Каталог книг по психодиагностике

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

  1. конструирование и апробация методик,
  2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,
  3. выработка правил поведения обследования,
  4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,
  5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности. Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза. Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование» (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов»,  «Теория и практика психологического тестирования». В книге «Энциклопедия психологии»,2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая  включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике. По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием  ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики. В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым  был обоснован термин «психодиагностики». Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью «определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)» (Ананьев Б.Г., 1968) В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: «психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности». Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или отсутствием их. Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука. Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики. Известны следущие отрасли психодиагностики: 1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания. 2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь. 3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров. 4. Судебная психолого-психиатрическая.

Услуги и объявления33

Услуга

Личная консультация
Москва

  Подать заявку

Услуга

Письменная консультация на картах Таро
Москва

  Подать заявку

1,5–2 часа

Консультация, диагностика жизни по чакрам
Королёв

  Подать заявку

Наталья Сизова

От 30 минут и до получения результата.

Консультация «Освобождение от страхов, фобий, неврозов, панических атак, сильной тревоги»
Москва

  Скидка 500Р

Московская Тета Школа
Вячеслав Немцов

3 часа

Определение предназначения, индивидуальных способностей и талантов по методу биорезонансной экспресс-диагностики профессора Давыдовой И.Н
Москва

  Подать заявку

60 минут.

Консультация психолога, тета-практика
Москва

  Скидка 500Р

Проект TetaProLife. ThetaHealing
Валентина Орлова

2 недели.

Ищу напарницу для психокоррекции
Москва

  Подать заявку

1 час.

Индивидуальная консультация психолога Центра «Навстречу Себе» на Покровке
Москва

  Подать заявку

Московский Центр Психологии и Развития «Навстречу»
Центр психологии, развития и творческой самореализации «Навстречу Себе»
Школа Таро «Навстречу» Соклаковой Наталии Борисовны

Ещё 1 организатор…

Мария Орлова
Наталия Борисовна Соклакова
Наталия Владимировна Малахова

Ещё 1 тренер…

1 месяц

Консультация по натальной карте. Акция «Выпускник 2017»
Москва

  Скидка 2500Р

От 30 минут и до получения результата.

Консультация «Освобождение от зависимостей: сексуальной, психологической, любовной, энергетической»
Москва

  Скидка 500Р

Московская Тета Школа
Вячеслав Немцов

С 8:00 до 10:00.

Услуга «Чай с психологом»
Москва

  Подать заявку

Тренинг-центр «Живи»
Твердовская Юна

1 час.

Консультация по графологии (анализ почерка)
Москва

  Скидка 300Р

1 час.

Коррекция Судьбы. Авторские тесты по предназначению. Консультации от автора уникальной книги
Москва

  Подать заявку

Павел Евгеньевич Жуковский

Услуга

Психодиагностика — решение любого Вашего жизненного вопроса за донэйшн
Москва

  Скидка 1000Р

20 минут.

Бесплатная консультация психолога, тета-практика
Москва, м.Тульская

  Подать заявку

Проект TetaProLife. ThetaHealing
Валентина Орлова

2 часа

Психодиагностика
Москва

  Скидка 200Р

Евгения Кольцова
Елена Белкова

3 часа.

Вывод из депрессии
Москва

  Скидка 1000Р

Мастер Счастья

90 минут (1,5 часа).

Онлайн-тест «Бизнес-профиль». Комплексная диагностика потенциала и профориентация для взрослых
Москва

  Скидка 5%

Проект Key to talent

Услуга

Услуги психолога Эльвиры Николаевной Майоровой
Москва

  Скидка 150Р

От 1 часа.

Психологическое консультирование, психологическая коррекция, психодиагностика
Москва

  Скидка 500Р

Московская Тета Школа
Вячеслав Немцов

Показать ещё 13 услуг

Направление используют

Организаторы

  АНО ДПО «Академия детекции лжи»  (Москва),    Агентство «Психотехнологии Павлова»  (Москва),    Алексей Коноводов (Москва),    Ассоциация спортивных и практикущих психологов  (Москва),    Институт прикладной психологии  (Москва),    Компания Mega-Galaxy  (Москва),    НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования»  (Москва),    Научно-исследовательский Центр Корпоративной Безопасности  (Москва),   Проект «Ожидание и Чудо» (Москва),    Проект «Прощай печаль»  (Москва),    Проект Key to talent (Москва),   Психологический центр образования и развития «Инсайт»  (Москва),   Региональный институт подготовки специалистов для реабилитационный центров  (Москва),    Студия глубинной психологии «Белый лотос»  (Москва),   Центр Марины Фридман  (Москва),    Центр психологического развития «Стратегия» (Москва),    Центр психологического развития «Эголюция»  (Москва),    Tati Galieva  (Москва),    Академия Профессионального Коучинга  (Москва),    Аромастудия Aurantica  (Москва).

