Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Как строится классификация философских направлений

Сложности: нужно учитывать будущие философские учения — наша классификация никогда не будет закончена.

В основе классификации философских учений лежит их подход к решению фундаментальных, всеобщих проблем.
Так как при развитии философии не только изучаются существующие проблемы, но и открываются новые, то такая классификация не может быть абсолютно полна и всеобъемлюща.
Иначе говоря, если поставить цель учитывать будущие философские учения, то наша классификация никогда не будет закончена.

Выделяем 3 основных критерия классификации:

  1. По способу соединения знания и мудрости.

а) Придерживающиеся сохранения действующей мудрости, пусть и в ущерб рациональному знанию — например, Ницше, восточные философы и т. д.
Истина ищется в интуиции и мистическом опыте.
Соединение знания и мудрости нужно только на пути к истине, и при её достижении философию можно отбросить.

б) Стремящиеся рационализировать всё, облечь мудрость в понятия — например, Декарт.
Истина ищется в понятиях и теории.

  1. По выбранным ценностям.
    Какие ценности мы выберем, так и будем мыслить.
    Это влияет на мировоззрение, определяет логику философских учений, влияет на наше отношение к миру.
    Например, в античной философии ценность — космос (а не человек!), для Декарта и Канта основная ценность — разум.

  2. По ответу на т. наз. «основной вопрос философии» — о выборе предельных оснований в сфере мышления в двух областях — бытии и познании:
    3.1. При обосновании бытия.
    Что первично — дух или материя?

а) Материализм: материя первична.
Пример: Маркс, Локк.

б) Идеализм: первичен дух, а не материя.
Вещь — это отпечаток духа, дух — организатор.

Идеализм субъективый: первичен дух, являющийся обобщением человеческого «Я».
Это не уникальное «я» каждого человека, это обобщённое «я».
Все мы разные, но спектр желаний и наклонностей одинаков, различия в степени.
Пример: Фихте.

в) Идеализм объективный: первичен мировой, надчеловеческий дух, цели и логика которого отличны от воли, желания, целей и логики отдельных индивидов.
За основу берутся нечеловеческие цели, человек — лишь инструмент.
Пример: Гегель, Платон, Аристотель.

3.2. При обосновании познания.
а) Эмпиризм: первичен опыт.
Основа познаний — эмпирический уровень, затем нужно упорядочить факты, наблюдения с помощью понятий.
Разум выводит теорию из эмпирических фактов; эмпиризм не отрицает рационального мышления.
Примеры: Локк, Юм, Беркли.

б) Рационализм: первичны разум и теория.
Основа познания — разум.
Факты, наблюдения, эксперименты вторичны.
Пример: Декарт.

Выделяют 2 типа рационализма:

  1. без эмпирических факторов. Мысленно созерцаем идеи, делаем выводы (платоновский).
  2. наука не может обойтись без чувственного опыта, но он организован разумом, который первичен. Опыт подчинятся разуму (Кант)

Как развить структурное мышление

Существует несколько советов, следуя которым, можно структурировать свое мышление.

Необходимо развивать убеждения и правила, на основе которых складываются наши решения. У всех есть определенные модели поведения, которых мы придерживаемся, и именно эти модели во многом сковывают нас. Чтобы долго не раздумывать над решением какой-либо проблемы, мышление создает определенные шаблоны с несколькими заранее продуманными вариантами решения. Однако такие шаблоны не учитывают множество факторов, и очень часто генерируемый выход из ситуации далек от идеала. Для начала стоит определить, какие убеждения преобладают в Вашем мышлении. Так, будет понятно, какие конкретные ограничители мышления у Вас присутствуют

Определив их можно постепенно расширять свое мышление и не позволять мозгу принимать во внимание только существующие шаблоны.
Избавляйтесь от стереотипов. Стереотип – это некий шаблон, который обобщает ситуацию, не принимая ее особенности

Мысля стереотипами, человек считает, что все происходящее можно подогнать под определенную модель, но на деле каждый человек индивидуален и поступает в соответствии со своими собственными принципами. Поняв, что нельзя судить людей по какой-то одной характеристике, человек расширит свой кругозор и научится креативному мышлению.
Попытайтесь расширить круг интересов. Чем шире у человека кругозор, тем более вариативно у него мышление. Люди с широким кругом интересов неосознанно расширяют свои модели мышления, что позволяет развить системное мышление.
Ставьте себя в ситуации неопределенности. Придумывайте различные ситуации и пытайтесь найти максимальное количество решений.
Тренируйте мышление с помощью творческих задач. Подобные головоломки помогают не только структурировать мышление, но и развить творческие способности.

