Психология развития как наука
История
В качестве основателей современной психологии развития обычно называются Жан-Жак Руссо и Джон Б. Уотсон. В середине 18-го века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы (младенчество), пуэр (детство) и юность в книге . В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.
В 1882 году вышла в свет книга немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 1920-х годах психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
- Развитие философских теорий
- Открытия эволюционной биологии в 19 в.
- Социально-исторические изменения
- Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Какими аспектами занимается
Объектом изучения этого раздела психологии как науки неизменно остаётся человек в определённый жизненный период. Его поведение и изменения в психике относительно возраста – главный аспект исследований. Перед изыскателями ставятся следующие задачи:
- обнаружение и проработка обособленных и общих закономерностей для конкретной возрастной категории;
- построение психологической картинки поэтапного взросления индивида;
- разрешение проблем развития личности человека;
- обнаружение психологических возможностей для каждого возраста.
К сведению. Возрастная психология (ВП) устанавливает свои закономерности, опираясь на данные, взятые из таких областей, как медицина, педагогика, этнография. Результаты работы в области ВП, ставшие общественным достоянием, применяются на практике.
Предмет, задачи и методы
Предмет психологии развития и возрастной психологии
- Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
- Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
- Развитие различных видов деятельности (активности)
- Формирование качеств личности
- Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 2955 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 2955 дней].
Функции психологии развития
- Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
- Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
- Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
- Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием
Методы исследования
- Организационный метод.
- сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
- лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
- комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
- Эмпирический метод.
- метод наблюдения
- экспериментальный метод
- психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
- биографический метод
- обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
- Интерпретационный метод
- генетический метод
- структурный метод
Методы исследования в возрастной психологии
Средства и приёмы, с помощью которых изучаются изменения в психологии развития, называют методами.
Б. Г. Ананьев, советский психолог, предложил разделить их на четыре группы:
- организационные;
- эмпирические;
- обработки данных;
- интерпретационные.
Организационные методы бывают следующими:
- сравнительный – используют в психологии развития в форме «поперечных» срезов: применение одинаковых психологических инструментов для разных возрастных групп;
- лонгитюдный – многолетнее исследование конкретных людей (продольное) с применением дополнительных методик (наблюдение, тесты, эксперименты);
- комплексный – сочетает в себе, кроме психологии, методы, используемые в других науках.
Если рассмотреть краткий список эмпирических методов, то он состоит из пунктов:
- наблюдение за исследуемым субъектом (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее) – изучается поведение для распознавания особенностей индивидуальной психики;
- опрос: устный или письменный (тестирование) – позволяет при помощи тест-опросов или тест-заданий получить результат качественной или количественной оценки состояния психики;
- практический эксперимент – создание искусственной ситуации, при которой, наблюдая за испытуемым, вызывают проявление необходимых психологических реакций;
- моделирование – знаковая (моделирование процессов психики) и воспроизведение определённого рода деятельности человека в искусственно сконструированной среде (лаборатории), применяется в случае недоступности других методов.
Методами обработки данных являются количественный (статистика) и качественный (работа с материалом, разбитым по группам, с описанием отдельных случаев, как исключительных, так и имеющих общие позиции).
Четвёртая группа методов – интерпретационные способы, к ним относятся:
- генетический способ – определяет генетические связи между уровнями и стадиями развития;
- структурный метод – выявляет связи личностных характеристик, изученных в процессе исследования.
Внимание! В первом способе связи называют «вертикальными», во втором – «горизонтальными»
Методы ВП
Жизненный цикл развития человека
Если кратко, то в психологии развития жизненный цикл человека принято разделять на пять основных периодов. К ним относятся:
- Время, проведенное в утробе матери
- Детские годы
- Отрочество
- Зрелый возраст
- Старость
В каждом из периодов есть несколько стадий. У них в свою очередь наблюдаются характерные особенности. Когда человек переходит от одного этапа к другому, то в этот момент могут случаться критические периоды. Их называют кризисами развития. У индивида формируется новая система взаимоотношений с окружающим миром (появляется другая мотивация, ценности). Возникают психологические трудности для личности, меняется отношение внутри окружения.
Личностное развитие в подростковом возрасте
Этап 3 — Подростковый возраст
Физически подростковый возраст наступает в 12–13 лет и достигает кульминации в 19–20 лет.
Интеллектуально подростковый возраст – период, когда человек становится способным формулировать гипотезы или предположения, а также проверять и рационально оценивать их.
В это время психология развития личности подростка состоит в том, что он учится контролировать себя, осознавать свои сексуальные порывы и определять, что и кто ему нравится, а чего он предпочитает сторониться.
К концу подросткового возраста у индивида ослабляется эмоциональная зависимость от родителей и возникает собственный набор ценностей – как только к этому прибавляется и материальная независимость от родителей, подросток переходит во взрослую жизнь.
