Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Назначение методик

Психологическая реабилитация помогает обществу возвращать к социальной жизни здоровых детей после аварий, травмирования или стрессов. Полноценное здоровье не ограничивается правильным функционированием тела. Моральное состояние влияет на процесс восстановления.Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Психологическая реабилитация помогает обществу исключить будущее агрессивное поведение больного, которое может привести даже к преступлению. У детей последствия могут быть плачевными: потеря тяги к жизни и неспособность самостоятельно вернуться в социальную среду. Часто наблюдаются осложнения после потери функции конечностей, формируется психологический дискомфорт перед окружающими.

Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:

  • Возврат состояния психики к нормальному.
  • Поиск путей лечения, облегчающих реабилитацию пострадавших.
  • Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
  • Помощь по взаимодействию пострадавшего с социальными группами.

Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения ребенка.

Классификация

Психологическая реабилитация подразделяется на 3 вида помощи в разных областях:

Медицинской. В основе помощи лежит подготовка пациентов к операциям, восстановление психики после травм, преодоление боли. Сохранение личности после инвалидности.
Профессиональной. Чаще сохранение и восстановление утраченных навыков проводится у взрослых. Но для детей упражнения совмещают с психологическими методами для восстановления письма, отработанных движений рук, ног после травматизации тела.
Социальной. Потеря функциональности тела влечет за собой психологический дискомфорт. Чтобы облегчить период восстановления, проводится психологическая реабилитация детей в условиях группы

Важной составляющей помощи является приспособление пострадавшего к выполнению функций тела в инвалидном кресле, изучение способов преодоления бордюров и других препятствий.

Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Центр психологической реабилитации создает условия, при которых человек помещается в среду положительных эмоций. Такой подход позволяет ненавязчиво осваивать методы взаимодействия с окружающим миром.

Вовлечение в общество

Социально-педагогическая реабилитация требуется для развития активной жизненной позиции ребенка. Преодолеть требуется замкнутость сознания от неблагоприятного стечения обстоятельств. Пациенту нужно вернуть представление о самом себе, чтобы направить его силы на положительный настрой. Коллективная терапия не всегда является успешной, но она помогает детям определить свое место в социальной группе.

Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Групповые занятия среди детей одинакового возраста помогают снять закомплексованность, убрать недоверие к терапевтическим методам. У пострадавшего ребенка часто формируется агрессия к людям, похожим на человека, причинившего вред. Социальная адаптация направлена на то, чтобы у пациента сложилось другое мнение: люди не все одинаковы при внешнем сходстве.

Постинсультная депрессия

Установлено, что примерно у трети всех людей, перенесших ОНМК, развивается клиническая депрессия. Женщины подвержены более высокому риску развитию депрессии, чем мужчины. Депрессия после инсульта обусловлена как физическими, так и психологическими причинами. Люди, у которых были депрессивные эпизоды до инсульта, с большей вероятностью будут переживать симптомы заболевания после сбоя в кровообращении головного мозга.Депрессивное расстройство находится в тесной связи с имеющимися когнитивными нарушениями, поэтому эти две проблемы должны быть рассмотрены в решены в комплексе.

Мрачное настроение, печаль и грусть оказывают огромное негативное влияние на жизнь людей после инсульта и тех, кто за ними ухаживает. Лица, привыкшие жить самостоятельно, внезапно становятся зависимыми от ухаживающих за ними особ. Инсульт приводит к значительным физическим, психологическим и финансовым изменениям, которые человек должен внести в свою повседневную жизнь. Психотерапия и другие формы психологического консультирования могут помочь восстановить должный уровень независимости и постепенно приспособиться к изменениям, вызванным инсультом.

Некоторые факторы влияют на риск развития и тяжесть депрессивного расстройства.

В их числе:

  • область мозга, пострадавшая в результате инсульта;
  • личный и семейный анамнез расстройств настроения или патологической тревоги;
  • уровень социальной изоляции до инсульта.

