Ассоциации к слову «реакция»

Диссоциация: примеры

Каждый раз, когда мы пытаемся забыть о каких-то чувствах и эмоциях, перестать это ощущать, мы используем диссоциацию. Мы стараемся не думать о том, что нас расстраивает, огорчает, пугает или причиняет боль.

Пример диссоциации:

  1. Человек, переживший нападение, рассказывает, что на тот момент не чувствовал боли. Или говорит, что видел себя словно со стороны.
  2. Клиент на сеансе у психолога рассказывает об изнасиловании так, словно это сюжет книги. На его лице нет никаких эмоций, пульс не учащается, давление не растет.

Один из известнейших примеров патологической диссоциации – Билли Миллиган, убийца и насильник с 24 личностями. Все они имеют разный пол, возраст и характер. В этом случае диссоциация стала основой для развития множественного расстройства личности. При помощи переключения между личностями подсознание Билли защищало его от самоубийства и старой психотравмы. Возможно, толчком к развитию механизма диссоциации, а потом и расстройства, послужило насилие, которому Билли подвергся в детстве.

Изученные ассоциации

Ассоциативное обучение , когда субъект создает связь между стимулами (слуховыми или зрительными) или поведением (слуховым или зрительным) и исходным стимулом (слуховым или зрительным). Приобретение ассоциаций является основой для обучения. Это обучение рассматривается в классическом и оперантного обусловливания. 

Закон Эффекта

Торндайк проводил исследование в этой области и разработал закон эффекта , где связи между стимулом и ответом на которые влияют следствие реакции. Например, модель поведение увеличения прочности и / или частоты , когда они были с последующим вознаграждением. Это происходит из — за связи между поведением и  ментальным представлением  о награде (таких как продукты питание). И наоборот, получая негативное последствие понижает частоту поведения из — за отрицательной ассоциации. Примером этого может быть крыса в клетке с рычагом бар. При нажатии на результатах рычага в пищевой таблетке, крыса научится нажимать на рычаг , чтобы получить пищу. При нажатии на рычаг в результате удара электрическим током на полу клетки, крыса научится избегать нажатия на рычаг.

Классическая кондиционирования

Классическая кондиционирования  является примером ученой ассоциации. Процесс классический кондиционер состоит из четырех элементов: безусловный раздражитель (UCS), безусловный ответ (УКР), условный раздражитель (CS), и условной реакции (CR).

Без кондиционирования, уже существует связь между безусловным раздражителем и безусловным ответом. Когда второй стимул в паре с безусловным раздражителем, реакция становится связанным с обеими раздражителями. Вторичный стимул известен как условный раздражитель и вызывает условный рефлекс.

Сила реакции на условный раздражитель увеличивается в течение периода обучения, как CS ассоциируется с UCS. Сила реакции может уменьшиться, если CS представлен без UCS. В своем знаменитом эксперименте Павлов использовал безусловную реакцию собак слюноотделение при виде пищи (UCS), а в паре звук колокольчика (CS) с получением пищи, а затем собака слюнотечение (CR) для звонка в одиночку, с указанием что ассоциация была создана между колоколом и пищей.

Оперантного кондиционирования

В  оперантном обусловливании , поведение изменяется в связи с опытными результатами этих моделей поведения. Стимулы не вызывают поведение, как и в классическом кондиционировании, но вместо этого объединения создаются между стимулом и следствием, как расширение по Торндайка по его праву Effect.

Б. Ф. Скиннер был хорошо известен своими исследованиями подкреплений на поведение. Его исследования включали в себя аспект случайности, который относится к связи между конкретным действием и следующим следствием или арматурой. Скиннер описал три непредвиденные обстоятельства: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание. Подкрепление создать положительную связь между действием и следствием в целях содействия продолжения действия. Это делается в одном из двух способов, положительные подкрепления ввести полезный стимул, тогда как отрицательные подкрепления удалить отталкивающий стимул , чтобы сделать окружающую среду менее аверсивной. Наказания создать отрицательную связь между действием и последствиями , так что действие не продолжать.

