Психология и имя

Развитие психологии в России в XX веке

До и во время революции 1917 года, в двадцатых (когда был образован СССР) и в начале тридцатых готов XX века психология не только не погибает, но и крепнет.

Создается молодая советская школа психологии, продолжающая развивать теории основоположников отечественной психологии и в то же время решающая актуальные социальные задачи нового советского общества.

В это время науку создают такие выдающиеся и известные на весь мир психологи как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский, С.Г. Геллерштейн, К.К. Платонов, Н.Д. Завалова и другие.

Психология и имя

Создаются такие отрасли психологии как:

  • возрастная,
  • детская,
  • социальная,
  • инженерная,
  • авиационная,
  • педагогическая,
  • психология коллектива,
  • эргономика,
  • психотехника, прочие.

Совершенствуется психодиагностика, расширяется сфера применения психологического консультирования, различные направления объединяются единой концепцией психики и консолидируются на практике.

И все это в то время, когда в Европе наблюдается кризис психологии, вызванный расхождениями психологов по многим пунктам, основным из которых был выбор предмета и научного метода психологии.

Кризис мировой психологии привел к образованию сразу нескольких основных ее направлений, существующих и в наше время (глубинная, когнитивная, гуманистическая, гештальтпсихология, бихевиоризм), что позволило науке развиваться дальше сразу в нескольких «течениях».

К сожалению, в середине тридцатых годов советская психология резко останавливается в своем развитии. Она была разгромлена и запрещена властью, резко были остановлены психологически исследования (даже идеологически близкие советской власти), перестали издаваться психологические журналы.

Период упадка науки длился примерно тридцать лет. Но даже под строгим запретом, в период репрессий, голода, страшной войны оставались ученые, не забывающие о психологии: Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколов, другие.

Только в шестидесятые годы ХХ века стали возрождаться запрещенные психологические школы и психология.

Уже в 1955 году начинает издаваться психологический журнал «Вопросы психологии». В 1964 году открываются факультеты психологии в ленинградском, московском, тбилисском университетах. В 1971 году был создан институт психологии АН СССР. С 1980 года издается «Психологический журнал».

Конечно, оторванность от мировой науки не могла не отразиться на развитии отечественной психологии. В те времена, когда в Европе и США стало модным иметь личного психолога и развивать науку психологию, в СССР даже не задумывались о такой необходимости.

В шестидесятых – восьмидесятых годах ХХ века ведущими отраслями советской психологии остаются социальная, дифференциальная, судебная, инженерная, психология обучения и воспитания и прикладные отрасли.

В это время науку создают П.В. Симонов, Н.П. Бехтерева, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, В.Д. Небылицын, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и другие.

В конце восьмидесятых годов формируется психологическая служба. Психология становится элементом культуры и начинает входить в жизнь простых людей.

Психология имени: Елена

От греческого «избранная, светлая, сияющая».

С раннего детства любит сказки. Немного замкнута, никогда полностью не сливается с детским коллективом, всегда немного в стороне, в своем внутреннем мире. Доверчива, но, встретившись с обманом, в особенности построенном на ее доверчивости, постарается непременно наказать обманувшего ее человека, проявив при этом незаурядную изобретательность. Елена добра, но доброта ее в детстве редко бывает деятельной. Так, она может принести в дом грязного уличного котенка, напоить его молоком, поплакать над его горькой судьбой, но не проявит твердости, когда родители выдворят «новосела» на ночную улицу в тот же вечер. Увлекается всем понемногу. И вязать пытается, и шить, и вышивать — ее привлекает все красивое. Уроки учит время от времени. Учится неплохо, по некоторым предметам даже отлично, благодаря, главным образом, хорошей памяти и понравившемуся учителю.

