Работаем с когнитивными искажениями

Что можно сделать, чтобы определять признаки лжи?

Уличить лжеца сложно даже опытному верификатору, так как для неверных выводов достаточно одного-двух субъективных факторов: личной неприязни к собеседнику, подсознательного желания быть обманутым или неправильного восприятия обычных человеческих эмоций. Так, даже искренность можно расценить как очевидную ложь, если говорящий волнуется или испытывает раздражение от вынужденного «допроса».

Для того чтобы избежать ошибок и правильно оценить вербальные и невербальные сигналы, посылаемые потенциальным обманщиком, необходимо учитывать следующие советы:

нельзя сразу начинать давить на человека, перед началом беседы рекомендуется расположить к себе лжеца, создав предпосылки для приятной, доверительной беседы;
важно определить для себя примеры правдивых утверждений, характерных для данного собеседника, задав интересные для него вопросы о фактах, которые достоверно известны верификатору;
не стоит задавать закрытые вопросы, на которые удастся получить только однозначные ответы «да» или «нет», поскольку важно добиться от человека развернутой и детальной беседы;
можно попросить лжеца рассказать свою историю в обратном порядке, так как придуманные обстоятельства изложить подобным образом очень сложно;
рекомендуется использовать в разговоре длительные паузы, которые вынудят собеседника испытать дискомфорт и непроизвольно сочинить новые детали обмана, которые его и выдадут;
важно развивать периферийное зрение, которое позволяет замечать мелочи в жестах, мимике, и анализировать общую картину лжи.

Распознавание Ложная модели

Кит , подводная лодка или овца ?

Человеческая тенденция , чтобы увидеть образцы , которые на самом деле не существуют, называются апофенией . Примеры включают Человек на Луне, лицо или фигуры в тени, в облаках, а также в образцах без какого — либо преднамеренного дизайна, таких как сучки на печеную карамели и восприятие причинных отношений между событиями , которые, по сути, не связаны. Апофения занимает видное место в теории заговора , азартные игры , неправильной интерпретации статистических данных и научных данных, а также некоторые виды религиозных и паранормальных переживаний. Неправильное восприятие моделей в случайных данных называются парейдолией .

Распознавание искаженных качеств

Проживание, переживание и укрепление нового качества открывают новые горизонты для изменения поведения субличности и преобразования будущих поведенческих паттернов с помощью принятия. Такое преобразование оказывает влияние на нашу личную, семейную и профессиональную жизнь.

Распознавание искаженных качеств

Распознавание искаженных качеств.

Субличности наряду со своими положительными и отрицательными чертами несут в себе и скрытые качества, к которым Личность может приобрести доступ. В следующем упражнении показано, как мы можем распознать и обнаружить эти качества. Часто в отрицательной субличности обнаружить их довольно трудно. Качество, противоположное отрицательной черте субличности, не является скрытым. Точнее, его надо искать между двумя полюсами. Скрытым является не противоположность демонстрируемого качества, а некое внутреннее свойство, которое предлагает субличность.

Проживание, переживание и укрепление нового качества открывают новые горизонты для изменения поведения субличности и преобразования будущих поведенческих паттернов с помощью принятия. Такое преобразование оказывает влияние на нашу личную, семейную и профессиональную жизнь.

Следующее упражнение направлено на субличность и ее искаженные качества. Цель упражнения заключается в обнаружении скрытых качеств.

Возьмите бумагу и карандаш. Сделайте глубокий вдох и начните расслабляться. Закройте глаза

Обратите внимание вовнутрь и сконцентрируйтесь на субличности

Как вам хочется ее назватьГде и когда вы обычно встречаетесь с этой субличностьюОсознайте ваши телесные ощущения и чувства. От чего вас защищает эта субличностьКакие у нее искаженные качестваКакие качества являются противоположнымиКакие у нее скрытые качестваЧто случится, если вы проявите эти качестваКак изменится ваша жизнь, если вы сможете полностью проявить или прожить эти скрытые качестваКак бы это изменило ваши взаимоотношения с людьми вообще, с партнером, с семьей и с вашим окружением

Позвольте себе ощутить эту возможность в себе и увидеть себя проживающим это качество.

