Основы психологии

Гении и аутсайдеры. Малкольм Гладуэлл

Основы психологии Настоящая книга — это ещё один сборник очень необычной в своём роде информации. Речь пойдёт о том, почему в жизни одним людям достаются все блага: деньги, успех, слава, власть, а другие остаются «у разбитого корыта». Автор объясняет, что причиной этому служат не только те индивидуальные качества, которыми наделяет людей природа, но и некие скрытые закономерности. Так, например, Малкольм Гладуэлл обнаружил связь между способностями человека и месяцем его рождения, местом, где он родился, национальностью, расой и многими другими особенностями. Эта книга не только необычное пособие по достижению успеха, но и своеобразная энциклопедия законов жизни. Она пойдёт на пользу всем, интересующимся психологией и просто стремящимся к самосовершенствованию людям.

Книга состоит из двух частей и девяти глав, раскрывающих читателю множество данных на тему природы человека, его предрасположенности к успеху или неудачам. Автор подробно объясняет основные различия между успешными людьми и аутсайдерами, приводит яркие примеры и даёт ценные рекомендации. Каждая глава представляет собой отдельную законченную историю. Но все вместе эти истории составляют уникальное знание, которым должен обладать любой человек и которое способно изменить устоявшиеся представления о гениальности и успехе.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Это небольшое количество книг, представленных нами вашему вниманию, является мизерной частью того огромного наследия психологической науки, которым на сегодняшний день обладает человечество. Но даже если вы изучите только несколько из них, ваш багаж знаний станет намного больше, и вы сможете понять, как на самом деле разностороння и многогранна психология человека и само его бытие; вы станете умнее и сможете улучшить свою жизнь, применяя знания на практике.

Изучайте книги, учебники и другую литературу по психологии. И, конечно же, не пренебрегайте использованием и других всевозможных источников. Психологические знания станут одними из ваших лучших проводников в мир особенностей личности человека и его жизни!

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

  • Личность в группе и системе отношений
  • Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
  • Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
  • Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
  • Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
  • Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие – другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Структура психологической науки

Исторический процесс развития каждой науки связан со все более значительной ее дифференциацией, в основе которой лежит процесс расширения объекта данной науки. В результате современные науки, особенно фундаментальные, к числу которых относится и психология. представляют собой сложную многоотраслевую систему. По мере усложнения структуры науки возникает необходимость классификации составляющих ее отраслевых наук. Под классификацией отраслевых наук понимается их систематическое деление, упорядочивание научного знания путем разложения той или иной науки как родового понятия на составляющие ею родовые понятия.

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность

Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания необходимо знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психологии.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии, или педагогически запущенными детьми.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик. формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, как, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Дерево психологии

Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.

Основы психологии

Общая психология – это ствол – теория, основные понятия и закономерности развития здорового человека.

Ветви дерева – основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.

От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки – это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.

Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.

Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки – более узкие разделы.

Почему толпа влияет на нас?

То, что нас тянет в толпу, тоже глубинная потребность – время от времени освободиться от груза социальной роли, ограничений, норм поведения. Хочется отдохнуть, прокричаться на рок-концерте, поорать на стадионе или раствориться среди народа на ярмарке. Эти древние механизмы массового отдыха живучи и сегодня. Они помогают снять напряжение, сбросить лишнюю агрессию, «оторваться» от обязанностей и побыть среди людей.

Но с другой стороны у толпы есть свои недостатки. Попадая внутрь большого скопления людей, человек будто плывет по реке с быстрым течением. Вроде бы мысли, тело, воля остаются, но проявить их нет возможности.

Находясь внутри людского потока, индивид:

  • «Забывает» о культурных, этических или моральных нормах, перестает анализировать свое поведение.
  • Совершает поступки, которых бы никогда не совершил «в здравом уме»: идет на жестокость, совершает убийства.
  • Подчиняется общей одинаковости и даже перестает сопротивляться.
  • Теряет свободу действий и чувство ответственности.
  • Моментально «впитывает» чужие эмоции, которые преобладают над разумом, заставляют действовать импульсивно.
  • Перестает общаться на вербальном уровне с отдельными людьми.
  • Подражает общим движениям лидера или большинства из толпы.

