Урок 3. личность в психологии

Общая психология личности

Общая психология – это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения – общие и универсальные закономерности психической жизни. Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей. Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Урок 3. личность в психологии

Структура личности

Урок 3. личность в психологии

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Расстройства личности

Личностная психология не только изучает, как развивается нормальная личность. Она также Урок 3. личность в психологиипомогает решать самые разнообразные проблемы, возникающие в процессе развития индивида. Сегодня известно, что расстройства личности могут оказывать серьёзное влияние на жизнь и функционирование человека.

По статистике, от 10 до 15 процентов всего взрослого населения страдает, как минимум, от одного расстройства личности. Под личностными расстройствами подразумеваются хронические и всеобъемлющие психические расстройства, которые влияют на мышление, межличностные отношения и поведение индивида. В настоящее время известно более 10 таких расстройств.

Кроме того, часто черты личности бывают связаны с определённым соматическим заболеванием. К примеру, агрессия и враждебность взаимосвязаны с болезнями сердца. Другим исследованием было доказано, что застенчивость коррелирует с более коротким сроком жизни. Также исследователи выявили определённую связь между невротическими чертами личности и «знаменитой» пятёркой болезней (астма, мигрень, язва желудка, артрит и сердечно-сосудистые заболевания).

Хорошо известно описание личности типа А и типа В, которое было создано парой кардиологов, Мейером Фридманом и Рэем Розенманом. Согласно этой теории, личности типа А чрезвычайно напряжены и склонны к болезням сердца. Личности типа B более спокойны и обладают более крепким здоровьем. Позже исследователи выделили ещё два типа: тип личности C, который чрезвычайно внутренне напряжен, но внешне спокоен, и тип личности D, который склонен к поведению жертвы и депрессии.

Структура в основных психологических теориях

В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.

Теория Платонова

Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность.
  2. Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
  3. Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
  4. Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.

Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности

Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Связи индивида с миром;
  2. Мотивационная окраска связей с миром;
  3. Внутренние связи между мотивами личности.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
  2. Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
  3. Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.

Структура личности по Рубинштейну

Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым, и включает в себя:

  1. Направленность личности;
  2. Индивидуальные знания, умения и навыки;
  3. Индивидуальные особенности.

Структура личности по Юнгу

В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности

Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них

Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миро-созерцанием, принявшим форму познавательного идеала, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в структуру которой входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все (четыре) известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Компоненты личности

Из чего же складывается личность человека? Что является признаком зрелости личностного развития? Прежде всего, разные типы людей отличаются между собой образом мыслей и силой проявления эмоций. К основным личностным характеристикам также относятся:

  • Последовательность. Личность задаёт определённый порядок и регулярность поведения. В одной и той же ситуации разные люди часто поступают сходным образом;
  • Физиологические и психологические признаки и свойства. Личность – это, прежде всего, психологическая структура, но она сильно зависит от физиологических процессов и потребностей;
  • Регулятор человеческого поведения. Личность не только влияет на то, как мы действуем и реагируем на окружающую среду. Она также заставляет человека поступать определённым образом, формируя его направленность;
  • Многомерность. Человек намного больше, чем просто социальное поведение. Личностная многомерность проявляется во всех наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других взаимодействиях.

Когда речь заходит о личности, многим людям приходят на ум такие понятия, как «темперамент» и «характер». В повседневной жизни эти термины часто используются наравне с «личностью», либо вместо неё. Но в психологии эти понятия имеют разные значения. Темперамент относится к аспектам психологической индивидуальности, которые закладываются от рождения или на самых ранних этапах развития ребёнка, то есть имеет под собой биологическую основу. Характер относится к тем личностным качествам, которые относятся к нравственному поведению (самообладание, воля, целостность и т.п.). Личность же — более широкое понятие, сюда входит и темперамент, и характер.

Зачем нужно изучать психологию личности?

