Социальная психология: конспект лекций (10 стр.)

Гендерные роли в обществе

Биологический пол человека — это характеристика организма, определяющая его роль в процессе полового размножения.

Социальный пол человека принято обозначать понятием “гендер”.

Гендер — характеристика индивида как социального мужчины, женщины или представителя иного гендера.

Мужчина в социальном плане — это индивид, обладающий комплексом телесных, поведенческих, психических особенностей, рассматриваемых как мужские, то есть маскулинный индивид.

Женщина в социальном плане — это характеристика личности с точки зрения феминности, то есть совокупности качеств, традиционно приписываемых женщине и ожидаемых от нее.

Гендерная роль — одна из социальных ролей человека.

Социальная психология: конспект лекций (10 стр.)Социальная гендерная роль — это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчине или женщине и ожидаемое от них.

Традиционная гендерная роль женщины обязывает ее дополнять мужчину.

ОН:

  • уверенный,
  • смелый,
  • агрессивный,
  • честолюбивый,
  • способной к лидерству,
  • безэмоциональный (скрывающий эмоции),
  • целеустремленный,
  • стремящийся быть победителем вне стен дома.

Он — всегда первый, ведущий за собой.

ОНА:

  • добрая,
  • эмоциональная,
  • сострадательная,
  • скромная,
  • женственная,
  • принимающая,
  • заботливая,
  • стремящаяся создать уют дома.  

Она за Ним, за мужем, вторая, ведомая.

Как много мужчин и женщин отступают от традиционных гендерных ролей мужчины и женщины сегодня? Большинство!

Если с мужчинами все более-менее понятно (он либо Настоящий мужчина, либо Скорее женщина), то с женщиной все намного сложнее: ей часто приходится быть и Настоящим мужчиной и Настоящей женщиной одновременно.

О том, какие события в мире увели общество от необходимости следовать традиционным гендерным ролям мужчины и женщины, читайте в статье “Гендерная роль мужчины и женщины”.

Баланс между “Я” и “Роль”

В смешении и частичной смене гендерных ролей мужчины и женщины на противоположные есть как позитивные, так и негативные стороны и аспекты.

Позитивность такой перестройки социальных ролей в том, что человек, не впадающий в крайности, то есть не стремящийся быть идеальным традиционным мужчиной или безупречной традиционной женщиной, более гармоничен как личность.

Социальная психология: конспект лекций (10 стр.)Такой человек развивает в себе как называемые в обществе мужскими, так и традиционно женские черты и качества личности, становясь целостнее, полноценнее, самодостаточнее.

Само разделение качеств личности на мужские и женские условно, что еще важнее — не столь значимо для жизни, как разделение на положительные и отрицательные качества личности. Положительные качества личности в значении — те, что способствуют росту и развитию личности. Отрицательные — приводящие к деградации.

К примеру, такое качество как целеустремленность считается традиционно мужским. Но оно должно быть присуще и каждой женщине

Ведь умение ставить и достигать цели необычайно важно в любой сфере жизни, а в плане личностного роста особо ценно

Самый негативный аспект смены гендерных ролей таится в уходе мужчин и женщин от своей человеческой природы в угоду законам социальным. По большому счету, ни девочек ни мальчиков не учат быть женщинами и мужчинами. Учат тому как не отличаться от других мужчин и женщин, по сути, обучают подражанию и слепому следованию правилам и нормам социума.

Будучи взрослым человеком, испытывающим проблемы с возможностью реализоваться в жизни как женщина или мужчина, можно долго пенять на недостаток культуры в обществе, низкий уровень образования, плохое воспитание, гены и прочее, а можно взять и самостоятельно прийти к пониманию, знанию себя и следованию своей природе, к жизни не в разрез с ней, а в согласии.

Достижение собственных целей, реализация личных желаний, самовыражение в обществе невозможны без знания себя и не должны приносить вреда этому самому обществу.

