Анализ конфликтной ситуации

Конфликты в отношениях: что делать?

Приведу письмо моей Клиентки по переписке, в котором она описывает типичную (я в этом просто уверен!) сцену конфликта.

Конфликты в отношениях: снова лобовая атака

Тут есть о чем подумать в свете Треугольника Конфликта и айсберга общения.

Обратите внимание — каким образом развивается конфликт, как он зарождается сперва внутри (в голове), а затем выплескивается с нужной подачей

Краткий анализ конфликтной ситуации

Как видно из описания, как это практически всегда бывает, сценарная ситуация сперва проигрывается внутри, затем все происходит по типовому сценарию и в нем уже прописаны роли, а затем в голове производится анализ — в результате которого опять происходит подтверждение сценарного решения «Я — плохой» или «Мир плохой».

Вывод: Невозможно изменить свое поведение в конфликтах с партнером, пока Вы остаетесь в рамках сценарного поведения.

Способы разрешения разных типов конфликтов

Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:

  1. Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
  2. Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
  3. Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
  4. Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
  5. Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.

Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.

Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:

  1. Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
  2. Развитие способности сопереживания.
  3. Формирование уважения и понимания каждой личности.
  4. Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
  5. Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.

Разрешение конфликтов

Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.

Протекание инцидента

Здесь всего один пункт: сузить поле рассмотрения, убрать подробности и эмоции. Что-то вроде идеального судебного процесса. Выслушать обе стороны, отбросить эмоции, оценить факты. Пять случаев квартирных краж доказано? По прецедентному праву, когда-то в штате Миннесота судья дал за кражу семь лет. Пятью семь — тридцать пять. Получите.

Отметим ещё несколько важных положений. Пострадавшая сторона в конфликте обязательно будет — редко удаётся достичь абсолютного компромисса. И тогда сработает правило: жизнь длиннее всех конфликтов. Да, вы «победили», но и врага нажили на всю жизнь. Что делать? А ещё во время конфликта применить китайскую мудрость: «Покажи врагу дорогу к жизни». Дай шанс «спасти лицо». Геббельс говорил: «Я не боюсь потерять голову, я боюсь потерять лицо». Другом ваш оппонент не станет, но «лазейкой» воспользуется, оценит. Бросаются на врага только те, кто зажат в угол. Впрочем, давайте вспомним два знаменитых мультфильма.

«Том и Джерри». У кота — второй ранг: он охраняет продукты для всей семьи. У мышонка — первый ранг. Его никто сюда не приглашал, воришку. Но когда кот восстанавливает справедливость — всегда остается в дураках. Американский мультик.

«Кот Леопольд». У мышат-гопников — первый ранг. Они объединяются, чтобы повысить его до второго. У Леопольда — не менее четвертого. Он олицетворяет всех порядочных котов планеты. И даже когда гопники заставляют его озвереть, и он побеждает, он дает им последний шанс: «Ребята, давайте жить дружно». Советский мультик. Покойный Папа Иоанн-Павел II много вреда принес России (поляк все-таки), но он говорил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли нравственными людьми, пусть они смотрят советские мультфильмы».

А если вы и оказались проигравшей стороной, то «проигрывать надо уметь». Задумайтесь, стоит ли тратить жизнь на планы мщения, трепать нервы? Разумеется, если дело не касается серьёзной несправедливости или подлости. Зло нельзя победить, но иногда хам должен наталкиваться мордой на бетонную стену. Чтобы знал, что его хамство — инструмент не универсальный.

Ну и последнее. Что бы мы ни делали, какое место ни занимали бы, нам всем приходится общаться с боссом, который всегда прав.

Что говорят книги по психологии?

Дисбаланс — довольно сложное явление. Но книги по психологии гласят о том, что конфликты всегда сопровождают человека, который самосовершенствуется и развивается. Они мотивируют к новым победам, заставляют критично относиться к собственным мыслям и поведению. Главное, вовремя на них реагировать и искать пути решения, а не «заталкивать» конфликт внутрь себя.

Когда человек ищет свое место в жизни, он может попасть в некий вакуум, который вызывает чувство неуверенности и заброшенности. Если не придавать значения этому состоянию, то оно нередко приводит к серьезным психологическим расстройствам.

