Психодрама

Техники психодрамы

Сегодня в психодраме используется множество техник и методик (по некоторыми оценкам — более 200). Не все они до сих пор описаны в методической литературе. Каждый психодраматист в собственной практике изобретает собственные техники и методики, формируя индивидуальный методический арсенал.

Это — один из методически богатейших методов современной психотерапии. Многие психодраматические техники успешно заимствованы другими направлениям и подходами.

Однако есть базовые техники, без которых не может обойтись ни одна психодрама. Вот их краткие характеристики.

Самопрезентация — серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист есть, собственно, единственным участником, и игра получается абсолютно субъективной

Выполнение роли — акт принятия роли кого-либо другого:

  • человека, который жив или умер, реального или придуманного;
  • части тела (руки, сердца);
  • животные (дикого или домашнего);
  • неживого объекта (например, вазы или сувенира);
  • представлений или понятий (например, таких как время, роды, смерть).

Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми. Вспомогательные лица — это те сами люди, с которыми протагонист взаимодействует в реальной жизни. Роли, которые выполняют вспомогательные лица в технике диалога, — их собственные, а не чьи-то чужие. Каждый играет самого себя — это касается и протагониста, и вспомогательных персонажей.

Монолог — изложение своих чувств и мыслей вслух протагонистом (но при этом интимно) когда он как бы советуется сам с собой. Эта психодраматическая техника может выглядеть как комментирование своих действий в ролевых играх во время сценического действа, перед его началом или в конце.

Дублирование — вспомогательному персонажу предлагается сыграть специальную роль, которая дублирует роль протагониста. Он выполняет это роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником», быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, раскрывать тайные мысли и суждения, помогать выражать их максимально полно и открыто.

Реплики «В сторону» — протагонист поворачивает голову в сторону, противоположную от вспомогательного персонажа, прикрывает рот рукой и вслух говорит, что он на самом деле думает, чувствует или собирается делать. При этом вспомогательный персонаж продолжает действовать, вроде бы он не слышал, что было сказано сторону.

Обмен ролями — два участники психодрамы меняются местами физически. Каждый принимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда берет участие протагонист. Он временно становится вспомогательным персонажем, а последний играет роль протагониста в течении срока, определенного этим обменом ролями.

Пустой стул — протагонист действует без помощи вспомогательных лиц, взаимодействуя с воображаемым кем –то (или чем-то), представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат «заместителями» отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. д.

Зеркало — осуществляется вспомогательным персонажем, выполняющем роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист в наблюдает за ним, выйдя из пространства действия. Основная задача вспомогательного лица — скопировать поведение протагониста, быть «психологическим зеркалом». Иногда также прибегают к преувеличению отдельных черт поведения протагониста. Техника требует хорошей интуиции и благоразумия.

См. также:

Направление используют

Организаторы

 Институт Ройтмана  (Москва),    Институт контактной терапии  (Москва),    Институт психодрамы коучинга и ролевого тренинга (Москва),    Лаборатория Арт-терапии  (Москва),   Мария Вертянова (Москва),   Некоммерческое партнёрство «Объединение психодраматерапевтов и психодраматистов «Ассоциация психодрамы»  (Москва),   Ольга Харламова (Москва),    Отдел регионального развития Московского Института Гештальта и Психодрамы  (Москва),    Проект «Работа в радость! Психодраматические встречи»  (Москва),    Проект Eva Mind  (Москва),    Проект Psychologies (Москва),    Психотерапевтическая студия «Театр Я»  (Москва),   Ресурс KogdaTrudno  (Москва),    Центр прогрессивной психологии Secret Group  (Москва),    Центр психолога Юлии  (Москва),    Центр развития личности PsyHealing  (Москва),   Центральная школа плейбэк-театра (Москва),    Проект «Hot Drum — Горячий Барабан»  (Москва),    Авторский центр «Мир семьи»  (Москва),    Академия ментальной эволюции человека  (Москва).

Ещё организаторы 154

Тренеры

  Александр Черников  (Москва),    Александр Чусов  (Москва),    Александра Васянович  (Москва),    Александра Владимировна Шалимова  (Москва),    Анастасия Викторовна Плужникова  (Москва),    Андрей Вишняков  (Москва),    Анна Вадимовна Духарева  (Москва),   Анна Давыдова  (Москва),    Анна Игоревна Грачёва  (Москва),    Анна Ильинична Трубецкая  (Москва),    Анна Матвеева  (Москва),    Анна Осадчая  (Москва),    Антон Александрович Воробьёв  (Москва),    Валерия Вятчанина  (Москва),    Варвара Мартыненко  (Москва),    Вероника Станиславовна Чекурина  (Москва),    Виктор Владимирович Семёнов  (Москва),    Виктория Волынская  (Москва),    Виталина Витальевна Малыгина  (Москва),    Владислав Петрович Велев  (Москва).

