Забота, заботливость, заботливый

Медитация осознанности в восточных традициях

В восточных духовных традициях чаще всего речь идет об осознанности как об особом состоянии, достижение которого возможно путем медитации.

Буддизм

Внимательность как современная, западная практика основана на дзен и современной випассане, и включает в себя подготовку «сати» (буддистское понятие, которое означает не только «осознавание текущих событий момент в момент», но и «осознание пережитого»).

Ранний буддизм

Осознанность («сати») — одно из Семи Условий Просветления (англ.)русск.. Как «Правильное памятование» (пали: «самма-сати»; санскрит: «самьяк-смрити») оно является седьмым элементом Благородного Восьмеричного Пути. Сати / смрити — это противоядие от заблуждения и рассматривается как «сила» (пали: «бала»), которая способствует достижению нирваны. Эта способность становится силой, в частности, когда она сочетается с ясным пониманием того, что происходит. Нирвана — это состояние, в котором жажда, ненависть и заблуждение (пали: «моха») были преодолены и оставлены, и отсутствуют в уме практиканта.

Как утверждает Пол Уильямс, ссылаясь на Эриха Фраувальнера, осознанность обеспечила в раннем буддизме путь к освобождению: «постоянно наблюдая сенсорный опыт, (практикант) предотвращает возникновение тяги, которая может привести в новые рождения». Согласно Веттеру, дхьяна, возможно, была первоначальной основной практикой Будды, которая помогала сохранить внимательность.

Согласно Т.У. Рису Дэвидсу, учение о внимательности «возможно, самое важное» после Четырех Благородных Истин и Благородного Восьмеричного Пути. Рис Дэвидс рассматривал учение Будды Гаутамы как рациональную технику самоактуализации и отвергал несколько ее частей, главным образом доктрину перерождения, как остаточные суеверия.

Комплекс недолюбленного ребенка. Причины

Как уже говорилось выше, причиной комплекса недолюбленного ребенка являются отсутствие или недостаток родительских любви и внимания в детстве. Почему они приводят к проблеме?

Каждому ребенку для роста и правильного развития необходима родительская любовь. Это не преувеличение, а самый настоящий факт. Так задумано природой. Ведь лучше всего в ней выживают те детёныши, которых холит и лелеет мать. А те, кто лишён её любви, в природе и вовсе погибают. Поэтому самкам дан материнский инстинкт, а детёнышам – потребность в её любви.

Итак, потребность в родительской (особенно материнской) любви заложена в детей природой. Вот только удовлетворить её они имеют возможность далеко не всегда. Причины могут быть разными:

  • Нередко мама и папа любят, но не умеют правильно проявлять свою любовь. Они задаривают ребенка игрушками, покупают модную одежду, дорогие телефоны, приставки и компьютеры. Но вместо того, чтобы почитать малышу книжку или поиграть с ним, включают ему мультики и идут заниматься своими делами. Или, желая устроить будущее ребенка самым наилучшим образом, сосредотачиваются исключительно на учебе (пристально следят за успеваемостью, подготовкой домашних заданий и т. д.), не испытывая интереса к другим сферам детской жизни. Такие малыши хорошо «упакованы», всегда вовремя накормлены-напоены и уложены спать. У них есть всё необходимое, чтобы чувствовать себя счастливыми, но, тем не менее, этого не происходит, так как дети остро ощущают нехватку родительских внимания и ласки. Детей нужно не только любить, но и научиться проявлять эту любовь к ним: почаще обнимать и целовать их, говорить им о своей любви, искренне интересоваться их делами и мыслями, почаще разговаривать и играть с ними, читать им книги и т. д. Всё это требует времени и сил, но иначе никак. Вы же не хотите, чтобы малыш сомневался в вашей любви?
  • У всех детей характеры разные. Кому-то требуется больше любви и внимания родителей, кому-то – меньше. Но не все взрослые готовы посвящать ребёнку столько своих времени и внимания, сколько ему требуется.
  • Нередко малыша обделяют лаской и заботой в пользу его братьев или сестер. Один из стереотипов, существующих в нашем обществе, гласит: родители всех своих детей любят ОДИНАКОВО. Но это не так. Любят по-разному, каждого по-своему. Хорошо, если всех своих детей родители любят примерно одинаково. В противном случае, дети чувствуют разницу: знают, кого любят больше, а кого – меньше. И очень переживают по этому поводу.
  • Возможно, малыша не любят вообще или любят мало (и такое, к сожалению, бывает). Причиной этого могут стать незапланированнная беременность, неустроенность личной жизни родителей (обычно матери), нежелание отца ребенка становиться папой и/или мужем, неготовность к тяжелому родительскому труду и т. д. Ребёнок чувствует, когда его не любят. Это делает его несчастным. Родители не смогут скрыть отсутствие любви ни подарками, ни хорошим уходом.

