Управление межгрупповыми конфликтами

Причины межгрупповых конфликтов

Факторы, провоцирующие возникновение конфронтаций между различными общностями людей, довольно разнообразны и являются следствием особенностей межгруппового взаимодействия, то есть они вытекают из групповой взаимозависимости, статусных несоответствий, применяемой системы вознаграждений.

Групповая зависимость может быть пуловой или последовательной. Эти виды зависимостей неодинаково воздействуют на зарождение конфронтаций. Последовательная зависимость обусловлена связанностью производства, то есть окончание работы одного отдела является началом работы для другого подразделения. Пуловая зависимость наблюдается между отделами в пределах одной компании и не предполагает прямого взаимодействия подразделений между собой. Данная разновидность зависимостей порождает меньше конфронтаций, нежели последовательная. Это обусловлено тем, что интересы участников коллективного взаимодействия затрагиваются в меньшей степени.

Межгрупповой конфликт в организации примеры — может наступать вследствие неадекватной системы вознаграждения, которая базируется на оценке деятельности каждого подразделения не зависимо от группового результата. Подобное положение дел порождает соперничество, расхождение в восприятии целей функционирования организации, значимости трудов каждого из отделов. Нередко руководство использует такое положение для повышения отдачи от подразделений, то есть формирует функциональные следствия конфликта.

Ограниченность ресурсов также является причиной зарождения межгрупповых конфронтаций. Заключается она в ущемлении возможностей одной группы из-за реализации целей другой. Недостаток ресурсов довольно часто провоцирует напряженные отношения, часто переходящие в конфликтные на уровне группы и отдельной личности.

Людям присуще желание завышать персональный вклад или вложение значимой для них общности, вследствие чего всякое распределение ресурсов (например, премия, договоры) нередко может привести к отторжению предложенного распределения, ограничению чьих-то интересов, к противостоянию.

Помимо того, межгрупповой конфликт в организации провоцирует различие в восприятии времени, которое требуется для реализации устремлений каждой группой. При наличии существенных различий во временных рамках, проблемные ситуации, критичные для одного подразделения, не будут признаваться значимыми для другого коллектива, что создает фундамент для зарождения ситуации конфронтации. Такое положение усугубляется при последовательной зависимости.

Частой причиной зарождения конфронтаций считается несоответствие статуса, которое предполагает, что коллективы с одинаковым статусом в пределах организации могут воспринимать негативно членов групп с низшим, по их субъективному мнению, статусом. Выражение снобизма, проявление высокомерия у членов статусных групп, воспринимается остальными в качестве угрозы их положению.

Способы разрешения

Поиск способа разрешения зависит от типов конфликта, причин возникновения, численности группы.

Выделяют основные способы разрешения:

  • наступление;
  • отступление;
  • оборона;
  • уклонение.

Когда выбирается наступательная стратегия, то предполагается появление изменений, нежелательных для соперника.

Метод отступления позволяет без лишних потерь уйти от конфронтации, при этом предоставляя противнику некие уступки. При уклонении происходит сознательное невступление в конфликт.

При обороне наблюдается только активное противопоставление и защита от направленной агрессии.

Методы могут выбираться насильственные. Пример — забастовки, лишение премий, войны, использование «третьей силы».

При ненасильственных способах решение конфликта происходит при помощи переговоров.

При нейтральном методе решение конфликта происходит путем объединения сторон, отказа одной из сторон от своей позиции или устранения причин, приведших к конфронтации.

Еще один метод — разделение сторон, то есть разрыв отношений, изоляция. Если это конфликт между личностью и рабочей группой, тот как один из вариантов — перевод в другое отделение или увольнение.

Интегральный метод позволяет найти решение, удовлетворяющее интересам обеих сторон. Однако в этом случае конфликтующим придется пересмотреть свои цели.

Управление межгрупповыми конфликтами

Компромисс — способность обеих сторон пойти на уступки.

Однако применять его получается не в любом групповом противостоянии.