Регулярно находите время для познания себя. Психология человека имеет особенность — чтобы в собственных глазах выглядеть полноценной личностью, нужно четко понимать свои сильные и слабые стороны. Тогда вам станет ясно, за какие «рычажки» нужно дергать.

Выявите и проанализируйте все ошибки, которые вы допустили на пути к цели. Вам легче будет раскрыть свой потенциал.

Книги по психологии уверяют, что в человеке концентрируется много факторов, которые сдерживают его развитие:

  • Неуверенность в себе.
  • Не готовность самостоятельно принимать решения.
  • Лицемерие и лесть по отношению к себе.
  • Нежелание бороться за свое место в жизни.
  • Зацикленность на привычном и отрицание истинного.
  • Неумение правильно определять собственные ценности.

Чтобы поверить в свои силы, чаще пробуйте что-нибудь новое и несвойственное вам. Не нужно сравнивать себя с окружающими и стараться произвести впечатление. Никогда не врите себе и не приспосабливайтесь к обстоятельствам. Психология в том, что это поможет вам понять, чего вы действительно хотите и какой видите свою жизнь.

Психология такова, что когда вы начнете менять себя и увидите первые результаты, ваши способности начнут расти и развиваться.

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым

Конфликт считается трудноразрешимым, когда:

  • участники воспринимают его как борьбу;
  • участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
  • у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
  • сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).

Конфликт считается неуправляемым, когда:

  • стороны настроены на поддержание конфликта;
  • конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
  • возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.

Причины и функции

Причиной обострения конфликтной ситуации может стать все, что задевает интересы личности или группы, ограничивает деятельность.

Основные причины конфликтов:

  • искаженное представление о себе, сложившейся ситуации, других субъектах;
  • разные характеры и темпераменты;
  • дискриминация по разным признакам;
  • битва за место или блага при их ограниченности.

Функции определяют динамику конфликта и его влияние на внешнюю среду и психологический климат. Бывают конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивный выполняет следующие функции:

  • разрядка напряженной ситуации;
  • информационная и связующая (появление новой информации о субъектах);
  • сплочение коллектива;
  • расстановка приоритетов;
  • стимулирование к дальнейшему развитию;
  • открытое выражение мыслей;
  • диагностика отношений.

Деструктивный выполняет негативные функции:

  • снижение работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений;
  • эмоциональное выгорание;
  • занижение значимости оппонента;
  • эмоциональная тяга на дальнейшую борьбу.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Понятие конфликтной ситуации

Конфликтная ситуация – наличие противоположных интересов, мотивов и взглядов на жизнь. Например, руководитель и его заместитель имеют разное видение стратегии компании, но оба заинтересованы в ее развитии. Это конфликтная ситуация. Потенциально она может развиться дальше, когда каждая из сторон будет навязывать другой свое видение. В таком случае ситуация перерастает в полноценный конфликт.

Основное отличие конфликтной ситуации от конфликта в том, что последний – это уже имеющееся столкновение, в то время как первая – лишь предпосылка к нему.

Конфликтная ситуация

В обыденной жизни эти понятия не различаются, как в литературе по психологии или конфликтологии. Поэтому для упрощения понимания темы можно считать конфликтную ситуацию и конфликт синонимами.

Внимание! В конфликтологии выделяются понятия предмета и объекта конфликта. Предмет – это противоречие, которое лежит в его основе

Объект – это та ценность, на почве которой конфликтуют. Это могут быть не только деньги, но и хорошие должности в организации или ролевые права (когда хотят стать начальником, например).

«Кухонные» способы поведения в конфликте

(Называем их «кухонными», в память о многочисленных, реальных и описанных в литературе, сварах на коммунальных кухнях. Там люди и семьи были лишены «личного пространства» — это неизбежно «напрягало» обстановку. Была такая эпоха в истории нашей страны. Сейчас проблем с жильём тоже хватает, но люди уже привыкли жить в отдельных квартирах. А одно из немногих, на наш взгляд, полезных достижений Хрущёва — блочные дома, куда расселили обитателей коммуналок и бараков — сегодня презрительно называют «хрущёвками». Зажрались. Сегодня жителей расселённого и уничтоженного ветхого жилья называют «трущобниками». Слово «шаймиевки» вряд ли приживется)

Итак, «кухонные способы»:

1. Снизить ранг оппонента

2. Подменить объект конфликта

3. Перевести конфликт на внутриличностный уровень.