Не нарушая ничьи права и свободы и, в то же время, не позволяя нарушать свои, можно достичь баланса между индивидуальным и общественным. Умение находить гармонию между “Я” и множеством социальных ролей порождает уникальную, самобытную социальную роль, которую принято называть яркой индивидуальностью.

https://youtube.com/watch?v=CeisaDkP0G8

Ждем Вашей оценки

Социализация против натуры

  • Все мы встречали таких людей. Это «женщины с мужским умом и мужским характером», «мужики в юбках». Это тихие, мягкие мужчины, «подкаблучники» и «рохли». И те и другие могут быть прекрасными людьми, отличными профессионалами, надежными друзьями, но они всегда будут получать неодобрение от общества за то, что не соответствуют образам настоящей женщины и настоящего мужчины. Они могли быть счастливы и добиться успеха во всех сферах жизни, если бы не этот постоянный прессинг, постоянный стресс от неодобрения, неприятия, несоответствия.
  • Мягкие, скромные, уступчивые женщины очень часто оказываются в ситуации домашнего насилия. Мужчины, долго давившие в себе эмоции, доводят себя до нервного срыва или сердечного приступа. Женщины, не умеющие настоять на своем, не могут добиться реализации своих идей, проявить себя. Мужчины, более всего в жизни боящиеся проиграть и оказаться презираемым неудачником, в результате не умеют отступить вовремя и теряют все.
  • Мы живем на сломе эпох, старый традиционный мир отживает свое. Видоизменяются все отношения между людьми – семейные, брачные, деловые, дружеские. От женщин требуется больше активных действий, от мужчин – быть гибче, сдержанней, терпеливей. Выходцам из семей с традиционным воспитанием становится все тяжелее и тяжелее. Все чаще можно столкнуться с растерянностью таких людей: «Вроде воспитывали правильно, родители так всю жизнь прожили, а я? А мне как? А почему у меня не выходит? Почему я неуспешен?»

Приведет ли отказ от навязывания традиционных женских и мужских качеств к улучшению существования всего общества, или, напротив, без четкого разделения наступит хаос? Будущее покажет.

Но мне по душе современный подход к воспитанию – развивать ребенка, исходя из его сильных и слабых сторон, его талантов и желаний, а не половой принадлежности. Лишь так можно вырастить свободного и счастливого человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, не стереотипных, а живых.

Из книги Энтони Гидденса «Социология»

Два младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят их бабушки и дедушки.

Бабушка А: Это он – наш первый внук, и мальчик!
Дедушка А: Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном.
Бабушка А: Мне кажется, он похож на тебя. Ой, смотри – он собирается заплакать.
Дедушка А: Да – только послушай, какие легкие. Он станет отличным парнем.
Бабушка А: Бедняжка, он все еще плачет.
Дедушка А: Ничего. Ему это полезно. Он упражняется, и это развивает его легкие.
Бабушка А: Пойдем поздравим родителей. Они хотели первого мальчика.
Дедушка А: И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.

Когда они уходят поздравлять родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка.

Бабушка Б: Разве она не прелестна?
Дедушка Б: Да – и такая маленькая. Посмотри, какие у нее маленькие пальчики. Ой, смотри – она пытается сжать кулачок.
Бабушка Б: Какая милая… Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.
Дедушка Б: Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.
Бабушка Б: Смотри, она собирается заплакать.
Дедушка Б: Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить белье, или еще что-нибудь?
Бабушка Б: Да, давай. Бедная маленькая девочка. Сейчас, сейчас мы поможем тебе. Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного. Я знаю, лучше, если бы был сын, Фред, но маленькая Фредерика хорошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значение. Я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка… она вела себя так тихо.

Контраст между двумя диалогами выглядит так преувеличенно, что можно подумать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение реальных разговоров, записанных в роддоме.

Социальная психология: конспект лекций (10 стр.)

Смелые мальчики, добрые девочки

Установлено, что уже с первых дней жизни ребенка члены семьи (особенно, конечно, родители) воспринимают его по-разному. Мальчики кажутся родителям более требовательными и активными, девочки – более нежными и капризными, поэтому родители позволяют младенцам мужского пола больше физической активности, а девочек сильнее опекают.

Девочкам и мальчикам покупают разные игрушки (зачастую невзирая на собственные предпочтения детей), предъявляют им разные требования (опять же – девочек чаще ограничивают в физической активности, приучают терпеть некоторые неудобства и отказы, мальчиков ограничивают в выражении чувств, особенно «негативных»: обиды и горя). В результате всего этого мы уже к двум – трем годам детей можем наблюдать, что девочки и мальчики действительно отличаются, теперь уже не только по первичным половым признакам.