Здесь важно желание обоих сторон пойти на уступки, немного снизить или изменить свои требования. В разрешении конфликтов важное значение имеет изменение отношений оппонентов друг к другу

В разрешении конфликтов важное значение имеет изменение отношений оппонентов друг к другу. Иногда может наблюдаться затухание конфликта — его временное прекращение при сохранении враждебности

При определенных обстоятельствах он может разгореться снова, иногда с большей силой

Иногда может наблюдаться затухание конфликта — его временное прекращение при сохранении враждебности. При определенных обстоятельствах он может разгореться снова, иногда с большей силой.

Виды межгрупповых конфликтов

Всякий социальный коллектив, группа являются сложным социально-психологическим формированием. В группе могут одновременно функционировать формальная система и неформальная модель взаимоотношений. В свой черед, неформальное взаимодействие в коллективе содержит систему ценностно-нормативных значимостей, статусно-ролевое строение и сложную систему межличностных предпочтений и взаимосвязей.

Поэтому межгрупповой конфликт понятие его подразумевает сложную систему взаимодействия, которое наблюдается как между большими коллективами, так и между небольшими группками внутри одного подразделения или отдельными лицами, представляющими интересы своих групп.

Психология межгрупповых конфликтов зависит от величины группы, ее сплоченности, единстве, организованности, сферы развертывания конфронтации, его предмета. Поэтому сегодня сложно выделить единый способ систематизации конфликтов.

Для межгруппового столкновения наиболее рациональными и элементарными представляются следующие два критерия их классификации: по субъектам взаимодействия и по объекту конфронтации, поскольку всякое противостояние, в том числе и возникающее между коллективами, является, прежде всего, взаимодействием противоборствующих сторон. А любое общественное взаимодействие дифференцируется в социальных науках именно по тому, кто вступает в отношения (субъекту) и по поводу чего возникает это отношение (объекту).

В свой черед, межгрупповые конфронтации по субъекту подразделяются на: национальные и территориальные конфликты, классовое и сословное столкновение, профессиональные, конфликты поколений, родовые и т.п.

По объекту противоборства они могут носить социально-экономический характер, политико-правовую и духовно-идеологическую направленность.

Также межгрупповые конфронтации можно классифицировать по степени выраженности, уровню осознанности, содержимому целей, исходу для каждой участвующей стороны, степени однородности участников и пр.

Формы проявления

Конфликт между группами может протекать по различному сценарию:

  • соперничество — когда у сообществ возникает необходимость добиваться одной цели;
  • столкновение — в этом случае группы стремятся нанести друг другу ущерб;

Управление межгрупповыми конфликтами

господство — одна группа старается доминировать над другой и управлять ей, вторая при этом оказывает сопротивление;

избегание — группа или личность стараются удалиться, избежать взаимодействия любыми способами;

подавление — одна группа получает преимущество, начинает навязывать свои правила;

приспособление — стремление одной группы или личности приспособиться к другой группе ради сохранения статуса, спокойствия, жизни.

Форма проявления зависит от размеров группы, силы и возможностей ее участников, вероятной степени наказания, которое последует при подчинении, готовности идти на риск.

Особенности

Конфликты в группах и между ними имеют следующие особенности, которые учитывают при поиске способов разрешения:

  • способность вовлекать в него массы людей, независимо от их желания;
  • характер развертывания — имеет логику построения, независимо от сознательных стремлений участников;
  • присутствует ли структурное насилие;
  • направленность — каждый конфликт имеет под собой какую-то цель, необходимость добиться определенного результата, поведения ее членов, получение необходимых ресурсов, власти;
  • принадлежность к определенному институту — политическому, экономическому, этническому;
  • дополнительные источники в виде принадлежности к конкретной социальной группе;
  • сохранение конфликтной ситуации даже после того, как исчезают основания для него, при этом урон, наносимый обществу или организации при межгрупповых конфликтах, выше, чем при межличностных.

Межгрупповые конфликты требуют немедленного разрешения. В условиях отдельной организации они нарушают рабочий процесс, становятся причиной потери прибыли, увольнения ценных работников.

Причины возникновения

Управление межгрупповыми конфликтами

Психология и социология выделяет основные причины возникновения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.