Расстройство диагностируется, если классическая депрессивная триада симптомов обнаруживалась более двух недель.

Типичные признаки и предупреждающие знаки включают в себя:

  • глубокая всеохватывающая грусть;
  • беспричинное беспокойство;
  • потеря интереса к деятельности, которая когда-то была приятной;
  • отсутствие мотивации к деятельности;
  • трудности в принятии решений;
  • плохая концентрация внимания;
  • трудности с запоминанием деталей;
  • низкая самооценка;
  • чувство бесполезности, беспомощности;
  • проблемы с качеством сна, трудности с засыпанием;
  • переедание или потеря аппетита.

Некоторые люди, которые находятся в депрессии, могут быть неспособны верно модулировать свои эмоции. Они могут смеяться или плакать без причины, стать эмоционально неустойчивыми. Могут всплыть или обостриться существующие проблемы с наркотиками или алкоголем, что значительно затрудняет проведение реабилитационных мероприятий.

Восстановление от депрессии требует времени и последовательной врачебной работы, но грамотно проведенное лечение обеспечивает полное выздоровление пациента. В настоящее время специалисты содружества реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского используют самые распространенные и эффективные методы психотерапевтического лечения депрессии.

Люди быстрее выздоравливают после инсульта, если получают хорошую поддержку и всестороннюю помощь. Больные восстанавливаются скорее, если их лечение хорошо организовано, а слаженная команда помощников выявляет и удовлетворяет потребности по мере их возникновения. Реабилитационный период после инсульта также требует, чтобы индивидуум был высоко мотивирован, чтобы придерживаться плана помощи. Ранняя идентификация депрессии гарантирует, что пациенты получат поддержку и понимание, необходимые для адаптации к внезапным изменениям в их жизни.

Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Анозогнозия

Еще одно последствие инсульта – анозогнозия, характеризующаяся отсутствием критической оценки состояния здоровья и отрицанием существующего дефекта. Больной может утверждать, что у него отсутствует паралич, зрение, слух и речь находятся в норме, психическая сфера абсолютно здоровая. Например, парализованный пациент может рассказывать врачу, как он двигал, поднимал, управлял поврежденной рукой.

В большинстве случаев анозогнозия является следствием поражения правой теменной доли головного мозга. Этот феномен рассматривается в психологии как «отрицание», то есть стремление человека избежать принятия правдивой информации о себе, которая не совместима с имеющимися представлениями о собственном теле и духовном мире.

Отрицание является сдерживающим фактором, позволяющим неосознанно уменьшить тревожащие переживания. Схему развития анозогнозии можно представить следующим образом: искаженное восприятие реальных факторов – необходимость устранить психоэмоциональное напряжение – включение механизмов психологической защиты. Такое защитное поведение помогает больному чувствовать себя включенным в общественную деятельность.

Однако анозогнозия выступает существенной преградой для проведения лечения, становясь своеобразным «противовесом». Психологом приходится прикладывать немалые усилия, чтобы избавить больного от иллюзий и вернуть в реальную действительность.

Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с
заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на
многие стороны восстановительного процесса. При этом
психологическая помощь должна осуществляться
в контексте решений следующих задач реабилитации::

  • Ускорять нормальный процесс
    психологической адаптации, который изменился в результате болезни или
    жизненной ситуации.

  • Осуществлять профилактику и
    лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации,
к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике
психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):

Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Рис. 1. Психологические
изменения на разных этапах заболевания:
I — первая неделя; II — первые три месяца и
III — отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические
изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с
преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и
нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило,
процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь
— адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические
реакции на болезнь, как 

  • депрессивная
    (тревожно-депрессивная;

  • фобическая (обсессивно-фобическая;

  • ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая)
    — чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной
    патологии;

  • истерическая (чаще
    наблюдается у женщин);

  • анозогнозическая (реакция
    отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая
реадаптация. Их психический статус в принципе  не отличается от
преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и
формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического
состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом
развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию
реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации
врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако
поведение их доказывает обратное — они не верят в то, что можно улучшить их
состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов
зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три
группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.).
Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных
факторов, в последующие недели — личностных, а затем ( обычно после выписки из
лечебного учреждения и возвращения домой) — факторов окружающей социальной
микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической
реадаптации.

Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Рис. 2. Основные факторы,
влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических
заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

Постинсультная агрессия и ярость

В острую и подострую фазу ОНМК у больных нередко возникает беспричинная неуправляемая агрессия, внешне выражаемая злобным отношением к окружающим и совершением насильственных действий. Такой феномен описывается врачами как постинсультная ярость.Распространенность такой проблемы достигает 35% случаев в острую стадию инсульта. По мере затихания кризиса снижается уровень агрессии и ярости.

Механизм развития постинсультной ярости хорошо изучен. Установлено, что такое психоэмоциональное расстройство часто связано с повреждением вентральной префронтальной коры головного мозга.

Особа, пережившая инсульт, может демонстрировать различные виды агрессивных реакций. Наиболее распространенными формами являются:

  • физическая агрессия, подразумевающая применение физической силы для нападения на другого человека;
  • косвенная агрессия, обозначающая унижение другого человека путем клеветы, сплетен, злобных высказываний;
  • взрывы ярости, не имеющие конкретного адресата (топанье ногами, стук кулаками по столу, битье посуды, хлопанье дверьми);
  • словесная агрессия – демонстрация своих переживаний через крики, угрозы, проклятия;
  • пассивный или активный негативизм – действия, направленные на подрыв авторитета медицинского персонала.

Любые проявления агрессивного поведения требуют незамедлительной консультации психотерапевта и проведения коррекционной работы.

Принципы психологической реабилитации

  • Принцип учета личности
    больного. Для того, чтобы успешно восстановить функцию, следует прежде всего
    восстановить деятельность человека, снять мешаюшие ему установки,
    организовать и направить его активность. Эффективность любой установки, в
    т.ч. и обучения, зависит от мотивов, поэтому в процессе обучения необходима,
    прежде всего, работа по формированию мотивов и активизации деятельности
    больных.

  • Принцип опоры на сохранные
    формы деятельности больного. С начала обучения и в течение всего его периода
    необходимо работать над актуализацией прошлого опыта для того, чтобы
    сохранные формы деятельности или их остаточные возможности сделать опорой
    для восстановления нарушенных функций.

  • Принцип опоры на деятельность
    больного. Усвоение знаний протекает только через собственную деятельность
    человека. Используют разные виды деятельности больного — обучение,
    трудотерапия, подвижные игры и общение; в процессе этой деятельности
    возникают представления, образы, которые включаются во внутреннюю структуру
    психических процессов, они создают готовность к другому виду деятельности.

  • Принцип программирования
    обучения. Больные нуждаются в такой организации их деятельности и в таких
    методах, которые бы позволили ему самостоятельно производить вначале
    операции, а затем и действия с целью выполнения задач ( например, говорить
    понимать писать и т.д.). Этот принцип предусматривает
    помощь психологов, заключающуюся в том,
    что они разрабатывают программы, состоящие из ряда последовательных
    операций,

Выполнение составленных операций больным (сначала
со специалистом, а позже — самостоятельно) приводит к реализации нарушенного
умения или способности говорить, понимать, писать и т.д.


Реабилитация в неврологии
/ В.
А. Епифанов, А. В. Епифанов. М.: Гэотар-медиа, 2014. 416 с
.

Похожие материалы

Индивидуальные программы

Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизирование процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время нахождения в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Обучаться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчение самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.

Что делают в клинике?

