Формы и методы психопрофилактической работы в школе

Психопрофилактика — это система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение

В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.

3 стр., 1449 слов

Психотерапия 2

… для сотрудников хэсэдов Решетников М.М. — Психическая травма Роджерс Карл — Консультирование и психотерапия Романин А.Н. — Основы психотерапии Романова Е.С. — Работа психолога … и подростков Полев А. — Ревность глазами психотерапевта Польстер Ирвин — Обитаемый человек Потапова А.В. — Психологическая служба Рейнуотер Джанетт — Это в ваших …

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т. д.).

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная взаимосвязь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние.

В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.

Психопрофилактика

Это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

  • своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается с непониманием педагогическим коллективом (и / или родителями) важности психопрофилактики. Это часто происходит потому, что в школе (и семье) бывает столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть

Психолог же начинает психопрофилактическую деятельность  тогда,  когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и т.д., но он предупреждает эти сложности как возможные. В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить. Что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей.

Психогигиена (от греч. psyche — душа, hygieinos — приносящий здоровье, целительный) — это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья.

Психогигиена — система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека

Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, за­дачами и методами исследования.

Охрана психического здоровья населения касается многих сто­рон жизни и деятельности человека, начиная от возрастных особен­ностей и заканчивая условиями труда.

Поэтому существуют различ­ные разделы психогигиены, изучающие определенные аспекты че­ловеческой жизни: возрастная психогигиена, психогигиена физиче­ского и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека.

Выделяются специальные разделы психогигиены: воен­ная, космическая, инженерная и др.

В многочисленных работах, посвященных поддержанию психи­ческого здоровья, в качестве необходимых условий для этого назы­вается обеспечение:

• наличия чувства защищенности;

• наличия смысла жизни;

• уважения и самоуважения;

• соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;

• необходимости и возможности устранения эмоциональной на­пряженности.

Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека мо­гут оказывать как сугубо личностные причины, так и факторы внешней социальной и физической среды.

Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и различных соматических заболеваний.

8 стр., 3825 слов