Дейл карнеги. как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. все секреты, подсказки, формулы

НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОТ ОБИДНЫХ СЛОВ

Обидные слова подстерегают нас ежедневно – часто, когда мы меньше всего к этому готовы.

Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном круге ударов и контрударов. К счастью, есть способы отразить нападение обидчика, не уронив собственного достоинства. Когда в следующий раз вы станете объектом критики, попробуйте воспользоваться нашими советами:

1. Постарайтесь понять. Тот, кто критикует других, часто сам переполнен обидой. Если вы не можете понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас человека, спросите его об этом. Помните: обида не всегда предназначена лично вам. Взгляните на ситуацию со стороны и поищите причину. Водитель, «подрезая» вас, не желает вам досадить – он торопится к больному ребенку. Пропустите его вперед, поддержите его. Пытаясь понять тех, чьи слова вас больно задели, вы легче перенесете обиду.

2. Повернитесь лицом к обидчику. Противостоять оскорблениям непросто. Помогает, в частности, прямота. Снимите отрицательный заряд, например, таким вопросом: «Вам зачем—то нужно меня обидеть?» или: «Вы понимаете, как могут быть восприняты подобные слова?» Можно также попросить человека разъяснить смысл замечания: «Что вы имеете в виду?» или: «Я хочу проверить, правильно ли я вас понял?» Как только ваш критик почувствует, что его игра разгадана, он оставит вас в покое. Ведь когда тебя поймали с поличным, это очень стыдно.

3. Прибегните к юмору. Мать моей знакомой всю жизнь ревностно следила за чистотой в доме. Однажды она обнаружила у дочери паутину и спросила: «Это что такое?» – «Я провожу научный эксперимент», – парировала дочь. Лучшее оружие против оскорбительной критики – смех. Остроумный ответ поможет вам справиться практически с любым обидчиком.

4. Придумайте условный знак. Одна женщина рассказала мне, что муж критиковал ее непременно на людях. Тогда она стала носить с собой маленькое полотенце и всякий раз, когда муж говорил ей что—то обидное, накрывала голову полотенцем. Ему было так стыдно, что он избавился от своей дурной привычки.

5. Не возражайте. Соглашайтесь со всем. Если жена говорит: «Мне кажется, ты поправился килограммов на десять, дорогой», отвечайте: «На двенадцать, если быть точным». Если она не отступает: «Ну и что ты будешь делать с лишним весом?» – попробуйте так: «Да ничего, наверное. Просто побуду какое—то время толстяком». Обидное замечание сильно настолько, насколько вы сами наделяете его силой. Соглашаясь с критикой, вы обезоруживаете критикующего.

6. Игнорируйте укол. Выслушайте замечание, скажите себе, что оно не по адресу, и забудьте. Если вы еще не вполне готовы простить, дайте понять говорящему, что его замечание услышано, но ответа не будет.

В следующий раз, когда вам отпустят колкость, сотрите с рубашки воображаемое пятно. Когда тот, кто вас задел, спросит, что вы делаете, скажите: «Мне показалось, на меня что—то попало, но я, наверное, ошибся». Когда обидчик знает, что вы тоже знаете о его намерениях, он становится гораздо осторожнее.

…В мире полно людей, которые унижают других, чтобы самоутвердиться. Не принимайте оскорбления, даже когда вас осыпают ими, как дарами любви. Не обращая на них внимания, вы снимете напряжение, укрепите ваши отношения с окружающими и сделаете свою жизнь более радостной.

39. НЕ ДЫШИ В ЗАТЫЛОК

Помните: лучшее, что вы можете сделать, находясь за спиной человека, – это ласково потрепать его по плечу.

З. Зиглар

Цели:

а) научить участников концентрировать внимание на партнере;

б) дать им возможность посмотреть на себя со стороны, глазами товарищей, скорректировать привычное отношение к самому себе.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: не требуются.

Время: 20–30 минут.

* * *

И еще…

Оставляйте другому человеку свободу выбора. Каждый человек имеет право принять или отвергнуть обратную связь, право самому оценивать свое поведение и право защищать свои права. Решение следовать вашим советам или не следовать им принимаете не вы.

