Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе статья
Духовность человеческой жизни
Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.
Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.
Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:
- благо;
- милосердие;
- прекрасное.
Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам
Особенно это важно для молодежи
Фундаментальные понятия нравственности
Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.
Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:
- юридические, или законные;
- государственно-правовые;
- благочестивые;
- эстетические и творческие;
- духовные и нравственные.
Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.
Развитие нравственных ориентиров
Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется… .
Развитие нравственных ориентиров
Развитие нравственных ориентиров.
Это двухмерный мир: есть строго хорошие качества, люди, поступки, есть строго плохие. Честность, смелость, порядочность — закладываются на этом этапе: врать — всегда плохо, говорить правду — всегда хорошо. Ребенок говорит правду — и в этом проявляется его личность. Поступает смело — личность. Струсил, бросил в беде друга, наврал маме, побоялся признать свои ошибки — как личность себя не проявил. Спрашивают — за мотивы и за процесс: поступает честно.
Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется…
Многогранный мир: мир полутонов. Четкого разделения правда-неправда, хорошо-плохо нет: у каждого своя правда
Здесь уже важно видеть на несколько шагов вперед: правда не почему — а зачемА что будет в результатеА что получат люди и мир от той или иной правды?
Развитие начинается с двухмерного мира, но людей, у которых нет понимания что хорошо, что плохо нельзя допускать в многомерный мир так же, как и людей, который пользуются категориями: всегда хорошо и всегда плохо.
Изначально — это двухмерные, двух-полюсные критерии: всегда хорошо — всегда плохо.
Потом — это критерии уже многомерные: хорошо — тогда и тогда, плохо — тогда и тогда.
Для ребенка нормально всегда говорить правду и поступать честно — о нем тогда скажут: Личность.
Для взрослого — если он лезет со своей правдой тупым тараном и рушит то, что построено другими — уже спорно, о нем скажут: романтик, идеалист. Хотя с точки зрения ребенка он поступает правильно.
И тогда Личность проходит в своем развитии два этапа: этап двухмерного мира: где расставляются основные ориентиры (кстати их сколькоДумаю пока, что к ним можно отнести: Смелость, Честность, Трудолюбие, Доброта). На основе этих трех — в многомерном мире уже формируется Ответственность, Забота, Ум.
Тогда возможны ситуации:
идеальная: когда в детстве были ориентиры двухмерные, заданные окружающими, а с возрастом начинала работать голова и двухмерные идеалы совершенствовались и становились хорошим компасом многомерного мира. другая: если в детстве основные ориентиры не были выставлены, а в многомерном человек услышал, что все относительно. Ценности сбиты, от человека ждать порядочности в многомерном мире трудно — нужно развивать. Наверное признаком таких людей являются фразы типа «Курение — норма», «Все относительно». Относительность этот человек усвоил, а ценности — нет. третья: Если ориентиры были и были воспитаны, но когда пора включать голову — человек ее не включил и по-прежнему живет по старым и простым ориентирам — это другой типаж. И этому человеку то ли лень, то ли страшно разбираться — мир простой и понятный: это правда — это не правда. Ценности усвоил, а как ими пользоваться — не научился.
Метки: личность
Похожие материалы:
- Жизненный цикл семьи
- Аналитическая психология К. Юнга
- Общественное сознание и сознание индивида (Чагин Б. А)
Происхождение морали и ее изучение
Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:
- Христа;
- Конфуция;
- Будды;
- Мухаммеда.
Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.
Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:
- не проливать кровь;
- не похищать чужого;
- не обманывать и не лжесвидетельствовать;
- выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
- держать слово, исполнять заветы.
В любые эпохи порицались:
- алчность и скупость;
- малодушие и нерешительность;
- лукавство и двоедушие;
- бесчеловечность и жестокосердие;
- вероломство и коварство.
Одобрение же получили следующие свойства:
- порядочность и благородство;
- чистосердечие и добросовестность;
- бескорыстность и душевная щедрость;
- отзывчивость и гуманность;
- усердие и старательность;
- сдержанность и умеренность;
- надежность и преданность;
- отзывчивость и сострадание.
Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.
Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.