Секреты гениальности Шерлока Холмса

Многие, кто смотрит сейчас современного Шерлока (английский сериал), испытывают прямо-таки зависть: как хорошо жить тому, кто с одного только взгляда определят профессию человека, истинность его слов и даже пин-код в чужом телефоне. На самом деле его секрет прост: внимательность к абсолютно каждой мелочи, анализ и синтез. Анализ – это как бы разделение, определение отдельных качеств какого-то предмета или явления, а синтез воссоединяет отдельные признаки во что-то одно, в один образ – и получается ответ на заданный вопрос. Нас же с детства учат одному только анализу, а операция синтеза как важный процесс мышления почти не развита. А потому и замеченные мелочи нам практически ни о чем не говорят. Если мы увидим у человека в руках поцарапанный телефон – для нас это будет просто поцарапанный телефон, в лучшем случае мы подумаем, что его хозяин неаккуратный. Но не как Шерлок, который сопоставил потертый сотовый с аккуратным внешним видом обладателя и сразу же сделал вывод, что телефон – подаренный пьяницей братом, потому что только пьяницы носят его без чехла с ключами в кармане, и только близкий человек может подарить вещь в таком состоянии. Только из-за большой любви к бедолаге-брату этот телефон можно носить вместо приличного. Т.е

знаменитый сыщик (в современной интерпретации) проявлял внимание к деталям не просто, как к деталям – он их в буквальном смысле воспринимал как подсказки

Вот и вы будьте внимательны ко всему, что происходит – и воспринимайте подмеченные мелочи и детали как подсказки от самой судьбы. Которые ко всему могут еще и изменить жизнь. Увидите – от рассеянности не останется и следа.

Как развить внимательность и что это даст?

Что дает внимательность? В первую очередь, значительное преимущество перед конкурентами – благодаря этому навыку можно найти удивительные решения и идеи. Ведь, по-сути, внимательность – удел тех, кто как раз таки «изобретает велосипед», а вернее – более усовершенствованную его модель, т.е. постоянно движется в будущее и никогда не бывает доволен тем, что есть.

«Внимание к мелочам, которыми пренебрегает большинство, превратило нескольких человек в богачей» Вильгельм Буш

А вот все остальные больше живут по проторенной дорожке, по уже разработанной модели жизни. Отчего и появляются такие понятия, как «типичный» — типичный житель мегаполиса, типичный мужчина, типичная женщина. Такие себе психологические штампы. А вот все отличия от них общество часто воспринимает во штыки. Но ведь жить так интереснее, не правда ли?

И, наконец, истину находят только те, кто ее ищет. Вы никогда не задумывались о том, почему наша жизнь всегда чем-то заполнена? Почему до мелочей продуман наш досуг, работа, и даже времяпровождение с семьей уже имеет свои мировые традиции? Ко всему школьные учителя открыто заявляют, что образовательные программы больше направлены на отупление ребенка, нежели его развитие. Не для того ли, чтобы мы были легко управляемы? Невнимательны, легковерны, жили по чьим-то стереотипам и предубеждениям? Так вот, по-настоящему внимательны к происходящему в жизни могут быть только социально активные люди, неравнодушные и стремящиеся изменить свою жизнь к лучшему.

Сосредоточенность: что это за качество?

Способность концентрировать мысли, управлять ситуацией, совершать действия в данный момент времени и не отвлекаться на посторонние дела называется внимательностью.

Рассмотрим действия водителя автобуса. Его действия в один момент направлены на управление транспортным средством, слежение за дорогой и дорожными знаками, разметкой, окружающими машинами и пешеходами

При этом ему приходится соблюдать правила движения, следить за приборами, обращать внимание на видимость предметов. А некоторым водителям, в силу обстоятельств, приходится принимать плату за проезд

И это столько всего нужно учитывать только одному человеку!

Но взрослый человек, всему этому учится и постепенно развивает свои способности. Главное, тренироваться следует регулярно и целенаправленно.

