Ii этап

Развитие сознания в психологии

Теперь разберём, что происходит при беглом прочтении? В сознании создаются некие психологические маячки, как узелки на память или ярлыки на мониторе сознания для выхода и доступа к более детальному анализу информации статьи

Рассудок не знает понятия – не знаю, он всё пытается объяснить, что не может объяснить, просто отбрасывает, как мусор, но ему необходимо понять, что важно, а что не важно

Разберём, почему. Следует понять, что любая информация фиксируется в виде ощущений, переживаний, состояний по той простой причине, что любой внешний раздражитель воздействует на сознание психологически восприятием органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Осознание внешнего фактора фиксируется сознанием человека с действием всех пяти органов чувств, вызывая в сознании некий узор звучания чувств, что-то схожее с музыкой, которую мы, чаще всего не слышим, и называем часто подсознанием или интуицией (внутренним чувством).

Ii этап

При внешнем прочтении мы фиксируем информацию только одним, двумя органами чувств – это зрением и слухом в основной части осознания через возбуждение эмоций, что влечёт за собой неполную психологическую картину образов информации.

Продолжу, почему я настаиваю, что первое прочтение должно быть беглым? Наш рассудок с самого детства формируется по схеме последовательности осознания. По этой схеме формируется психология нашего сознания. Он не фиксирует информацию внешнего мира, которую не понимает, или просто отбрасывает, что психологически невозможно, в принципе, или пытается объяснить. При беглом прочтении рассудок не успевает ни отбросить, ни объяснить, такова его психология. И что же делать?

Рассудок находит выход, и он для него единственный – это оставить маячки, чтобы после уже более детально рассмотреть ту или иную информацию. И эти маячки создаются не где попало по тексту, а как раз в тех местах, где что-то было непонятно. Сказать иначе, эти маячки ставятся на каких-либо словах, фразах, оборотах речи.

Свойства

У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.

Активность

Когда человек отражает окружающую действительность, то он не является пассивным участником. Он активно взаимодействует с окружающей средой.

Есть еще одно свойство – это рефлексивность. Благодаря нему, индивид может обращать взгляд внутрь себя и заниматься самопознанием. Это дает ему возможность накапливать сведения о своих качествах, состояниях и анализировать, сравнивать все.

Интенциональность

Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.

Интуитивный уровень развития сознания

В ходе развития, сознание постепенно начинает рассматривать плоскость интеллекта, как глубоко вторичную, и перестает поглощаться мыслями. Интеллект является чрезвычайно эффективным фактором эволюции природы, тем преходящим звеном (уровнем развития), благодаря которому сознание осуществляет взаимодействие с миром объектов, заставляет нас, пребывая в неустойчивости постоянно двигаться к новому уровню комфорта. Но, как и любая система, ментальный механизм когда-нибудь начинает себя исчерпывать, достигает своего предела, и в определенных условиях уступает место новым более тонким и эффективным инструментам познания.

В ходе наблюдения за происходящим, у меня выработалась своеобразная эзотерическая концепция – брать на веру не советую, но имеет смысл понаблюдать за ее проявлением в своей жизни. Дело в том, что природа требует от человека роста и самопознания (постоянного перехода к новым уровням развития), а когда это происходит намеренно, сознательно, тогда силы свыше сокращают количество грубых «кармических» событий – неприятностей, которые побуждают расти над собой в силу отрицательных переживаний. Иными словами, хоть человек и находится под влиянием «закона» кнута и пряника, он может сознательно выбирать «пряник», тогда в «ударах» кнута уже нет особой необходимости. При сознательном подходе отработка кармы и выход стрессов происходят более гладко, нежели в случаях, когда человек не понимает причину возникающих событий и переживаний.

На человеческом уровне развития сознания мы склонны искать причину внутренних переживаний во внешнем мире, что в корне ошибочно, т.к. внешний мир несет лишь видимость этой причины. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «проекции». События на самом деле сами собой выстраиваются в соответствии с той кармой, с теми переживаниями, для которых настало время проявиться на текущем уровне развития сознания. Событийный уровень в каком-то смысле вообще – иллюзорен т.к. без наших мыслей и чувств он не имеет «окраски», какого-либо значения. На самом деле за пределами мысли вообще ничего не существует, и никогда не было, кроме одного… Вне ума есть только одно событие и это событие – Бог. В зависимости от веры, или интеллектуальных предпочтений слово «Бог» можно заменить, например: абсолютом, непроявленной реальностью, безличным хаосом, парадоксальным объективным вечным «сейчас». Эта истина становится очевидной на интуитивном уровне развития сознания.

В контексте этих обстоятельств смысл жизни каждого человека – в развитии сознания. Когда человек по-настоящему достигает ступени разума, он обретает возможность выходить и за его пределы – за пределы двойственного мира, в котором все делилось на разные аспекты приятного и неприятного.