Этап 4 — Совершеннолетие
Период максимального психического функционирования, когда интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности индивида достигают пика своего развития. Именно в этот период люди вступают в брак, рожают детей, продвигают свой бизнес или же осваивают профессию всей жизни.
Некоторые психологи разделяют период совершеннолетия на три фазы: раннюю (20–30 лет), среднюю (30–50 лет) и позднюю (50 лет и старше).
В ранней фазе совершеннолетия индивиды приходят к осознанию своих целей и обязательств. Они получают профессиональные знания необходимые для дальнейшей жизни.
В это время молодые люди психологически стабильны, они полны надежд на прекрасное будущее и не зацикливаются на неприятностях.
В средней фазе психология развития личности выходит на совершенно другой виток – у человека развивается чувство ограничения по времени, ему кажется, что ничего в этой жизни невозможно успеть.
Даже финансовообеспеченные люди переносят эмоциональные срывы, которые могут отражаться в отказе от, казалось бы, незыблемых ценностей. Происходит переоценка не только вкусов, но и пристрастий, что иногда приводит к внезапной смене работы, увлечением взрослого человека какой-либо субкультурой (например, когда 40 летний успешный бизнесмен, все забрасывает и становится рэпером) и т.д. Именно в этой фазе, чаще всего разбиваются семьи.
В поздней фазе эмоциональные «бури» успокаиваются, из-за того, что возникающие возрастные болезни изменяют закономерность жизни, или же индивид понимает, что достиг предела своих возможностей и принимает это. У тех же, кто не хочет смириться, возникает чувство несамареализованности, «отравляющее» их зрелые годы.
Основные понятия
Главные положения, которыми занимается возрастная психология, – это:
- развитие индивида;
- возраст (период).
Внимание! Развитие – это термин (определение), означающий переход от низшего качественного состояния к высшему (новому) состоянию. В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин
Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте. Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша. Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей
В данном случае подлежит изучению психическое развитие, обусловленное физическими изменениями с учётом социальных причин. Такие исследования позволяют составлять нормы поведения людей в разном возрасте. Например, изучение изменений в развитии ребёнка по мере роста и созревания даёт возможность составить шкалу возрастных норм в разных сферах жизни малыша. Это в дальнейшем помогает разрабатывать методы психологической коррекции для аномально развивающихся детей.
Классы коррекции психологического развития
Развитие человека протекает по следующим направлениям:
физическому – изменение размеров и форм внутренних органов, тела, мозговой структуры, сенсорики, моторики и прочего;
когнитивному – развитие умственных способностей (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.);
психосоциальному – приобретение социальных навыков, личностные особенности, восприятие окружающего мира и эмоциональные реакции.
Важно! Для полноценного развития личности все направления должны быть связаны между собой и не отставать во времени друг от друга. Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:
Процесс человеческого развития имеет особенности, к которым относятся:
- обязательное качественное изменение и переход на новый уровень поведения;
- невозможность обратного процесса – нельзя вернуть прежнее состояние;
- при выборе развития в одном направлении остаются нереализованными другие (обязательно сочетаются элементы прогресса и регресса) функции;
- неравномерность – резкие качественные скачки сменяются медленными накоплениями изменений количественного характера;
- зигзагообразность – образуются абсолютно новые признаки развития, которые функционируют хуже в своём начале (ребёнок, отлично ползающий, делая первые шаги, ходит плохо);
- перерастание стадий в уровни – после появления следующей стадии предыдущая становится одним из уровней новой структуры, а не исчезает бесследно.
Возраст делится на типы: хронологический, биологический и психологический. Психологическое развитие в основном базируется на онтогенетическом методологическом подходе. С его помощью ведут учёт всего процесса развития: от появления на свет до старости. Это позволяет изучать нарушения развития в психическом плане. Выполнение организмом заложенной в него генетической программы под влиянием определённых внешних условий называется онтогенезом.
Аспекты изучения
Теории развития[2]
- Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
- Теория созревания Гезелла
- Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
- Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
- Философия образования Монтессори
- Теория организма и сравнительная теория Вернера
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Стадии нравственного развития по Колбергу
- Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
- Теория социального научения Бандуры
- Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
- Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
- Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
- Теория аутизма Беттельгейма
- Теория детских переживаний Шахтеля
- Теория зрелости Юнга
- Теория развития на основе привязанности Ньюфелда
Разделы возрастной психологии (ВП)
ВП призвана изучить следующие разделы психологии:
- детство;
- юношество;
- средний возраст (взрослый);
- старость (геронтопсихология).
В раздел детской психологии входят следующие возрастные категории:
- младенческая;
- ранняя;
- дошкольная;
- школьника младших классов;
- подростка.
Иными словами, раздел детской психологии изучает детей в возрасте от нуля до достижения ими 14-15 лет. Подотрасль отслеживает образование условий и движущих сил, которые управляют развитием детской психики. Рассматривается деятельность ребёнка как личности, и устанавливаются особенности его развития.