Эти способы мы усвоили в далёком детстве. Два малыша играют в песочнице. Один у другого нечаянно сломал песочный домик. Владелец домика отстаивает свои права — и происходит следующий диалог:

В нашем примере мы видим, что Мария Ивановна применила первые два: она снизила ранг Геннадия Михайловича и подменила объект конфликта. Если допустить, что первое место столовой № 5 всё же присудят, а технолог не успокоится и будет писать в Москву, на телевидение, тёплым весенним вечером возле общежития его встретят два быкообразных субъекта, уронят кирпич на ногу и скажут: «Очкарик! Следующий кирпич на голову упадёт…». И Геннадию Михайловичу останется решать дилемму: продолжать борьбу или не рисковать здоровьем.

А теперь рассмотрим цивилизованные способы поведения в конфликте. Они не так спонтанны, как «кухонные», они требуют и тренировки, и «домашних заготовок», как в шахматах, и «отложенных партий». Выделим мы их, опираясь на вышеприведённую схему конфликта.

Понятие конфликта

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение):

  • столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений;
  • противостояние, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. 

Основными признаками конфликта являются:

  • наличие двух противоречащих друг другу интересов;
  • наличие участников — выразителей конфликта;
  • активность, направленная на преодоление или фиксацию противоречия. 

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

Руководитель в центре конфликта

Управление конфликтными ситуациями необходимо при следующих обстоятельствах:

  • решения связаны с риском;
  • требуются организационные перемены;
  • внедряются инновационные технологии.

В особо сложных случаях для разрешения конфликтов привлекают специалиста – конфликт-менеджера.

Виды конфликтов

Классификация разновидностей конфликтов очень большая. Выделяют 8 признаков, по которым можно разделять их:

  1. По длительности: разовые, краткосрочные (ссора в семье), затяжные (например, длительный конфликт в супружеской паре), повторяющиеся (часто происходят, когда обе стороны регулярно высказывают свои претензии, но ничего не делают, чтобы разрешить проблемную ситуацию), долгосрочные (войны, революции).
  2. По объему: личные, групповые, межгрупповые, региональные, между народами.
  3. По источнику возникновения: субъективные, объективные и ложные. Деление условное, потому что большинство конфликтов является субъективным. Человеку кажется, что полно противоречий, хотя разрешить их можно всегда.
  4. По средствам конфликты делятся на насильственные и ненасильственные. Война – типичный пример насильственного конфликта. Тоже деление условное, потому что все конфликты основаны на разных формах насилия: экономической, психологической, физической и так далее.
  5. По форме:
  • Внутренние. Типичный пример – внутриличностный конфликт, когда человек не может принять решение, познакомиться с человеком противоположного пола или нет. С одной стороны, хочется, но с другой – страшно
  • Внешние. Конфликт между двумя разными людьми.
  • Антагонистичные. Конфликты, которые происходят между двумя абсолютными противоположностями.
  1. По результатам: прогрессивные и регрессивные. Первые – ведут к прогрессу, другие – приводят к разрушениям.
  2. По характеру развития: преднамеренные (создаются провокатором для достижения своих целей), спонтанные (например, когда дошкольники в детском саду отравились пищей), и родители к этому не были готовы.
  3. По сфере жизни: семейные, религиозные, экономические и так далее.

Конфликт между начальником и подчиненной

Это далеко не все виды конфликтов, выделяемые психологами, которые можно привести. В библиотеке есть множество книг по этой теме. Там описываются различные конфликты, начиная угнетением школьников их одноклассниками (буллинг), скандалами с родителями в подростковом периоде жизни и заканчивая столкновением интересов пожилого пациента с доктором.

Оппоненты

В «кухонных» способах мы занижали ранг, а теперь поступим наоборот —завысим ранг оппонента

1.1. Уход от конфликта

Вам предлагают вступить, а вы — уклоняетесь. Это не трусость, просто объект конфликта не стоит вашего внимания. Большую часть энергии человек расходует на всякие трамвайные и магазинные свары, а когда приходит пора отстаивать действительно серьёзные вещи — сил уже не остаётся.

1.2. Условно занизить свой ранг

Выступить как частное лицо (я — слабая женщина), признать возможность несуществующей ошибки и т. д. Почитайте книги Дейла Карнеги — там массапримеров подобных манипуляций.