Елена чаще всего похожа на отца. Во всяком случае, характер его она наследует в точности. К нему имя Елены щедро прибавляет эмоциональности и категоричности. Эмоции в жизни Елены вообще играют большую роль. В юности производит впечатление замкнутой и застенчивой, но при близком знакомстве становится ясно, что она — жизнерадостный человек, большая фантазерка и оптимистка.

Более всего Елены преуспевают в сферах, требующих общения. Любовь как чувство у Елены вторична, она появляется как следствие сострадания. Елена, скорее всего, не выйдет замуж за богатого и красивого, благополучного во всех отношениях человека, а предпочтет ему того, кого пожалеет. Не щадя себя в своей жертвенной любви, Елена ожидает такого же отношения к себе. Она болезненно относится ко всему, что отнимает у нее мужа — его друзьям, увлечениям, привязанностям. Погруженная в мир своих душевных переживаний, она равнодушна к несовершенству быта, легко обходится малым, не привередлива.

Дома у Елены обычно царит мир и покой. Она домоседка, заботливая мать. Хорошей хозяйкой бывает только по настроению. В остальное время относится к кухне как к скучному, но необходимому элементу бытия..

Она наделена четко выраженной сексуальной индивидуальностью. Елена редко бывает очень страстной или непроницаемо холодной, как правило, она не испытывает многих сильных эмоций, которые знакомы другим женщинам. Однако она всегда будет протестовать против любой попытки принизить значение интимной стороны своей жизни. Ее творческая натура стремится к совершенству, поэтому она часто нетерпима к ошибкам других и старается не повторять их.

Она может быть идеальной партнершей для сдержанного мужчины с умеренным темпераментом. Бурные страсти ей неведомы, в ее семейной жизни секс становится ритуалом, неизменно связанным с ночной порой. Она аккуратно и деловито закончит свой вечерний туалет и, читая книгу, будет ожидать мужа в постели. При этом она искренне считает, что именно так должны выглядеть интимные отношения семейных людей. Возможно, муж Елены хотел бы хоть раз обладать ею, нарушив этот ритуал, среди разбросанной по полу одежды, вдыхая запах ее тела, а не изысканной парфюмерии, Елена может многим поступиться ради мужа, она ведь верная и преданная жена, но только не сделать это, ибо сама такой потребности не испытывает.

Елена любит опекать несчастных мужчин. Нередко, утешая того, кого постигла любовная неудача, сама может влюбиться в этого бедолагу. При этом ее сексуальное влечение к слабому, ищущему сочувствия мужчине граничит с состраданием, каким-то материнским чувством. «Зимняя» Елена обладает многими качествами, отнюдь не украшающими женщину, которых нет у других Елен. Она себялюбива, своенравна, черства. Сексуальна — в отличие от других, в постели любит руководить сексуальным процессом

О сексе говорит сдержанно и осторожно, позволяя себе откровенничать в кругу только очень близких друзей. Она способна интуитивно чувствовать ситуацию, однако не может эту интуицию распространить на своих партнеров, часто меняя их.

Тайна имени Елена согласно теории отца Павла (П.А. Флоренского)

Имя это знаменует женскую природу. Елена — вечная женственность. Отсутствие в поведении и мыслях твердого начала, норм, преобладание эмоций, разрозненность и прихотливость душевной жизни — вот черты Елены. Ей не свойственна теоретическая деятельность ума, как не свойственно и незаинтересованное размышление. Но она способна достигать поставленные цели и проявить тут большую умственную изворотливость и настойчивость. Это качество Елены, при духовной невоспитанности, легко переходит в хитрость.

В Елене наиболее развита способность эмоционального отклика и воздействия на чувства окружающих. Елена, как и Константин

Зарождение отечественной психологии в XIX веке

Психология – область знаний, которая была признана мировым сообществом наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог и психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию в Лейпциге.

Почему создание лаборатории оказалось столь значимым событием? Все дело в том, что оно положило начало экспериментальной, а значит и объективной, доказуемой психологии, а не просто умозрительной и субъективной. Нельзя было точно сказать, верна ли гипотеза ученого или это просто его личное заблуждение до тех пор, пока В. Вундт не стал проводить научные эксперименты.

