себя от тяжести. Также психотерапевт может давать задания и трактовать их выполнение (текст, рисунок, лепку), вместе с клиентом изучать спрятанную внутри него проблему, находить выход.
Когнитивно-поведенческое направление занимается коррекцией ошибочного мышления клиента. Психолог объясняет, что неправильно делает (или думает) человек. Приводит примеры, доводы, вспоминает различные похожие ситуации. А также показывает, как можно жить по новым правилам.
Что такое психика?
Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется сложной совокупностью осознаваемых и неосознаваемых процессов, определяющих основные свойства личности человека. Она не является врожденной, но формируется на протяжении жизни через обучение и общение. Психика – чрезвычайно сложная для понимания система, которая состоит из иерархически организованных подсистем и элементов. Все они взаимосвязаны друг с другом, порой изменчивы и неустойчивы.
Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Это все информационные процессы и структуры, необходимые для ориентации и взаимодействия человека с внешним миром, способы отражения реальности, органы и функции, происходящие внутри организма. Главный орган психической деятельности – мозг.
Основные свойства психики – целостность и системность работают на то, чтобы:
- Регулировать поведение и деятельность.
- Помочь человеку осознать свое место в окружающем мире.
- Проявляться в особых формах осознанной и неосознанной рефлексии.
- Формировать эмоционально и чувственно окрашенный субъективный образ реальной (объективной) картины мира.
- Уравновешивать конфликт собственных потребностей и требований социума.
- Обеспечивать взаимодействие человека с окружающей средой.
Термин «психика» происходит от греческого слова, которое переводится как «душевный, жизненный». Термин распространен в психологии, медицине, философии, поэтому его значение может меняться. В течение долгого времени психика обозначалась терминами «душа», «душевные явления» и была центральным предметом философствования. В качестве психических феноменов также рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции, переживания, сновидения, трансы, желания, намерения, интуиция.
Знаменитыми исследователями человеческой психики были П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов. Один их крупнейших психологов С. Л. Рубинштейн утверждал, что психика и сознание не самодостаточны, а принадлежат человеку или конкретно – личности. Возможно, поэтому эти два понятия часто используются как синонимы. Но такое обозначение не совсем корректно. Понятие психики намного шире, поскольку кроме сознания включает бессознательное и сверхсознание (Супер-Я). Тем более, что проблема «Мы управляем сознанием или сознание – нами?» в XXI веке остается открытой.
Как сказал профессор медицины В. Ф. Ясенецкий-Войно: «Я много раз делал трепанацию черепа, но никогда не видел там ума». Несмотря на сложности изучения человеческой психики, исследования в этой области не прекращаются. Наоборот, разрабатываются новые методы 3D-сканирования и моделирования мозга, усовершенствуется МРТ-технологии. Ученые получают новые цифры о нейронах, синапсах, нейронных связях. Но это всего лишь данные о «материи». Понять, как формируются мысли, гипотезы, новые идеи, речь, как работает интуиция, не удалось никому.
Тело или психика: что первично?
В отличие от других высокоорганизованных живых существ, человек устроен сложнее. Человеческая психика наделена сознанием, бессознательным, эмоциями, воображением. В человеке все так совершенно и идеально «подогнано», что полностью отделить физическое от психического невозможно. Поэтому если в организме случились неполадки, помогать ему нужно на всех уровнях.
Понять взаимосвязь тела и психических процессов поможет простое упражнение-эксперимент. Что нужно сделать:
- Сесть на стул, широко развести руки в стороны, откинуть голову назад. Глубоко вдохнуть, глубоко выдохнуть.
- Попробовать вспомнить что-то печальное, погрустить. В таком положении долго сохранять чувство грусти невозможно. Либо печаль начнет уходить, либо захочется опустить плечи, зажать мышцы шеи и туловища.
- Дело в том, что грусть удерживается на физическом уровне с помощью мышечного зажима. Удерживать его в таком «развернутом» положении невозможно. Поэтому нет мышечного напряжения, нет грусти.
Так или иначе, все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Они приводят к едва заметным переменам в кровообращении, частоте дыхания, сокращении мышц, деятельности желез даже в тех случаях, когда это совершенно незаметно. Более существенные проявления этой взаимосвязи – психосоматические болезни и наоборот, лечение заболеваний через внушение или психотерапию. Поэтому проблема тело-психика сродни вопросу: «Что первично – яйцо или курица?». Однозначного ответа нет.
Тело или психика: что первично?
Согласно общепринятой научной теории, такое свойство человеческого организма, как психика, появилось на определённом этапе биологической эволюции.
Тело было первичной материей, которая на протяжении нескольких тысяч лет проходила множественные этапы своего усовершенствования и адаптации к новым условиям постоянно меняющейся окружающей среды. По мере увеличения и развития головного мозга центральная нервная система человека приобретала новые функциональные возможности.
Высокоорганизованные организмы получили возможность более широкого восприятия мира, осмысливать полученную информацию, налаживать новые коммуникативные связи, создавать собственную картину объективной реальности, а также принимать самостоятельные решения в условиях сложившейся ситуации.
Появление психики сыграло важную роль в дальнейшем развитии человечества. С религиозной точки зрения люди изначально были созданы с развитыми центрами головного мозга, отвечающими за наличие психического аспекта и сознания.
Состояния психики
Состояния психики — это совокупность режимов жизнедеятельности человеческого организма, которые отличаются между собой энергетическими характеристиками, эмоциональной составляющей, физиологической активностью внутренних органов и систем. Изменение состояний психики напрямую связано с влиянием внешних и внутренних факторов.