Настроение

Уотсон представила белый пушистый кролик младенец, и создала связь между кроликом и громким шумом. Этот опыт для Маленького Альберта связано чувство страха с кроликом.

Ассоциации в психологии: основные виды

Связи между явлениями и предметами могут затрагивать те или иные их стороны.

В связи с этим выделяются ассоциации различных видов:

  • Ассоциации по сходству. Предметы внешне похожи друг на друга: яблоко – шар, лампочка – груша, ложка – лопата и т. д.
  • Ассоциации по контрасту. В этом случае предметы имеют противоположные признаки: чёрный – белый, мокрый – сухой, тяжёлый – лёгкий и др. Они считаются самым сложным видом ассоциаций, да и изучены они ещё недостаточно.
  • Ассоциации по смежности во времени или пространстве. В этом случае оба предмета расположены близко друг к другу в пространстве или времени: лето – отпуск, зима – снег, стол – стул и т. д.
  • Причинно-следственные ассоциации. Предметы здесь являются причиной и следствием друг друга: лампочка – свет, дождь – лужа, яд – смерть и др.
  • Ассоциации по смыслу. Это такие взаимосвязи между предметами, которые отражают личный опыт человека и могут быть непонятны для непосвящённых. Например: самолёт – любовь. Для обычного человека никакой связи между этими понятиями не существует; однако для того, кто летел однажды в самолёте и там встретил девушку, в которую влюбился, эта пара понятий имеет абсолютно конкретную и однозначную связь.

Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления. На их образование влияют несколько факторов:

На их образование влияют несколько факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, отчего зависит и быстрота рефлексов мозга. Чем выше эта скорость, тем быстрее возникают ассоциации и тем они разнообразнее.
  • Память и хранящаяся в ней информация. Человек с хорошей памятью будет порождать более богатые и глубокие ассоциации, следовательно, результаты мышления в этом случае будут более оригинальными.
  • Воображение. Когда рождаются ассоциативные связи, возникающие образы подвергаются трансформации, их элементы соединяются в разных сочетаниях. Так действует воображение, и его работа чрезвычайно важна для функционирования мышления в целом.
  • Подсознание. Ассоциативные процессы распространяются по всему мозгу, затрагивая и область подсознания. Эта часть мышления обычно недоступна для нашего наблюдения и контроля, и ассоциации – один из немногих способов проникнуть туда.

Обычно ассоциации – имеют индивидуальный характер, ведь они связаны с личным опытом. Однако среди них есть такие, которые являются общими для большого количества людей, и даже такие, которые охватывают большинство людей. Так, снег большинство людей связывают с зимой, а жару – с летом.

Что такое диссоциация

Диссоциация – это распад чего-либо на составляющие. Образовано от латинского слова dissociatiodissociatio, что означает «разделение».

В психологии

В психологии термин был введен французским психологом П. Жане (конец XIX века). Ему удалось доказать, что отдельные мысли могут существовать вне сознания человека и осознаваться только под гипнозом.

Диссоциация в психологии – это первичный защитный механизм психики. Защищает от потрясений, травм, негативных эмоций. В состоянии диссоциации человеку кажется, что события произошли не с ним. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, абстрагируется.

Специфика феномена в том, что человек может отделить от себя как негативные, так и позитивные эмоции, если те вызывают состояние дистресса. Например, сильные любовные чувства мешают работать, думать, жить. Иногда человек старается абстрагироваться от них.

Диссоциация личности бывает двух типов:

  1. Положительная. Индивид абстрагируется от событий, чтобы трезво оценить ситуацию и защитить себя от разрушительных чувств.
  2. Отрицательная. Из-за чрезмерной чувствительности индивид воспринимает обычную ситуацию как опасную и отдаляется при помощи диссоциации. Это мешает адаптации, портит отношения с окружающими.