Психология и имя

Основателем отечественной экспериментальной науки считается выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927). Он первым в Российской империи создал лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета в 1885 году.

Интересно, что годом ранее, в 1884 году во время командировки в Европу (Париж, Вена, Берлин и Лейпциг) В.М. Бехтерев познакомился со многими основателями мировой науки психологии, в том числе и с самим В. Вундтом.

В 1908 году Бехтерев основал еще одно значимое для развития науки психологии учреждение – психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, который стал центром комплексного исследования человека.

Вклад этого великого ученого неоценим. Он стал основоположником рефлексологии и патопсихологии, написал множество научных трудов, издавал несколько психологических журналов в России и печатался в зарубежных изданиях.

И.М. Сеченов

Но еще до того как Бехтерев основал первую российскую психологическую лабораторию, а именно в шестидесятых годах XIX века российский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) обозначил необходимость и разработал первую программу построения психологии как самостоятельной науки!

Именно этот ученый предложил предметом психологии считать различные виды психической деятельности субъекта в их развитии и связи друг с другом. В качестве основного метода психологии Сеченов определил объективное наблюдение.

Именно идеи Сеченова о возможности экспериментального исследования мышления, об активности и целевой детерминации работы нервной системы, об обратной связи как факторе регуляции поведения, опередив свое время, дали толчок к развитию отечественной психологии и предвосхитили многие исследования в мировой науке!

Также свой вклад в образование и становление науки психологии в России конца XIX века внесли К.Д. Кавелин, Г. Струве, И.П. Павлов, В. А. Вагнер, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт и другие.

Но чтобы психология смогла отделиться от других наук в позапрошлом столетии, должны были пройти века существования и развития ее в рамках философии, медицины, биологии, литературы, богословия, оккультизма и в сфере быта, привычек, традиций, мифов народов.

Значительный вклад в развитии психологии в те времена, когда она еще не была отдельной наукой, внесли такие русские ученые и просветители как М.В. Ломоносов, Я.П. Козельский, Я.Н. Радищев, А.Галич (учитель А.С. Пушкина) и другие.

Самая первая в России книга о психологии была написана в 1796 году Иваном Михайловым и носила название «Наука о душе, или ясное изображение ее совершенствования способностей и бессмертия». В ней автор писал об ощущениях, воле, мышлении и ассоциациях.

История и психология

Большинство отечественных и зарубежных психологов были смелыми и аполитичными, они старались обмениваться знаниями и опытом друг с другом, живя в разных странах, вне зависимости от того было ли это разрешено и что их могло ожидать в случае нарушения запретов.

Психология и имяЗа полтора века существования мировой психологии как науки она пережила массу масштабных социальных и политических изменений и катаклизмов, а также собственные взлеты, падения и кризисы.

Отечественная психология родилась в Российской империи в то время, когда существовать этой империи оставалось недолго. В начале XX века Россия еще была частью Российской империи, затем стала республикой в составе СССР, а в конце века превратилась Российскую Федерацию. Все это время психология развивалась несмотря ни на что, пережила все революции, войны, кризисы, абсолютные запреты и новые возрождения науки.

Сегодня имена российских ученых известны всему миру. Их классические труды переводятся на множество языков, а концепции и теории изучаются студентами-психологами, учеными и любителями психологии.

Психология в современной России

Девяностые годы XX века оказались переломным моментом в истории России. С развалом СССР жизнь людей меняется кардинальным образом. Как всем и каждому, перестраиваться на новый лад пришлось и психологии.

Недавно начавшие создаваться психологические службы в школах, на производстве, в системе здравоохранения, индивидуальное и семейное консультирование оказываются недостаточно развитыми и распространенными. Как следствие этого, а также наплыва информации из-за рубежа, недостаточного уровня психологической культуры и образованности населения – массовое распространение псевдопсихологии.