На более глубоком уровне развития сознания, разум разделяет свою роль с интуицией, со временем полностью уступая ей бразды правления. Интуиция проявляет себя как фактор доверия происходящей реальности. Возникает ощущение абсолютной спонтанности происходящего. Вы находитесь в «центре» существования, словно вся реальность вращается вокруг вас. Ваша природа – чистое существование, бесформеный зритель жизни. На этом уровне развития сознания ментальный буфер устраняется, и спонтанная реакция на каждый импульс следует мгновенно. С этого уровня начинается переживание, именуемое в восточных учениях термином «лила» – спонтанная игра.

Итак, можно выделить три уровня развития сознания и три уровня стимулов, которыми руководствуется наше поведение: животный, человеческий и божественный. Или другими словами: инстинктивный, интеллектуальный и интуитивный уровни. Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается. Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Интуиция – сущностное, истинное осознание цели и пути. «Intuitio» с латинского языка переводится как созерцание. Чтобы видеть истину вне ума, необходима осознанность. Интуиция – это способность трезво оценивать ситуацию прямым сознанием, минуя ментальный буфер.

Основной посыл, который призвана дать эта статья о трех уровнях развития сознания – это понимание, хотя бы на уровне ума, что непрерывное развитие и самопознание – истинная цель нашего пребывания в текущих условиях жизни.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Ощущение и восприятие как психические процессы.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. Эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.

Связь сознания и подсознания

Развитие психологии и нейрофизиологии позволило понять, что психика человека – очень сложное образование. В психологии принято выделять бессознательный, сознательный и подсознательный уровни.

Все эти части активно взаимодействуют друг с другом. Бессознание – это высшая нервная деятельность мозга, которая не требует активного участия носителя. Сознательность это в психологии управляемые и подотчётные явления и процессы.

Ii этап

Простой пример – человек понимает, какое место он занимает в жизни

Сознание и подсознание всегда взаимодействуют, эти два процесса являются одними из самых важных в психике. Когда человек учится водить машину, то сначала он осознанно управляет ей и вспоминает последовательность действий, со временем он все делает машинально.

Такое возможно благодаря тому, что навык перешел в подсознание и не требует контроля

Подобное свойство очень важно для психотерапии. Благодаря нему, удается скорректировать многие модели поведения

VI. Близнецовый метод

VII. Социометрию (метод исследова­ния взаимоотношений в группе),

VIII. Анализ продуктов деятельности (почерк, одежда) и т. д.

Методологические принципы современной психологии

Методология — система принципов организации теоретической и практической деятельности.

Рассмотрим методологические прин­ципы отечественной психологии.

1. Принцип детерминизма, или причинной обусловленности психи­ческих явлений, означает, что психические процессы, состояния, свойства определяются факторами внешней действительности.

2. Принцип единства сознания и поведения означает, что сознание и поведение не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство.

— С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он внутренне ее сознает, а с другой — восприятие и отношение к ситуации будут зависеть от того, как субъект поведенчески с ней взаимодействует.

3. Принцип системности — психика слож­нoе единство элементов, каждый из которых требует самостоя­тельного изучения. Принцип системности предполагает многооб­разие источников и движущих сил развития человека.

4. Принцип развития означает, что психику можно правильно по­нять и адекватно интерпретировать, если рассматривать ее как про­дукт развития и в процессе развития.

5. Принцип личностного подхода означает изучение психики чело­века как индивида, а не как представителя биологического вида, социальной группы.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Примерное развитие

В процессе эволюции менялись не только физические характеристики живых существ. Психика тоже претерпевала ряд качественных изменений. Их можно представить в виде краткой схемы:

Животные и предки людей – индивидуальности у сознания нет, оно достаточно примитивно. В это же время появляется общественное сознание, т.е. одна идея и цель для всех. Именно оно стало толчком для дальнейшего развития.
Стадное – в группе нужен вожак, который ведет за собой остальных. Появляется иерархия. Каждый чувствовал себя защищенным.
Начинает определяться состояние разумного человека

Оно позволяет наблюдать за разными явлениями и делать выводы.
Совершенствуются высшие психические функции: речь, память, мышление, внимание, восприятие.

Подобная схема позволяет понять, что развитие сознания в ходе эволюции нельзя посчитать простым процессом.

Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира).

Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия.

Место психологии в системе наук: помимо гуманитарных и естественных наук, выделяются также общественные (социология, политология); заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке. Взаимодействуетс: антропология (псих. личности), психиатрия (клин. псих, психосоматика), биология (нейропсихология, психогенетика), лингвистика (психолингв), судебная п. и т. д.