Не заглянув внутрь себя, не познав свои истинные желания, мысли, прошлый опыт, невозможно справиться с основными жизненными задачами. Психология личности призвана помочь нам понять свою сущность, чтобы самостоятельно разрешать собственные проблемы, строить отношения с окружающими людьми.

Хотя каждый человек уникален по своему характеру и поведению, по основным проявлениям мы похожи друг на друга. Поэтому, постигнув психологию личности, мы сможем лучше понимать наших родных и любимых, друзей и коллег, предвидеть их поведенческие реакции в критических ситуациях.

Азы этой увлекательнейшей из наук станут незаменимым подспорьем в деле личностного роста и саморазвития. Без них трудно достичь высот в профессиональной сфере и гармонии в семейной жизни.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:

  • Индивид – человек, принадлежащий к биологическому роду. По сути, это все люди без исключения. Психологи часто говорят, что любая человеческая особь – индивид, но на практике не каждого можно назвать личностью.
  • Индивидуальность – это своеобразие каждого человека, оригинальность, главная черта, которая делает нас непохожими на других людей.
  • Оригинальность интеллекта – это способность к особенной переработке информации, умение ставить проблемы и самостоятельно приходить к их решению, видеть в обычных вещах и ситуациях то, чего не замечают другие.
  • Позиция личности – это отношение человека к условиям жизни, к обществу, которое его окружает, непосредственно к собственным обязанностям и труду. Все это характеризует нравственный облик и социальные установки.
  • Также существует понятие структуры личности в психологии — целостной модели, которая является системой связанных между собой качеств и свойств и характеризует ее психологические особенности.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии – это предмет серьезных научных дискуссий

Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах. С одной стороны, личность – это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими

В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Урок 3. личность в психологии

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Урок 3. личность в психологии

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Урок 3. личность в психологии

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Персона или личина?

Поскольку сегодня существуют разные подходы к изучению Урок 3. личность в психологиичеловека, нам нужно понять, что именно подразумевается под термином «личность». Английское понятие «personality» происходит от латинского слова «persona», которое было названием театральной маски. Такие маски надевали актёры, чтобы исполнять разные роли или скрыть свою личность. Кстати, здесь можно провести аналогию между русским понятием «личность» и древнерусским словом «личина». Оно означало маску, которую носили скоморохи во время представлений.

Личность остаётся устойчивым образованием на протяжении жизни. Это то, что имеется у каждого из нас. У одних людей личность более развита, у других находится в зачаточном состоянии. Одна из базовых потребностей любого индивида – заниматься саморазвитием и самосовершенствованием для того, чтобы проявить себя в полной мере.

Психологи разных психологических направлений дают разнообразные определения этому термину, но все они сходятся на том, что личность представляет собой образец относительно постоянных черт, признаков и уникальных характеристик, которые делают поведение человека индивидуальным и последовательным.

Социальная структура личности

Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

Направления, характеризующие данную структуру:

  1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
    • Память — совокупность приобретаемых знаний.
    • Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
    • Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
  2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:

    • Объективный подход — «статус + социальная роль».
    • Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
  3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:

    • возможность целенаправленной деятельности;
    • мышления и анализа;
    • регуляции потребностей; проявления способностей;
    • обладания определенной социальной ролью, статусом;
    • обладания ценностными ориентациями;
    • обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.

Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

Основные научные подходы в психологии личности

1. Биогенетический

Представители этого течения рассматривают эволюцию индивида с точки зрения ее исторической обусловленности. Из этого следует, что наше развитие подчиняется общим закономерностям, проходит одни и те же стадии и имеет сходные свойства.

Самой популярной концепцией в данной ориентации является теория психоанализа З.Фрейда. Он сравнивал наше самосознание с верхушкой айсберга, в результате чего нам дано понять лишь малую толику своих поступков. Только посредством психоанализа можно достичь глубин личности.