Ещё тренеры 644

Консультанты

  Александр Чусов  (Москва),    Александра Васянович  (Москва),   Анна Давыдова  (Москва),    Анна Игоревна Грачёва  (Москва),    Анна Ильинична Трубецкая  (Москва),    Анна Матвеева  (Москва),    Анна Осадчая  (Москва),    Антон Александрович Воробьёв  (Москва),    Валерия Вятчанина  (Москва),    Варвара Мартыненко  (Москва),    Вероника Станиславовна Чекурина  (Москва),    Виктория Волынская  (Москва),    Виталина Витальевна Малыгина  (Москва),    Владислав Петрович Велев  (Москва),    Владислав Сырица  (Москва),    Галина Евгеньевна Поломодова  (Москва),    Галия Чуракова  (Москва),    Гузель Гадилевна Матвеева  (Москва),    Дарья Игоревна Приходько  (Москва),    Дина Айвазова  (Москва).

Ещё консультанты 575

Психодрама в других городах

Калуга,  
Ярославль,  
Смоленск,  
Липецк,  
Нижний Новгород,  
Воронеж,  
Санкт-Петербург,  
Казань,  
Ростов-на-Дону,  
Калининград,  
Пермь,  
Магнитогорск,  
Екатеринбург,  
Тюмень,  
Сургут,  
Ноябрьск,  
Новосибирск,  
Томск,  
Барнаул,  
Красноярск,  
Горный Алтай,  
Иркутск,  
Владивосток.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психодрама»!

Истоки

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-х годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день — день смеха — считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на своё изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд (неизвестно даже точное место и время рождения Морено), описаны в книге Рене Марино «История Доктора».

В журнале «Имаго» (основан Фрейдом в Вене в 1913 г., позже издаваемый в США) посвященном неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии, наравне с Морено публиковались такие известные психотерапевты как Фриц Перлз, Эрик Берн, и другие.

Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».

Формы, виды и техники психодрамы в наркологии

Как уже было сказано, выделяют два вида психодрамы – классическая (групповая) и индивидуальная, или монодрама. Как правило, в отношении наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, используется групповой метод с размером группы 6-9 человек. В группе меньшего размера будет слишком мало зрителей, в группе меньшего размера режиссеру слишком сложно отслеживать разные индивидуальные реакции.

Все участники группы должны быть гетерогенны по опыту, полу, способностям и т.д., но допускаются занятия и в гомогенной группе (например, среди алкоголиков с примерно одинаковой жизненной историей).

Группа может быть:

  • Открытой – целью является обретение независимости каждым участником в быстром темпе.
  • Закрытой – участники действуют более сплоченно, с использованием коллективного подхода.

Существуют такие формы психодрамы:

  1. Центрированная на протагонисте. Метод сконцентрирован на основном герое, которому помогает режиссер, ведущий, партнеры для показа реальной ситуации из собственной жизни (либо вымышленной ситуации). Итогом становится повторное переживание и осознание проблемы.
  2. Центрированная на теме. Обычно применяется во вновь созданной группе, где подбирается актуальная для всех проблема (тема), которая каждым участником обыгрывается в индивидуальном порядке (часто применяется среди алкоголиков).
  3. Направленная на группу. Основной «актер» описывает ситуацию, актуальную для всех членов группы. Примером служит группа наркоманов, которые крали из дома деньги или потеряли работу из-за своей зависимости.
  4. Центрированная на группе. Члены группы выясняют отношения и общие трудности между собой.

Основные техники, применяемые в психодраме таковы:

  1. Монолог, или самопрезентация. Это – простейшая техника, которая составлена серией ролевых действий, где протагонист изображает себя или другого человека. Он – единственный участник, старающийся довести до зрителей свою проблему и точку зрения на нее.
  2. Двойник. К протагонисту присоединяется дублер, который следит за монологом и помогает решить проблему, как только у протагониста заканчиваются мысли, говорит о недосказанном. Двойник представляет как бы внутренний голос протагониста, его субличность.
  3. Обмен ролями. В психодраме такая техника очень важна, она позволяет увидеть себя со стороны, научиться понимать других людей.
  4. Отображение, или зеркало. Протагонист наблюдает за тем, как пытаются его изобразить другие участники группы, видя себя глазами прочих людей.