Люди, испытавшие диссоциацию, описывают это такими фразами:

  • «Словно происходит не со мной»;
  • «Ощущение, что эти чувства не мои»;
  • «Мои чувство словно живут отдельно от меня».

В тех случаях, когда норма граничит с патологией, человек видит себя со стороны, ощущает диссоциацию как выход из тела.

В психиатрии

В психиатрии под диссоциацией личности понимается бессознательное отделение мыслей и убеждений от осознания. Например, человек придерживается сразу двух противоречивых взглядов на одну и ту же проблему. Без коррекции состояние может спровоцировать развитие диссоциативного расстройства личности или реакцию бегства. Феномен диссоциации и синдром множественной личности развивается у людей, перенесших тяжелую психотравму. Риск развития отклонений возрастает, если речь идет о детской психотравме, например, насилии.

Диссоциация в психотерапии (техники)

Психотерапия начинается с принятия и осознания клиентом проблемы. Без этого невозможно исцеление. Клиент должен осознать, что за любые ситуации и изменения в его жизни несет ответственность только он. А для этого человеку нужно диссоциироваться, отделить проблему от своего Я. Пока наилучшим способом признан гипноз. Специалист помогает клиенту осознать то, что он давно отделяет от себя.

Чтобы научиться переключаться с ассоциаций на диссоциации, нужно определить личные триггеры (внешние факторы, которые включают защитный механизм). Как только вы почувствуете приближение триггера, начинайте анализировать свое состояние и сознательно направлять его в нужное русло.

Рассмотрим несколько техник диссоциации в психологии подробнее. Они помогают отдалиться от травмирующих обстоятельств.

Вижу, слышу, анализирую

Для того чтобы отойти от ситуации и усмирить эмоции, можно использовать один из следующих форматов, но лучше сразу все три.

Взгляд со стороны:

  1. Мысленно остановитесь, выйдите из своего тела и посмотрите на себя, других людей и ситуацию со стороны. Избегайте оценочных суждений, констатируйте факты.
  2. Представьте изображение в черно-белом варианте.
  3. Уменьшите картинку и отдалите ее от себя, словно вы делаете это на дисплее смартфона.
  4. Переместите на задний план тех людей, которые вызывают у вас негативные эмоции.
  5. Представьте, что смотрите фильм. Прокрутите «видео» быстрее или медленнее.
  6. Представьте, как эта ситуация, события, участники будут выглядеть через 20–30–40 лет. Вы думаете, есть смысл переживать так, как вы это делали изначально?

Аудиальный формат:

  1. Представьте, что слушаете других людей и самого себя через телефон или динамик.
  2. Представьте, как громкость каждого голоса или только тех, что раздражают, уменьшается.
  3. Измените раздражающий голос, например, сделайте его писклявым. Поиграйте со скоростью воспроизведения голоса.

Аналитический формат:

  1. Представьте, что вы наблюдаете за происходящим со стороны. В этот раз не только изучайте факты, но и дайте свою оценку происходящему.
  2. «Передайте» свои эмоции тому, на кого вы смотрите.
  3. Проанализируйте ситуацию по плану: кто, что, почему и зачем.
  4. Представьте разные сценарии развития ситуации.
  5. Что вы должны сделать, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу?

Мы не умеем одновременно переживать и думать, поэтому пока вы представляете что-либо и анализируете ситуацию, эмоции угасают. Практикуйте техники регулярно и с каждым разом переключаться будет все проще.

Рентген (НЛП)

Цель: достичь расслабленного и спокойного состояния, смирения, умиротворения, легкой грусти. Альтернативные названия техники: Memento mori (помни о смерти), Danse macabre (пляска смерти).

Что делать: представьте себя и тех людей, которые задействованы в травмирующем событии, в виде скелетов (как на рентгене). Специалисты по НЛП считаю, что этого будет достаточно, чтобы осознать, что все трудности, неудачи, мирская суета это мелочи. Сначала вы ощутите легкую грусть, потом прощение, смирение, умиротворение.