В этом упражнении индивид дает имя субличности после того, как осознает ее присутствие в своей жизни. Далее происходит раскрытие искаженных и скрытых качеств субличности. Скрытые качества усиливаются и переживаются в теле, как определенная данность. Это переживание становится более ярким, если представить, какой эффект скрытые качества произведут на нашу жизнь, наши взаимоотношения и окружение. Этот вид работы с субличностями акцентирует существование искаженных, противоположных и скрытых качеств.

Метки: семья, личность

Похожие материалы:

  • Роль детской фотосессии в воспитании детей
  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга

Как по мимике лица распознать ложь?

Рассмотрим особенности мимики человека, который пытается соврать или говорит правду:

  1. человеческие мускулы на лице обычно работают синхронно, выдавая какие-либо эмоции, однако у обманщика, который только демонстрирует чувства, улыбка или выражения глаз выглядят ассиметрично;
  2. искреннему собеседнику сложно сохранять внешние проявления чувств дольше 5-10 секунд, поскольку подлинные эмоции кратковременны, если речь идет не о депрессии, ярости или глубоком экстазе;
  3. выражения глаз или улыбка должны совпадать с речевым проявлением эмоциональности, а запаздывание скорее свидетельствует о фальши.

Об улыбке и фальши

Отдельного внимания психологов в вопросы выражения лжи мимикой всегда заслуживала улыбка, которая является одним из основных средств коммуникации человека, начиная с первых дней его жизни и заканчивая преклонным возрастом.

Немногим известно, что сам механизм действия мышц, отвечающих за улыбку, направлен не только на создание доброжелательных отношений между собеседниками. Даже младенцу, который общается с помощью улыбки с родителями, это выражение лица помогает снимать нервное напряжение. Будучи инструментом снятия эмоциональной разгрузки, улыбка непроизвольно появляется на губах человека даже в момент оглашения трагических новостей. Многие воспринимают такую мимику как глупость или неуважение, однако подобный признак свидетельствует лишь о здоровой работе нервной системы, обманывающей мозг и прячущей истинные эмоции.

Именно поэтому многие обманщики в момент стресса улыбаются, непроизвольно пытаясь снять напряжение. Некоторые способны делать это умышленно, фальшиво заменяя свое истинное чувство вины более приемлемой в социуме эмоцией – радостью. При этом психологами установлено, что настоящие улыбки появляются на лицах людей столь же часто, как и поддельные. В целом классифицировано более 50 видов улыбок, среди которых выделены истинно лживые, а также неискренние, но проявляющие вежливость и этичность.

Работаем с когнитивными искажениями

Расписание тренингов и семинаров6

29 марта
Воскресенье,
13:00

Практическое занятие по чтению лиц

 
Подать заявку

4 часа

Москва

Компания «Эзотерическое путешествие»
Отшельник

11 апреля
Суббота,
10:00

Курс «НЛП-практик. Базовый». Модуль 3-й. Секреты выгодных партнёрств

 
Скидка 2000Р

2 дня

Москва

Высшая Школа НЛП
Юрий Чекчурин
Ольга Николаевна Парханович

17 апреля
Пятница,
12:00

Выездное занятие «Самый честный тренинг»