Ещё организаторы 201

Тренеры

  Александр Михайлович Ушнурцев  (Москва),    Алёна Владимировна Николаенко  (Москва),    Артём Павлов  (Москва),    Вероника Александровна Меркулова  (Москва),    Денис Григорьевич Григорьев  (Москва),    Евгения Алексеевна Курбатова  (Москва),    Евгения Кольцова  (Москва),    Екатерина Викторовна Карионова  (Москва),    Екатерина Павловна Софийская  (Москва),    Елена Валерьевна Асауляк  (Москва),   Елена Викторовна Ничикова  (Москва),    Елена Вячеславовна Базанова  (Москва),   Елена Громова  (Москва),    Елена Юрьевна Шабунина  (Москва),    Зияда Сайдутова  (Москва),    Игорь Татарский  (Москва),    Ирина Анатольевна Сальникова  (Москва),    Ирина Витальевна Лосева  (Москва),    Ирина Степановна Вернигорова  (Москва),    Константин Павлович Митрошин  (Москва).

Ещё тренеры 455

Консультанты

  Алёна Владимировна Николаенко  (Москва),    Анна Владимировна Гунтик  (Москва),    Антонина Владимировна Богачёва  (Москва),    Артём Павлов  (Москва),    Денис Григорьевич Григорьев  (Москва),    Евгения Алексеевна Курбатова  (Москва),    Евгения Кольцова  (Москва),    Екатерина Викторовна Карионова  (Москва),    Екатерина Павловна Софийская  (Москва),    Елена Валерьевна Асауляк  (Москва),   Елена Викторовна Ничикова  (Москва),   Елена Громова  (Москва),    Елена Юрьевна Шабунина  (Москва),    Зияда Сайдутова  (Москва),    Игорь Татарский  (Москва),    Ирина Степановна Вернигорова  (Москва),    Константин Павлович Митрошин  (Москва),    Максим Анатольевич Лазарев  (Москва),    Марина Васильевна Елисеенко  (Москва),    Марина Фридман  (Москва).

Ещё консультанты 431

Психодиагностические методы: виды, классификация, применение

Хотя психодиагностика считается практической областью, она, скорее, является звеном между общей и прикладной психологией. То есть это одновременно вся теоретическая база и сфера практической работы психолога. Поэтому разделяют психологическую диагностику:

  • Теоретическую. Здесь конструируют методики тестирования, собирают и обрабатывают данные.
  • Практическую. Здесь подбирают методику для определенной цели проверки и конкретного клиента.

В XXI веке нет единой общепризнанной классификации психодиагностических методик. На практике чаще применяют:

  • Вербальные: тестируемый описывает свои действия словами.
  • Стандартизированные: утвержденный тест с четким количеством последовательных вопросов, инструкцией для расшифровки результата.
  • Интеллектуальные: тесты-задачи на скорость решения с однозначно «верными» и «неверными» ответами, проводятся с ограничением во времени.
  • Личностные: изучение характера, способностей, эмоций, особенностей памяти, внимательности, реакций, работоспособности.

Психологическое тестирование бывает:

  • Групповое/индивидуальное.
  • Устное/письменное/эмоциональное.
  • Бланковое/предметное (кубики, фигуры)/программное.
  • Профессиональное/профориентационное.

Психологическое тестирование применяют в индивидуальном консультировании, но массово оно используется для отбора кандидатов на вакантную должность. Тестирование при трудоустройстве дает работодателю возможность оценить претендента субъективными методами, выбрать наилучшего кандидата на должность, избегая предвзятого отношения со стороны руководителя, рекрутера, сотрудника отдела кадров.

При профотборе используют тест Амтхауэра (интеллект), Люшера (темперамент), Кеттелла (личные качества), Белбина (общительность) и другие. В зависимости от вакантной должности, специфики работы, предпочтений работодателя набор методик может меняться.

