Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе статья

Духовность человеческой жизни

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе статьяМужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам

Особенно это важно для молодежи

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе статья

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Развитие нравственных ориентиров

Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется… .

Развитие нравственных ориентиров

Развитие нравственных ориентиров.

Это двухмерный мир: есть строго хорошие качества, люди, поступки, есть строго плохие. Честность, смелость, порядочность — закладываются на этом этапе: врать — всегда плохо, говорить правду — всегда хорошо. Ребенок говорит правду — и в этом проявляется его личность. Поступает смело — личность. Струсил, бросил в беде друга, наврал маме, побоялся признать свои ошибки — как личность себя не проявил. Спрашивают — за мотивы и за процесс: поступает честно.

Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется…

Многогранный мир: мир полутонов. Четкого разделения правда-неправда, хорошо-плохо нет: у каждого своя правда

Здесь уже важно видеть на несколько шагов вперед: правда не почему — а зачемА что будет в результатеА что получат люди и мир от той или иной правды?

Развитие начинается с двухмерного мира, но людей, у которых нет понимания что хорошо, что плохо нельзя допускать в многомерный мир так же, как и людей, который пользуются категориями: всегда хорошо и всегда плохо.

Изначально — это двухмерные, двух-полюсные критерии: всегда хорошо — всегда плохо.

Потом — это критерии уже многомерные: хорошо — тогда и тогда, плохо — тогда и тогда.

Для ребенка нормально всегда говорить правду и поступать честно — о нем тогда скажут: Личность.

Для взрослого — если он лезет со своей правдой тупым тараном и рушит то, что построено другими — уже спорно, о нем скажут: романтик, идеалист. Хотя с точки зрения ребенка он поступает правильно.

И тогда Личность проходит в своем развитии два этапа: этап двухмерного мира: где расставляются основные ориентиры (кстати их сколькоДумаю пока, что к ним можно отнести: Смелость, Честность, Трудолюбие, Доброта). На основе этих трех — в многомерном мире уже формируется Ответственность, Забота, Ум.

Тогда возможны ситуации:

идеальная: когда в детстве были ориентиры двухмерные, заданные окружающими, а с возрастом начинала работать голова и двухмерные идеалы совершенствовались и становились хорошим компасом многомерного мира. другая: если в детстве основные ориентиры не были выставлены, а в многомерном человек услышал, что все относительно. Ценности сбиты, от человека ждать порядочности в многомерном мире трудно — нужно развивать. Наверное признаком таких людей являются фразы типа «Курение — норма», «Все относительно». Относительность этот человек усвоил, а ценности — нет. третья: Если ориентиры были и были воспитаны, но когда пора включать голову — человек ее не включил и по-прежнему живет по старым и простым ориентирам — это другой типаж. И этому человеку то ли лень, то ли страшно разбираться — мир простой и понятный: это правда — это не правда. Ценности усвоил, а как ими пользоваться — не научился.

Метки: личность

Похожие материалы:

  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга
  • Общественное сознание и сознание индивида (Чагин Б. А)

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе статьяБогословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.