 
Подать заявку

3 дня

Тверская область, Удомля

Компания «Эзотерическое путешествие»
Елена Крымская
Отшельник

25 апреля
Суббота,
10:00

Курс «НЛП-практик. Базовый». Модуль 4-й. Уверенность и самооценка

 
Скидка 2000Р

2 дня

Москва

Высшая Школа НЛП
Юрий Чекчурин
Ольга Николаевна Парханович

16 мая
Суббота,
10:00

Курс «НЛП-практик. Базовый». Модуль 5-й. Техники быстрых изменений

 
Скидка 2000Р

2 дня

Москва

Высшая Школа НЛП
Юрий Чекчурин
Ольга Николаевна Парханович

Дела межличностные

Одними из первых, кто заметил, что что-то не так, стали социальные психологи, множество исследований которых посвящено «эффектам межличностного восприятия». К ним традиционно относят: эффект установки – известная штука, касающаяся того, что наше первое впечатление от человека может определяться имеющейся о нем предварительно информацией; эффект ореола – то, почему отношение людей к киноактерам в жизни часто определяется поведением их экранных персонажей; эффект «первичности и новизны» – о незнакомых людях мы судим по той информации, которая к нам поступила первой, а о знакомых – по последней, наиболее «свежей»; эффект стереотипизации – склонность упрощать информацию о людях путем отнесения их к какой-нибудь группе и т. д.

Какой бывает неправда

Часто обман бывает безобидным, когда человек говорит неправду из вежливости или из желания понравиться («Прекрасно выглядишь!», «Весьма рад знакомству!»). Иногда людям приходится недоговаривать всей правды или молчать в ответ на неудобные вопросы из нежелания нагнетать ситуацию, и это также считается неискренностью.

Однако психологи утверждают, что даже безобидное, казалось бы, вранье способно серьезно навредить отношениям, особенно, если речь идет о недосказанности между членами семьи: мужем и женой, родителями и детьми

Добиться взаимного доверия и сохранить прочные семейные узы в таких обстоятельствах сложно, поэтому важно знать, как распознать ложь мужчины, женщины или ребенка

Наблюдения специалистов в области психологии показали определенные результаты, которые касаются обманов в семье:

  1. несмотря на свою внешнюю открытость к собеседнику, экстраверты более склонны ко лжи, чем интроверты;
  2. дети быстро учатся врать в авторитарных семьях, при этом делают это часто и виртуозно;
  3. родители, которые ведут себя мягко в отношении ребенка, замечают ложь сразу, поскольку он обманывает редко и врет неуверенно;
  4. женский пол склонен к обманам, если дело касается бытовых вещей – утаивают цену купленных товаров, не рассказывают о разбитой чашке или пригоревшем блюде и т. п;
  5. мужчинам свойственна недосказанность в вопросах взаимоотношений, они скрывают свое недовольство партнером, заводят любовниц и уверенно лгут по поводу своей верности.

Сериация

Простая задача сериация с участием устраивая формы по размеру

В психолог Жан Пиаже теории «s из когнитивного развития , третья стадия называется Concrete Рабочее состояние. Именно на этом этапе , что абстрактный принцип мышления называется «серийность», естественно , развитом в ребенке. Сериация является возможность упорядочить элементы в логическом порядке вдоль количественного измерения , такие как длина, вес, возраст и т.д. Это общий когнитивный навык , который не будет полностью освоен до тех пор , после детских лет. Для Seriate значит понять , что объекты могут быть заказаны по измерению и эффективно сделать это, ребенок должен быть в состоянии ответить на вопрос : «Что дальше?» Сериация навыки также помогает развивать навыки решения проблем, которые могут быть использованы в распознавании и выполнении задач формирования паттерна.

работа Пиаже по серийности

Пиаже изучал развитие серийности наряду с Szeminska в эксперименте, где они использовали стержни различной длины, чтобы проверить мастерство детских навыков. Они обнаружили, что существует три различных этапа развития навыка. На первом этапе дети в возрасте около 4 не могли организовать первые десять стержней в порядке. Они могли бы сделать небольшие группы из 2-4, но не могли бы поставить все элементы вместе. На втором этапе, когда дети были 5-6 лет, они могли бы добиться успеха в задаче Сериация с первыми десятью стержнями через процесс проб и ошибок. Они могли бы вставить другой комплект стержней в порядке, путем проб и ошибок. На третьем этапе, 7-8-летние дети могли бы организовать все жезлы в порядке без долгих проб и ошибок. Дети использовали системный метод первым ищем сам маленький стержень первого и самые маленький среди остальные.