Кроме данных о профпригодности работодатель получает информацию: насколько претендент будет соответствовать коллективу и требованиями корпоративной дисциплины, как ему удастся налаживать совместную работу с коллегами. Отдельные стресс-проверки дают информацию о том, как человек ведет себя в нестандартных, экстремальных ситуациях, насколько склонен обманывать, валить вину на другого.

Но при всех плюсах диагностические методики имеют большой минус: они не дают прогноза о том, насколько эффективными будет сотрудник через год-два работы в компании. И поэтому решающей проверкой все же считается личное собеседование.

Профессионально-этические аспекты психодиагностики

Профессиональная деятельность практического психодиагноста базируется на ряде социально-этических принципов работы с испытуемым.

1. Принцип соблюдения тайны психодиагностики. Предполагает неразглашение ее результатов без персонального разглашения на это испытуемого. При изучении несовершеннолетних требуется на разглашение полученных результатов согласие родителей, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют научные исследования, но в них не рекомендуется указывать точные имена и фамилии испытуемых.

12 стр., 5774 слов

Методика исследования интеллекта 2

WAIS     МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА     взрослый вариант I   ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ … . Превышающий объемные размеры. Как великан. Грандиозный. Циклопический. 1: Ответы, не отражающие ясного понимания сравнительной величины: большой. Довольно большой. … . Слушайте внимательно, и… Обратный счет. Приступайте к этому тесту со словами: «Сейчас я опять буду… Общая оценка субтеста …

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики. Требует того, чтобы была как минимум валидной и надежной, то есть давала достоверные результаты.

3. Принцип ненанесения ущерба. Предполагает, что результаты психодиагностики нельзя использовать во вред испытуемому. Если целью исследования является конкурсный или профессиональный отбор, то результаты должны быть открыты для клиента.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования. Требует, чтобы они были научно обоснованы, а не определились субъективными установками психодиагноста.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций. Означает, что такие рекомендации должны быть полезны испытуемому и не вести за собой нежелательных, непредсказуемых последствий.

К людям, занимающихся психодиагностикой предъявляют особые квалификационные требования. В США к практической работе по психодиагностике допускаются лишь лица, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие двухгодичную специализацию по психодиагностике при университете. От психодиагнота требуется хорошая теоретическая подготовка, точное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Тесты (от англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

По форме тесты делятся на индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные.

Плюсы и минусы самостоятельного тестирования

Так сложилось, что сегодня в сети доступны тысячи диагностических методик, тестов, опросников с ключами, которыми можно расшифровать результаты. Казалось бы, бери и делай, узнавай о себе неизведанное. Но не все так просто. Все эти тесты на 12-20 вопросов с вариантами ответов подходят только для приятного отдыха или развлечения. Они создаются обычными людьми и публикуются наравне с астрологическими прогнозами или анекдотами только для того, чтобы развлечь читателей.

Подвох может быть даже в тестах, подписанных именами известных психологов:

  • Большинство бесплатных и доступных методик устарели. Многие иностранные тесты 20-30 лет назад переводились с ошибками, адаптировались с учетом того времени. Поэтому в научном сообществе признаны неэффективными или ненадежными.
  • Авторы-самоучки, увлекающие составлением тестов, сокращают, корректируют, адаптируют методики только для того, чтобы их было просто пройти большинству посетителей. Потому что добраться до конца опросника из 400-500 пунктов сможет не каждый. Конечно, ни о какой достоверности таких экспресс-тестов речь не идет.
  • Тесты на уровень IQ сегодня вообще не признаются научным сообществом. Потому что умение быстро считать и определять процент сегодня не считается показателем интеллекта.
  • Предложенная интерпретация результатов никем не проверяется и не дает никакой информации. Ответы вроде «Вы слишком много злитесь, займитесь собой…» или «Нужно быть осторожным с новыми знакомыми…» – сплошная профанация, не более.