Традиционно разницу в мужском и женском поведении объясняют биологическими отличиями.

Дескать, сама природа создала нас разными, поэтому мы и ведем себя по-разному, по-разному воспринимаем одни и те же события, по-разному на них реагируем.

Такая точка зрения, несомненно, имеет право на жизнь (конечно, на поведение человека «химия тела» влияет значительно), однако зачастую мы должны говорить именно о социализации по гендерному признаку, о формировании личности не через биологическое, а через социальное.

К чему приводит ограничение девочек в физической активности, научение девочки терпеть, сдерживать некоторые проявления (бурной радости, гнева, агрессии), излишняя опека?

Девочка вырастает с ощущением себя как более слабой, но более выносливой и сдержанной.

Девочка:

  • менее агрессивна и настойчива;
  • по крайней мере, менее склонна проявлять явную, активную агрессию;
  • имеет меньше амбиций;
  • не любит рисковать;
  • не знает пределов своих сил и умений;
  • чувствительна;
  • проявляет эмоции без особого стыда (кроме некоторых «запрещенных»);
  • добра и жалостлива.

Это так называемая ЖГС (женская гендерная социализация) – набор одобряемых женских качеств.

Мальчик в среднем активней, агрессивней, уверенней в себе, склонен рисковать ради успеха.

Мальчик:

  • всегда пробует себя на прочность, раздвигая пределы своих возможностей и умений;
  • активно защищает свои границы;
  • без страха и без стыда атакует чужие;
  • более раздражителен;
  • нетерпелив;
  • но старается сдерживать свои эмоции, чтобы не показать свою слабость.

Это МГС – мужская гендерная социализация.

В будущем на эти изначальные установки упадет еще один пласт: от девочек начнут ожидать скромности, аккуратности, умения «быть выше этого» (не реагировать агрессивно и явно на обиды и «подначки»), умения понимать и предсказывать поведение окружающих. И дома, и в школе от девочки будут требовать помогать близким (помните эту своеобразную школьную практику двоечника подсаживать к отличнице?), отказаться от своих интересов в пользу общего блага.

Мальчикам будут прощать отсутствие скромности («это же мальчишка – ну, конечно, он дерется/дергает девчонок за косички/не делает домашнее задание»), зато не будут прощать слабость, неуверенность в себе и чувствительность.

Помимо нейтральных установок, дети будут получать вредные и токсичные. От мальчиков будут ожидать умения «постоять за себя» (по факту – принятие принципа «кто сильнее – тот и прав») и «добиваться правоты по-мужски». От девочек будут требовать, чтобы они «не провоцировали окружающих» и терпели неуклюжие мальчишеские «ухаживания» (которые зачастую являются насилием). Про стереотип «мальчикам лучше даются технические науки, а девочкам – гуманитарные», я даже не буду рассказывать, это общеизвестные заблуждения.

В результате кровные брат и сестра, воспитанные в одной семье, вырастают в «женщину с Венеры, мужчину с Марса», простите мне упоминание этого весьма спорного психологического труда.

Мне могут возразить, что социализация мальчиков и девочек по мужскому и женскому типу, в общем-то, вполне оправданна. Женщина – это будущая мать и «хранительница очага», а мужчина – это будущий отец и добытчик, у них разные социальные роли, для которых нужны разные навыки.

И даже если мы откинем сейчас биологический аргумент, то так или иначе все получается логично и правильно – мы учим детей тому, что им пригодится в жизни. Мы готовим их к реальным условиям. И это все хорошо, но только до тех пор, пока социализация не вступает в явное противоречие с особенностями личности, с изменившимися условиями жизни человека, с новыми общественными реалиями.

Социальные роли современной женщины

Дорогой друг! Если ты используешь информацию для реферата или диплома – пожалуйста, посмотри еще информацию здесь на похожую тему: Социальные и гендерные роли человека и еще тут: Социальное различие мужчин и женщин

Для начала разберёмся, что такое роль? Ролью называют то, что описывается социальным набором правил, принятых в обществе (то есть, норм). Мы можем разрешить себе использовать эти понятия в наиболее удобной нам форме или же, наоборот, нарушать их сознательно или бессознательно. Д. Майерс называл социальные роли «источником сильного влияния». Мужские и женские роли – это все, что надо в качестве образца действия для обоих полов.