Реабилитация ребенка начинается с создания благоприятной окружающей атмосферы. Условия не должны совпадать с обстановкой во время происшествия, травмы. Специалисты стараются предоставить варианты для реализации возможностей ребенка: рисование, обучение школьным предметам, игры и другое. Ему предоставляется сыграть некую роль в группе детей.Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Именно самоопределившись со своим положением, ребенок может преодолеть эмоциональные переживания и проявить волю. Эффективной методикой помощи является сказкотерапия, где каждый игрок выбирает себе понравившегося героя. За счет взаимодействия с окружающими в положительном настрое достигаются следующие цели:

  • Снижается агрессивность ребенка.
  • Преодолевается чувство страха перед окружающим миром.
  • Исчезают барьеры, мешающие общаться детям-инвалидам.
  • Растет потенциал к творческой работе.
  • Реализуются фантазии ребенка, после которых реальная жизнь не кажется мрачной.

Постинсультные тревожные состояния

Постинсультная тревога определяется с частотой от 5 до 15%. При этом в странах с недостаточным уровнем качества медицинского обслуживания постоянное ощущение тревоги присутствует у 25% больных, при этом у 20% лиц, переживших инсульт, развивается и прогрессирует тревожное генерализованное расстройства. В большинстве случаев постинсультная тревога является спутником клинической депрессии. Хотя анормальный уровень тревоги сам по себе не приводит к ухудшению когнитивного потенциала, постоянная непреодолимая тревожность не позволяет больному нормально адаптироваться к функционированию в социуме и значительно ухудшает качество жизни.

Всепоглощающая тревога негативно влияет на характер человека и его стиль взаимодействия с обществом. Больной тревожным расстройством становится нервозным и раздражительным, выходит из себя без причин. Из-за постоянного нервного напряжения он конфликтует и вступает в споры с окружающими. Ему сложно организовать свой день и довести начатое дело до логического завершения. Малейшие препятствия и бытовые трудности приводят его в состояние паники.

Поскольку мышление больного охвачено тревожными мыслями, он не может сосредоточиться на выполняемом задании. Из-за этого страдает качество выполнения его профессиональных обязанностей. Снижение способности к концентрации и удержанию внимания также обусловлено «пережевыванием умственной жвачки».

Иррациональная тревога негативно влияет на режим и качество сна. Распространенные проблемы пациента с тревожным расстройством – упорная бессонница, кошмарные сновидения, частые просыпания среди ночи. Такие явления приводят к тому, что утром человек чувствует себя разбитым и обессиленным.

Следует помнить, что никакие фармакологические продукты не могут полностью устранить патологическую тревогу, поскольку они работают только на купировании симптомов расстройства. Избавиться от анормальной тревожности можно только посредством психотерапии. Основная задача психотерапевта – донести до клиента истинную информацию о том, чем обусловлено его тревожное состояние, обучить способам управления своим мышлением и поведением, мотивировать на замену дисфункциональных мыслей конструктивными идеями.

Психоэмоциональные расстройства как последствия инсульта

Значительное количество людей сталкивается с психологическими трудностями, психоэмоциональными проблемами и депрессией после инсульта. Многие из больных нуждаются в восстановлении психического здоровья и устранения депрессии, тревоги, разочарования или гнева.

Согласно данным статистики психоэмоциональные расстройства после перенесенного ОНМК возникают у большинства больных – в 30–65% случаев. Доминирующие позиции занимают сбои депрессивного и тревожного спектра (у 20–45% пациентов). Эти сопутствующие невротические и психотические заболевания оказывают сильное негативное влияние как на качество жизни, так и на функциональные способности организма.

В выборке из более чем 50 000 пациентов с инсультом те больные, у которых была диагностирована депрессия или другие проблемы с психическим здоровьем, имели повышенный в 3 раза риск смерти в течение 10 лет после первого эпизода, даже после того, как влияние других отрицательных хронических состояний было статистически контролируемым.

Принципы осуществления помощи

Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложность помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании психологической разгрузки после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавление от центров физического напряжения с использованием препаратов. При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов. В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.