Не требуйте изменений. Вы не должны навязывать другому человеку свои мнения, установки или убеждения… Грамотная, конструктивная обратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если они захотят, они могут принять ее к сведению и в дальнейшем действовать в соответствии с ней.

Сосредоточьтесь на поведении. Целью критики должно стать поведение человека, а не он сам.

Понимание. Следите за тем, правильно ли вас понимает собеседник.

Изменения. Отдавайте себе отчет в том, что после вашей обратной связи ничего может и не измениться. Также помните о том, что изменения могут произойти. Как бы профессионально вы ни излагали критические замечания, всегда остается возможность, что ваш собеседник почувствует боль или раздражение и в результате этого изменятся ваши отношения. Вам необходимо взвешивать все «за» и «против», связанные с отказом от предоставления обратной связи… (с. 122–123).

41. РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ

Цели:

а) помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

б) создать в группе атмосферу доверия и открытости;

в) дать возможность каждому члену группы потренироваться в ответственном отношении к другим людям, их словам и поступкам, чертам их личности;

г) обеспечить каждому участнику тренинга возможность получения индивидуальной и групповой оценки его личности, а также дать ему возможность обратной связи с группой.

Размер группы: группа должна быть не слишком большой, чтобы обеспечить доверительный характер упражнения. Лучше – до 20 человек.

Ресурсы: листы бумаги, булавки, ручки для каждого из участников тренинга.

Время: до часа.

Искусство вести беседу

В любом обществе всегда существовали и будут существовать определенные нормы поведения, которые регламентируют жизнь этого общества, обеспечивают процесс общения между его членами. Этот свод неписаных правил называется — этикет.

Правила этикета регулируют поведение человека на работе и дома, на улице и в гостях, в школе, в театре, в ресторане. Этикет определяет взаимоотношения разных поколений, разных полов, различных сословий и категорий населения.

Правила хорошего тона с годами могут меняться применительно к новому времени и новой обстановке. Однако их основой всегда остается здравый смысл, а целью — сохранение мира и спокойствия в обществе.

Поэтому соблюдение этикета во многом влияет на положение человека в обществе, на его репутацию и успешную карьеру в жизни. Человек, игнорирующий нормы этикета, может стать «белой вороной», объектом для обсуждения.

Чаще всего впечатление о незнакомом человеке создается при первой встрече или первой беседе. Спокойная вежливая манера разговора сразу выдает человека культурного. Он всегда сумеет ненавязчиво предложить увлекательную тему для беседы.

Воспитанный человек терпеливо выслушает собеседника и поддержит разговор интересными репликами и мягкими шутками.

Умение вести негромкий спокойный разговор — это искусство беседы. Для овладения этим искусством требуются глубокие знания, хорошее воспитание и сила воли. Если с детских лет учить ребенка правилам этикета, он научится вести себя естественно и непринужденно. Темы для разговора должны быть содержательными и увлекать присутствующих.

Дейл карнеги. как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. все секреты, подсказки, формулы

Этикет не допускает излишней болтливости или развязности. Чем сдержаннее ведет себя собеседник, тем больше к нему уважения и доверия. Воспитанный человек не похваляется своими успехами и талантами и не сплетничает о других. Наоборот, он корректно пресечет подобные разговоры или переведет беседу в другое русло.

Не говорите всем о своих проблемах

культурный собеседник не станет рассказывать в обществе о своей семье и своих делах, а также о делах своих близких

Невежливо занимать внимание присутствующих своими проблемами; некрасиво перебивать говорящего, особенно старшего по возрасту. Это демонстрирует неуважение к собеседнику и отсутствие культуры

Надо внимательно выслушать все его доводы и только потом приводить свои аргументы. Нельзя навязывать присутствующим собственное мнение по какому-либо вопросу; если же в дискуссии придется отстаивать свою позицию, то следует делать это с помощью объективных фактов, спокойно и сдержанно. Надо уважать точку зрения своего собеседника. Свои доводы следует излагать немногословными точными фразами, не увлекаясь красноречием.