По Фрейду, наша психика включает в себя следующие пласты:

• «Оно» — бессознательное, обусловленное врожденными инстинктами; главный из них – продолжение рода; истинные цели человеческого существования – достижение удовольствия и внутреннего равновесия;

• «Я» – сознание, где происходит самовосприятие и самооценка с рациональной ориентацией на реальность;

• «Сверх-Я» – подсознание, руководствующееся общепринятыми ценностными эталонами и социальными нормами; они постоянно блокирует неосознаваемые влечения, особенно сексуальную энергию – главную составляющую «Оно»; арбитром в этом конфликте выступает рациональное «Я», примиряющее влечения с моральными установками.

2. Социогенетический

Данная ориентация считает главным фактором формирования личности ее социализацию. Речь идет о процессе усвоения системы общественных обязательств, приобретении профессиональных навыков, разучивании социальных ролей и форм поведения.

Подобное научение происходит под влиянием родителей, педагогов, друзей, коллег. Нюансы в поведении различных индивидов объясняются своеобразием их контактов с различными людьми. При таком подходе личность — это плод взаимодействия индивида с его окружением.

3. Персонологический

Этот подход еще называют личностно-центрированным или гуманистическим. Его основные представители А. Маслоу, К.Роджерс во главу угла ставят самосознание человека. Они полагают, что личностное развитие – это процесс творческий, предполагающий постижение и осуществление субъектом своих жизненных целей.

Такой подход исключает манипулятивное отношение к человеку и требует от межличностных отношений полной открытости и доверительности. Только при такой организации общества возможно полное самовыражение каждого его члена.

Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

  • Направленность. Система побуждений, которая определяет активность человека и включает в себя потребности, интересы, идейные и практические установки.
  • Возможности. Способности, которые обеспечивают успех деятельности. Одни из них доминируют в человеке, другие являются менее выраженными.
  • Свойства характера: моральные (например, чуткость, черствость), отношение к обязанностям, скромность или, наоборот, решительность и настойчивость.
  • Саморегуляция. Контроль деятельности, коррекция собственных действий и поступков.

Как перестать беспокоиться и начать жить. Дейл Карнеги

Урок 3. личность в психологии Данная работа состоит из многочисленных рекомендаций на различные темы, связанные с практической стороной применения психологических знаний. В книге содержатся советы на тему избавления от тревог и беспокойства, обретения счастья, гармонии и благополучия, решения финансовых проблем и разрешения трудных ситуаций на работе, повышения личной продуктивности, избавления от вредных привычек и т.п. Информация рассчитана на людей любой социальной группы: домохозяек, педагогов, бизнесменов, руководителей, людей творчества, учащихся, психологов и т.д.

Как уже говорилось, представленная книга – это сборник практических советов и рекомендаций. Первая часть посвящена основным положениям, которые должен знать человек о беспокойстве и его природе. Далее речь идёт об основных методах анализа чувства беспокойства и способах избавления от привычки беспокоиться. Во второй половине книги излагаются способы, при помощи которых человек может настроить себя на ощущения счастья и спокойствия, а также изменить своё отношение к критике со стороны других людей. И в заключительной части предлагаются наиболее эффективные приёмы, как поддерживать тонус, энергию и состояние духа на высоком уровне. В конце каждой части книги автор делает краткое резюме по изложенному материалу.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология личности: измерение неизмеримого

Изучить микромир отдельного индивида – задача не из легких. Еще труднее выразить результаты психологических исследований. По какой шкале измерить, скажем, уровень человеческой агрессии? А в каких параметрах определить степень трудолюбия или гениальности? Тут можно только позавидовать математикам и физикам, оперирующим цифрами, индексами и коэффициентами.

Правда, отечественные психологи располагают 160 словами, называющими личностные характеристики, и 3500 словами, описывающими человека. Но даже этого лексического запаса будет недостаточно, чтобы составить психологический портрет отдельной личности как социального существа с неповторимым ассортиментом качеств.

Многогранность и неоднозначность данного понятия очевидна. Недаром у психологии личности есть еще одно название – персонология. Оно более точно передает интригующую тайну постижения внутреннего мира человека.

Соционические типы личности в психологии

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.