То, что случилось с психологией в конце прошлого – начале нынешнего века, до сих пор имеет последствия. Есть еще люди, которые и в наши дни:

  • не считают психологию серьезной и полезной наукой,
  • психологов называют «мозгоправами», читающими мысли,
  • людей с психологическими проблемами – «психами»,
  • путают науку с магией, целительством, мистицизмом и обычным шарлатанством,
  • не считают нужным развивать личную психологическую культуру и самосовершенствоваться.

Хоть и не без ущерба для себя, отечественная психология перешагнула порог двух тысячелетий, избавилась от идеологического догматизма, «встретилась» с мировой психологией, и в значительной мере благодаря этому расширилась, дополнилась, преобразилась.

В последние десять-пятнадцать лет в России интерес к науке и практике психологии неуклонно возрастает.

Все большее количество абитуриентов идут учиться на психолога в ВУЗы, а представители других профессий изучают психологию самостоятельно для повышения квалификации либо же для общего развития.

Как зарубежная, так и отечественная психологическая литература популярна в России. Люди стали больше интересоваться настоящей наукой, а не парапсихологией с целью разобраться в себе, решить проблемы психологического плана, развиваться личностно и духовно.

Психология в наши дни не только модная, но и востребованная наука.  Психологические знания особо ценятся в бизнес-среде, образовании, политике.

Психология и имя

Главная проблема современной российской психологии заключается в том, что ее используют как инструмент, помогающий манипулировать индивидуальным и общественным сознанием людей.

Конечно, это проблема не только российского общества. Во всем мире психологов привлекают к формированию привлекательного имиджа политика, сотворению кумиров, навязыванию вредных товаров и услуг, внушению опасных представлений, мнений, установок, разжиганию вражды между людьми и так далее.

Психология еще не решила многие стоящие перед ней задачи, не интегрировала полностью теоретические и практически знания, не устранила противоречия и пробелы, не нашла ответы на многие актуальные вопросы, но она продолжает развиваться, расширяться и совершенствоваться.

Сегодня в России создаются новые направления в психологии, теоретические концепции и практические методики, пишутся учебники и книги, проводятся масштабные исследования, расширяются и совершенствуются психологические службы, набирает популярность индивидуальное и семейное консультирование, психологические и бизнес-тренинги, семинары, конференции и многое другое.

Всем, кто интересуется историей психологии, рекомендуем учебники:

1.  М. Ярошевский «История психологии»

2. А. Морозов «История психологии»

3. Т. Марцинковская «История психологии»

4. А. Руденко «История психологии в схемах и таблицах»

Так же читайте классические труды отечественных психологов! Вот некоторые их них:

  1. В.М. Бехтерев «Гипноз. Внушение. Телепатия»
  2. В.М. Бехтерев «Феномены мозга»
  3. И.М. Сеченов «Физиология процессов роста в животном теле. Публичные лекции»
  4. И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»
  5. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
  6. С.Л. Рубинштейн «Бытие и сознание»
  7. Л.С. Выготский «Мышление и речь»
  8. Л.С. Выготский «Психология искусства»
  9. А. Н. Леонтьев «Эволюция, движение, деятельность»
  10. В.С. Мухина «Феноменология развития и бытия личности»

Ждем Вашей оценки

Борис Хигир утверждает: имя, отчество, группа крови и дата рождения влияют на судьбу человека. Эти и другие характеристики помогают психологу определить педофилов, рецидивистов и даже аферистов. По словам Хигира, в 9 из 10 случаев он оказывается прав.

Борис Хигир: «Возьмем имя Саша. У меня было много знакомых с таким именем. Эти люди любознательные, не любят рано вставать, им обязательно нужно высыпаться, но ночами активно работают. Это  музыканты, слесари, электронщики. У них блестящая память и развитый мозг».