Зигмунд Фрейд описывал два феномена характеристики толпы, которые объясняют подобное поведение. Это «заражаемость», которую причисляют к гипнозу, и «внушаемость», когда большинство реагирует не на аргументацию, а на лозунги, отдельные символы. Сила толпы не в единодушии, а в «эффекте лавины». Как только удается повлиять на часть людей, остальные начинают кричать, размахивать лозунгами или двигаться чисто по инерции. Этим пользуются умелые манипуляторы.

Как защититься от манипуляций?

Индивид перестает контролировать свое поведение, как только попадает в толпу и снова становится собой, как только из нее выходит. Полноценно реализовать свой потенциал, раскрыть талант, приносить пользу можно только в индивидуальной деятельности. Но здесь есть проблема: один в поле не воин. Выход один – не поддаваться манипуляциям со стороны.

Предупрежден, значит, вооружен. Вот 9 популярных психологических приемов, которые незаметно, но верно влияют на людей.

1. Пресуппозиция.

Это одна из самых используемых НЛП-моделей, позволяющая речью создать «реальность, в которой существуют только нужные варианты поведения». Пресупппозиция помогает аккуратно внушить человеку, что что-то обязательно произойдет.

Например, политик агитирует избирателей: «Когда я буду президентом, я сделаю…». И даже не обсуждает вариант, что этого не случится.

2. Лесть.

Простой, но действенный прием «ниже пояса», которым манипулятор пытается привести другого в хорошее настроение и использовать в своих интересах. Здесь идет работа над самооценкой оппонента: комплименты, поощрение, слова благодарности.

Например, руководитель убеждает сотрудников выйти на работу в выходной: «Я знаю, что вы ответственные работники, поэтому сможете потратить свой выходной и сделать срочную работу».

3. Превдовыбор.

Работает по принципу: из двух зол выбираем меньшее. С одной стороны здесь нет запретов и есть право выбора. Но с другой – нет других вариантов ответа, кроме предложенных.

Например, в рекламе нам предлагают: «Выбираете Фанту или Спрайт (бургер или чизбургер)?». Хотя обе марки принадлежат одной компании-производителю.

4. Воодушевление.

Воодушевление помогает работать без усталости, совершать открытия, верить в свои сверхспособности. Так что когда манипуляторы хотят сагитировать кого-то на подвиг, они организуют ему воодушевление.

Например, командир перед боем говорит солдатам: «То, что вы делаете – нужно! У вас все получится! Все ради мира на земле!»

5. Эмоциональная атака.

Игра на эмоциях – простой способ добиться нужных действий от сотрудников, родственников, друзей. Это многократное повторение одних и тех же требований, смена интонации, попытка раскрутить на чувство вины.

Например, учитель стыдит класс: «Я к вам относился как к взрослым людям, а вы меня подвели. Вы знаете, как меня отругал директор из-за вас?».

6. Социальное доказательство.

Так называемый стадный инстинкт помнят большинство жителей Советского Союза, которые становились в очередь только потому, что она была символом дефицита. «Если все берут, значит, хорошая вещь» думает человек, который не хочет или не успевает разобраться в ситуации.

Например, когда люди хотят выбрать из большого количества моделей гаджетов, они ориентируются на рейтинги и отзывы. И даже не задумываются, что отзывы пишут «свои» сотрудники из компании-производителя.

7. Принцип взаимного обмена.

Правило гласит: человеку нужно ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Этим пользуются умелые манипуляторы – оказывают мелкую услугу и ждут ответного расположения.

Например, религиозные сектанты раздают на улице бесплатную литературу, а взамен просят послушать их наставления.