Развитие навыков решения проблем

Для того, чтобы развить навык серийности, который затем помогает авансовые решения проблем навыки, дети должны быть обеспечены возможности организовать вещи в порядке , используя соответствующий язык, такие как «большой» и «больше» при работе с отношениями размера. Они также должны быть предоставлена возможность организовать объекты в порядке на основе текстуры, звук, вкус и цвет. Наряду с конкретными задачами серийности, дети должны быть предоставлены возможностью сравнить различные материалы и игрушки , которые они используют во время игры. Благодаря деятельности , как это, истинное понимание характеристик объектов будет развиваться. Для того, чтобы помочь им в молодом возрасте, различие между объектами должно быть очевидным. И, наконец, также должна быть обеспечена более сложная задача организации двух различных наборов объектов и видеть взаимосвязь между двумя различными наборами. Типичный пример этого является рождение детей пытаются соответствовать кастрюлям крышки для кастрюль разных размеров, или прилегающих вместе различных размеров гаек и болтов.

Применение серийности в школах

Для того, чтобы помочь построить математические навыки у детей, учителей и родителей может помочь им научиться серийности и кучность. Маленькие дети, которые понимают Сериация могут поставить номера в порядке от низшего к высшему. В конце концов, они пришли к пониманию, что 6 выше, чем 5, и 20 выше, чем 10. Кроме того, имея детей копировать шаблоны или создавать шаблоны своих собственных, как узоры ABAB, это отличный способ, чтобы помочь им распознать порядок и подготовиться к позже математические навыки, такие как умножение. Воспитатели могут начать подвергать детей шаблонам в очень молодом возрасте, имея их сделать группы и подсчитать общее количество объектов.

Направление используют

Организаторы

  Агентство «Психотехнологии Павлова»  (Москва),    Лаборатория Психологии и Гипноза  (Москва),    Международная академия исследования лжи  (Москва),    Научно-исследовательский Центр Корпоративной Безопасности  (Москва),    Первый научно-исследовательский центр профайлинга «Профайл групп»  (Москва),   Проект Max Technology  (Москва),   Проект Profing (Москва),    Бизнес-школа «7 Радикалов»  (Москва),    АНО ДПО «Академия детекции лжи»  (Москва),    Евгения Лова  (Москва),    Компания эффективных тренингов «ПсихоФитнес»  (Москва),   Международный образовательный проект «Живая жизнь»  (Москва),    Московский Центр НЛП  (Москва),    Московский институт невербальных коммуникаций  (Москва),    Московский центр профайлига и эмоций  (Москва),    Проект Girlsvlast  (Москва),    Тренинговый Центр Юлии Лисицыной  (Уфа),    Центр «НЛП Краснодар»  (Краснодар),    Центр «Школа личного успеха». Брюханов Олег  (Пермь),    Центр исследования лжи  (Тюмень).

Ещё организаторы 34

Тренеры

  Андрей Юрьевич Молчанов  (Москва),    Артём Павлов  (Москва),    Владимир Демидов  (Москва),    Евгений Спирица  (Москва),    Людмила Михайловна Мартьянова  (Москва),    Максим Александрович Коваленко  (Москва),    Максим Юрьевич Зубов  (Москва),    Никита Германович Артёмов  (Москва),    Светлана Владимировна Филатова  (Москва),    Сергей Александрович Сикирин  (Москва),    Александр Небеснов  (Москва),    Анна Александровна Перевозкина  (Москва),    Анна Валерьевна Кулик  (Москва),    Виктор Викторович Колкутин  (Москва),    Елена Рафаэлевна Исай  (Москва),    Константин Павлович Митрошин  (Москва),   Кристина Захарчук  (Москва),    Михаил Дербасов  (Москва),    Светлана Владимировна Грунина  (Москва),    Марина Викторовна Королёва  (Кавказские Минеральные Воды).