Что касается вредных привычек, то люди с именем Александр начинают довольно рано курить, а Николаи и Анатолии  рано употреблять пиво. Хроническими алкоголиками психолог назвал Викторов, хотя они отличаются трудолюбием.

Борис Хигир: «Все родительские болезни передаются по наследству, как и черты характера. Если папа, например, за что-то успел в молодости посидеть в тюрьме, то кто-то из его детей тоже будут потом сидеть. Это проверено статистикой».

По мнению психолога, дата рождения тоже много говорит о человеке. Например, аферисты чаще всего рождены с мая по август. У психолога есть теория, что среди преступников-рецидивистов много Николаев, Анатолиев и Владимиров.

Борис Хигир: «Очень жестокие преступники часто имеют отчества Николаевич, Игоревич, Анатольевич, Павлович, Семёнович, Олегович, Александрович. Практически у абсолютного большинства убийц, педофилов  первая группа крови. У педофилов обычно детский тембр голоса».

Психолог уверен, что внешность точно отражает характер и привычки человека.

Борис Хигир: «Верхняя губа тонкая  человек никому не верит, очень расчетлив. Он может спрятать от жены часть заработка. Нижняя губа полная  любит в компании выпить, первый даст деньги на это. Если подбородок длинный и узкий  человек говорит одно, а делает другое, улыбается вам в лицо, но врет и на этом делает свой бизнес».

Особое внимание Хигир уделил исследованию людей с именем Сергей. По мнению психолога, лишь половина Сергеев может похвастаться чистой репутацией

Борис Хигир: «Возьмем довольно распространенное имя Сергей. По моей статистике, из десяти Сергеев пятеро могут быть преступниками

При этом важно отчество»

Борис Хигир уверен, что почерк тоже много говорит о человеке.

Борис Хигир: «У аферистов обычно очень четкий почерк. У эмоциональных людей, родившихся в ноябре, декабре, почерк растянутый, наклон часто сильный. У декабрьских-февральских правшей почерк с сильным наклоном, у них есть психические отклонения. У закоренелых преступников обычно почерк ужасный, особенно у убийц».

По материалам: «Петровка, 38».

Мне понравился этот материал10

Спасибо за голос!

Новости СМИ2

Заключение

Таким образом, можно сказать, что личность человека сконцентрирована в его имени, или наоборот, имя — кристалл личности. Это и личный символ человека, связывающий его с культурной средой, обществом и семьей, и одно из звеньев самосознания, которое помогает человеку отделять себя от других. Если ребенка часто ласково зовут по имени в разных ситуациях, особенно связанных с похвалой, у него формируется положительное отношение к своему имени, что укрепляет защиты эго и способствует накоплению положительного эмоционального опыта. И наоборот, искажение и принижение имени человека приводит к его эмоциональному и психологическому неблагополучию.

Важно прислушиваться к тому, как человек относится к своему имени и желанию его сменить, однако не навязывать смену имени извне, а попробовать понять, не обусловлено ли это негативное отношение глубинными психологическими проблемами. Вместе с тем, не надо и переоценивать значение имени и возводить его в абсолют

Оно задает человеку некие ориентиры, но в конечном итоге имеет только то значение, которое вкладывает в него он сам и его близкие.

Библиографический список

  1. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. — Изд-во Класс, Москва, 2005.
  2. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. — М: Изд-во МГУ, 1980,
  3. Ломова М.В. Соотношение «Я» и «Имени» человека в развитии самосознания: Афтореферат дис…. канд. психол. наук. — М.: РАО, 2002.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2006.
  5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002.
  6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006.
  7. Falk A. Identity and name changes, the psychoanalytic review, volume 62, Number4 1975-76.
  8. Lall M., Sharma S. Personal growth and training and development, 2009.
  9. Tschaepe M.D. Halo of Identity: The Significance of First Names and Naming Trivium Publications. — Pittsburgh, PA, 2003.