Лекция для молодых специалистов — педагогов-психологов «психопрофилактическая работа педагога-психолога доо»

Правила ведения консультирования (Р.С. Немов):

  1. Не строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока       достаточно полно не узнаете о его личности и жизни.
  2. Не давать никаких практических рекомендаций, пока не будут оценены индивидуальные поведенческие особенности клиента и, пока не будет установлена   возможность    практической   реализации   клиентом рекомендаций психолога.
  3. Не пытаться манипулировать или экспериментировать с клиентом, не рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения.
  4. Не пытаться «расколоть» или «переиграть» клиента.
  5. Не должно быть места собственным воспоминаниям или исповеди психолога
  6. Стараться понимать клиента изнутри, как своеобразную уникальную личность, отличную от самого психолога, а не по аналогии с самим собой.
  7. Толкование исповеди клиента должно быть в виде гипотез, которые клиент должен подтвердить или опровергнуть.
  8. Опровержение толкования, предложенного психологом, клиентом не всегда является достаточным основанием для отказа от такого толкования. Реакция клиента может быть защитной реакцией.
  9. Чем меньше профессионального опыта у психолога, тем внимательнее он должен выслушивать клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.
  10. Полезно во время беседы производить (с разрешения клиента) кое-какие записи, чтобы потом вернуться и поразмышлять над ними.
  11. «Задача консультанта — помочь клиенту с готовностью принять на себя   социальную   ответственность,  освободиться   от   чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло» (Р. Мей)
  12. «Задача консультанта — помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я»» (Р. Мей)
  13. Задача психолога во время исповеди — не только в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента к осознанию,   но и к правильному решению своей проблемы (Р. Мей)
  14. «На стадии исповеди психолог должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово» (Р. Мей)
  15. Главная задача психолога в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

3.5. Формы психологического консультирования:

По признаку затрачиваемого времени:

  • краткосрочное консультирование (одно- двух разовое посещение)
  • долгосрочное консультирование (в течение нескольких месяцев)

По признаку содержания консультации:

  • психолого-педагогическое консультирование (предоставление учителю, родителям психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и рекомендаций относительно педагогических проблем)
  • психологическое консультирование (анализ сугубо психологических проблем)
  • социально-психологическое консультирование (выявление неблагоприятных социальных условий в жизни клиента)
  • психодиагностическое консультирование (психодиагностика или профессиональная диагностика личностных качеств, черт характера, темперамента, способностей, профессиональной направленности с оценкой, рекомендациями, прогнозами)
  • медико-психологическое консультирование (психологическое обследование клиента, формулирование гипотезы о предполагаемом диагнозе, разработка рекомендаций об обращении к соответствующему специалисту)
  • консультирование с привлечением методов психологической коррекции или без их привлечения.

По признаку построения консультативного процесса:

  • однофазная консультация (проводится с одним клиентом)
  • двухфазная консультация (в первой фазе психолог выслушивает «жалобу» взрослого на ребенка, во второй — работает с самим ребенком / применяется при обращении родителя с ребенком или учителя с учеником)
  • трехфазная консультация (первая фаза — психолог выслушивает «заказ родителей», вторая фаза — работает с учащимся, третья фаза- разработка рекомендаций либо родителям, либо школьнику /применяется при решении вопросов о      профессиональной направленности или психолого-педагогических проблем воспитания)

Что психолог делает на консультации:

  • внимательно выслушивает клиента
  • задает уточняющие вопросы
  • наблюдает за собой и за клиентом  (Как я сам реагирую на обсуждаемую ситуацию и на клиента? Как себя ведет мой клиент? Как клиент держится и говорит? В чем клиент открыт, а в чем старается от меня защититься?).
  • стремится почувствовать состояние клиента
  • молчит (выдерживает необходимую паузу)
  • размышляет
  • ведет записи, объяснив клиенту, что записывает «для себя», чтобы быть внимательным и ничего не упустить
  • психологически поддерживает клиента, проявляя участие, понимание и сочувствие
  • старается акцентировать позитивные моменты беседы
  • не спешит, не подгоняет клиента, старается серьезно и спокойно во всем разобраться
  • стремится увидеть проблему клиента с различных позиций, выслушать разные мнения
  • успокаивает клиента

Предыдущая — Следующая >>

Требования к личности психолога — консультанта:

  • Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
  • Чуткость к эмоциональному состоянию человека. Профессиональный такт.
  • Уверенность в себе
  • Пластичность (способность легко переключаться с одной темы на другую,  легко выходить из тупиков и т.д.). умение гибко менять стратегию диалога.
  • Эмоциональная сдержанность и терпимость, объективность
  • Терпимость, деликатность, доброжелательность
  • Поддержание общей культуры поведения
  • Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения
  • Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
  • Постановка реалистичных целей

Профессиональные качества психолога – консультанта

(Р. С. Немов,  Л. Б. Шнейдер)

  • Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
  • Открытость.
  • Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия, а также жестов, мимики, пантомимики. ( Умение достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе консультирования.)
  • Доброжелательность.
  • Безоценочное отношение к клиенту («внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам), в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных,  этических норм,  которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
  • Ориентация на нормы и ценности клиента
  • Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.  (Человек в праве выслушать совет и поступить по-своему. Совет должен быть востребованным, своевременным, и уместным. Некоторые  жизненные понятия в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования, поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял»).
  • Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. (Помощь клиенту в достижении им самим определенных целей)
  • Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
  • Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом (разграничение личных и профессиональных отношений)
  • Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя (активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее).
  • Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность в работе с клиентом.
  • Осознание собственных возможностей и ограничений
  • Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога.
  • Умение понимать, принимать и практически работать внутри разных теорий; видеть и оценивать потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов.