Визуально-кинестетическая диссоциация

При помощи этого метода можно проработать психотравму. Это сложная техника, которую лучше проводит под контролем психолога.

Что делать:

  1. Представьте, что вы отошли от ситуации и взглянули на нее со стороны. Вы видите себя в начальной точке развития травмирующих обстоятельств. При этом вы понимаете, что находитесь в настоящем моменте, а себя в той точке видите как на слайде.
  2. Теперь еще раз отделите свое сознание от тела и представьте, что вы наблюдаете за собой молодым (в начале травмы) и за собой в настоящем времени. Тройное отделение нужно для того, чтобы вы перестали ощущать и видеть себя как непосредственного участника событий.
  3. Проиграйте травму, сохраняйте кинестетическую отстраненность. Вы наблюдаете за собой в молодости, реакциями и чувствами того человека.
  4. Посмотрев и послушав со стороны, войдите сначала в тот образ себя, который мы получили в первом пункте (вы из того, кто наблюдал за всеми, входите в тело того, кто наблюдал за собой в начале травмы).
  5. В мыслях подойдите к себе в травмирующей ситуации. Скажите, что вы пришли из будущего и готовы помочь. Дайте молодому себе то, что ему нужно в этот момент.
  6. Как только вы поймете, что молодой вы успокоился, удовлетворил свои желания, получил нужную долю поддержки, войдите в этот образ, а потом перенесите его в образ нынешнего себя. Это поможет принять прошлое, изменить отношение к нему, обрести целостность.

В некоторых случаях один пункт приходится выполнять по 2–3 раза

Важно, чтобы человек сохранял состояние диссоциации. Чтобы избавиться от травмы, нужно сохранять позицию стороннего наблюдателя

Упражнения

Вопрос как всегда в контроле: когда воспринимать окружающую действительность ассоциировано, а когда диссоциировано. Так что несколько упражнений на тренировку. Эти — на развитие диссоциации.

«Взгляд со стороны»

Представьте себя со стороны с различных точек зрения:

  • с потолка;
  • из-за уха;
  • со спины;
  • снизу
  • справа;
  • из дальнего угла комнаты.

«Примерка одежды»

Прежде чем надеть что-нибудь, представьте, как вы смотритесь со стороны в этом. Сравните с изображением в зеркале.

Но помните, что зеркало изображение переворачивает.

«Аудиальная диссоциация»

Возьмите какую-нибудь нейтральную ситуацию из вашего прошлого, в которой вы что-то говорите. Потренируйтесь не только видеть себя «со стороны», но и слышать себя «со стороны».

«Взвешенная оценка»

Потренируйтесь воспринимать диссоциированно текущую ситуацию. Начать можно с моментов, когда вы просто идёте по улице, потом во время нейтрального общения и так далее. Цель – способность на время диссоциироваться даже во время эмоционально напряжённой ситуации.

На развитие ассоциации.

«Перепроживание приятного события»

Вспомните приятное событие из прошлого: поход с друзьями, удачное свидание, хороший секс. Перепроживите эту ситуацию три-четыре раза «изнутри». Ваша задача всё время быть «внутри» ситуации. И старайтесь с каждым перепросмотром замечать всё больше деталей.

«Здесь и сейчас»

Это упражнение на включённость в текущий момент. Просто последовательно пройдитесь по всем сенсорным модальностям:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

«Включённость в ситуацию»

Ваша задача быть включённым в текущую ситуацию, не отвлекаться на оценку и взгляд со стороны. Начинать лучше с простых ситуаций: иду по улице, еду на велосипеде, ем, — потом чуть более сложные: говорю с продавцом, общаюсь с клиентом по телефону, — и самое крутое: разговариваю с мужем/женой, занимаюсь сексом, гуляю с друзьями в парке.

И на развитие переключение ассоциация – диссоциация и обратно.