Развитие мышления

Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.

Следующий способ развития конструктивного мышления – самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.

Разновидности мышления

Выделяют два основных способа мышления — рациональный (от лат. ratio — ум, разум) и иррациональный (лат. — неразумный).

  1. Рациональное мышление — это мышление, основанное на логике и разуме, имеющее в отправной точке доказанные факты, проанализированные и обобщенные. Такое мышление характеризует человека как разумного, адекватного, целеустремленного.
  2. Иррациональное мышление невыразимо в логических понятиях и суждениях. Оно не имеет под собой аналитической базы, не основано на научных знаниях, не подвергается критике. Такой тип мышления часто приводит к искаженным умозаключениям, которые не отражают действительность, преувеличению или преуменьшению значения каких-либо фактов, а также к деланию выводов на всю жизнь на основании одного незначительного события.

Рациональное мышление процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и принимать решения. Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает сконцентрироваться на одной цели, которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание

До сих пор мы тщательно избегали темы единства чувственного и рационального познания

Внимание было направлено на своеобразие того и другого, их относительную изолированность друг от друга. Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и, более того, взаимообусловленности чувственного и рационального

Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.

Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.

В точке пересечения чувственные и рациональные формы познания образуют нечто целое. Исчерпывающим психическим образом «этого яблока» выступает синтез понятия «яблоко» и восприятия яблока. Понятие яблока не есть исчерпывающий психический образ именно «этого » яблока. Восприятие яблока не дает образ яблока. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ «этого яблока».

Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.

История о Станиславе

Во времена моей работы в офисе я познакомилась с одним занимательным человеком. В соседнем кабинете работал прекрасный молодой человек – Станислав. О его достижениях у нас постоянно ходили легенды, причем не могу сказать, что истории были слишком преувеличенными. Станислав действительно всегда прекрасно справлялся со своей работой. Каждый раз, когда ему поручали проект, он сдавал его в кратчайшие сроки, а материал был проработан до мельчайших деталей. Нередко моему «чудо-коллеге» доверяли руководство командой (большие проекты требовали групповой работы).

Сказать, что он отлично управлял коллективом – ничего не сказать. Люди работали как один слаженный механизм, все понимали свои обязанности, успевали в сроки и умудрялись мирно сосуществовать друг с другом. А каково было мое удивление, когда я узнала, что помимо работы он успевает строить дом, воспитывать двух детей, лечить маму и в свободное время играть на нескольких музыкальных инструментах!

Пребывая в некотором шоке от такого удивительного коллеги, я решила выведать его секрет. Наблюдения со стороны не дали никаких результатов, поэтому я решила спросить напрямую, как ему удается так быстро и хорошо справляться со всеми делами. За чашкой кофе Станислав рассказал мне, что еще в университете он оттягивал сдачу проектов и курсовых на последний момент, из-за чего последние дни перед сессией ему казались сущим адом.

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Он с ужасом вспоминал, как несколько ночей трудился над каким-то проектом, а преподаватель в результате отправил его на доработку, и ад продлился еще на неделю. Решив, что долго он так не продержится, Станислав понял, что нужно как-то менять себя и свое мышление. От очередного преподавателя, которому он в последний день сдавал работу, горе-студенту стало известно о структурном мышлении. Первое время ему было тяжело побороть силу привычки, но постепенно жизнь начала меняться. Учеба стала даваться Станиславу проще, а свободного времени становилось все больше. Поначалу мне с трудом верилось в его рассказ, но когда он начал подробно рассказывать о принципах работы структурного мышления, я и вправду поняла, что изменение мышления способно изменить всю нашу жизнь.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное

Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

Наглядно-образное

Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

Словесно-логическое

Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Рациональность: качество мужчин или женщин

Рациональное мышление: основные принципы и способы развитияРациональное мышление — это качество личности, которое можно найти как в мужчине, так и в женщине. При этом рациональность свойственна больше мужчинам, ведь у них развит разум. У женщин развит ум, который сплетается с чувствами. Именно поэтому женщины часто принимают иррациональные решения. К примеру, можно привести бескорыстную и безусловную любовь, которая относится к иррациональным решениям. У мужчин центр разума действует отдельно от чувств. Даже если решение проблемы требует, эмоциональных усилий, у мужчины сделать первый шаг больше шансом, чем у женщины.