Таким образом, в психодраме используются некоторые методики, которые присущи и другим методам групповой психотерапии алкоголизма и наркомании (в частности, 12 шагов), но есть и уникальные техники.На видео техники психодрамы:

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы

Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).
Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Материалы по психодраме (последние добавленные)

Михайлова Е. Пара узелков на изнанке разогревов

Статьи о практике психодрамы

Корниенко П. Основы психодраматической встречи

Учебные пособия по психодраме

Корниенко П. Базовые принципы психодрамы

обучение психодраме

Корниенко П. Психодраматическая работа с будущим

футуропрактика

Корниенко П. Работа с потерей

Статьи о практике психодрамы

Корниенко П., Психотерапевтическая работа с агрессией

Статьи о практике психодрамы

Корниенко П., Корниенко Н. Работа со стыдом и виной

Статьи о практике психодрамы

Голдман Элен. Что стоит за предъявленной жалобой?

Учебные пособия по психодраме

Психолог и психиатр — о срочной психологической консультации

Статьи по психологии и психотерапии

Корниенко П. Искусство деликатного отреагирования

Статьи о практике психодрамы

Корниенко П. PG10 Психодрама и монодрама в индивид. работе

психодрама в воображении, техники монодрамы

Корниенко П. PG07 Критерии оценки базовых навыков директора

обучение психодраме

Корниенко П. PG03 Психодраматическая встреча

Учебные пособия по психодраме

Корниенко П. PG02 Идентификация с клиентом и дублирование

Учебные пособия по психодраме

Корниенко П. PG01 Базовые принципы и техники психодрамы

Учебные пособия по психодраме

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Что такое психодрама

Психодрама — это метод групповой терапии, являющий собой ролевую игру, во время которой используется драматическая импровизация.

Попросту говоря, психотерапия – это один из методов изучения внутреннего мира человека. Группой создаются условия для спонтанного выражения эмоций и ощущений, имеющих отношение к важным для клиента темам. Психодрама базируется на принципах игры.

Этот коррекционный метод был придуман после эксперимента, поставленного знаменитым психологом Якобом Леви Морено после Первой мировой войны. Тогда он назвал свой эксперимент «спонтанным театром». Психолог задумался о терапевтической силе игровых методик в день, когда он заметил, как дети в венских парках переводят в игру свои фантазии.

Впоследствии он развил свою идею, став не только основателем психодрамы, но и групповой терапии. Несмотря на то, что метод возник еще в ХХ столетии, своей актуальности он не потерял и поныне. Более того, он получает все более активное распространение в США и многих европейских странах. Основные понятия и термины метода: спонтанность, ролевые игры и роли, катарсис и инсайт, теле.

Дадим им краткую характеристику.

Роли и ролевые игры

Важно сразу увидеть различия между психодрамой, как метода терапии, и театральной игры. В спектаклях актеры получают четко прописанную роль, имея лишь незначительные возможности импровизировать

В психодраме все иначе: какой-либо заданный сценарий отсутствует – он создается участниками группы по ходу действа.

Спонтанность

Под спонтанностью имеется в виду естественность реагирования и восприятия. Термин можно встретить в разных видах психотерапии, так как большинство пациентов довольно зажаты шаблонами поведения и психологической защитой. То есть, детская спонтанность утеряна. Цель терапии – обретение спонтанности, позволяющей избавиться от множества неврозов и комплексов.

Теле

Предполагается, что это понятие имеет нечто общее с тем, кто Фрейд называл трансфером. Под этим понятием «отец психоанализа» подразумевал перенос пациентом на психолога важных для него чувств. Многие последователи Фрейда применяли также термин контрперенос, подразумевая под ним состояние эмпатийного сопереживания психоаналитиком состояния пациента.

В собственном методе Морено объединил понятия трансфера и контрперенос, дав им общее определение «теле». Им характеризуется двусторонний процесс эмпатиийного восприятия – не только между психоаналитиком и протагонистом, но и всеми участниками процесса.

Катарсис

Известно, что в античной Греции этим словом обозначалось просветление, достигнутое посредством страданий. Впоследствии Фрейд ввел термин «катарсис» и в психоанализ, определяя ним такое явление, как обнаружение через эмоциональные переживания истинных причин невроза. За этим следует этап исцеления (облегчение). Термин применялся и применяется в большинстве видов психотерапии, и Морено не стал исключением. В его методе катарсис получил дополнительное толкование. Его должен пережить не только клиент, но и прочие участники психодрамы.

Инсайт

В английском языке словом insight обозначают внезапное озарения. Пример: состояние Сократа, сделавшего неожиданное открытие, и воскликнувшего: «Эврика!». Определение применимо во многих видах современной психотерапии, подразумевая под собой внезапное осознание клиентом своей проблемы, либо резкие перемены в восприятии собственной личности.