Ещё тренеры 32

Консультанты

  Артём Павлов  (Москва),    Владимир Демидов  (Москва),    Максим Александрович Коваленко  (Москва),    Максим Юрьевич Зубов  (Москва),    Сергей Александрович Сикирин  (Москва),    Александр Небеснов  (Москва),    Анна Александровна Перевозкина  (Москва),    Елена Рафаэлевна Исай  (Москва),    Константин Павлович Митрошин  (Москва),   Кристина Захарчук  (Москва),    Марина Александровна Иванова  (Москва),    Михаил Дербасов  (Москва),    Марина Викторовна Королёва  (Кавказские Минеральные Воды),    Михаил Петров  (Самара),    Ольга Валерьевна Чернявская  (Оренбург),    Павел Владимирович Павлюков  (Иваново),    Сергей Александрович Аксютенко  (Красноярск),    Сергей Владимирович Драган  (Киев),    Сергей Николаевич Бурматов  (Тюмень),    Татьяна Храмцова  (Санкт-Петербург).

Ещё консультанты 16

Как с этим бороться?

Ученые-экспериментаторы придумали достаточно эффективные средства нейтрализации подобных воздействий, которые можно эффективно применять и в других сферах. Один из самых популярных методов – дезинформация исследуемых, когда участники эксперимента не подозревают, в чем и зачем они участвуют. Существуют также «слепой метод» и даже «двойной слепой метод», а также метод разделения общей гипотезы на отдельные составляющие и, соответственно проведения разных частей эксперимента разными людьми, не осведомленными о главной гипотезе. К приемам борьбы с когнитивными ошибками можно причислить и знаменитое требование Карла Поппера о «фальсифицируемости» научных теорий (и в широком смысле – всего научного знания), то есть о необходимости поиска доказательств неправильности этой теории вместо доказательств ее правильности.

Для желающих лично не попадаться в сети «когнитивных искажений» подойдут занятия по развитию критического мышления. С ошибками же в социальной сфере дела обстоят намного сложнее, потому как устранение последствий той же самой поляризации требует огромной просветительской и разъяснительной работы и не одного года усилий. А в случае устранения последствий военных конфликтов речь может идти о десятках лет тяжелой работы по «постконфликтному построению мира».

О корнях

Развитие нашего мышления в сторону рациональности – это не что иное, как борьба с естественно сложившимися в древности механизмами магического мышления. Недаром в последнее время наиболее сильным «когнитивным искажением» является утрата доверия к чужому опыту и, шире, к рациональным знаниям. И это происходит не только потому, что мировая научная мысль вот уже добрые полвека находится в перманентном кризисе. Дело, похоже, еще и в том, что темпы и масштабы изменений в жизни человечества за последние десятилетия превысили все допустимые нормы, заставляя огромные массы населения отступать под напором инноваций к дальним оборонным рубежам цивилизационного опыта – религиозному и магическому мышлению. Недаром многие когнитивные искажения (иллюзия контроля, предпочтение нулевого риска и др.) представляют собой, по сути, форму бессознательного «недоверия» к научно обоснованным закономерностям.

Как научиться распознавать ложь?

Чтобы предотвратить развитие сложных семейных отношений, построенных на обмане, неверности и недосказанности, важно научиться понимать искренность. Часто умение выводить обманщика на чистую воду является природным талантом человека, который интуитивно знает, как распознать ложь по мимике, жестам или интонации собеседника

В этом ему помогает жизненный опыт общения с лжецами, либо природная наблюдательность.

Это не значит, что любой желающий не сможет определить обман без соответствующего опыта или таланта. В настоящее время психологией установлены некоторые вербальные и невербальные признаки искажения информации, которые характерны для большинства людей. Благодаря четко отработанной методике, основанной на понимании подобных сигналов, каждый человек сможет выработать умение распознавать неискренность. Узнаем, что способно выдать лжеца.