«Все модальности»

Пройдитесь сначала по всем сенсорным модальностям в ассоциированном состоянии:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

А теперь пройдитесь по всем сенсорным модальностям в диссоциированном состоянии:

  • я выгляжу со стороны;
  • мой голос слышится;
  • я испытываю по поводу себя в этой ситуации эмоции.

«Переключение»

Тренируйтесь быстро переключаться между ассоциированным и диссоциированным восприятием ситуации. Например, 30 секунд – ассоциация, 30 секунд – диссоциация. И так раз десять подряд. При этом вы тренируетесь все эти тридцать секунд быть внутри себя (наблюдать за собой со стороны).

«Критерии выбора»

Напишите для себя список критериев и контекстов, когда вам лучше быть ассоциированным, а когда – диссоциированным. Например.

Ассоциация: приятные воспоминания, комфортная ситуация, интересное общение, еда…

Диссоциация: неприятные воспоминания, оценка внешности, оценка собственного поведения, эмоционально напряжённая ситуация…

Диссоциация и ассоциация

Ассоциация и диссоциация – два противоположных процесса. При ассоциации человек вовлечен в какую-то ситуацию, при диссоциации – отстранен. Наши воспоминания бывают как ассоциированными, так и диссоциированными. Притом мы сами можем выбирать, какими они будут. Этот прием и используют психотерапевты. Чем больше вовлеченность во что-то (ассоциация), тем острее вы ощущаете какую-то ситуацию, конкретное эмоциональное состояние. Чем меньше вы вовлечены в какие-то воспоминания (диссоциация), тем проще вам объективно проанализировать ситуацию, извлечь из нее урок.

Диссоциация и ассоциация – это две формы восприятия внешней информации. При ассоциации мы активно участвуем в анализе ситуации, осознаем ее, осмысливаем, переживаем. Например, при просмотре фильмов многие люди полностью погружаются в картину, ощущают происходящее на себе. При диссоциации человек анализирует ситуацию со стороны, смотри на нее извне, а не изнутри.

В жизни мы регулярно выбираем один или другой тип восприятия. Если человек зацикливается на одном типе, то это тревожный сигнал. Это говорит о ригидности сознания.

Застревание в состоянии ассоциации приводит к виктимизации мышления. Человек все воспринимает близко к сердцу, играет роль жертвы. Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам. Он не может проявлять эмпатию.

Застревание в одном из состояний определяет человека в группу риска по химическим зависимостям. Алкоголь и наркотики помогают «переключаться». Индивид быстро распознает это и использует такой способ как «лечение».

Ассоциации к слову «реакция»

Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам.

Диссоциация: норма и патология

Принято выделять нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идет о естественной защитной реакции на стресс, потрясение, неприятные переживания. Диссоциация в норме возникает в трудных ситуациях, где от человека требуется сохранять собранность, сдержанность, рациональность, но он не может сознательно взять себя в руки. Тогда включается бессознательный процесс – защитный механизм психики. В итоге человек получает преимущество над ситуацией, может трезво оценить ее и принять рациональное решение. В этом случае диссоциацию можно рассматривать как средство адаптации, а не как защитный механизм.

При патологической форме человек диссоциируется в любых эмоциональных ситуациях, а не только в трудных жизненных обстоятельствах. Таких людей называют толстокожими, равнодушными, холодными, черствыми, безэмоциональными. Они исключают любой негатив, отказываются решать конфликты, не готовы к продуктивному социальному взаимодействию. Такое поведение может привести к изоляции.

Инструкция: «Назовите противоположное понятие.»*

1

высокий

тупой

множитель

2

тонкий

звонкий

громкий

3

покупать

грязный

спокойствие

4

грязный

исчезновение

сходство

5

помнить

чужой

меньшинство

6

тупой

низ

поднимать

7

вредный

крупный

беречь

8

чужой

враг

разрешать

9

храбрость

младший

скупой

10

победа

отталкивать

починить

11

мелкий

высокий

порицание

12

отталкивать

внешний

добродетель

13

внутренний

твердый

забывать

14

сомнение

сухой

легкое

15

спокойствие

красивый

осуждать

*чаще всего
используется только один из трех вариантов

Обработка результатов и их интерпретация:

Латентный период колеблется в пределах от 0,5
до 2 секунд.