В психологии инсайт зачастую происходит через катарсис. Атмосфера и динамика психодрамы обычно к этому и ведет.

Перед занятием психоаналитик доносит до группы смысл психодрамы, делится ее этапами, рассказывает, как она будет реализована на практике. Теория доносится до группы в объеме, соответствующем уровню ее подготовки.

Разогревы и техники (последние добавленные)

Путаница

разогрев на включение в группу, разогрев — общее действие

Люди и вампиры (Фопель К.)

разогрев на спонтанность, разогрев — общее действие

Спонтанные сценки по подгруппам

разогрев на спонтанность, разогрев по группам

Живые скульптуры, объединяющие переживания участников

разогрев на включение в группу, разогрев по группам

Мастерская «Встреча с предметом»

Лаборатория психодраматических мастерских

Лаборатория мастерских (+условные обозначения)

Лаборатория психодраматических мастерских

Мастерская про агрессию «На метле»

Лаборатория психодраматических мастерских

Обнаружение актуальных переживаний в парах

разогрев в парах, разогрев на контакт с переживаниями

Бродилка на тему отношений в паре

разогрев на включение в группу, разогрев на тему, разогрев — общее действие

Разогрев на руках (Михайлова Е.)

разогрев без взаимодействия

Упиралочка ладошками

разогрев в парах, разогрев на включение в группу, разогрев на спонтанность

Гений и придурок (Фопель К.)

разогрев в парах, разогрев на контакт с переживаниями, разогрев на спонтанность

Рассказы подгрупп о самих себе

разогрев на включение в группу

Посудомоечная машина

разогрев на спонтанность, разогрев — общее действие

Пройдись, как…

разогрев на включение в группу, разогрев на спонтанность, разогрев — общее действие

Теория ролей

Третьей теоретической основой психодрамы является теория ролей: психосоматические (н/р: срабатывание инстинкта самосохранения);психологические (проявление внутренних побуждений): так называемый манипулятор (злодей или добродетель); социальные (нормы поведения начальника или пассажира). Для разрешения конфликта должны быть выявлены функциональные роли. Именно эту цель преследует психодрама: научить пациентов играть верные функциональные роли и суметь их воспроизвести в жизни при необходимости.

Противоположными являются дисфункциональные роли, когда конфликт не разрешается, но создается или провоцируется, что может привести к разрушению личности изнутри. Таким примером может стать реакция и поведение подростков на запрет каких – либо их действий (подросток закрывается в комнате, перестает общаться), что может привести к усугублению обстановки. Они могут быть связаны с настроением. При хорошем настроении, конфликт не проявится.

Есть средняя, промежуточная роль между этими ролями-коупинг, отодвигающий разрешение конфликта, снятие на время напряжения. Коупинг подразделяется на три группы:«движение к» — подстраивание для успокоения агрессии; «движение от» — игнорирование агрессии; «движение против»- внезапная атака. Главная цель психодрамы является преобразование дисфункциональных и коупинговых ролей личности в функциональные, проявление на сеансах таких понятий, как «теле», катарсиса и инсайта: «теле»-взаимная передача эмоций и чувств участниками; катарсис — внутреннее очищение, как кульминация действия для всех; инсайт — осознание пути решения проблемы.

Техника проведения психодрамы

Хотите подробней узнать о техниках проведения психодрамы? Перед вами описания некоторых из них.

Магазин

Участники группы делят между собой роли продавцов и покупателей, впоследствие разыгрывая сценки конфликтов, ищут методы их разрешения. Берутся классические варианты возможных ссор, либо совсем нетипичные. Участники сами выбирают конфликт. При этой технике клиенту предлагается брать на себя разные роли, взаимодействуя с разными членами группы. Благодаря этому упражнению человек может научиться отстаивать свои интересы, находить компромиссные решения – без этого невозможно без проблем существовать в обществе.

Автобус

Игрокам предстоит образовать внутренний и внешний круг. Изображающие внутренний круг являют собой пассажиров, едущих без билета. Члены внешнего круга – контролеры. Им предстоит начать дискуссию: одни будут оправдываться, другие – стыдить, угрожать, входить в положение. Диалог даст возможность проявить свои индивидуальные особенности. После игры участники приступают к анализу собственного поведения и друг друга.

Предпочтительней, чтоб партнеры периодически менялись – каждому нужно испытать себя в разных ролях, проявить себя. Обратившись к психоаналитику, участники психодрамы, конечно, понимают, что страдают от тех или иных проблем, неуверенности, зажатости. Терапия и упражнения помогают побороть комплексы.

