Как психологу работать с эмоциональными переживаниями клиента

Переживание психологической травмы

Когда человек переживает психологическую травму, у него происходят изменения как на психологическом, так и на физиологическом уровне, на уровне тела. Целое событие как бы сжимается в один единственный образ – картинку, звук, запах, эмоцию, которые прячут в себе, как в кармашке, все, что происходило во время травмирующей ситуации. Например, при автомобильной аварии все, что происходило, может «сжаться» до образа разбитой машины или визга тормозов, звука, который будет обозначать всю ситуацию. В организме возникает очень высокое напряжение – сердце начинает биться очень часто, затрудняется дыхание, на теле выступает холодный пот, мышцы напрягаются, возникает наплыв мыслей, большое внутреннее беспокойство.

При переживании травмирующей ситуации возникает внутреннее расщепление, говоря научным языком – диссоциация: эмоции, телесные ощущения, воспоминания человека отделяются, перестают быть связанными друг с другом, происходить одновременно. Например, при тяжелом душевном потрясении человек может перестать «слышать», что ему говорят, и начать воспринимать происходящее просто как подвижную «немую» картинку, в других случаях он может внезапно «забыть» самую кульминацию травмирующей ситуации или эмоции, которые он испытывал в ней, в некоторых ситуациях нарушается координация движений или телесная чувствительность. Во всех случаях какая-то часть действительности отсекается или сильно искажается.

Терминология

Диссоциация – это естественная реакция человеческой психики на тяжелый стресс. Она позволяет пережить невыносимую боль и продолжать участвовать в жизни, хотя и за счет больших внутренних затрат.

Другая важная реакция человеческого организма, по которой узнается травма – это иммобилизация, или, как ее еще называют, реакция оцепенения, связанная с чувством беспомощности. Эта реакция досталась нам по наследству от животных – способность при опасности входить в состояние неподвижности и выходить из него. Она является одним из важных моментов, позволяющих избежать болезненных последствий травмы. Выход из этой реакции происходит через тело – дрожание, двигательную активность . Если же этого выхода не произошло, и реакция осталась незавершенной, травматические переживания еще надолго остаются в глубине нашего сознания и тела.

Реакции диссоциации и иммобилизации – это основные, самые глубокие признаки эмоциональной травмы, но есть и другие. Практически сразу после переживания травмы появляются сверхбдительность, желание постоянно быть «начеку», навязчивые образы и наплывы картин, связанные с уже прошедшей травмирующей ситуацией, чрезмерная чувствительность к свету и звуку, очень высокая эмоциональная чувствительность, частые реакции испуга даже в достаточно безобидных на первый взгляд ситуациях. У человека, пережившего травму, часто возникают ночные кошмары, различные трудности со сном, резкие скачки настроения, ему сложнее справляться с повседневными стрессами .

Пример из практики

Сертификационная сессия. Работает молодая девушка с клиентом, мужчиной 35 лет. Его запрос в том, что он испытывает беспокойство и вину: он недавно женился и очень любит свою жену, но с момента женитьбы стал засматриваться на улице на красивых женщин

Терапевт сфокусировался не на раскрытии сути вины: как он себя винит и в чем он именно при этом виноват, чем это для него важно, что его в этом беспокоит, а на том, откуда он знает, что «нельзя смотреть на красивых женщин» (одна из техник работы с интроектом)

Конечно, это привело к некоторому абсурду. Взрослый мужчина не мог не согласиться, что это глупое правило. Он почувствовал облегчение — временное, поскольку эмоциональные фигуры беспокойства и вины были упущены

А ведь он говорил о чем-то для себя важном, а не глупом. Что было за его беспокойством? Почему женитьба спровоцировала его дополнительный интерес к женщинам? Может, есть внутреннее ощущение несвободы и протест против него? Может быть, он боялся не устоять и потерять жену? Может, есть с женой какие-то трудности, чего-то он в этих отношениях не получает? В конце сессии мужчина сказал: «Большое спасибо! Мне стало легче, я теперь понял, что смотреть на женщин — это хорошо, и не буду больше себя винить»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:

«Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне: son coeur et sa fortune (руку и сердце); но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней? куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?… Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере, буду стараться, чтобы оно сбылось как можно позже».

Следующая статья Психотерапевтическая работа с чувством стыдаПредыдущая статья Семейное консультирование — Футуропрактика

Проявление симптомов психотравмы

Травматические симптомы проявляются у разных людей по-разному. Это зависит от того, какую травму им пришлось пережить, насколько она была тяжела, от ситуации, в которой она произошла. Также в большой степени это зависит от личных ресурсов человека, которые были ему доступны в момент травматизации.

При этом исследователи посттравматических стрессовых расстройств (возникающих, когда у человека не было возможности вовремя выйти из травмирующей ситуации, завершить ее) отмечают, что ни одна из стрессовых ситуаций не способна вызвать ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) абсолютно у всех людей. То есть, нет такого «универсального» стресса, события, переживания, которое окажется эмоционально травмирующим для каждого человека, столкнувшегося с ним .