1.3. Применить трансактный анализ

Об этом — книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры». Если коротко — у каждого из нас три ипостаси — родитель,взрослый, и дитя

Неважно, сколько нам лет, в нас всегда живет Некто, кто оценивает, наказывает, поощряет, пристраивается сверху (родитель), тот, кто обращается с людьми на равных (взрослый) и тот, кто ждёт оценки, поощрения, пристраивающийся снизу — (дитя). Самое эффективное — это общаться на позиции взрослый—взрослый

Но среди людей встречаются патологическиеродители, для которых все — дети, и патологические дети, для которых любой вахтёр — грозный родитель. Так они себя ведут и в конфликте. Но вы — хитрый, вы применяете позицию взрослый обращается к родителю — более мудрому и компетентному, но вы — не дитя. Это его разоружает — до сих пор все «посылали», а тут такой любезный человек, с ним и ругаться не хочется. Ну а двое взрослых в конфликте постараются найти компромисс. На эту тему и тест есть — «Стиль поведения в конфликте», но это — в аудитории.

Заметим в скобках, что расплодившиеся ныне бесполезные особи под названием «охранник» при нападении ничего не охраняют и не защищают, но это и не прежние вахтёры. Это — инструмент власти (особенно мелко-подзаборной, типа директора пипермаркета) и её прихлебателей держать нас всех за детей. Говорят, от трёх до пяти миллионов бездельников этим занимаются в Эрефии. А в Беларуси — их просто нет. Не давайте им спуску при случае. Он всего лишь швейцар, дверь караулит, хоть и надел камуфляж.

1.4. Не судите, да не судимы будете

Казалось бы — странно, ведь одна из прерогатив руководителя — «судить», то есть оценивать, поощрять или наказывать. Но в этом-то вся тонкость. Оценивать нужно работу, а не человека. Вот именно этот проект приказа Вы подготовили плохо. Переделайте. И мне нет дела до того, с какой высоты вас мамка в детстве уронила. Стремление «обобщать» и переходить на личности, в нас заложено с рождения. Попробуем сдерживать себя. Хороший руководитель даже выговор может превратить в комплимент: «Такой профессионал как Вы, Сидор Матрасович, не мог написать такую ерунду».

1.5. Применяйте приём «1:3»

В психологических тренингах бывает процедура «Чемодан в дорогу». Один из участников выходит за дверь. Остальные берут по листку бумаги и пишут: «Возьми с собой», после чего перечисляют положительные качества вышедшего. На обороте пишут «Не бери с собой» — и перечисляют его отрицательные качества. Листочки кладут в конверт и торжественно вручают вернувшемуся участнику. Так происходит с каждым. Но «правило игры» такое — если вы написали один недостаток, вы должны указать не менее трёх достоинств. Или совсем не упоминать недостатков. В жизни мы охотнее поступаем наоборот, но все-таки, если поискать, есть же у вашего оппонента какие-то достоинства.

Подпунктов может быть ещё миллион. Главный смысл — не занижать, как мы привыкли, а завышать ранг оппонента. Если он не последняя сволочь, ему даже понравится, что Вы думаете о нём лучше, чем он того заслуживает.

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.

Негативные конфликты

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации. Пока не разработана универсальная схема описания конфликта

Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.

Управление конфликтом

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий  выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.

Политические конфликты

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.

Межличностные конфликты

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Заключение

Конфликт может возникнуть на фоне любой неудовлетворенной осознаваемой человеком потребности. Согласно пирамиде А. Маслоу, человеку свойственна следующая иерархия потребностей:

  • физиологические (еда, сон);
  • в защите и безопасности;
  • социальные;
  • в уважении;
  • в самовыражении (самоактуализации).

Чарльз Диксон, американский психолог сказал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Люди во многом схожи, но вместе с этим каждый из нас – уникальная личность, индивидуальность со своими интересами, потребностями и убеждениями. В этом состоит и прелесть, и сложность социальных взаимоотношений. Но без них, как известно, немыслима сама жизнь человека. На работе, в семье, на учебе не избежать конфликтов

Но важно пользоваться нашим отличием от животных – разумным интеллектом

Решать и предотвращать конфликты не сложно, но это требует постоянной практики.