Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Эмоциональный интеллект что это?

Эмоциональный интеллект – это способность личности распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей, а так же способность управлять собственными эмоциями в процессе решения практических задач. Основной функцией данного феномена является распознавание своих и чужих эмоций. Бывали ли у Вас ситуации, когда в процессе взаимодействия с другим человеком Вы осознавали, что он не понимает Ваших чувств и переживаний? Или наоборот, причиной конфликта стало непонимание Вами чувств другого человека? В обоих случаях возникновение непонимания, определенную роль мог сыграть уровень эмоционального интеллекта. Чтобы узнать об особенностях собственного эмоционального интеллекта, на сайте представлен тест Люсина Д.В и тест Н. Холла, с помощью которых Вы узнаете об особенностях своей личности.

Эмоциональное выгорание

Для начала ознакомимся с определением эмоциональное выгорание – это определенная реакция организма индивида на длительное воздействие стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Чтобы понять, как бороться с этим выгоранием и улучшить качество своей жизни, стоит разобраться в том, какие факторы провоцируют данное состояние.

Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:

  • отсутствие контроля над выполняемой работой;
  • низкая заработная плата;
  • повышенная ответственность;
  • монотонная и неинтересная работа;
  • высокое давление со стороны руководства;
  • и т.д.

Факторы, связанные с образом жизни личности:

  • трудоголики;
  • люди, не имеющие рядом близких людей и друзей;
  • недосыпающие;
  • возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Для выявления личностного выгорания был разработан тест «Уровень эмоционального выгорания» Бойко В.В

Данный тест поможет определить симптомы профессионального выгорания, ведь это очень важно определить его первые признаки для дальнейшего эффективного общения с людьми. Эту методику Вы можете найти у нас на сайте и сразу же получить результаты.

Эмоциональность личности

У каждого человека система эмоциональной сферы являются индивидуальной. Индивидуально-психологическое проявление эмоций у каждой личности обозначается понятием «эмоциональность личности» – это способность отображать содержание переживаний, настроение и характер. Иначе, эмоциональность можно рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир с помощью проявления чувств и их влияние на поведение человека. Эмоции помогают лучше понимать друг друга, люди могут настраиваться на совместную деятельность и общение, а также наблюдать за состоянием собеседника. Люди, относящиеся к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать друг у друга такие эмоциональные состояния, как восторг, раздражение, грусть, разочарование, гордость, восхищение и т.д.

Другие методы развития эмоциональности

Обговаривать детские психологические проблемы можно, играя или рисуя. Дети дошкольного возраста в непринужденной обстановке легко «раскрываются» и повествуют обо всех внутренних переживаниях. Совместное сочинение сказки – также отличный способ понять, о чем думает ребенок, что его тревожит. Если ребенок агрессивный, капризный или замкнутый – это свидетельство того, что существует некая психологическая проблема, требующая разрешения.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Положительные и отрицательные эмоции – как развиваются

Сказочные герои, их подвиги помогут малышу поверить в себя и победить страх, смятение или неуверенность.

Придумывая персонаж сказки, можно его наделить качествами, присущими ребенку, также можно подчеркнуть и внешнее сходство, цвет глаз или волос. Характер героя сказки выражается такими определениями, как смелый, робкий, задира, драчун и другие. Перед ребенком раскрывается масса возможностей решения проблемы, и он обязательно выберет правильный выход из пугающей его ситуации. Сказку обязательно следует закончить положительно, чтобы ребенок почувствовал радость и облегчение.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Рисование – отличный способ эмоционального развития

Еще одним способом проникнуть во внутренний мир ребенка является рисование. Для начала лучше предложить ему произвольную тему, затем можно попросить его нарисовать сюжет рассказа или повести. Обсуждая рисунок с малышом, можно поинтересоваться, что он чувствовал, изображая тот или иной предмет.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Театральные постановки очень нравятся детям

Эмоции ребенка нестабильны. Он может плакать, а через минуту заливаться смехом. Такие проявления являются нормой для малыша и это не повод для беспокойства. Во многом реакция ребенка на внешние раздражители зависит от модели поведения родителей. Если мама по любому поводу паникует и плачет, несомненно, малыш будет беспокойным и плаксивым. Дети дошкольного возраста копируют реакции взрослых, ведь они еще не осознают, что правильно, а что нет. Средством выражения эмоций у детей дошкольного возраста может быть плач или крик, спокойная просьба или принудительные действия. Домашняя атмосфера и взаимоотношения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Родители своим поведением способствуют эмоциональному развитию детей и эмоциям, становлению их как личностей.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Игры вызывают положительные эмоции у детей

Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?

  • Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
  • Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
  • Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Азбука эмоций – отличная книга для детей

Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Самодельные игрушки приносят много радости

Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.

Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе. Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.

Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками

Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Не нужно много игрушек – важнее сама игра с ребенком

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Развитие эмоций, через отношение к объектам.

Когда ты четко составил список того что тебе нравится в жизни из базовых вещей. Переходи к объектам. Начни с привычки формировать отношение. Ты заходишь в новее помещение. И скорее всего тебе на большинство предметов вообще пофигу. Пробуй в каждом новом месте сразу делать эмоциональную окраску объектов. Например. Ты зашел в комнату. Сразу прикинь – вот этот стул мне нравится, а вот этот стол не очень. А вот в этом углу я категорически не хочу сидеть. Вот приятный диван, а это кресло тоже ничего, но нравится меньше. Когда ты сформируешь у себя привычку – ты заметишь, что мир начинает раскрашиваться в новые цвета и эмоций в твоей жизни постепенно становится все больше.

Эмоциональное развитие дошкольника

Дошкольный период непродолжителен по времени

Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника

Рассмотрим ее главные черты.

В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:

Эмпатия практически отсутствует;
Ребенок не умеет принимать решения;
Он эгоцентричен;
Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
Самооценка завышена;
Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.

От 4 до 6 лет:

  • Восприятие становится более спокойным;
  • Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
  • У него возникают новые мотивы для действий;
  • Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.

В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.

Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным

Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере

Как можно развить эмпатию у дошкольника?

  • В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
  • Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
  • Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
  • Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
  • Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
  • Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Базовая сенсорика в развитии эмоций.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

развитие эмоций такое…

Цвета, вкусы, запахи, звуки- базовая сенсорика. Какой у тебя любимый цвет? Обычно этот вопрос ни у кого не вызывает затруднения. Каждому нравится какой-то цвет больше других. Разумеется, речь идет не о том, какой цвет тебе подходит в одежде, а о том какой цвет тебе нравится. (Вообще, если ты собираешься заниматься развитием эмоций, то привыкай сразу ко всему формировать отношение). На какой цвет тебе приятнее смотреть. Какой оттенок вызывает у тебя состояние радости. Окружи себя этим цветом. Здесь конечно нужно следовать здравому смыслу, потому что не у каждого есть возможность покрасить например потолок в черный цвет без конфликтов с близкими, которые могут неправильно понять ваши усилия по развитию эмоций. Наглядный пример подают нам всякие эмо и готы, которые делают по сути то же самое только наоборот – культивируют в себе негативные эмоции. Но это естественно не то развитие эмоций, о котором мы говорим, а путь в обратную сторону. Когда смотришь на любимый цвет, ты различаешь именно это восприятие «нравится». Это искомая эмоция – старайся ее запомнить максимально точно. Аналогично пробуй делать со вкусами, запахами, звуками. Это все базовые составляющие наших сенсорных ощущений. Напиши себе список своих любимых ощущений и возвращайся к ним регулярно для подпитки ВС и тренировки эмоциональности. Восприятия тренируются так же, как и мышцы – чем более регулярно ты испытываешь приятную эмоцию, тем сильнее твоя способность ее испытывать и тем больше вещей тебе начинает нравиться вокруг. Если ты начнешь это делать регулярно, то увидишь, что твои симпатии расширились. Ведь тебе нравится не один единственный цвет. Наверняка есть и другие любимые цвета и оттенки. И ты можешь составить иерархию того то тебе нравится больше, а что — меньше. Аналогично можно поступать со вкусами и запахами. Это первый шаг в развитии эмоций.

Упражнения для взрослых

Проведен не один тренинг по сдерживанию эмоций, опубликовано множество советов на эту тему. Их полезно использовать в деловом общении: с начальством, коллегами.

Если речь заходит о гармоничном развитии, когда взрослый человек или подросток задумывается о развитии творческого начала, эмоции лучше не сдерживать. Переживания придают остроту ощущениям, делают личность яркой и интересной для окружающих.

Значение эмоций в жизни человека неоценимы. Они обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают живой интерес к окружающей действительности. Эмоции помогают личности глубже познать себя. С помощью переживаний человек узнает уровень своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

Запишитесь на пробный урок
по актерскому мастерству
записаться

При встрече двух людей кто-то один из них непременно берет на себя доминирующую функцию создания эмоциональной атмосферы. Но кто это будет и какой настрой он создаст? Лучше самому быть автором эмоциональной атмосферы, уметь легко настраивать окружающих на позитив. Для этого и нужно развивать эмоциональность.