Теперь, уделив внимание описанию травмы и первичным психологическим и физиологическим признакам, по которым ее можно узнать, ответим на вопрос, почему вопрос травмы так важен. Это связано с тем, что наше переживание травматической ситуации широко задействовано на всех уровнях – физиологическом и психическом, охватывая эмоции, тело, гормональный фон, работу центральной нервной системы в целом и головного мозга в частности

Как правило, невозможно полностью завершить переживание травмирующей ситуации, обращая внимание только на что-то одно, а не на целостную систему человеческого организма. И последствия травмы, влияющие на переживание человеком чувства общего благополучия и счастья, могут проявляться на любом уровне – как психологическом, так и физиологическом.

Вина:

  • начало, причина, источникъ, поводъ, предлогъ;
  • провинность, проступокъ, преступление, прегрешение, грехъ;
  • всякий недозволенный предосудительный поступокъ.

Виноватый — сделавший какой-либо проступокъ; должный, обязанный кому уплатой;

Виниться — признавать за собой вину, сознаваться в ней, просить прощения; быть обвиняемым.

Как видно из толкования Даля, вина довольно сложное и амбивалентное переживание. С одной стороны, вина — это чувство, порождаемое совестью. И одновременно, движущая сила, источник мыслей, предлог для осмысления жизни. Мы совершаем внутреннюю духовную работу, сравнивая поступок или действие с тем, что считаем достойным и верным в данной ситуации, и оцениваем себя. Мы можем чувствовать уверенность, покой, удовлетворение, гордость за себя, если мы себе НЕ ИЗМЕНИЛИ. И вину — если сбились с пути.

Часто мы не замечаем, как наша личность эту духовную работу ведет, и лишь ощущения дискомфорта, неудобства, тяжести на душе, тянущее и сосущее, гнетущее, маета, наши вновь и вновь обращаемые к ситуации мысли, т.е. вина, заставляют нас обратиться к себе для дополнительной работы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Как психологу работать с эмоциональными переживаниями клиентаПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Как психологу работать с эмоциональными переживаниями клиентаТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как психологу работать с эмоциональными переживаниями клиентаБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Три шага такой работы — есть терапевтическая стратегия работы по обработке чувства вины:

  • внимательного анализа ситуации, принятие жизненного пути человека как череду шагов и поступков, часть из которых всегда ошибочны,
  • переживания вины, которая усиливается в месте ошибки, тем самым помогая ее распознать; с помощью сравнения с ценностями ошибка оценивается и взвешивается;
  • работа раскаяния.

Если с первыми двумя шагами многие справляются, то третий шаг — работа раскаяния — часто бывает в терапии упущен. Исторически так сложилось, что в нашей стране властвуют установки «ошибаться — это плохо» и «когда-нибудь, когда ты перестанешь ошибаться, ты наконец станешь хорошим». Обнаружить ошибку уже болезненно, поскольку это воспринимается как признак неполноценности.

Читать:«Психотерапевтическая работа с чувством стыда»

Раскаяние — это возможность простить себя, отпустить вину, перестать иметь долг. Верующим это работу помогает сделать священник. Его работа состоит в том, чтобы развеять несущественное, а за адекватную вину человек выполняет некоторую работу: просит у обиженного им человека прощение, дает милостыню, кается.

Терапевтическая работа похожа. Если прошлое нельзя изменить, если ошибки в природе человека, то что можно теперь сделать с ее последствиями? Может быть, можно что-то исправить, хотя бы частично. Если это невозможно, то вместе с терапевтом проживается сожаление и раскаяние.

Вина и связанный с ней дискомфорт — довольно распространенная клиентская тема. Поскольку переживать чувство вины неприятно, часть клиентов желают от нее поскорее избавиться и приглашают к этому своих терапевтов. Они рассказывают ситуацию, жалуясь и оправдываясь, преуменьшая свою роль и преувеличивая роль обстоятельств, неосознанно ставя терапевтов на место своей совести и запрашивая отпущение грехов.

Это терапевтическая ловушка. Задача терапевта — придать работе вины духовный смысл личностного развития. Ведь каждый раз при серьезном и вдумчивом исследовании своей ошибки мы укрепляем свою совесть, которая есть внутренняя опора личности. Совесть — это внутреннее чутье на правильное.

Совесть (Большой Энциклопедический Словарь) — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

В награду мы получаем целостность и душевный покой. Если мы начинаем совершать эту работу по «формулированию для себя обязанностей»/ мы можем обнаружить, что» кто-то в нашей жизни эти обязанности для нас уже сформулировал и ждет от нас их выполнения, а также наказывает нас с помощью вины, если мы от них уклоняемся. Это вторая природа чувства вины — интроективная или невротическая. Ее суть — переживание себя виноватым без совершения ошибки или без распознавания ее, часто на основании чужого мнения.