Существуют следующие психические состояния, свойственные человеку:
- ситуативно-обусловленные, возникающие в качестве ответной реакции на временный раздражитель (непринятие брани, плохих поступков окружающих людей);
- поверхностные, связанные с переменчивым настроением;
- положительные, которые вызваны чувством вдохновения, эмоциями радости, счастья, любви;
- неосознанные, которые присущи людям, находящимся в состоянии сна или транса;
- астенические, возникающие при усталости, потере жизненных сил, мотивации к действиям;
- физиологические, сопровождающиеся чувством голода, боли.
В зависимости от разновидности состояний психики их продолжительность может носить краткосрочный, среднесрочный или длительный характер. Скорость изменения психических состояний зависит от особенностей характера и темперамента отдельного индивида.
Вопросы происхождения и развития психики
В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму, одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами.
В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева, предложившего считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия — те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Абиотические воздействия сами по себе не полезны и не вредны. Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно — во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории.
У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта.
В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:
- стадию элементарной сенсорной психики;
- стадию перцептивной психики;
- стадию интеллекта.
К. Э. Фабри оставил только две первых стадии, «растворив» стадию интеллекта в стадии перцептивной психики.
На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.
Области психологии
В зависимости от того, людей из какой области изучают, выделяют различные виды психологии:
- общая психология – именно она занимается сбором информации для понимания о том, как в целом работает психика человека;
- социальная – изучает взаимодействие людей в больших и малых группах;
- психология личности – рассматривает человека как индивидуальность, оценивают его отдельные качества, и смотрят, как конкретная особа взаимодействует с социумом;
- экспериментальная – собирает информацию на основе эмпирического метода получения данных;
- генетическая – изучает влияние наследственных качеств;
- дифференциальная – сравнивает психику людей с разным развитием, культурными принадлежностями и взглядами на жизнь, возрастом и полом;
- специальная – рассматривает людей, у которых есть дефекты в развитии психики;
- возрастная психология – изучает человека на всех этапах жизни, выделяет основные характеристики и потребности того или иного возраста;
- эволюционная – объясняет поведение современного человека на основе привычек и модели поведения первобытных людей, которые проявляются у нас и по сей день;
- педагогическая – предоставляет информацию, как воспитывать и учить детей;
- семейная – занимается отношениями между парой, супругами, родителями и детьми, родственниками;
- медицинская – изучает нарушение психики, а также взаимодействие между врачом и пациентом, учит правильно доносить информацию о болезни;
- психофизиология – объясняет психику как результат работы нервной системы и влияния гормонов;
- судебная – помогает установить вменяемость подозреваемых и подсудимых;
- инженерная, авиационная, спортивная, военная и т.д. – в зависимости от области работы, есть своя специфика психики человека, о которой заботятся узконаправленный вид науки.
Душевное и духовное в психике человека
Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».
В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.
Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности — Бога.
Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:
- органическими ощущениями нашего тела;
- восприятиями органов чувств;
- восприятиями от нашего трансцендентального (свсрхопыт- ного) существа;
- восприятиями из высшего духовного мира;
- воздействиями нашего духа.
Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.
Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.
Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.
В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.
Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф
Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы
Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.
Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.
В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.
В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.
Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.
Психология
Развитие в психологии
Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:
- Раскрытие принципов психики.
- Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
- Принятие системы психической деятельности.
- Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.
За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.
Психические расстройства и болезни
Психиатрия является развивающейся наукой, которая изучает виды заболеваний психики, причины их возникновения и способы излечения.
Выделяют следующие виды психических расстройств и болезней:
- шизофрения и бредовые состояния;
- поведенческие и психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
- аффективные расстройства, вызванные резкими перепадами настроения;
- невротические, связанные с пережитой стрессовой ситуацией и продолжительным психоэмоциональным перенапряжением;
- умственная отсталость;
- расстройства эмоциональной составляющей;
- патологии психического развития, проявляющиеся ещё в раннем детском и подростковом возрасте.
Тяжесть психического заболевания определяется в индивидуальном порядке путём обследования пациента. В процессе диагностики устанавливаются причинные факторы, повлиявшие на неправильное формирование психики.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Психология — это наука о человеке и личности
Для того чтобы собрать информацию, учёные использую такие методы:
- наблюдение – самый простой метод, который заключается в описании того, что происходит на момент какой-то ситуации или длительного жизненного периода;
- эксперимент – бывает естественный (в природных условиях с привнесением небольших изменений от специалистов) и лабораторный (происходит в штучно созданных условиях);
- анализ творчества человека – через него неосознанно проявляется состояние психики;
- тесты и задание различного характера;
- беседа – открытое общение между психологом и клиентом;
- интервью – специалист задаёт чётко сформированные вопросы.
Научные наработки из области психологии применяются и в практике. Создаются методы диагностики эмоционального состояние клиента, а также выявления нарушения памяти, внимания, мышления, волевой сферы.
Научные психологи думают над правильным построением консультации, чтобы получить нужные данные, и чтобы при этом клиент чувствовал себя комфортно.
Один из важных пунктов практической психологии является коррекция проблем психики, и человека в частности. А также терапия, если нужны более длительные сеансы, чтобы лучше разобраться с причиной, сильными неприятными ощущениями.
Ведутся профилактические лекции и существуют индивидуальные занятия, на которых рассказывают, как уберечь себя от неврозов, проблем в отношениях, бессонницы и других последствий нарушения психики.
Со временем подростков, юношей и взрослых людей интересует, как развить в себе те или иные черты личности. И тут же наука приходит на помощь и предоставляет большое количество книг, тренингов и сеансов тет-а-тет с психологом.
Научная трактовка
Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:
- По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, привычек и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
- Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
- Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
- Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
- Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.