Существуют определенные особенности развития эмоций. Следующее упражнение делайте после предыдущего, не меняйте порядок:

  1. Лицевая гимнастика. Неразработанные мимические мышцы блокируют эмоциональную выразительность. Если вы склонны к порядку, по очереди шевелите всеми мышцами лица. Если любите импровизировать – корчите рожи.
  2. Выразительное чтение. Найдите текст, прочтите его, пометьте нужные для каждого предложения или даже слова интонации. А теперь сыграйте этот текст перед зеркалом или друзьями, запишите на магнитофон, проанализируйте.
  3. Повышение энергетического уровня и темпоритма. Начните двигаться чуть быстрее своего обычного темпа. Делайте привычные действия с большей энергией.
  4. Тренировка акцентов. Сначала попробуйте отработать настоящие удары, имитируя рубку дров. Потом подключите «ударные» выдохи, их лучше сопровождать звуком «ха!» Далее попытайтесь делать такие «удары» в речи – акценты.
  5. Гимнастика для «прокачки» эмоций – это тренинг для быстрой смены состояния. Практикуйте ее по утрам, чередуйте позитивные/негативные энергичные/вялые состояния. Последним пусть идет энергичное и позитивное состояние, это взбодрит вас, и ваш день пройдет активно.

По каким же признакам можно определить душевный порыв личности?

В психологии выделяют несколько уровней проявления эмоций:

  • субъективный план проявления эмоций (отражение эмоций происходит во внутренних переживаниях, тесно связанных с личным опытом индивида и основанных на нем);
  • проявление эмоций в поведении (эмоции чаще всего наблюдаются в мимике, жестах, движениях людей и т.д.);
  • проявление эмоций в речи (прослеживаются с помощью силы голоса его высоты и тембра);
  • вегетативный уровень проявления эмоций (наблюдается изменение пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи).

Если Вас интересует собственный уровень проявления эмоциональности и в каких сферах она преобладает, то мы предлагаем Вам пройти тест «Уровень эмоциональности».

Эмоциональное развитие младенцев

В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.

В младенческом возрасте ребенок:

  • Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
  • Любит тактильный контакт, ласку;
  • Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
  • Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.

Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.

Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям

Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье

Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.

С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Первые эмоции ребенка

Ребенок с рождения испытывает эмоции, вначале – это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.

Переступая порог школы, ребенок ощущает множество различных вариаций чувств, однако не всегда может понять, что именно с ним происходит. В этом и состоит миссия родителей – рассказать и показать, что означает та или иная эмоция у детей любого возраста, как она проявляется в мимике и жестах, как ее распознать у себя, каким становится голос или позиция тела. Искренний диалог с ребенком поможет установить доверительные отношения, и он никогда не будет скрывать своих истинных чувств.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Что такое эмоции – определение

И, конечно, все сказанное должно подтверждаться наглядными примерами. При совместном просмотре мультфильмов, следует комментировать эмоции героев такими словами: «вот собачка плачет, она скучает», «девочка смеется, ей весело, она рада, что играет со своими лучшими друзьями». Гуляя по улице или находясь дома, также лучше отыскивать любое эмоциональное проявление: «мальчик улыбается, он рад, что увидел маму и бежит к ней», «папа устал, он не разговаривает, лег отдохнуть»

Очень важно показывать сравнения: веселый гномик или грустный гномик, злой волшебник или добрый волшебник, признаки, по которым можно определить данные эмоции, выражение лица, жесты, голос. Со временем ребенок сам научится определять и классифицировать эмоции, а родители будут лучше понимать свое чадо

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Развитие малыша в 1 год

Отличными помощниками в развитии внутреннего мира малыша дошкольного возраста являются игрушки.

Они учат ребенка познавать себя. Разговаривая с ними, он может поругать или наказать, пожалеть или утешить, пожаловаться или поделиться новостью о каком-либо радостном событии

Очень важно обеспечить ребенка различными видами игрушек, которые помогут осуществить эмоциональное развитие в различных направлениях

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности
Музыкальные игрушки для творческого развития

Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР

Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).

Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:

  • Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
  • Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
  • Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
  • Ограничение социальной активности ребенка;
  • Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
  • Постоянные психологические травмы.

Признаки задержки психоэмоционального развития:

  • Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
  • Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
  • У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
  • Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
  • Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.

Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Коррекция ЗПР

Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.

Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.

Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.

Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:

  • Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
  • Следить за состоянием младенца с самого рождения;
  • Вовремя лечить соматические заболевания;
  • Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.

Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Что такое эмоциональное развитие (развитие эмоций) и зачем оно нужно именно тебе.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личностиЗачем нам развитие эмоций? Когда мы говорим о личностном росте и о том, куда и как имеет смысл развиваться, мы всегда упоминаем пункт эмоциональное развитие (развитие эмоций). Как выяснилось, многие вообще слабо себе представляют, о чем идет речь. Постараюсь объяснить понятно. Если совсем упрощенно говорить, то эмоции – это отношение к воспринимаемому. И разумеется они являются частью внутреннего состояния, которое так волнует многих. Отношение можно упрощенно выразить по следующей шкале – нейтральное, положительное, отрицательное. Ну, то есть что бы ни происходило вокруг, ты всегда можешь сказать – нравится оно тебе, не нравится, или вообще пофигу. Еще раз повторю – это очень упрощенная модель «монохромной» эмоциональности. В реальной жизни, разумеется, эмоции имеют много цветов и оттенков. Это естественно зависит от эмоционального развития конкретного человека. Развитие эмоций – вполне себе реальная вещь. Потому что эмоции так же как и другие части нашего организма могут быть скорректированы за счет тренировки.

Но для начала поговорим об этой простой шкале «нравится- не нравится». С нее по большому счету и начинается сознательное развитие эмоций.

Как это относится к твоей жизни? Совершенно непосредственно. Каждое мгновение твоей жизни что-то происходит вокруг. У тебя украли деньги, уволили с работы, уронили на ногу батарею – скорее всего тебе это не понравится. С тобой познакомилась красивая девушка, получил неожиданную премию, выиграл в покер – скорее всего тебе это понравится. Вроде бы просто. Практикуя сознательное развитие эмоций, ты сможешь также увеличить в жизни количество того, что тебе нравится.

А теперь подумай, какую реакцию вызывают в тебе все остальные события в твоей жизни? Ведь каждое мгновение вокруг что-то происходит. Скорее всего 99% этих событий вообще не вызывают у тебя осознанных эмоций. То есть тебе на них просто пофигу.

Естественно нет смысла как-то реагировать на все происходящее вокруг бурей эмоций. Так ты перегрузишь свое сознание и потонешь в этом. Но ведь ты чаще жалуешься на то, что жизнь скучна и малонасыщенна, чем на то, что ты перегружен эмоциями? А это напрямую связано, с тем, что все происходящее вокруг, тебе в общем-то по барабану.

Возможно, ты пришел к такому отношению, чтобы тебя меньше огорчали неприятности вокруг. Бывает. Но это на самом деле ловушка – привыкая слабо реагировать на происходящее, ты убираешь не только негативные, но и позитивные эмоции. А именно из них растут желания, про которые мы не раз говорили. И именно развитие эмоций может очень кардинально изменить твое внутреннее состояние и жизнь в целом. Глобально ты ничего сильно не хочешь именно потому, что тебе ничего сильно не нравится. Если ты очень любишь пирожные, то ты полезешь за ними на крышу дома. А если тебе на них пофигу, то даже не откроешь дверцу холодильника. Эмоциональность напрямую связана с твоей мотивацией.

Основные типы эмоций. их роль в формировании личности

Наглядно про развитие эмоций

Также развитие эмоциональности напрямую связано с восприятием чувства красоты. Мне сложно себе представить, что есть люди, которым может быть просто все равно, когда они смотрят на красивый, вид с горы, облака в небе, цветок, распускающийся в весеннем солнце, или красивое животное. Но такие люди вокруг нас и их большинство. И если ты относишь себя к ним, то наверняка тебе будет интересно узнать, что развитие эмоций принесет в твою жизнь совершенно новый уровень насыщенности.

Итак, конкретизирую. Под эмоциональным развитием (развитием эмоций) я понимаю развитие способности к переживанию эмоций, отношения к происходящему. Формально конечно негативная эмоциональность это тоже большие переживания, но под развитием эмоций я естественно буду понимать усиление способности к приятным переживанием. Если тебе это не очень пока понятно, то оттолкнись от простого постулата – твоя эмоциональность тем развитее, чем до большего количества вещей вокруг тебе не все равно. И, разумеется, я говорю о том, что эти вещи тебе нравятся.

Развитие эмоций делает нашу психическую жизнь насыщенной, интересной и увлекательной. Более того – это основа для развития радостных желаний. Когда тебе нравится жизнь вокруг, тебе будет интересно и хотеться что-то делать.

Я уже писал раньше про управление внутренним состоянием, состоянии счастья, а также связи эмоций с другими восприятиями.

Теперь собственно о том, как в этом направлении развиваться. Если ты чувствуешь, что с твоей эмоциональностью все тухло – начни с простого.