Нужно отметить, что в разных обществах, в разных культурах и странах, понятия социальных ролей может быть разным. Например, в России – одно, в Японии – другое Хотя, конечно, общие правила для гендерных ролей будут примерно одинаковыми. Понятие мужской роли в одних странах может сильно отличаться от того, что приято в другой стране. Таким образом, роль мужчины и женщины в обществе – это не только набор определенных качеств, данных от рождения и воспитанных с детства, но еще и то, как именно позиционирует себя человек в социуме. От чего это зависит? Для ответа на данный вопрос можно прибегнуть к учению Дарвина. В ходе эволюции человека, исторически уже было сформировано разделение ролей между мужчиной и женщиной.

Мужчина и женщина: социальные роли

Социальная психология: конспект лекций (10 стр.)

Социальная роль женщины в обществе заключалась в том, что ей приходилось загонять животных, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве еды, для чего необходимо было в начале убить добычу, эту роль должен был выполнять мужчины, возможно, достаточно низкая эмоциональность мужского пола, по сравнению с женским полом, находит свои корни именно здесь.

Женщина же, главным образом ухаживала за детьми, и в процессе эволюции у нее формировалась отзывчивость, нежность, эмоциональность, она не обладает большой физической силой по сопоставлению с мужчиной, потому что от нее этого не требовалось. Таким образом, мы видим, что мужчина и женщина, социальные роли которых разные, исторически были вынуждены их выполнять в ходе эволюции человека. Что же насчет современного общества?

Типы иерархических отношений у животных

Исследователи называют особей в порядке их доминирования буквами греческого алфавита от «альфа» для главенствующего животного, до «омега» для парий на нижайшей ступеньке социальных лестниц. Наблюдение за поведением различных животных сообществ позволило выявить несколько устойчивых схем доминантного поведения:

  • Линейная иерархия. Впервые эта система была описана норвежским исследователем Шйелдруппом-Эббе в 1922 году. Он наблюдал за порядком питания у кур, и описал их взаимоотношения как «порядок клевания». Первая делает клевок «альфа» курица, за ней клюёт «бета» и так далее по старшинству в иерархии. При неудачной попытке выйти за рамки установленного порядка бунтарь подвергается физическому наказанию или изгнанию из группы.
  • Круговая иерархия. Довольно редкий тип взаимоотношений, характерный только для кур и их ближайших родственников, а также для некоторых социальных групп людей. В этом случае «альфа» доминирует над «бетой». «Бета» над «гаммой». «Гамма» над «дельтой». А вот «дельта», как это ни странно, довлеет над «альфой». Помимо такого кругового доминирования в подобных группах есть одна или две особи, которых бьют все остальные члены сообщества.
  • Деспотическая иерархия. В этом случае один сильнейший альфа-самец доминирует надо всей популяцией. Такой тип поведения характерен для таких приматов как лангуры, долгопяты и тонкотелы.
  • Семейная иерархия. Отличается тем, что помимо доминирования самца, в его гареме есть несколько самок, которые подчиняют себе остальных женских особей в популяции. Альфа-самец занимается управлением самцами, прямое управление гаремом берут на себя старшие самки. А главный самец просто следит, чтобы самки не покидали территорию проживания стаи. Такие взаимоотношения характерны для павианов.
  • Ролевая иерархия. Структура сообщества, в котором доминируют особи, взявшие на себя определенную почетную роль. Например, у многих видов приматов самцы и самки, выполняющие обязанности «няни», сразу же поднимаются по иерархической лестнице.
  • Сквозная иерархия. Доминирование одного самого опытного и умелого члена сообщества над остальными. В отличие от деспотичного управления, главенствующая особь выдвигается не за умение всех побить, а за интеллект и способности к выживанию.
  • Параллельная иерархия. В этом случае в сообществе выстраиваются две цепочки подчинения – одна среди самок, вторая для самцов.
  • Иерархия по поведенческим актам. В некоторых группах животных доминирует та особь, которая первая совершает определенные действия: принимает пищу, бросается на врага, спаривается с самками и т.д. Например, собаки воспринимают в качестве «альфы» того, кто ест первым.