Это переживание базируется на конфлюэнции: человек, испытывая вину, как бы принимает ее на веру без критики, не ищет свою ошибку и своего отношения к ней, не распознает, что находится под влиянием другого человека:

  • непосредственного обвинения (например, родительское «Что ж ты, посуду не помыл»)
  • или интроекта («я опять поздно возвращаюсь (в 40 лет!), мама спать не ляжет, я уже чувствую себя виноватым»).

Стратегия работы с невротической виной — поиск своей ошибки и своего отношения к происходящему, с отделением его от привнесенного извне.

Терапевтические ошибки и ловушки: взять запрос на избавление от чувства вины, не провести в сессии различие между адекватной и невротической виной, остановиться на распознавании вины, игнорируя работу раскаяния.

Как формируется психотравма

Все начинается с головного мозга, руководящего работой нашего организма. За наши эмоции в головном мозге отвечает так называемая лимбическая система, находящаяся в самой его глубине, ее еще называют «эмоциональным мозгом». Это древняя часть мозга – она формируется одной из первых как в развитии каждого современного человека, так и при взгляде на историю формирования мозга всего животного мира, к которому относится и человек.

В лимбическую систему входит несколько структур мозга (его частей, небольших по объему, но очень важных по значимости), сейчас нас будут интересовать только две из них – гиппокамп и амигдала. Гиппокамп – это центр памяти об эмоциональных событиях, в нем хранится информация о самом факте произошедшего события. Амигдала – ее еще называют миндалиной или миндалевидным телом, так как по форме и размеру она напоминает миндальное зернышко – хранит информацию об эмоциях, переживаниях, которые испытал человек в течение жизни.

Если какая-либо ситуация воспринимается как опасная или очень неприятная, информация о ней поступает сразу в амигдалу, и там возникает сильное возбуждение – повышается электрическая активность. Затем информация передается в гиппокамп, который сохраняет ее как сознательное воспоминание. Если неприятная ситуация длится слишком долго или возникает часто, то возбуждение в амигдале не успевает ослабнуть, ее активность остается высокой (эту ситуацию еще называют «повышенным уровнем активации») и является причиной неприятных последствий эмоциональной травмы – преследующие воспоминания о ней, проигрывание в воображении, нарушения сна, внимания.

Экстремальные ситуации

В случае, когда травматическая ситуация становится не просто неприятной, а экстремальной, если информация об опасности подтверждается амигдалой и эти эмоции чрезмерны, то она как бы «отказывается» передавать травмирующую информацию дальше. Связь между амигдалой и гиппокампом разрывается, и полученный опыт остается неосознаваемым, он остается в бессознательной (по-научному – имплицитной) памяти – гиппокамп лишен возможности предложить имеющийся опыт человека для решения этой тяжелой задачки.

Самым неприятным в этой ситуации являет то, что подобный «отказ» амигдалы может стать неоднократным, происходит «застревание» в переживаниях на ее уровне. Это приводит к тому, что при случайном напоминании о травмирующем событии ситуация воспринимается не как уже пройденная и пережитая, а с тем же эмоциональным зарядом, который был раньше. В амигдале происходит возбуждение прежней силы, связь с гиппокампом опять блокируется и повторяется инстинктивная реакция. Гиппокамп опять лишается возможности ответить на нее, и распознать ситуацию как ложную тревогу, только напоминающую о прежней травме.

«Напуганная» амигдала также может подавить активность зон мозга, отвечающих за речь, поэтому часто человеку бывает сложно рассказать, описать, что с ним происходило и что он чувствовал. Он может путаться в словах, неправильно произносить предложения, даже его способность говорить может оказаться на время подавленной.

Проблема переживания

Таким образом, мы можем видеть, что при незавершенных переживаниях, связанных с травматической ситуацией, при застревании реакции пострадавшего человека на каком-либо этапе в организме возникают условия для постоянного возвращения к этим эмоциям. В жизни человека часто бывают ситуации, когда нет возможности преодолеть стресс за короткий промежуток времени. Этому может мешать шоковое состояние, чрезмерно сильные переживания во время травмы, ситуация, ограничивающая человека в проявлении своих эмоций и даже социальные стереотипы, предписывающие эмоциональную сдержанность (например, «мужчины не плачут», «надо сохранять лицо»).

По этим причинам у многих людей последствия травмирующей ситуации проявляются еще долгое время, внося в жизнь тревожные нотки из прошлого. И далеко не всегда человек может знать, что та или иная реакция – это «нотка» той самой истории, которой когда-то не придали значения или которая почти стерлась из памяти.

Однако, несмотря на наше тревожное описание, у человека есть возможность преодолеть тяжелые последствия негативных переживаний. Если после травмирующего события состояние их участника своевременно приходит в норму, то состояние головного мозга также восстанавливается. Поэтому, особенно важны поддержка других людей и, возможно, профессиональная поддержка и сопровождение специалистов, работающих с травмирующими переживаниями.

Клинический психолог Людмила Захирина