Личностная готовность психолога к консультированию родителей

При взаимодействии с родителями психологу важно не «споткнуться о барьеры».Барьеры:

  1. Возрастные:

Перенос «сын-дочь» —  возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта, но рекомендациям вряд ли последует. Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия  до резких выпадов в адрес психолога. Такой перенос «запускает» не родитель, а в первую очередь сам психолог, если думает о своем возрасте. Необходимо организовать такой контакт, в который родитель так погружается, что вопросы возраста перестают быть для него важными. Психолог ни в коем случае не должен соскользнуть в детскую позицию, а организовывал взаимодействие из позиции Взрослого или Родителя (в зависимости от необходимости в конкретной ситуации)

Для этого важно, чтобы психолог отследил наличие переноса, его качество и свои собственные чувства по поводу ситуации. 2

Социальные: могут возникать при работе с родителями из крайних социальных слоев.Высокий статус – 1) из обсуждения часто  выпадает ребенок  (такие родители не имеют времени и возможности поговорить о себе в другом месте, поэтому придя на консультацию, часто с проблем ребенка переходят на рассказ о себе и своей жизни; 2) консультация может длится очень долго – поэтому важно предварительно оговорить предполагаемую продолжительность встречи.Низкий статус – 1) сложные чувства родителя по отношению к психологу; 2) возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителей. Важно – высокая искренность и искусство принять клиента, не сопровождая это жалостью. 3. Этнокультурные: Возможные причины нарушения взаимодействия:

особенности национального характера, которые, в частности, проявляются в специфике эмоционального реагирования (у некоторых народов проявление чувств ритуализировано, поэтому проявлять их открыто  не принято)
принадлежность человека к коллективисткой или индивидуалистической культуре
культурно обусловленные особенности общения (в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота; в невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз; культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения)
различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации (акустической, оптической, кинестетической или обонятельной)

4. Профессиональные: знания и профессиональный опыт, если психолог не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними неумение говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики неспособность психолога начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того,  что родителю известно, что для него значимо, чего он хочет, а не того, чего хочет консультант для родителя 5. Индивидуально-личностные:

Чувство беспомощности – из-за стремления найти пути разрешения проблемы клиента сразу, как только ее услышал. Принятие ответственности за решение проблемы клиента на себя

Невозможность понять и признать ограниченность собственных возможностей.
Чрезмерное честолюбие – стремление обязательно добиться успеха, подчеркивание важности и особости своей профессии. «Комплекс мессии» — постоянное напряжение, требующееся для доказательства собственной значимости.

Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему консультационную работу

(Р. С. Немов)

  • Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
  • Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.
  • Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
  • Свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

В работе с клиентами психолог руководствуется принципами честности и открытости

Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
Психолог обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
Психолог имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
В своей работе психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.
Обязательной составной частью работы психолога является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
Психолог не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или результатах консультирования.
Психолог обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально неподготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
Психолог не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
Психологу следует соблюдать осторожность, чтобы не вызвать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
Психолог несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся консультанта.

Консультирование подростков и старшеклассников:

  • Описание ребенка
  • Возраст, пол, класс, в котором учится ребенок
  • Состав семьи, социальное положение
  • Основная проблема:

— нарушение психологического здоровья (какое) — обостренное протекание возрастного кризиса

  • Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
  • Инициатива встречи
  • Родитель приглашен психологом:

— в какой форме – лично или по телефону; — какие слова были произнесены;

  • Как отреагировал родитель (обеспокоился, стал спрашивать причину и т.д.)
  • Родитель пришел сам:

— как формулировал причину встречи — что ответил психолог 3. Описание помещения, где проводилась консультация

  • На чем сидели родитель, психолог (диван, стул, кресло)?
  • На каком расстоянии они находились?

4. Описание консультации:

Подробный протокол с разделением на этапы

5. Анализ результативности консультации:

Изменения (какие?) наблюдались:

— в чувствах родителя — в мыслях — в стремлении изменить стереотипы поведения

  • В чем состояла сложность консультации?
  • Какие находки психолога можно выделить?

Литература:

  • Горностай П.П., Васьковская С.В.  Теория    и    практика   психологического консультирования.-  Киев, 1995. — 128с.
  • Елизаров А. Н. Основы   индивидуального   и   семейного   психологического консультирования. — М.: Ось-89, 2003. — 336с.
  • Линдерс А.Г.  Основы возрастно-психологического консультирования.-  M., 1991. —  80с.
  • Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М.: ВЛАДОС, 1999. — 528с.
  • Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: ИНТОР, 1997. — 234с.
  • Самоукина Н. Методика психологического консультирования.     Журнал   «Частная школа». — 1995. — № 6, -1996.-  № 1-2, -1997. -№ 1, -1998.- № 5.
  • Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.-  М,, 2006.-  288с.
  • Шнейдер Л.Б.  Пособие по психологическому консультированию. — М.: Ось-89, 2003. —  272с.

— Следующая