Рациональные качества прослеживаются в женщине только в некоторых ситуациях. Новая работа, нестабильная ситуация, испуг позволяют девушке обстрагиваться от эмоций и начать думать рационально, но такое состояние проходит со стабилизацией эмоционального фона или с привыканием к новому месту работы или учёбы.

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

«он любит тебя»

акупенда

«он воюет с ними»

авапига

«я воюю с тобой»

никупига

«он любит нас»

авупенда

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ — «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные — белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Парадоксы Зенона

Мир объяснить бытием нельзя, так как в бытии нет ни движения, ни множественности, которые вроде как есть в мире.
Ученик Парменида — Зенон — решил показать, что множественности и движения нет и в мире, помощью парадоксов, пытался в рамках концепции Параменида мыслить вещи.

Парадокс летящей стрелы.
Летящая стрела летит — следовательно, она движется.
С другой стороны, летящая стрела существует — следовательно, она находится в некотором месте пространства.
Определив это место, мы получим, что стрела неподвижна.
(Иллюстрация — производная, не равная нулю.)

Парадокс бесконечно малого и бесконечно большого.
Если существует множественность, то каждая вещь бесконечно мала и бесконечно велика одновременно.
Действительно, в таком случае любую вещь можно разделить бесконечное число раз, и получится бесконечно большое количество бесконечно малых частей.
Раз вещь состоит из бесконечно малых частей, то и сама она бесконечно мала, а раз вещь состоит из бесконечного числа частей, то она бесконечно велика.
Таким образом, любая вещь бесконечно мала и бесконечно велика одновременно.

Современной науке приходится загонять эти противоречия под ковёр и брать их в ежовые рукавицы.
(Иллюстрация — интеграл, расходящийся гармонический ряд.)

Зенон обнаружил парадоксы, получаемые, если пустить движение и множественность в храм строгой мысли.
Но противоречия присущи самому бытию.

Недостатки рационального мышления

Рациональное мышление: основные принципы и способы развития

Приверженность принципам рационального мышления может сыграть с человеком злую шутку. Вот, например, ситуация. Вы видите пирог, который выглядит весьма вкусным. Но не пробуете его. Почему? А, вы пробовали его раньше, и вкус показался отвратительным. Это рациональное мышление. Вы выдвигаете понятие – «пирог». Ваше суждение о пироге заключается в том, что он «выглядит вкусным». Однако умозаключение подсказывает вам другой факт: такой пирог вы уже ели, и он не был так хорош. Но если в тот злополучный раз повар был пьян или его не было вовсе, а готовил некомпетентный новичок? Но вы этого не знаете и этим, возможно, лишаете себя вкуснейшей трапезы.

Какой же вывод из этой дурацкой истории? Мораль в том, что рациональное мышление ограничено рамками имеющейся информации. Ведь не секрет, что человеческий мозг отвергает все новое и неизвестное, такой он консерватор. Получается, когда человек мыслит рационально, то мозг использует только ту информацию, которая имеется. Он не хочет учитывать факт наличия чего-то неизвестного нам. Он на самом деле еще тот хитрец.

Творчество. Интуиция

Психика человека выступает как постоянный процесс выработки новых форм чувственного, рационального и эйдетического познания. Психика как деятельность по выработке нового есть духовное творчество. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов духовного творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового.

Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть чувственным (созерцательным), рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство. Во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, обсуждение которой занимало видное место в философии Декарта, Спинозы, Лейбница. В третьем случае речь идет об эйдетической интуиции.

В философских течениях, которые обычно зачисляют по рубрике интуитивизма (Бергсон, Лосский), интуиция есть скорее данность, чем постижение непознанного. По Лосскому, мир есть органическое целое, поэтому между субъектом и объектом всегда есть гносеологическая координация, даже тогда, когда нет познания. Вместе с тем при характеристике интуиции как акта познания интуитивисты не склонны структурировать этот акт и чаще всего подчеркивают целостность интуиции. Фактически речь идет об эйдетической интуиции в ее нерасчлененном виде.

Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо, наоборот, в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного. Но творчество, интуиция детерминируются не только бессознательным, но и сознательным. Это ставит под сомнение отнесение интуиции исключительно к области бессознательного и иррационального (т. е. недоступного разуму).

Быстрое развитие всей сферы человеческого ставит задачу обучения творчеству. Науку по изучению творческой деятельности и методов обучения называют эвристикой . Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций — все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности. Интересно отметить, что эти способности могут быть усилены в процессе использования ЭВМ: когда построение системы правдоподобных моделей позволяет более эффективно вести поиск нового знания.

Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведется поиск нового, требующий мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Индуктивное рассуждение — перенос знания, полученного на основе исследования части явлений, на весь класс в целом — является эвристическим приемом. Рассуждение по аналогии также есть яркий пример эвристического рассуждения, не гарантирующего достижение истины, но вместе с тем не являющегося произвольным предположением. Математическое моделирование — это опять же эвристический прием.

Зачем нужна рациональность

Рациональный человек на протяжении всей своей жизни старается искать оптимальные решения проблем. То есть находить варианты, которые не требуют больших денежных вложений, физических и моральных сил. Для этого он использует личный опыт, расчёты, логику и возможный конечный результат в каждом из вариантов.

Если рассматривать рациональность как качество личности, то оно проявляется во время соглашения разума с полученной информацией, принятым решением, анализом принятия подходящего варианта, построенной логической конструкцией и обоснованностью варианта.

К примеру, можно привести банкиров, которые постоянно рискуют деньгами из-за недостаточной информации о своих клиентах. При этом все их действия можно назвать обоснованным риском. Для того чтобы минимизировать денежные потери в связи с возможными рисками, банкиры используют отработанные годами методы, анализируют рынки, просчитывают потенциал своей клиентуры.

Первые философы и их учения Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Первое философское учение выдвинул Фалес: «всё есть вода».
Заслуга Фалеса в том, что он впервые попытался найти первоначало, отказавшись от сотворения мира в ходе разборок мифологических божеств.
Это первая попытка выделить чисто природное, не мифологическое основание.
До нас дошли только отрывки трудов Фалеса и его цитаты в трудах других античных авторов.

Недостатки учения:

  1. Попытка выделить сущность с помощью образов, сформированных в обыденном.
  2. Смыслообраз воды-первоначала расплывчат, ведёт по ассоциации, а не строго по логике.

Анаксимандр увидел, что фалесовское первоначало обладает определёнными качествами, и потому получить объект с другими качествами из него проблематично; понял, что субстанция не принадлежит к тому же ряду, что и мир явлений.
Тогда Анаксимандр ввёл апейрон — «беспредельное» первоначало, не обладающее никакими чувственно воспринимаемыми качествами.
Апейрон — результат абстрагирования.
Апейрон рождает противоположности, они сочетаются и образуется вещь, как именно — Анаксимандр не уточняет.
Он постулирует на уровне ассоциаций, но не обосновывает.

Анаксимен считал, что первоначало – воздух (в чём-то похож на апейрон, лишён очертаний, он везде), а все физические процессы есть сгущение и разрежение воздуха.

Эмпедокл свёл всю природу к четырём первоэлементам — Земле, Воздуху, Воде и Огню, соединением и разъединением которых управляют Любовь и Вражда(космические силы).

Методы иррационального мышления

В отличие от рационального, иррациональное познание опирается не на логические приемы, рассмотренные выше, а на мгновенное постижение проблемы. В основе иррационального мышления лежат:

  • Интуиция:

    • представляет собой форму непосредственного знания,
    • позволяет постигать действительность без показаний органов чувств.
  • Озарение:

    • означает мысленное постижение целого, а не отдельных частей,
    • перестраивает ситуацию, находит новый взгляд на проблему.
  • Воображение:

    • является специфической формой психологической активности человека,
    • создает новый образ, ситуацию, возможное будущее с использованием прошлого опыта.

Методы не ограничиваются вышеперечисленными формами. К ним можно отнести также эмоциональную сферу, духовные прозрения, практики медитации в восточных религиях и другие.

В повседневности часто можно встретить деструктивные примеры иррационального мышления. Достаточно вспомнить сколько гениальных писателей, художников и музыкантов в реальной жизни были беспомощны не имели элементарных средств к существованию.

Сущность рационального мышления. В чем заключается первый акт рационального мышления

Суть рационального мышления – выделение оснований, сущности, чтобы построить целостную картину явлений.
Когда встаёт вопрос о том, что лежит в основе мира, человек начинает интересоваться не практически значимыми вещами, а основаниями.
Из интереса к основаниям, в частности — предельным основаниям, рождается рациональное мышление.
Нас интересуют законы, управляющие вещами, принципы, основы.

Первый акт рационального мышления состоит в том, что это основание предметно выделить, сделать его предметом для себя.
Для этого нужна абстракция, нужно абстрагироваться от непосредственных данных и выделить сущность (порождающее основание) с помощью абстракции.
Пример процедуры выделения абстракции: врач-пациент-диагноз.