Забота, заботливость, заботливый

Для развития внимания потребуются память, самодисциплина, устойчивость и концентрация, которые напрямую зависят от особенностей характера определенного человека. Чем более развита наблюдательность, тем лучше проявляется сосредоточенность. Таким людям легко доводить начатое дело до завершения, переключаться на разные виды деятельности, долгое время концентрироваться на одном виде работ.

История признания на Западе

К популяризаторам медитации осознанности в современном западном контексте относятся Г.И. Гурджиев (1866—1949), Тхить Нят Хань (род. в 1926), Герберт Бенсон (род. в 1935), Джон Кабат-Зинн (род. в 1944) и Ричард Дж. Дэвидсон (род. в 1951).

С 1970-х годов клиническая психология и психиатрия разработали для данной практики ряд терапевтических приложений, основанных на внимательности, в помощь людям, испытывающим различные психологические сложности. Практика психологической внимательности применяется для уменьшения симптомов депрессии, стресса, тревоги, а также при лечении наркомании. В школах, тюрьмах, больницах, центрах ветеранов и в других социальных средах были приняты программы, основанные на моделях Кабат-Зинна и подобных им, а также программы осознанности для дополнительных целей, таких как здоровое старение, управление весом, спортивные достижения, помощь детям с особыми потребностями и как способ благотворного воздействия в перинатальный период.

С 1980-х годов феномен осознавания стал предметом научного изучения в клинической психологии и психотерапии, что к XXI веку оформилось в самостоятельное направление.

Клинические исследования выявили пользу осознанности с точки зрения как физического, так и психического здоровья — как у разных категорий пациентов, так и у здоровых взрослых и детей. Исследования постоянно демонстрируют положительную взаимосвязь между осознаванием психологических проявлений и психологическим здоровьем. Практика осознанности, по-видимому, оказывает благотворное терапевтическое воздействие на людей с психическими расстройствами, в том числе тем, у кого наличествует психоз. Исследования также показывают, что вязкие психологические состояния и беспокойство способствуют возникновению множества психических расстройств, и что вмешательства, основанные на осознанности, значительно уменьшают как мании, так и беспокойство. Кроме того, практика внимательности может быть превентивной стратегией, направленной на прекращение развития проблем c психическим здоровьем.

Также была выявлена ​​необходимость проведения более качественных исследований в этой области, таких как проведение более рандомизированных контролируемых исследований, для получения более подробных методологических данных в публикуемых исследованиях, а также использование более крупных размеров выборки.

Что вредит внимательности?

Для любого человека нормой считается не обращать внимания и не запоминать ненужную информацию. Так наше сознание защищает нас от «сбоя системы». Если же невнимательность переходит в стадию рассеянности и нерадивости, то это может повлечь за собой неприятные последствия.

Главный враг сосредоточенности – лень и нежелание работать над собой

Другие факторы, рассеивающие внимание:

Разнообразные отвлекающие предметы, находящиеся на рабочем столе. Например, яркие маркеры, журналы, открытки, записки, мелкие канцелярские принадлежности. Если столешница завалена этой мелочью, то она вполне будет отвлекать от концентрации внимания. Наведенный порядок на столе и обустройство рабочего места создаст благоприятную почву для работы.
Внешние раздражители – разговоры коллег, звуки с улицы и работающей техники, собственные переживания и т. д. Избавиться от этих факторов непросто, здесь потребуется не одна тренировка, цель которой – научиться сосредотачиваться на работе независимо от посторонних звуков. Простые приемы – чтение книги при включенном телевизоре или в вагоне метро, заучивание четверостиший или иностранных фраз в людном месте. Через несколько тренировок сосредоточенность будет намного выше, а вы приспособитесь работать в шумных условиях.
Интернет. Открывая любую страницу браузера, на экран лезет настойчивая реклама. Во время рабочего процесса мигающие и всплывающие окна очень мешают. Простой способ устранить рекламу, чтобы она не отвлекала от работы – отключить ее в настройках браузера.
Усталость. Сосредоточиться на каком-то действии в дневное время после хорошего сна гораздо легче, чем вечером, когда организм уже порядком устал и вымотался. Поэтому психологи советуют решать важные дела в первой половине дня, а после обеда делать небольшие перерывы.
Недосып. Хроническая нехватка сна вызывает недостаток энергии, а это сказывается на работоспособности мозга. Соответственно концентрация внимания сводится к нулю. Врачи рекомендуют хорошо высыпаться, придерживаясь своей нормы сна. Здоровый сон полезен не только для повышения сосредоточенности, но и для функционирования всего организма

Если утром ожидается важное событие или необходимо что-то запомнить, лучше лечь спать пораньше. Согласно исследованиям, память работает и ночью, а утром «перезагруженный» мозг способен полноценно воспроизводить и записывать новую информацию.