Люди, выступающие в образе безбилетного пассажира, обретают способность преодолевать боязнь перед контролером, доказывать свою позицию. Люди, изображающие контролера, приобретают умение говорить «нет», попадая в неудобное для них положение, сталкиваясь с навязчивыми просьбами. Если же они принимают доводы человека без билета, это говорит о том, что они учатся входить в положение другого, несмотря на предписания.

Семья

Одному из участников психодрамы разыгрывают сценку, естественную для его семьи. Перед этим он распределяет роли среди прочих участников. Упражнение помогает ему увидеть себя со стороны, с иной точки зрения посмотреть на ситуацию в семье, на их отдельных членов. После того, как игра подходит к концу, участники традиционно начинают ее обсуждение.

Монолог с двойником

Главный герой оказывается в центре круга, стараясь наиболее точно проанализировать и передать прочим жестами и фразами мысли и ощущения, которые он в настоящий момент испытывает. Спустя некоторое время за его спину становится двойник – он, используя жесты и мимику, сопровождает звучащий рассказ. Каждому члену группы рекомендуется применить на себя, как первую, так и вторую роль. Традиционно сцена завершается обсуждением произошедшего. Группа обсуждает, насколько понятно протагонист выразил свои эмоции, и сумел ли двойник понять их и правильно донести.

Это упражнение и его последующее обсуждение очень полезно – участники, включая зрителей, приобретают способность выражать и понимать свои и чужие эмоции

Осваивается важное условие саморазвития, приобретаются новые навыки общения

Методики периодически могут повторяться на следующих встречах с терапевтом. Не все участники сразу же способны понять собственные роли, вникнуть в позицию сценариста. Если вы испытываете скованность, зажатость, не можете до конца проанализировать, что именно испытываете, и чего ждете от себя и окружающих – психодрама сумеет вам помочь, высвободить чувства и эмоции, о которых вы могли даже не подозревать. Подходит для всех возрастов.

Психодраматическая сессия

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, — это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы.
Затем происходит социометрический выбор протагониста, — то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль». Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна»

Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который её представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого, — в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных, для его жизненной ситуации, персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. С техниками психодрамы и примерами сессий можно познакомиться, прочитав, например, книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама». Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, — то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.

После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», — то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», — то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Гипнодрама

В 1950 году Якоб Леви Морено совместно с Джеймсом М. Эннейсом впервые связал гипноз и психодраму в своём санатории психодрамы Бикон недалеко от Нью-Йорка. Пациенты принимали участие в гипнотическом трансе во время психодраматического лечения или переживали глубокий катарсис путём постгипнотических внушений. В Германии данную концепцию впервые начал применять с 1976 г. Ханс-Вернер Гессманн в Психотерапевтическом институте Бергерхаузен. Ханс-Вернер Гессманн и Хелен Зингер Каплан использовали её для лечения сексуальных расстройств, модифицировав в соответствии с гуманистической концепцией.

Психодрама тренинг

Тренинг подразумевает наличие трех стадий и использование упражнений.

Психодрама упражнения могут ставить перед собой различные цели: от так называемого разогрева до отработки навыков ролевой игры. Упражнения могут использовать для раскрепощения участников, например, применяют элементы групповой гимнастики или пантомимы в парах либо тройках.

На первой стадии основная нагрузка ложится на режиссера. Здесь к его задачам относят: достижение раскрепощения участников, преодоления двигательной зажатости, поощрение, стимулирование возникновения спонтанности невербального словесного проявления эмоций, фокусирование внимания участников на решении общей цели. Психодрама упражнения способствуют приобретению группой раскованности, естественности и спонтанности. При этом, чем быстрее они приобретут такие состояния, тем эффективнее произойдет налаживание процесса психодрамы.

После приобретения субъектами определенной доли раскованности, естественности и сотворения активной творческой обстановки вследствие грамотно проведенной разминки наступает вторая стадия терапии – основная часть психодраматической практики. Вначале ведущий определяет протагониста и просит его выбрать важную для него ситуацию, тему или проблему, познакомить всех с общей идеей сюжета, который протагонист желает разыграть

Режиссер обращает внимание участников, что протагонист преподносит только общую направленность, а непосредственно развитие действий должно быть спонтанным в психодраме. После этого протагонисту необходимо подобрать себе партнеров, которые будут являться его вспомогательными «Я», и объяснить им задачи

Дальше происходит непосредственное обыгрывание протагонистом намеченного сюжета. На завершающей стадии психодрамы происходит совместное обсуждение действий и анализ поведения протагониста и других участников. В таком обсуждении надлежит участвовать всем участником процесса.