Формы и методы психопрофилактической работы в школе
Психопрофилактика — это система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение
В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения
Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.
3 стр., 1449 слов
Психотерапия 2
… для сотрудников хэсэдов Решетников М.М. — Психическая травма Роджерс Карл — Консультирование и психотерапия Романин А.Н. — Основы психотерапии Романова Е.С. — Работа психолога … и подростков Полев А. — Ревность глазами психотерапевта Польстер Ирвин — Обитаемый человек Потапова А.В. — Психологическая служба Рейнуотер Джанетт — Это в ваших …
С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т. д.).
Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.
Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная взаимосвязь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние.
В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.
Психопрофилактика
Это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
- своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается с непониманием педагогическим коллективом (и / или родителями) важности психопрофилактики. Это часто происходит потому, что в школе (и семье) бывает столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть
Психолог же начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и т.д., но он предупреждает эти сложности как возможные. В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить. Что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.
Психогигиена (от греч. psyche — душа, hygieinos — приносящий здоровье, целительный) — это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья.
Психогигиена — система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека
Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, задачами и методами исследования.
Охрана психического здоровья населения касается многих сторон жизни и деятельности человека, начиная от возрастных особенностей и заканчивая условиями труда.
Поэтому существуют различные разделы психогигиены, изучающие определенные аспекты человеческой жизни: возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека.
Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.
В многочисленных работах, посвященных поддержанию психического здоровья, в качестве необходимых условий для этого называется обеспечение:
• наличия чувства защищенности;
• наличия смысла жизни;
• уважения и самоуважения;
• соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;
• необходимости и возможности устранения эмоциональной напряженности.
Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека могут оказывать как сугубо личностные причины, так и факторы внешней социальной и физической среды.
Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и различных соматических заболеваний.
8 стр., 3825 слов