Не утомляйте слушателей

  • не надо забывать о том, что длинные речи сильно утомляют слушателей;
  • речь является показателем культуры человека. Поэтому надо стремиться обогащать свой словарный запас. Чтение хорошей литературы делает речь более красочной и богатой. Вам будет легче подбирать слова, подходящие к данному моменту;
  • речь является показателем эрудиции человека, его образованности;
  • умение быть хорошим и интересным собеседником неразрывно связано с умением слушать. Научиться слушать других — сложно, но необходимо. Внимательный и терпеливый слушатель привлекательнее хорошего оратора;
  • у каждого человека есть проблемы, которые ему хотелось бы обсудить с умным и понимающим собеседником;
  • вежливый и дружелюбный человек найдет общие темы с любым собеседником. Не стоит выставлять напоказ свои эмоции, чувства, настроения. Общество любит людей уравновешенных, волевых и успешных.

Цитаты об умении беседовать

  • «Умение вести разговор — это талант». Стендаль
  • «Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит и в том, чтобы вовремя промолчать». Ф. Ларошфуко
  • «Много говорить и много сказать не есть одно и то же». Софокл

МирТесен

ОТКРЫТЫЕ ИГРЫ («Вот ситуация, как вы поступите?»)

• Разогрев, разминка и вступление тренера призваны подчеркнуть различия и многообразие характеров игроков. На стартовой позиции ведущий не считает команду однородной.

• Ведущий самоустраняется от поддержки, игрокам предлагается надеяться на самих себя.

• Различия между игроками не являются проявлением различия их ролей, они гораздо более глубоки. Вот почему конфликт между членами команды вполне вероятен.

• Ведущий говорит и делает как можно меньше. Позиция наблюдателя над схваткой.

• Весь смысл игры не в том, чтобы сконцентрировать внимание участников на некой ситуации из прошлого, приведшей к кризису. «Кризисом», полем деятельности является «здесь и сейчас» – то, что происходит в конкретный момент в тре—нинговом классе

• Нет (или почти нет) жесткого регламента и строгих законов. Возможно проявление недопонимания, многообразие трактовок, жульничество. «Все было, и все может быть» – таков то ли анархический, то ли фатальный взгляд на происходящее.

• Ход игры – не преодоление кризисной ситуации, а некое авантюрное путешествие, приключение, никто не знает, чем оно закончится.

• Смена стадий игры не задана логически, а носит спонтанный и стихийный характер, определяясь всякий раз изменением взаимодействия играющих. Нет структуры и гармонии действия;

• Участники ориентированы на настоящее и на процесс.

• Акцент на поведении, а не на результате.

• Игроки в итоге считают себя скорее озадаченными, чем довольными. Дилеммы прояснены, и будущее характеризуется массой открытых возможностей, что создает порой неуверенность и растерянность перед необходимостью выбора.

(Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001).

ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация:

• имеет цель;

• непрерывна и относительна;

• имеет культурные границы;

• имеет этический аспект.

Кроме того,

• коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования;

• коммуникации можно учиться.

Предыдущие и последующие упражнения уже дают немало материала для разговора о принципах коммуникации.

Итак, коммуникация всегда целенаправленна, даже если цель не очевидна и не осознается участниками коммуникации.

Коммуникация непрерывна, ведь мы сообщаем, передаем и принимаем информацию не только словесную, визуальную или вербальную. Наше тело, его положение в пространстве, взгляд, жест, улыбка или нервная дрожь, то, как мы садимся по отношению к партнеру, выбираемая нами дистанция… Все это – элементы сообщения. Даже уклонение от коммуникации – сообщение. Так что «отказ от общения» – сам по себе становится элементом коммуникации. Отношения, возникающие, когда в пространстве находятся несколько субъектов, становятся коммуникацией, представляют собой серию явных или скрытых сообщений. Именно эта функция – регулировка отношений между субъектами – делает факт коммуникации относительным и социально значимым.

Культурное многообразие обеспечивает коммуникации множественность оттенков и смыслов. Национальная и культурная традиция фиксируют определенные типы коммуникаций, определяют культурную границу в общении и сообщении.

Коммуникация – социальный феномен. Возникая между людьми, представляющими различные культурные и социальные группы, регулируя отношения между ними, она невозможна без этики. Этические нормы должны присутствовать и учитываться в коммуникации.