Увеличение латентного периода указывает на снижение подвижности возбудительного
процесса или преобладание процесса торможения. Заметное удлинение латентного
периода к концу исследования свидетельствует о повышенной истощаемости нервных
процессов. Увеличение латентного периода в отдельных реакциях может зависеть от
особенностей слова-раздражителя (малознакомое, а чаще всего слово, имеющее для
исследуемого особое значение и вследствие этого вызывающее выраженную эмоциональную
реакцию, касаясь «больного» пункта, что может оказать тормозящее влияние).
Многословные реакции указывают на ослабление активного торможения.

По качеству ответов все речевые реакции можно разделить на

1. 
Низшие, или
примитивные, словесные реакции,
включающие
следующие варианты ответов:

— 
Ориентировочные (вместо
ответа исследуемый задает вопрос: «Огонь» — ответ «где?», «какой?»);

— 
Отказные («не знаю», «не
могу», «не соображаю», «не хочу», «нет» и др.);

— 
Созвучные (ответ в рифму
«коса-коза», «брат», «брать» и т.д.);

— 
Экстрасигнальные
(исследуемый отвечает словом, которое не связано со словом-раздражителем, но в
момент исследования предмет или явление обозначаемое этим словом, находилось в
сфере восприятия: например, испытуемый слышит шум дождя м в этот момент на
слово-раздражитель «жена» отвечает «дождь» или ранее придуманным словом);

— 
Междометные («ох», «ой»,
«ах», «ну» и др.);

— 
Персеверирующие (на два
или три, а иногда и более слов-раздражителей исследуемый отвечает одним и тем
же словом);

— 
Эхолалические а)
повторение слова-раздражителя («дом» — «дом»);

б)
повторение слова-раздражителя с дополнением.

2. 
Высшие речевые
реакции могут быть:

— 
Общеконкретными, когда
ответ содержит качественную характеристику предмета, явления («стол —
деревянный», «мяч-упругий») или составлен по контрасту («вверх-вниз»), или по
смежности («трамвай-рельсы») или же по какой-нибудь другой конкретной ассоциации;

— 
Индивидуально-конкретными,
когда исследуемый в ответ называет собственное имя  («город-Киев») или
притяжательное местоимение («брат-наш»);

— 
Абстрактными, когда в
ответ исследуемый называет слово, которое выражает по отношению к
слову-раздражителю родовое понятие («соловей-птица», «квас-напиток»).

3. 
Атактические
реакции
возникают без
какого-либо улавливания смыслового значения или формальной связи со словом-раздражителем.
Такие ассоциации соответствуют диссоциированному мышлению и встречаются чаще у
психически больных людей, например, шизофрении («еда-ухо», «мать-красить»).

Независимо
от качественного характера ответов (низшие, высшие

Рекомендации

Скучная, EG (1950) «История экспериментальной психологии» Нью-Йорк, Appleton-Century-Crofts

Четкие & Тернер, Р. Н, Р. Дж (2007). Отношение formation.In Essential социальной психологии . SAGE. п. 77.

Газзанига, МС; Ивры, РБ и Mangun, Г. R (2009). Обучение и память. В когнитивной нейронауки: биология ума . WW Нортон. п. 312.

Klein, Стивен (2012). Обучение: Принципы и применение  (6 — е изд.). SAGE Publications. ISBN  978-1-4129-8734-9 .

Shettleworth, SJ (2010) «Познание, эволюция и поведение» Нью-Йорк, Оксфорд

Smith, EE & Kosslyn, SM (2007) «Когнитивная психология: разум и мозг», Upper Saddle River, Нью-Джерси: Pearson / Prentice Hall

Использование методов ассоциации в психодиагностике

Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.

Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.

Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.

В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.

Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.

Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.

Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.

Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть

Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.