8. Мотивация страхом.

Страх – мощная человеческая эмоция и безотказный мотиватор. Следовательно, чтобы заставит человека сделать что-то, нужно его как следует напугать «наперед»: рассказать о будущей поломке автомобиля или предупредить о статье за воровство.

Например, на запугивании людей построена работа страховых компаний – чем больше устрашающих примеров приводится, тем чаще покупаются страховые полисы.

9. Невербальная коммуникация.

В толпе невербальные знаки (жесты, мимика, движения) улавливаются и передаются гораздо быстрее, чем слова. Поэтому манипуляторы добавляют эмоций и красок осанкой, интонацией, дружескими жестами, смехом.

Например, мировые диктаторы убеждали людей до того, как начинали говорить: становились выше своих слушателей, чтобы смотреть на них сверху вниз. Свои выступления дополняли размашистыми движениями, активным перемещением по залу – чтобы занимать как можно больше места и еще больше подтвердить свою значимость.

Психология масс чаще ассоциируется с манипуляцией, диктатурой, управлением сознанием. Но есть у этой области психологии положительные стороны – это организация фестивалей, карнавалов, праздничных шествий, которые помогают окунуться в толпу, отдохнуть от бремени ограничений и обязанностей. Другое дело, что такие массовые мероприятия должны быть тщательно организованы. Иначе можно разрушить что-то нужное. Бастилию, например.

Научная и житейская психология

Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.

Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.

Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.

В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.

Основы психологии

Что такое психология масс?

Психология масс — область психологии, изучающая общественное сознание, особенности поведения и мышления большой группы людей, объединенных общими взглядами и общим эмоциональным состоянием, движимых общими интересами, а также выполняющих одинаковые действия в течение небольшого промежутка времени. В отличие от индивидуальной психологии конкретного человека, масса людей характеризуется психической общностью. Поэтому психология масс основана на противопоставлении индивида вне людской массы ему же, находящемуся внутри толпы.

Сам по себе человек существует, делает свой выбор, корректирует свое поведение сознательно. Но все меняется, когда он находится не один, а в толпе. Даже без психологического давления со стороны он воспринимает поведение других, заражается им, подчиняется и следует ему. Индивидуальное сознание как бы растворяется, исчезает, становится частью коллективного бессознательного. Вопрос о том, почему психика отдельного человека так резко реагирует на присутствие множества людей, остается открытым и принципиально важным для психологов, социологов, культурологов, философов, политологов, юристов, силовиков.

Начало научному изучению психологии толпы было положено после событий французской революции 1789 года. Столетие спустя, французский психолог Гюстав Лебон заинтересовался мотивами участников восстания. С точки зрения ученого их поведение было иррациональным, чем и вызвало такой интерес. Позже у Лебона появились соратники и последователи – Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Владимир Бехтерев. В психологии образовалось новое направление – «психология массового поведения», которое в 60-70 годы XX века переросло в «психологию коллективного поведения».

Психология масс изучает, что происходит с человеком в тот момент, когда он оказывается внутри толпы. Кроме этого психологи и социологи исследуют:

  • Как создается и меняется настроение, мышление, эмоциональный настрой толпы.
  • Мотивы, идеи, стереотипы толпы.
  • На что способна толпа и к чему она стремится.
  • Взаимодействие личности и массы.
  • Спонтанная агрессия, инциденты, беспорядки, связанные с массовым сознанием.
  • Культурно-этнические, национальные особенности поведения толпы.
  • Как образуется «духовное» единство массы – так называемая «душа толпы».

Определение предмета психологии

Пытаясь понять, что такое психология человека на различных исторических этапах были различные попытки определить предмет исследования. Определение понятия, точка зрения и особенности менялись в развитии общей науки, а также от того в контексте какого психологического направления выделялся предмет. В отличие от более стандартных дисциплин, каждое психологическое направление имеет собственную трактовку для изучения. Даже сейчас не сформировано классическое понимание предмета, есть лишь общее направление, но добавлять собственные детали и понимание может каждое из направлений.