Этот раздел тренинга будет посвящен расширению и углублению представлений и практического опыта о том, что можно назвать КОММУНИКАЦИОННЫМИ НАВЫКАМИ:

• умение вступать в контакт;

• навыки приема, понимания и передачи информации;

• внимание к содержанию и форме коммуникации, внимательность к партнеру;

• эмпатичность;

• позитивный настрой;

• гибкость мышления;

• креативность, творческая энергия;

• заинтересованность в эффективной коммуникации.

Увы, я не знаю, кто автор этой стихотворной притчи. Но, прочитав или рассказав ее группе, тренер может обсудить вопрос о том, насколько в нашей жизни передача сообщения совпадает с его восприятием и пониманием. Можно предложить группе не только обсудить смысл притчи, но и вспомнить жизненные ситуации, которые напомнил приводимый ниже текст…

Человек шептал: «Господь, поговори со мной!»

И луговые травы пели.

Но человек не слышал!

Человек вскричал тогда: «Господь, поговори со мной!»

И гром с молнией прокатились по небу.

Но человек не слушал!

Человек оглянулся кругом и сказал:

«Господь, позволь мне увидеть тебя!»

И звезды ярко сияли…

Но человек не видел.

Человек вскричал снова: «Бог, яви мне видение!»

И новая жизнь была рождена весной.

Но человек этого не заметил!

Человек плакал в отчаянии: «Дотронься до меня, Господь, и дай мне знать, что ты здесь!»

И после этого Господь спустился и дотронулся до человека!

Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь.

13. КОММУНИКАЦИЯ – ЭТО…

Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал.

Саади

Цели:

а) углубление представлений о коммуникации как о сфере деятельности;

б) тренировка ассоциативного мышления, креативности, умения структурировать знания;

в) тренировка умений внятно и кратко излагать свои мысли;

г) прояснение ожиданий от тренинга.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: большой (можно даже несколько склеенных вместе) лист ватмана, разноцветные «толстые» маркеры.

Время: около 30 минут.

Ход игры

Инструкция: конечно, разговаривать о ком—то за спиной – признак как минимум дурного тона. Но в нашей игре тот, о ком будет вестись разговор, сам будет присутствовать при этом. Происходить игра будет так: любой желающий выходит из круга и садится спиной к группе неподалеку, чтобы было достаточно хорошо слышно обсуждение.

Ведущий предложит группе поговорить о личности нашего добровольца в третьем лице, как будто он не находится в комнате во время обсуждения…

– Как вы думаете, Гена – уверенный в себе человек?

– Что вы можете сказать о Володе как о товарище?

– Кажется ли вам, что на Лену можно положиться в трудную минуту?

Подготовка к игре

Попробуем вспомнить, что такое «активное слушание»?

(Обсуждение в группе.)

Ведущий: вы видите, что вопрос оказался непростым и породил заинтересованную дискуссию в группе. Случайно ли это?

По—моему, активное слушание сродни работе литературного переводчика. Как минимум мы должны владеть языком собеседника, проверять постоянно и «переводить» значение сигналов невербальной коммуникации, создающей подтекст «переводимого» словесного текста. Еще одна важная особенность такого «перевода» – это творческое занятие, акт совместного интеллектуального действия. Одна из опасностей для поэта—переводчика – «заиграться», «заслушаться» своим переводом и. заменить автора, утопить его мысли и чувства, его послание в собственных интерпретациях услышанного. То есть «переводчик» во мне должен быть дисциплинированным и точным, адекватным тому посланию, которое отправлено собеседником.

Занятие подобного «перевода», или «расшифровки», собеседника, процесса коммуникации – вещь очень увлекательная. Потренироваться в подобной сфере не только интересно, но и полезно. Этим—то мы сейчас и займемся!

Психология общения между людьми изучается актерским ремеслом

Психология межличностного взаимодействия – это предмет изучения в актерских школах русской школы актерской игры. Почему именно русской школы? Потому что, как еще в начале 20-го века определил наш великий соотечественник К. С. Станиславский, в мире существует два типа актерской игры: так называемая «школа представления» и «школа переживания». Так исторически сложилось, что русская классическая школа – это «школа переживания», а венцом ее стал психологический театр.