Еще одна плохая новость для любителей самостоятельной проверки: серьезные научные методики в большинстве своем не проходят для самопознания. Они создаются для практикующих психологов и психотерапевтов, которые проходят несколько этапов переподготовки. Более того, большинство результатов не интерпретируются однозначно

Ключи с расшифровкой результатов указывают психологу, на что обратить внимание, какие качества проверить дополнительными тестами или в личной беседе

Важными показателями серьезной методики являются три критерия:

  • Валидность. Это практическая обоснованность, пригодность методики для проверки в конкретных условиях. То есть методика должна измерять качество, представленное в названии (тревожность, стрессоустойчивость) и иметь доказанную эффективность.
  • Надежность. Это характеристика методики, в которой отражается точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к влиянию посторонних факторов. Например, когда при повторном тестировании кандидата будет получен качественно похожий результат. Кроме того, результат не может быть зависим от состояния погоды, времени года, настроения тестируемого.
  • Стандартизация. Это сведение процедуры проведения и интерпретации теста к стандартным условиям. То есть независимо от личности психолога, количества испытуемых тестирование будет проходить по одной схеме.

Обеспечить все эти параметры один тест (даже самый подробный) не может. Поэтому для проверки чаще используют подборку тестов и интерпретируют результаты комплексно.

Психодиагностика не дает предсказаний, не заменяет детектор лжи, не гарантирует однозначных ответов на вопросы. Более того, она не имеет ничего общего с популярными онлайн-тестами, где пара поставленных галочек предоставляет однозначный ответ. Это сложный инструмент для ученого или подготовленного психолога, которым нужно уметь пользоваться грамотно.

Психодиагностика у детей (подростков)

Психодиагностика у детей различается по возрастным периодам и задачам. Обычно родителей малышей волнует вопрос, готов ли ребенок психологически к детскому саду и затем к школе. Сможет ли ребенок избежать сильного стресса, когда окажется в необычной обстановке? Детский психолог в игровой форме может исследовать способности ребенка, оценить, может ли ребенок концентрироваться, насколько он усидчив и внимателен, готов ли он к обучению, сможет ли следовать правилам и слушаться учителя.
Еще один вопрос, который волнует родителей дошкольников и младших школьников, — как раскрыть талант ребенка? В чем ребенок сможет преуспеть в будущем? Последние 15 лет в услугах профдиагностики применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает мозговую организацию психических процессов

Именно нейропсихолог поможет оценить способности ребенка с научной, объективной точки зрения.
Нейропсихолог в беседе, в игровой форме, с помощью специальных заданий (нейропсихологических проб), принимая во внимание возрастные нормативы их выполнения, определяет, как развиты психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Оценка особенностей мозгового обеспечения психической деятельности ребенка «подсказывает», какое направление деятельности ему будет даваться проще всего

А еще нейродиагностика показывает, какие психические функции недостаточно развиты или требуют коррекции. Если вас заинтересовала нейропсихологическая диагностика, узнайте подробнее о методиках «ПрофПревью» и «Нейропрофиль».

Каталог книг по психодиагностике

Статья по теме:Как раскрыть талант у ребенка >>

В средней и старшей школе профдиагностика помогает определиться с сильными и слабыми сторонами подростка, подсказать, какую профессию ему стоит выбрать по интересам, способностям и личностным особенностям.

Этапы психодиагностического обследования

1) Подготовительный: -постановка цели исследования -формулирование психодиагностической гипотезы (гипотез) -постановка конкретных задач -определение объекта и способа организации исследования -формулирование предварительного определения изучаемого феномена -создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики -выбор психодиагностического пространства -выбор психодиагностического времени -проведение пилотажного исследования (в случае необходимости) -корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса 2) Основной или диагностический -непосредственное проведение психодиагностического обследования -первичное обобщение психологической информации 3) Заключительный или интерпретационный -описание и интерпретация полученного материала -сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой -составление заключения по результатам проведенного обследования

Психодиагностика личности (характера)

Психодиагностика характера как область научных интересов начала складываться в конце XIX века, когда немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт впервые в лабораторных условиях измерил восприятие, память, внимание, скорость реагирования и другие индивидуальные особенности человека.

