Неидеальный психолог. работа над ошибками

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Знакомство: пассивная позиция

Согласно стереотипам, господствующим в нашем обществе, проявлять инициативу при знакомстве должен сильный пол. Многие готовы играть по этим правилам, но в то же время есть один нюанс. Мужчины хотели бы увидеть от незнакомой привлекательной дамы «сигналы», означающие, что их инициатива не будет отклонена (особенно – в резкой форме). Речь идет всего лишь об улыбке или даже о теплом взгляде – и женщинам, желающим познакомиться, стоит разрешить себе такие вещи делать, когда они видят, что мужчина им интересен.

Современная одинокая женщина может позволить себе нарушить стереотип и первой заговорить с мужчиной. Это рациональный шаг, выражающий активную позицию.

Первые свидания: «с таким айфоном сейчас не ходят!»

Иногда отношения прекращаются, так и не начавшись, – на первом свидании. В чем причина?

В нашем обществе много молодых незамужних женщин, обеспокоенных тем, что в их возрасте уже пора иметь семью, детей. Социальные стереотипы давят настолько сильно, что девушки иногда идут под венец с «первым встречным», тем, кого не любят, – только чтобы обрести желаемый статус. Такие браки практически всегда недолговечны.

Другая причина – работа в сфере бизнеса. Дела отнимают у девушек столько времени и сил, что на построение личных отношений ресурсов остается мало. В результате первое свидание иногда напоминает собеседование: происходят по-деловому четкие расспросы о разных сторонах личности и жизни кандидата, мысленное выставление ему «баллов» – вместо свободно-раскрепощенного доброжелательно-заинтересованного узнавания другого человека во время приятной беседы.

Критерии: миссия невыполнима

Героиня популярной в восьмидесятые песни хотела, чтобы ее муж «не пил, не курил и цветы всегда дарил». Фантазии той девушки меркнут по сравнению с критериями некоторых современных молодых женщин. Тут и высокий уровень финансовой обеспеченности, и успешная карьера, и отличная физическая форма, и надежность «чтоб как за каменной стеной», и ум, и веселый нрав, и заботливость.

В принципе, все «параметры» нормальные и ничего фантастического тут нет. И все же женщина с такими запросами с большой вероятностью останется в одиночестве. Почему?

Одна причина состоит в том, что в подобных списках пожеланий встречаются пункты, противоречащие друг другу. К примеру, успешные бизнесмены, как правило, обладают жестким характером, привычкой к директивному способу решения проблем, и они не способны быть настолько эмпатичными, сочувствующими, эмоционально открытыми, как того хочет женщина.

Причина вторая – в воображаемой картинке мужчина либо уже является обладателем всех желаемых достоинств, либо женщина рассчитывает, что сможет его «переделать». На самом деле попытки «перевоспитать» избранника неизбежно приведут к конфликтам, разочарованиям и, возможно, разрыву.

Третья причина особенно хитра. За всеми этими «списками критериев» нередко стоит определенная фигура, с которой кандидат в мужья сравнивается, осознанно или нет. Часто это отец, а точнее говоря, идеализированный образ отца – «настоящего мужчины», сочетающего силу и нежность, ум и эмоциональность, способного успокоить и взять решение проблем на себя. Иногда этим эталоном является кто-то из «бывших». В обоих случаях реальный человек со своими несовершенствами при сравнении проигрывает. Женщина вздыхает: «не тот» – и остается одна.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений. В конце работы над ошибками необходимо подвести итог

Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.