Не удивительно, что в театральных ВУЗах будущих актеров учат понимать природу взаимоотношений между людьми, учат понимать те или иные психологические причины, побудившие персонажа совершить тот или иной поступок. Хороший актер – всегда хороший психолог. Он умеет очень тонко ощущать, что происходит с окружающими его людьми и в зависимости от этого строить свои взаимоотношения с тем или иным человеком.

Психология общения еще и потому является предметом пристального внимания актерских школ, что большая часть произведений, предназначенных для сцены, построена на диалогах. А диалог – это общение.

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

Дейл карнеги. как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. все секреты, подсказки, формулы

Один из лучших тренингов эффективного общения.

Этот тренинг про то, как устроено общение. И про то, как научиться общаться лучше. НЛП изначально занималось моделированием успешности, в том числе и в общении. Вот мы и будем заниматься мастерством, “считанным” с успешных коммуникаторов. При чём на тренинге отрабатываются именно навыки успешного общения.

О тренинге

Коммуникация – это, попросту говоря, общение, как словесное так и бессловесное, невербальное. Знания, которыми вооружает нас НЛП, дают возможность внести в повседневную жизнь настоящее мастерство. Этот тренинг – попытка понять структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями.

Многие, прошедшие тренинг МК-1 (а это только первая часть), говорят, что им стало гораздо приятнее общаться с людьми, да и окружающие (начальники, родители, любовники, соседи) вдруг изменили отношение к ним в весьма положительную сторону. А также говорят, что себя стали понимать лучше. И еще много чего говорят…

Так все-таки, что и как здесь происходит?

Все это основано на НЛП и Эриксоновском Гипнозе. Будучи очень мощными и эффективными психологическими техниками (оставаясь при этом весьма гуманными), они весьма практичны, в том смысле, что там совершенно нет оторванных от жизни теорий. Все, что есть, можно проверить, пощупать, послушать и посмотреть. Именно поэтому большая часть времени – это не лекции, а живые упражнения, игры и тренировки, а слово я беру, только когда уж совсем деться некуда. Просто я считаю, что идеальный ведущий – это ведущий, которого нет, а его функции выполняются, поэтому стараюсь всю радость обучения перенести на хрупкие плечи обучающихся. То есть, они почти всю теорию САМИ выводят из опыта упражнений и повседневной жизни.

Вы научитесь:

  • разговаривать с каждым человеком на его собственном языке;
  • замечать (калибровать) то, что для других остается незамеченным (например: врут вам или нет, нравится собеседнику то, что вы ему предлагаете, или совсем наоборот).
  • становиться “своим” для любого человека;
  • лучше договариваться с самим собой;
  • развивать возможности собственного восприятия;
  • говорить так, чтобы не повредить этой речью ни себе, ни другим, а также защищаться от “неэкологичных” фраз;
  • узнавать очень много нового и интересного;
  • применять все эти знания и навыки в повседневной жизни.

Мастерство Коммуникации 1

Базовые навыки эффективного общения.

Существует правило Парето: 20% усилий дают 80% результата. И можно выделить набор коммуникативных навыков, который будет давать максимальный эффект. То есть отработка этих семи навыков даст вам для успешной коммуникации намного больше, чем всех остальных. 

Тренинг “Мастерство Коммуникации 1” как раз и ориентирован на тренировку этих навыков.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРЕНИНГА

Мастерство Коммуникации 2

Воздействие в общении.

Мы постоянно влияем друг на друга. Это тренинг про то, как это делать правильно, эффективно и экологично.

ЗАПИСАТЬСЯ ОПЛАТИТЬ

Мастерство Коммуникации 3

Метапрограммы.

Метапрограммы – это базовые фильтры восприятия человека. А так же основные паттерны мышления. На этом трениге мы будем тренироваться из замечать (калибровать), подстраиваться под них и развивать у себя.

ЗАПИСАТЬСЯ ОПЛАТИТЬ

ЗАКРЫТЫЕ ИГРЫ («Вот проблема: как мы ее решим?»)

