Лекция для молодых специалистов — педагогов-психологов «психопрофилактическая работа педагога-психолога доо»
Правила ведения консультирования (Р.С. Немов):
- Не строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнаете о его личности и жизни.
- Не давать никаких практических рекомендаций, пока не будут оценены индивидуальные поведенческие особенности клиента и, пока не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций психолога.
- Не пытаться манипулировать или экспериментировать с клиентом, не рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения.
- Не пытаться «расколоть» или «переиграть» клиента.
- Не должно быть места собственным воспоминаниям или исповеди психолога
- Стараться понимать клиента изнутри, как своеобразную уникальную личность, отличную от самого психолога, а не по аналогии с самим собой.
- Толкование исповеди клиента должно быть в виде гипотез, которые клиент должен подтвердить или опровергнуть.
- Опровержение толкования, предложенного психологом, клиентом не всегда является достаточным основанием для отказа от такого толкования. Реакция клиента может быть защитной реакцией.
- Чем меньше профессионального опыта у психолога, тем внимательнее он должен выслушивать клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.
- Полезно во время беседы производить (с разрешения клиента) кое-какие записи, чтобы потом вернуться и поразмышлять над ними.
- «Задача консультанта — помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, освободиться от чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло» (Р. Мей)
- «Задача консультанта — помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я»» (Р. Мей)
- Задача психолога во время исповеди — не только в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы (Р. Мей)
- «На стадии исповеди психолог должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово» (Р. Мей)
- Главная задача психолога в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.
3.5. Формы психологического консультирования:
По признаку затрачиваемого времени:
- краткосрочное консультирование (одно- двух разовое посещение)
- долгосрочное консультирование (в течение нескольких месяцев)
По признаку содержания консультации:
- психолого-педагогическое консультирование (предоставление учителю, родителям психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и рекомендаций относительно педагогических проблем)
- психологическое консультирование (анализ сугубо психологических проблем)
- социально-психологическое консультирование (выявление неблагоприятных социальных условий в жизни клиента)
- психодиагностическое консультирование (психодиагностика или профессиональная диагностика личностных качеств, черт характера, темперамента, способностей, профессиональной направленности с оценкой, рекомендациями, прогнозами)
- медико-психологическое консультирование (психологическое обследование клиента, формулирование гипотезы о предполагаемом диагнозе, разработка рекомендаций об обращении к соответствующему специалисту)
- консультирование с привлечением методов психологической коррекции или без их привлечения.
По признаку построения консультативного процесса:
- однофазная консультация (проводится с одним клиентом)
- двухфазная консультация (в первой фазе психолог выслушивает «жалобу» взрослого на ребенка, во второй — работает с самим ребенком / применяется при обращении родителя с ребенком или учителя с учеником)
- трехфазная консультация (первая фаза — психолог выслушивает «заказ родителей», вторая фаза — работает с учащимся, третья фаза- разработка рекомендаций либо родителям, либо школьнику /применяется при решении вопросов о профессиональной направленности или психолого-педагогических проблем воспитания)
Что психолог делает на консультации:
- внимательно выслушивает клиента
- задает уточняющие вопросы
- наблюдает за собой и за клиентом (Как я сам реагирую на обсуждаемую ситуацию и на клиента? Как себя ведет мой клиент? Как клиент держится и говорит? В чем клиент открыт, а в чем старается от меня защититься?).
- стремится почувствовать состояние клиента
- молчит (выдерживает необходимую паузу)
- размышляет
- ведет записи, объяснив клиенту, что записывает «для себя», чтобы быть внимательным и ничего не упустить
- психологически поддерживает клиента, проявляя участие, понимание и сочувствие
- старается акцентировать позитивные моменты беседы
- не спешит, не подгоняет клиента, старается серьезно и спокойно во всем разобраться
- стремится увидеть проблему клиента с различных позиций, выслушать разные мнения
- успокаивает клиента
Предыдущая — Следующая >>
Требования к личности психолога — консультанта:
- Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
- Чуткость к эмоциональному состоянию человека. Профессиональный такт.
- Уверенность в себе
- Пластичность (способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков и т.д.). умение гибко менять стратегию диалога.
- Эмоциональная сдержанность и терпимость, объективность
- Терпимость, деликатность, доброжелательность
- Поддержание общей культуры поведения
- Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения
- Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
- Постановка реалистичных целей
Профессиональные качества психолога – консультанта
(Р. С. Немов, Л. Б. Шнейдер)
- Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
- Открытость.
- Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия, а также жестов, мимики, пантомимики. ( Умение достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе консультирования.)
- Доброжелательность.
- Безоценочное отношение к клиенту («внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам), в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
- Ориентация на нормы и ценности клиента
- Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. (Человек в праве выслушать совет и поступить по-своему. Совет должен быть востребованным, своевременным, и уместным. Некоторые жизненные понятия в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования, поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял»).
- Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. (Помощь клиенту в достижении им самим определенных целей)
- Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
- Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом (разграничение личных и профессиональных отношений)
- Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя (активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее).
- Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность в работе с клиентом.
- Осознание собственных возможностей и ограничений
- Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога.
- Умение понимать, принимать и практически работать внутри разных теорий; видеть и оценивать потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов.
Личностная готовность психолога к консультированию родителей
При взаимодействии с родителями психологу важно не «споткнуться о барьеры».Барьеры:
- Возрастные:
Перенос «сын-дочь» — возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта, но рекомендациям вряд ли последует. Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия до резких выпадов в адрес психолога. Такой перенос «запускает» не родитель, а в первую очередь сам психолог, если думает о своем возрасте. Необходимо организовать такой контакт, в который родитель так погружается, что вопросы возраста перестают быть для него важными. Психолог ни в коем случае не должен соскользнуть в детскую позицию, а организовывал взаимодействие из позиции Взрослого или Родителя (в зависимости от необходимости в конкретной ситуации)
Для этого важно, чтобы психолог отследил наличие переноса, его качество и свои собственные чувства по поводу ситуации. 2
Социальные: могут возникать при работе с родителями из крайних социальных слоев.Высокий статус – 1) из обсуждения часто выпадает ребенок (такие родители не имеют времени и возможности поговорить о себе в другом месте, поэтому придя на консультацию, часто с проблем ребенка переходят на рассказ о себе и своей жизни; 2) консультация может длится очень долго – поэтому важно предварительно оговорить предполагаемую продолжительность встречи.Низкий статус – 1) сложные чувства родителя по отношению к психологу; 2) возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителей. Важно – высокая искренность и искусство принять клиента, не сопровождая это жалостью. 3. Этнокультурные: Возможные причины нарушения взаимодействия:
особенности национального характера, которые, в частности, проявляются в специфике эмоционального реагирования (у некоторых народов проявление чувств ритуализировано, поэтому проявлять их открыто не принято)
принадлежность человека к коллективисткой или индивидуалистической культуре
культурно обусловленные особенности общения (в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота; в невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз; культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения)
различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации (акустической, оптической, кинестетической или обонятельной)
4. Профессиональные: знания и профессиональный опыт, если психолог не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними неумение говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики неспособность психолога начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того, что родителю известно, что для него значимо, чего он хочет, а не того, чего хочет консультант для родителя 5. Индивидуально-личностные:
Чувство беспомощности – из-за стремления найти пути разрешения проблемы клиента сразу, как только ее услышал. Принятие ответственности за решение проблемы клиента на себя
Невозможность понять и признать ограниченность собственных возможностей.
Чрезмерное честолюбие – стремление обязательно добиться успеха, подчеркивание важности и особости своей профессии. «Комплекс мессии» — постоянное напряжение, требующееся для доказательства собственной значимости.
Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему консультационную работу
(Р. С. Немов)
- Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
- Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.
- Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
- Свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.
В работе с клиентами психолог руководствуется принципами честности и открытости
Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
Психолог обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
Психолог имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
В своей работе психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.
Обязательной составной частью работы психолога является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
Психолог не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или результатах консультирования.
Психолог обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально неподготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
Психолог не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
Психологу следует соблюдать осторожность, чтобы не вызвать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
Психолог несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся консультанта.
Консультирование подростков и старшеклассников:
- Описание ребенка
- Возраст, пол, класс, в котором учится ребенок
- Состав семьи, социальное положение
- Основная проблема:
— нарушение психологического здоровья (какое) — обостренное протекание возрастного кризиса
- Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
- Инициатива встречи
- Родитель приглашен психологом:
— в какой форме – лично или по телефону; — какие слова были произнесены;
- Как отреагировал родитель (обеспокоился, стал спрашивать причину и т.д.)
- Родитель пришел сам:
— как формулировал причину встречи — что ответил психолог 3. Описание помещения, где проводилась консультация
- На чем сидели родитель, психолог (диван, стул, кресло)?
- На каком расстоянии они находились?
4. Описание консультации:
Подробный протокол с разделением на этапы
5. Анализ результативности консультации:
Изменения (какие?) наблюдались:
— в чувствах родителя — в мыслях — в стремлении изменить стереотипы поведения
- В чем состояла сложность консультации?
- Какие находки психолога можно выделить?
Литература:
- Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования.- Киев, 1995. — 128с.
- Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. — М.: Ось-89, 2003. — 336с.
- Линдерс А.Г. Основы возрастно-психологического консультирования.- M., 1991. — 80с.
- Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М.: ВЛАДОС, 1999. — 528с.
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: ИНТОР, 1997. — 234с.
- Самоукина Н. Методика психологического консультирования. Журнал «Частная школа». — 1995. — № 6, -1996.- № 1-2, -1997. -№ 1, -1998.- № 5.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.- М,, 2006.- 288с.
- Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. — М.: Ось-89, 2003. — 272с.
— Следующая