Что такое психология человека? Первоначально (ещё в философском понимании, когда психология не была отдельной наукой) предметом изучения и наблюдения считалась душа, после того, как описание души показалось учёным довольно размытым и неточным, то предмет сузили до сознания и его явлений

Предметом был и непосредственный проживаемый опыт, поведение, функции приспособления, внимание уделялось бессознательным процессам, а в других особенностям переработки информации и образов. Современная концепция склоняется к тому, чтобы выбрать предметом экзистенциальные данности, глубинный смысл и проблемы бытия человечества, как основу, формирующую все дальнейшие процессы

Если отталкиваться от формального определения, то психология изучает психику, особенности её процессов в индивидуальном контексте, но учитывая культурно-исторический. Чтобы полностью понимать предмет психологии мало такого сухого объяснения, а необходимо также и наблюдение за внутренними процессами (чувствами, эмоциями, аффектами), поддающимися только субъективному описанию, а значит, объективность построения предмета будет всегда ставиться под вопрос. Предмет изучает когнитивные данные, особенности и индивидуальные эмоциональные и характерологические проявления в деятельности, окружающей обстановки, в корреляции показателя гендера, пола и многих других внешних факторов.

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

Психология толпы и коллектива: сходства и различия.

Изначально под толпой подразумевают большое (или не очень) скопление людей, объединенных одним местом, общим интересом и эмоциональным состоянием. Но у толпы нет единой цели, которая требовала бы организации, дисциплины, согласованных действий. Поэтому толпой называют любую массовку: от группы прохожих, которые остановились посмотреть выступление уличного фокусника, до агрессивной массы убегающих от быков на корриде. В некоторых случаях массовое поведение может быть рациональным – например, собрание жителей города для решения волнующих вопросов.

Как любой социальный феномен толпу можно определить по разным основаниям:

  • По виду управления: стихийная, ведомая, организованная.
  • По виду организации: окказиональная (случайная, связанная с любопытством); конвенциональная (собранная на основе интереса); экспрессивная или экстатическая (собранная для выражения отношения к событию); действующая (отличается наличием активных действий).
  • По степени организованности: разнородная (уличная), однородная (секты, касты, классы).

Актуальными, но наиболее сложными для изучения считаются паническая и агрессивно-действующая толпа, которые приводят к массовым беспорядкам, стычкам.

Коллективное поведение отличается от массового. В коллектив объединяются во имя общей цели – устранения несправедливости (этнической, гендерной, социальной, религиозной) в обществе. Причем участникам не обязательно регулярно встречаться. Они могут действовать поодиночке (ходить с лекциями, собирать пожертвования) и время от времени собираться вместе (проводить митинги, подписывать петиции).

Психологи и антропологи описывают механизм формирования толпы эволюционной регрессией. При большом скоплении людей у большинства из них оживляются низшие слои самой древней части коры головного мозга. Достижения цивилизации блокируются, психика возвращается к ранней стадии эволюции, а сознание напоминает примитивное сознание первобытных предков.

Практическая психология

Видами практической психологии являются:

  • психодиагностика – обязательный этап работы психолога в любой сфере: в образовании, в медицине, в консультировании, в трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе, в армии, в спорте. Она предназначена для измерения и анализа индивидуальных или групповых поведенческих и физиологических особенностей людей;
  • психологическая коррекция (индивидуальная или групповая) – деятельность, направленная на исправление особенностей и отклонений душевного развития, мешающих человеку в его социализации, трудовой деятельности, в общении;
  • психологическая профилактика или психогигиена направлена на предупреждение нервно-психических заболеваний и оказание необходимой помощи в кризисных ситуациях;
  • психологическое консультирование – оно может быть очное – при непосредственном общении специалиста и клиента, или заочное – клиент обращается за помощью через интернет или по телефону доверия.

Основы психологии