• Игроки вдохновлены вступлением ведущего или разминкой, нацеленной на создание атмосферы единства группы.

• Ведущий воспринимается группой как властное, но доброжелательное лицо.

• Разделение труда подчеркивает функциональный характер различий между членами группы.

• Тренер воспринимается как ведущий: он контролирует ситуацию, отвечает на вопросы, дает инструкции…

• Моментом начала игры является кризис, прошлое важно как предыстория игры. • Действия группы определены инструкцией и жесткими правилами поведения в зависимости от исполняемых ролей

• Действия группы определены инструкцией и жесткими правилами поведения в зависимости от исполняемых ролей.

• Игроки организованы в команды или подгруппы, играющие по одинаковым правилам.

• Задачей игроков является преодоление кризиса.

• Действие развивается согласно логической поэтапной структуре и ориентировано на достижение конкретной цели – выхода из кризиса. Временной вектор игры – будущее.

• Напряжение возрастает в одном—единственном направлении, стимулируя совместную азартную деятельность.

• Интерес зрителей вызывает то, какой стратегией и тактикой воспользуется команда.

• Игроки получают удовольствие от совместной работы. Сама конфликтная ситуация – это лишь «повод для колхоза», для совместной деятельности, завершаемой примирением сторон и получением ответов на поставленные вопросы.

Обсуждение первого этапа

• Кем проще быть в этом упражнении?

• Удалось ли вам лучше почувствовать партнера, понять его эмоциональный настрой?

• Может ли, на ваш взгляд, подобное упражнение помочь установлению более эффективной коммуникации между людьми?

Второй этап

Участник под номером один получает задание в течение 5 минут рассказать партнеру о своем любимом виде спорта (книге, фильме, способе проводить свободное время.) и убедить своего собеседника в несомненных преимуществах любимого занятия перед другими. (Участник под номером два получает при этом инструкцию, в соответствии с которой он должен посылать своему собеседнику постоянные невербальные сигналы о том, что тема разговора ему неинтересна, все доводы говорящего нелогичны, слабы и неэффективны. Он избегает зрительного контакта с говорящим, демонстрирует «закрытые позы», руки постоянно заняты – теребят волосы и края одежды, стряхивают с нее ворсинки. Нужно играть эту роль с максимальной естественностью, чтобы не давать собеседнику заподозрить вас в нарочитости поведения!)

Затем роли меняются. Убеждать своего партнера придется участнику под номером два. Первый же игрок получает от тренера инструкцию пользоваться невербальными сигналами «позитивного слушания»: качать в знак согласия головой, поддакивать, податься корпусом вперед – к говорящему, следить за тем, чтобы не использовались «закрытые позы».

Ход упражнения

На доске записывается набор слов. К примеру:

Все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные а с утра шел дождь так—то оно лучше глупо вляпались кап—кап—кап.

Смысл задания, в котором участвуют группы по 5–7 участников, в том, чтобы в результате коллективного обсуждения превратить набор слов в текст. Как это можно сделать? Во—первых, вычленив логические единицы, расставляя знаки препинания. Во—вторых, интонация поможет понять смысл высказывания в неполном предложении. В—третьих, когда текст будет составлен, его требуется разыграть по ролям. И здесь появляется еще одна, дополнительная, возможность прояснить семантику – использование мимики и жеста.

Слова нельзя менять местами. Можно повторять одно и то же слово или фрагмент несколько раз в том месте, где это слово или фрагмент находится. Например:

Первый. …Так—то оно лучше!

Второй. Лучше!? Глупо вляпались…».

Здесь повтор слова «лучше» (в том месте, где оно находилось в задании!) в сочетании с интонацией позволил логически связать фрагмент в диалог между героями.

Интересно сравнить результаты работы нескольких групп. Как правило, оказывается, что с помощью одного и того же набора слов можно составить разные тексты благодаря иному структурированию информации с помощью знаков препинания и интонации, а затем – и с помощью актерской игры. Порой сцены будут представлены и в различных жанрах: кто—то превратит текст в комедию, кто—то увидит в нем элементы трагедии или «ужастика».