Каталог книг по психодиагностике

Главный вопрос психодиагностики: чем этот человек отличается от других, какие особенности характера его выделяют? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям нужно проанализировать характеры множества людей с учетом их пола, возраста, места проживания, самочувствия и т.д. И только на основе анализа массива результатов можно сделать выводы об индивидуальных отличиях одного человека. С момента возникновения науки разработано множество методик, часть из которых вы, возможно, знаете.Тест Роршаха — визуальный психодиагностический тест, который разработан в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Тест еще известен под названием «Пятна Роршаха». Он состоит из 10 карточек (изначально карточек было 40, но для публикации Роршах отобрал только 10), где нарисованы кляксы с нечеткими цветами и границами. Роршах изучал открытую в тот момент болезнь шизофрению и заметил, что больные нестандартно интерпретируют рисунки в виде клякс. Тест может определить индивидуальные особенности личности, сильные эмоциональные состояния и диагностировать расстройства личности, отклонения от нормы, хотя полностью доверять его результатам не стоит. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — еще один опросник, который распознает клинические расстройства. Он был создан в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли в Университете Миннесоты и предназначался для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI нашел широкое применение в клинической практике. Для его создания разработчики соотносили ответы группы психически здоровых людей и пациентов с четко выявленным синдромом: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, шизофрения и т.д. Хотя в качестве диагноза результаты этого теста использовать не стоит, так как не всегда высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие.Тест Кеттелла — 16-факторный личностный опросник (или 16 PF), содержит около 190 вопросов, один из самых известных в мире психодиагностических комплексных тестов. Его первые варианты созданы в 1945-50-х гг группой исследователей под руководством Реймонда Кеттелла. Как видно из названия, тест содержит 16 шкал (черт личности) и претендует на комплексную оценку личности. С помощью теста определяются такие качества, как замкнутость/общительность, интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, практичность/мечтательность, консерватизм/радикализм и т.д. Сегодня опросник используют при приеме на работу, в том числе на и .

Каталог книг по психодиагностике

Личностный опросник Айзенка разработан психологом Гансом Айзенком в 1963 году, и с тех пор адаптировался и видоизменялся. Тест направлен на диагностику темперамента. В основе методики лежит предположение, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии и эмоциональной устойчивости/неустойчивости (нейротизма). Пересечение этих двух характеристик позволяет соотнести темперамент человека с одним из 4 типов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Big Five («Большая Пятерка») — еще один, и на сегодняшний день самый популярный у HR-специалистов и самый цитируемый в психологических исследованиях тест. «Большая пятерка» — подход к психодиагностике, который оценивает 5 независимых черт личности в виде полярных шкал:
• нейротизм (эмоциональная чувствительность/стабильность)
• экстраверсия/интроверсия
• открытость опыту/консерватизм
• согласие/несогласие
• сознательность/несознательность
Русскоязычной адаптации «Большой Пятерки» в свободном доступе на данный момент не существует. Но в наших методических комплексах «Профнавигатор», «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» вы найдете все эти 5 шкал и не только.

Расписание тренингов и семинаров4

25 марта
Среда,
13:00

Индивидуально целевая диагностика «Оценка психофизической способности реализовывать желаемое». Программа диагностик «Инцеди»

 
Бесплатное

1 день

Москва

Синергия «Центр Альтернатив»
Александр Колбасин

25 марта
Среда,
20:30

Групповое занятие «Раскрытие природного ресурса человека»

 
Подать заявку

1,5 часа

Москва

Синергия «Центр Альтернатив»
Александр Колбасин

27 марта
Пятница,
13:00

Индивидуально целевая диагностика «Оценка психофизической способности реализовывать желаемое». Программа диагностик «Инцеди»

 
Бесплатное

1 день

Москва

Синергия «Центр Альтернатив»
Александр Колбасин

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям (например, для получения данных об истории его жизни).

Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым в отсутствие экспериментатора (заочный опрос), либо в его присутствии (прямой опрос).

ФСреди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей других психодиагностических методик, для создания психологического портрета индивида.

Проективная техника. Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые проецируются в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление.

Каждый научный тест проходит проверку на соответствие многочисленным требованиям, основными из которых являются валидность и надёжность. Валидность показывает насколько данная методика позволяет измерять именно те характеристики, которые она измеряет. Данный показатель может быть получен в результате сопоставления результатов, выявленных при помощи нового теста с проверенным тестом, измеряющим те же качества (показатели должны быть сходными).

Другим вариантом оценки валидности является установление соотношения между результатами тестового исследования и проявлением изучаемого явления в реальной жизни.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Задачи психодиагностики

  1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
  2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности (подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
  3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
  4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
  5. изучение коллектива, класса, группы;
  6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
  7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
  8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
  9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
  10. обоснование путей демократизации;
  11. определение состояния развитости того или иного качества;
  12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
  13. определение перспективы развития того или иного качества;
  14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
  15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
  17. выработка рекомендации для индивида или группы;
  18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
  19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
  20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.