Изучение иерархических структур полезно для тех, кто занимается одомашниванием животных. Животные, находящиеся среди людей, воспринимают себя членом «стаи» и, понимая, как у данного вида строятся доминирование, можно добиться полного подчинения от своего питомца.

Социальная роль | Примеры, понятие социальной роли

Социальная психология: конспект лекций (10 стр.)

Социальная роль – модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль – “поведение”, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Современное общество требует от человека постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.

Юные девушки очень рано осознают, что они должны быть красивыми, а юноши — что их образ должен дополняться образом идущей рядом красивой девушки. Гендерные роли предопределяют возрастные соотношения в парах.

В рекламах и телепередачах седовласые мужчины часто появляются в романтическом окружении партнерш по возрасту намного младше себя. Видели ли вы когда-нибудь что-то обратное?

Как и почему каждое новое поколение усваивает поведение, присущее той или иной гендерной роли? Это происходит в процессе научения, основанного на подкреплении, наказании и моделировании (Bussey & Bandura, 1999).

Нарушение модели поведения, соответствующей определенному полу, жестоко наказуемо, особенно в подростковой среде. Предположим, что старшекурсник Эрни приглашает дружелюбную славную Эллен на танцы.

Согласно когнитивной теории социального научения, Джастину хватило наблюдения за тем, какое наказание постигло Эрни, чтобы понять, что юношам не следует приглашать на свидание непривлекательных девушек.

Роль – социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими.

Социальная роль

Всем известно крылатое выражение, автором которого является Уильям Шекспир: “Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.” Действительно, в обществе каждый человек играет множество ролей, взаимосвязанных и нередко конфликтующих между собой.

Социальная психология: конспект лекций (10 стр.)Из множества ролей складывается личность человека, его социальная “маска”, а точнее, совокупность масок, под которыми порой так сложно разглядеть истинное “Я”.

Социальное поведение человека, обусловленное его положением в обществе/группе/организации, называется социальной ролью. Такое поведение нормировано обществом. Каждая социальная роль предполагает наличие конкретных прав и обязанностей.

Есть социальные роли, права и обязанности которых принято записывать в форме официальных документов, имеющих юридическую силу (от должностной инструкции для сотрудника компании до Конституции для гражданина страны).

Есть и те нормы и правила, которые считаются ненаписанными законами, известны всем с детства, передаются из уст в уста, от поколения к поколению. К примеру, роль “отец” предполагает заботу о материальном благополучии детей, роль “домохозяйка” — обеспечение уюта в доме, “друг” — поддержку и помощь товарищу и так далее.  

Социальная роль как феномен изучается многими науками. С точки зрения психологии наиболее интересный ее аспект и характеристика — ожидаемость.

В психологии социальная роль — это форма поведения или действия человека, которая ожидается от него в разных ситуациях в силу его принадлежности к группе (обществу) или исходя из его социальной позиции.

Здесь-то и начинается часто конфликт “Я — Роль”, конфликт между “Я хочу быть собой, вне зависимости от того, чего от меня ожидают другие” и “Я хочу быть причастным, принадлежным, любимым другими, поэтому должен соответствовать ожиданиям”.

Принять или отвергнуть социальную роль, исполнить ее или нарушить, освоить или нет — выбор в итоге всегда остается за личностью.

Видов социальных ролей множество. Наиболее значимые из них:

  • возрастные,
  • семейные,
  • профессиональные,
  • гендерные.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс. Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

  • Масштаб роли
  • Способ получения роли
  • Степень формализации роли
  • Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли. Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли. Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью.

А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена спецификой межличностного взаимодействия, когда один человек взаимодействует с остальными. Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах. Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей. Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

Распределение социальных ролей у животных

То же разделение – два эксплуататора, два эксплуатируемых, один автоном, один козел отпущения – вновь появилось в двадцати клетках, где эксперимент был повторен.

Распределение социальных ролей у животных

Распределение социальных ролей у животных.

Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть крыс с целью изучить их плавательные способности. Единственный выход из клетки вел в бассейн, который было необходимо переплыть, чтобы добраться до кормушки с пищей. Вскоре выяснилось, что крысы не плыли вместе на поиски пищи. Все происходило так, как будто они распределили между собой роли. Там было два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения.

Две эксплуатируемые крысы ныряли в воду за пищей. По возвращении в клетку два эксплуататора били их до тех пор, пока они не отдавали свою еду. Лишь когда они насыщались, эксплуатируемые имели право доесть за ними. Эксплуататоры никогда не плавали. Они ограничивались тем, что постоянно давали взбучку пловцам, чтобы наесться досыта.

Автоном был довольно сильным пловцом, чтобы самому достать пищу и, не дав ее эксплуататорам, самому же и съесть. Наконец, козел отпущения не мог плавать и устрашать эксплуататоров, поэтому доедал оставшиеся крошки.

То же разделение – два эксплуататора, два эксплуатируемых, один автоном, один козел отпущения – вновь появилось в двадцати клетках, где эксперимент был повторен.

Чтобы лучше понять этот механизм иерархизации, Дидье Дезор поместил шесть эксплуататоров вместе. Они дрались всю ночь. Наутро были распределены те же роли. Два эксплуататора, два эксплуатируемых, козел отпущения, автоном. Такой же результат исследователь получил, поместив в одной клетке шесть эксплуатируемых, шесть автономов и шесть козлов отпущения.

Каковы бы ни были индивидуумы, они всегда в конце концов распределяют между собой роли. Опыт был продолжен в большой клетке, куда посадили двести крыс. Они дрались всю ночь. Утром трех крыс, с которых содрали кожу, нашли распятыми на сетке. Мораль: чем больше численность населения, тем больше жестокости по отношению к козлам отпущения.

В то же время, эксплуататоры в большой клетке создали иерархию заместителей, чтобы навязывать свою власть с их помощью, а самим даже не утруждать себя, напрямую терроризируя эксплуатируемых.

Исследователи Нанси продолжили эксперимент, исследуя мозг подопытных. Они пришли к выводу, что наибольший стресс испытывали не козлы отпущения или эксплуатируемые, а как раз наоборот, эксплуататоры. Они, несомненно, опасались потерять свой статус привилегированных и быть вынужденными однажды самим начать работать.

Метки:

Что такое иерархические отношения

В первую очередь стоит определить, что именно нужно рассматривать как иерархию. Это порядок подчинения в популяции, при котором обеспечивается наиболее эффективное выживание членов сообщества. Стоит сразу провести границу между иерархической и кастовой системой сообщества.

Касты существует у таких типов насекомых как муравьи, термиты и пчелы. Главная особенность такого строя – невозможность изменить свое положение в обществе. У этих насекомых принадлежность к касте запрограммирована генетически, что связанно со специфической анатомией, что попросту делает невозможным выполнение других функций. Например, у термитов разделение на касты следующее:

  • Король и королева. Это особи, способные к размножению. Именно они основывают новый термитник, и являются родителями всех его обитателей. Королева может отложить до нескольких тысяч яиц в сутки, при этом её тело меняется, увеличиваясь до громадных размеров, так что она не может самостоятельно перемещаться. Также королева выделяет ряд феромонов, которые ответственны за лояльность каждого члена термитника.
  • Солдаты. Эти термиты имеют врожденный набор смертоносного оружия: громадные жвала, длинные «носы» для опрыскивания едкой жидкостью, гипертрофированные головы, которыми они перекрывают узкие входы в термитник и т.д. Некоторым видам громадные жвала мешают самостоятельно питаться, и их кормят рабочие. На генетическом уровне у них запрограммировано полное самопожертвование в случае опасности для колонии.
  • Рабочие. Маленькие и трудолюбивые члены сообщества, которые строят стены, добывают пищу, обрабатывают грибные фермы, кормят солдат и правящую королевскую пару и т.д.

Иерархические отношения опираются на личные возможности животного. Более сильные физически и психически устойчивые особи начинают доминировать над слабыми сородичами. И одновременно с этим, им приходиться брать на себя управление жизнью популяции, принимая важные для выживания решения. В иерархической системе каждый участник сообщества имеет потенциальную возможность подняться на вершину иерархии, и только от его личностных качеств зависит, сможет ли он это сделать.