Работаем с когнитивными искажениями

Развитие языка

Распознавание образов в освоении языка

Последние исследования показывают , что младенческая усвоение языка связано с когнитивными распознавания образов. В отличии от классических националистических и поведенческих теорий развития языка , теперь ученые считают , что язык является приобретенным навыком. Исследования в Еврейском университете и Университете Сиднея как показывают сильную корреляцию между способностью идентифицировать визуальные образцы и выучить новый язык. Дети с высоким уровнем распознавания формы показали более знания грамматики, даже при контроле за воздействие разведки и память емкости. Это подтверждается теорией , что изучение языка основывается на статистическом обучении , процесс , с помощью которого дети воспринимают общие сочетания звуков и слов в языке и использовать их для информирования будущего производства речи.

Фонологическая развитие

Первый шаг в приобретении детского языка является расшифровать между самым основными звуковыми единицами своего родным языка. Это включает в себя каждый согласный, каждый короткий и длинный гласный звук, и любые дополнительные сочетания букв , как «е» и «тел» на английском языке. Эти блоки, называемые фонемы , обнаруживаются посредством воздействия и распознавания образов. Дети используют их «врожденная детекторную особенность » возможность различать звуки слов. Они разделили их на фонемы через механизм категориального восприятия . Затем они извлекают статистическую информацию путем распознавания , какие комбинации звуков, наиболее вероятно, встречаются вместе, как «Цюй» или «ч» плюс гласный. Таким образом, их способность к обучению слова основана непосредственно на точности их ранее фонетической кучности.

развитие грамматики

Переход от фонематической дифференциации в более высоком порядке производство слова является лишь первым шагом в иерархических приобретениях языка. Распознавание образов, кроме того , использованы в обнаружении просодии сигналы, напряжения и узоров интонации между словами. Затем применяются приговорить структуру и понимание типичной статьи рассматривается границы. Весь этот процесс находит свое отражение в чтении , а также. Во- первых, ребенок распознает форму отдельных букв, а затем слов, то группы слов вместе, а затем пункты, и , наконец , целые главы в книгах. Учусь читать и научиться говорить на языке , основаны на «пошаговое уточнении моделей» в перцептивном распознавании образов.

Определяем обман по голосу и интонации

Вербальные признаки неискренности – это голосовые индикаторы, которые позволяют судить о том, что человек пытается что-то скрыть. Подозрение должны вызывать следующие сигналы:

  1. собеседник, чувствующий себя виноватым, говорит монотонно и очень тихо;
  2. человек показывает свое эмоционально напряжение нехарактерными для него интонациями, изменением скорости речи или тембра голоса;
  3. желающий соврать может начать заикаться или оговариваться;
  4. в речи появляются продолжительные и слишком частые паузы или колебания, связанные с тем, что обманщик обдумывает свои слова и подбирает наиболее удачные ответы.

Работаем с когнитивными искажениями

Учёные о том, как наши предубеждения искажают восприятие реальности и окружающих и почему распознавание эмоций — не наш конёк.

Помните советский научпоп «Я и другие», в котором нам показали ряд экспериментов, доказывающих, насколько мы внушаемы, несамостоятельны в суждениях и зависимы от мнения окружающих? В одном из испытаний участникам демонстрировали портрет одного и того же человека, предварительно представляя его учёным или убийцей, после этого респонденты должны были составить психологический портрет представленного им человека. Конечно, те, кто описывал «убийцу», заметили и жестокость в глазах, и хитрую ухмылку, и скрытность. Те же, кто описывал видного ученого, в том же самом портрете разглядели доброту, порядочность, ум. Но действительно ли дело только во внушаемости человека и природной склонности к конформизму (сказали убийца — значит, убийца)?

Не так давно ученые из Соединенных Штатов Америки, Новой Зеландии и Франции провели исследование, которое подтвердило, что наше изначальное впечатление об эмоциях других людей искажает наше последующее восприятие их выражения лица и воспоминание о нём.