Структура ВП
Кстати
На этапе детства особое внимание уделяется кризисам развития, приводящим к физическим, психическим и умственным отставаниям в развитии. Изучаются трудности утверждения ребёнка как личности в социальном окружении
Выявляются скрытые и явные комплексы, и прорабатываются пути избавления от них.
В разделе юношества психология работает с особенностями психики старших подростков, у которых наступает подростковый кризис. При этом ломается психика в результате переходного периода
В это время важно изучать спектр детских жизненных позиций и выявлять суть порывов к самоопределению. Для психологии здесь интересно познание таких моментов, как:
- нюансы познавательной и эмоциональной деятельности;
- образование позиций мировоззрения;
- изменение самосознания.
В поле зрения попадают все ситуации социального развития юношей и девушек, а также их возрастные новообразования. Людьми зрелого возраста занимаются психологи с целью познания личности взрослого человека и сопровождающих её в эти годы кризисов.
Интересно. Изучение психологами сложной ситуации под названием «кризис среднего возраста» позволило максимально сгладить последствия жизненных проблем, вызванных изменениями в психике взрослого человека.
На этом этапе рассматриваются люди в возрасте от 30 до 60 лет. Средняя взрослость у всех наступает по-разному, в зависимости от скорости взросления, на которую действуют следующие факторы:
- семейное положение;
- социальный статус;
- уровень личного психологического развития.
В этот момент человек ещё не старый, но и уже не слишком молодой. Кроме негативных мыслей о смысле жизни, упущенных возможностях, возраст даёт возможность достичь понимания своей сущности. В этот период происходит переоценка жизненных ценностей, душа жаждет достичь равновесия, и разум может ей в этом помочь.
Важно! Возрастная психология утверждает, что человек к 30 годам созрел для разумных позитивных изменений. Юность позади, а старость ещё далеко
Есть время для долгосрочных обдуманных проектов, в осуществлении которых могут помочь накопленные знания и опыт.
Кризис среднего возраста
Геронтопсихология – раздел ВП, отвечающий за выявление и изучение тенденций инволюционного характера. В старом возрасте происходит затухание некоторых физиологических функций: репродуктивности, свойства регенерации тканей, обмена веществ, образования в мозгу нейронных связей и т.д.
Со стороны психики снижается психическая устойчивость, наблюдается спад активности и защитных реакций
Изучая индивидуумов этого возрастного периода, геронтопсихология заостряет внимание на особенностях поведения, связанных с позициями:
- семейных отношений;
- оценки жизни;
- социальной активности;
- профессиональной сферы;
- тревог и различных фобий.
На основании этих исследований осуществляется практическая психологическая помощь старым людям, разрабатываются меры, обеспечивающие условия их личной безопасности.
Старость
Услуги и объявления42
50 минут. |
Консультация профессионального психолога (взрослым и детям) Скидка 500Р |
|
1 час. |
Нейропсихологическая диагностика Подать заявку |
1 час |
Диагностика готовности ребёнка к школе Подать заявку |
|
сколько потребуется |
Консультации известного «Детского психолога» высшей категории! Скидка 250Р |
|
1–1,5 часа. |
Психологические консультации в Москве и online Скидка 500Р |
|
Услуга |
Детскому центру «Дом белого кролика» на Таганке требуется воспитатель кратковременного пребывания Подать заявку |
Вторник, четверг с 10:00 до 17:00. |
Бесплатная консультация психолога по телефону Подать заявку |
|
10 дней |
Детская натальная карта Скидка 1000Р |
|
Услуга |
Услуги психолога-консультанта Подать заявку |
С понедельника по субботу с 10:00 до 20:00. |
Карты Ленорман. Целительный массаж. Аурокамера Скидка 500Р |
|
1 час или до решения запроса |
Консультации по вопросам развития и воспитания детей Скидка 500Р |
1 месяц |
Консультация по натальной карте. Акция «Выпускник 2017» Скидка 2500Р |
Услуга |
Диагностика раннего развития Подать заявку |
Услуга |
Детский клуб технического творчества «Геккон» ищет менеджера по продажам Подать заявку |
1,5–2 часа. |
Расчёт и анализ потенциала личности по дате рождения, помощь в выборе профессии, партнёрстве Подать заявку |
|
60 минут. |
Консультации «Профессиональное повышение качества Вашей жизни» Скидка 200Р |
Услуга |
Проверка на детекторе лжи Подать заявку |
|
1 час. |
Коррекция Судьбы. Авторские тесты по предназначению. Консультации от автора уникальной книги Подать заявку |
|
Вторник, четверг c 18:00. 5 занятий, продолжительность занятия 60–90 минут. |
Курс психологической готовности к школе, сдаче ОГЭ, ЕГЭ «Успехи в школе» Скидка 5% |
|
1–1,5 часа. |
Семейное консультирование Скидка 500Р |
|
Показать ещё 20 услуг