  1. Конкуренция за ограниченные ресурсы. Возникает вследствие несовпадения интересов. Это может быть претензия на финансы, рынок, территорию, оборудование. Одна из причин — информация, точнее, ее недостаток. Группа может негодовать по поводу того, что кому-то дано разрешение на определенный вид деятельности, а другим нет. Или одному отделу выписали премию, другой ее не получил. Сюда же входит борьба за более комфортные условия существования.
  2. Несправедливое распределение благ. Внутри предприятия может наблюдаться неравномерное поощрение работников. Другая причина — разное количество обязанностей при одинаковом поощрении.

    Здесь стабильность работы и спокойствие коллектива нарушает потребность ее членов в справедливости.

  3. Конфликт между формальным и неформальным лидером. В любом крупном коллективе рано или поздно появляется неформальная группировка, а у нее, соответственно, свой лидер. Его идеи могут не совпадать с руководством и даже негативно сказываться на производственном процессе. Эти конфликты требуют особого рассмотрения и при необходимости устранения неформального лидера, саботирующего рабочий процесс. Хуже, когда неформальный лидер появляется внутри страны, что несет существенный ущерб государству.

Управление межгрупповыми конфликтами

Размер группы. Этот фактор не менее важно учитывать. Чем меньше группа, тем индивид привлекательнее оценивает принадлежность к ней. Конфликт с малой группой воспринимается наиболее болезненно, особенно если она имеет авторитетное положение в коллективе. В этом случае присутствует боязнь потерять ощущение избранности, принадлежности к статусу. С другой стороны, в малой группе повышается напряженность, когда в ней появляются новые члены. С большими коллективами это менее заметно, так как связующие узы слабее.

В развитии групповых конфликтов немалую роль играет социальная идентичность. Естественная потребность человека — быть частью чего-то, при этом отстаивать свои интересы, пересекающиеся с интересами группы.

Однако в социальной психологии известны феномены навязывания интересов, установок, принятия целей группы ради сохранения собственного статуса и принадлежности к общности.

Профилактика

Предотвратить появление конфликтной ситуации гораздо проще, чем пытаться ее разрешить. Чем дальше, тем он становится глубже и бесконтрольнее.

Задача руководства — организовать быт таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения конфликтов.

Работа ведется по четырем направлениям:

  1. Создание условий, препятствующих возникновению деструктивных ситуаций.
  2. Оптимизация управления.
  3. Устранение социально-психологических причин — стресса, неравенства, неформальных лидеров.
  4. Предотвращение, блокирование, устранение личностных причин — выявление конфликтных индивидуумов, отбор членов групп по определенным критериям.

Управление межгрупповыми конфликтами

Важно вовремя выявить предконфликтную ситуацию, пресечь ее дальнейшее развитие. Здесь на первое место выходит умелое использование методов общения, наблюдение

Здесь на первое место выходит умелое использование методов общения, наблюдение.

В больших и малых группах, организациях применяется социологическое исследование, тестирование персонала на выявление неформальных лидеров, ситуаций, вызывающих недовольство, особенностей взаимодействия внутри группы и между группами.

Важно знать, учитывать интересы участников, их личностные характеристики. Руководители организаций должны помнить, что часто возникающие споры говорят о нездоровой ситуации в коллективе

Если урегулировать самостоятельно не получается, лучше обратиться к помощи коучей и социальных психологов

Руководители организаций должны помнить, что часто возникающие споры говорят о нездоровой ситуации в коллективе. Если урегулировать самостоятельно не получается, лучше обратиться к помощи коучей и социальных психологов.

О психологии межгруповых конфликтов в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=runDvlwCXVo

Наша интересная группа Вконтакте:

Виды

Что относится к групповым конфликтам? Групповые конфликты делятся по субъектам и объектам. Также выделяются по способу конфронтации, величине группы, причинам. Поэтому сложно выделить единую классификацию.

По субъекту:

  • национальные;
  • территориальные;
  • сословные;
  • классовые;
  • профессиональные;

Управление межгрупповыми конфликтами

поколений;
родственные.

По объекту:

  • социально-экономические;
  • политико-правовые, когда происходит разделение власти и влияния;
  • идеологические.

Конфликты могут выделяться по способу проявления — явные или скрытые. Насколько они осознаются членами группы, адекватно ли воспринимаются.

Конфликты могут быть направлены на конструктивные цели или деструктивные. Отличаются они и по способам регулирования.

О педагогических конфликтах и способах их разрешения читайте здесь.