То есть, как только мы интерпретируем неоднозначный или нейтральный вид как гнев или радость, впоследствии мы вспоминаем или на самом деле видим именно эту эмоцию.

Как отмечает соавтор исследования, профессор психологии в университете Калифорнии Петр Винкельман, в их работе ставится «старый-добрый вопрос»:

По его словам, результаты  действительно подтверждают: то, что мы думаем, оказывает заметное влияние на наше восприятие, и распознавание эмоций человека становится необъективным. Другой соавтор исследования, Иамин Хальберштадт из университета Отаго в Новой Зеландии, поясняет:

Ученые отмечают, что исследуемое явление выходит далеко за рамки повседневных межличностных недопониманий — особенно оно встречается среди тех, для кого характерны устойчивые или дисфункциональные способы понимания эмоций, — например, у людей с тревожным расстройством личности или лиц с психологической травмой.

К примеру, для тревожных личностей характерна негативная интерпретация реакции других людей, которая может перманентно окрашивать их восприятие чувств и намерений и увековечивать их ошибочные убеждения даже перед лицом доказательств обратного.

Другая сфера, в которой могут применяться результаты исследования, касается памяти очевидцев: свидетель насильственного преступления, например, может приписать злобу преступнику — впечатление, которое, по мнению исследователей, будет влиять на память о выражении лица злоумышленника.

Во время эксперимента исследователи показали участникам фотографии лиц, подвергнутые цифровой обработке и отражающие неоднозначные эмоции, и предложили респондентам думать об этих лицах как о сердитых или радостных.

Затем участники наблюдали медленное изменение выражений лиц – от злого к счастливому – и им было необходимо найти фотографию, которую они первоначально видели.

Исходные интерпретации людей повлияли на их воспоминания: лица, изначально интерпретированные как злые, чаще вспоминались как лица, выражающие злобу, чем лица, первоначально интерпретированные как счастливые.

Ученых особенно заинтересовал тот факт, что лица с неопределенным выражением лица воспринимались настолько неоднозначно и вызывали столь разную реакцию. Измеряя тонкие электрические сигналы, поступающие от мышц, которые контролируют мимику, исследователи обнаружили, что участники имитировали на своих лицах ранее интерпретированные эмоции при повторном просмотре лиц с неопределенным выражением.

Другими словами, при просмотре выражения лица, о котором они когда-то думали как о злом, люди чаще сами выражали на своих лицах злые эмоции, чем те люди, которые смотрели на то же лицо, но первоначально интерпретировали его как радостное.

Как отмечают исследователи, в значительной степени это автоматические процессы — такая мимическая имитация отражает то, как люди воспринимали лицо с неоднозначным выражением, и демонстрирует, что участники в буквальном смысле видели различные выражения. Профессор Винкельман из Калифорнийского университета отмечает:

По материалам: Halberstadt, J., Winkielman, P., Niedenthal, P. M., & Dalle, N. (2009). Emotional conception: How embodied emotion concepts guide perception and facial action.Psychological Science, 20, 1254-1261.

Обложка: Гийом Дюшен с испытуемым во время эксперимента по изучению мышечных сокращений лица.

Принятие решений

Позднее подтянулись менеджеры и бизнесмены, для которых проблемы планирования и принятия решений в ситуации неопределенности являются вопросом выживания. Нассим Талеб в своем знаменитом «Черном лебеде» выделяет следующие когнитивные искажения, которые усложняют нам жизнь при прогнозировании и принятии решений:

  • ошибка подтверждения – непроизвольное стремление искать в поступающей информации только то, что подтверждает наше мнение или предположение;
  • искажение нарратива – стремление всю сложность и противоречивость окружающей действительности упаковывать в упрощенные, сжатые, но логичные с нашей точи зрения истории;
  • проблема скрытых свидетельств – «то, что мы видим, может оказаться не всем, что есть на свете»;
  • «туннелирование» – склонность сосредотачиваться только на очевидных «зонах неопределенности».