Забота, заботливость, заботливый

Блокировка внимания возникает по разным причинам. Если это внешние факторы из нашего окружения, то их можно частично ликвидировать, к некоторым из них приходится приспосабливаться.

Наши внутренние факторы – это плохое самочувствие и недомогание. Полноценный сон и процесс выздоровления быстро восстановят нашу внимательность. Не стоит исключать и внутреннее настроение, поведение, личные качества. В этом случае только самодисциплина, работа над собой, гармония внутреннего состояния поможет повысить самооценку и стать внимательным.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

1. Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

2. Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

3. Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

4. Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

5. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы

К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу

Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

Забота, заботливость, заботливый

6. Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

Синдром недолюбленного ребенка у взрослого. Признаки

Забота, заботливость, заботливый

  • Существуют сложности в общении с окружающими (так толком и не научился правильно общаться). Недолюбленный взрослый никому не доверяет и от любого ждет подвоха.
  • Многое портит низкая самооценка («Не смогу сдать экзамены, поэтому буду поступать не туда, куда хочу, а туда, где легче», «Не справлюсь с этой работой» и т. д.). Нерешителен, боится сделать выбор. Готов выполнять тяжелую работу за гроши.
  • Неудачник по жизни, так как сформировалось определенное мировоззрение. Постоянно попадает в неприятные ситуации (в результате выбора неверных решений), крутится среди не очень хороших людей (а кто мешает общаться с хорошими?). В общем, сам лезет на рожон. Возможно, прочитав статью о том, почему не везет в жизни, такой человек сможет решить проблему своей невезучести.
  • Нередко «болеет» несчастной любовью. Изначально выбирает для себя слишком сложный объект (например, женатого человека) и мучается с ним.
  • Может часто менять половых партнеров (раз за разом старается убедиться в том, что его любят). По крупинкам (от каждого по чуть-чуть) собирает любовь, которой не хватило в детстве.
  • Сложный партнер для отношений. Нуждается в повышенном количестве любви.
  • Внутри взрослого человека по-прежнему живёт маленький недолюбленный ребенок. Из-за нерешённой проблемы может страдать и психическое, и физическое здоровье человека (он может этого не осознавать).
  • Есть вероятность, что будет воспитывать своих детей также «сухо» и «холодно», как воспитывали его. Но возможен и прямо противоположный вариант: станет заласкивать – зацеловывать, только бы дети не почувствовали того, что испытал он сам.
  • Недолюбленные дети стараются отдалиться от родителей: уехать в другой город, переехать в другую квартиру и т. д. Таким образом они стараются сократить общение с родителями, так как контакты с ними болезненны для недолюбленных в детстве взрослых.
  • Недолюбленные дети не хотят взрослеть, они на всю жизнь остаются детьми: считают, что родители им что-то должны, плохо себя ведут, например, страдают от зависимостей, не работают, не женятся и т. д. Потребность дополучить родительскую любовь, быть услышанным и понятым своими родителями остается у недолюбленных взрослых на всю жизнь. Они жаждут этой любви, но, к сожалению, родители, как правило, и не хотят, и не могут её дать. Невозможность удовлетворить такую важную потребность становится причиной хронической душевной боли. Недолюбленные дети как бы привязаны к родителям своею недолюбленностью, не могут в душе отделиться от них и жить по-настоящему самостоятельно, без оглядки на родителей, без оглядки на реакцию родителей на их поступки, без оглядки на прошлые и настоящие обиды.
  • Несмотря на то, что в жизни всё хорошо, человек чувствует себя несчастным, постоянно ощущает душевный дискомфорт, тревогу, в душе нет покоя. Душевная рана порой кровоточит всю жизнь.

Недолюбленный ребенок, пожалуй, без проблем узнает себя в этом описании. Просто нужно честно ответить на вопрос: «Хватило ли мне в детстве родительской любви?» Сложнее поставить «диагноз» другому человеку. Здесь тоже будут подсказкой его отношения с родителями.

Практические упражнения

Практика осознавания включает в себя процесс развития навыков привлечения внимания к тому, что происходит в настоящий момент. Существует несколько упражнений, предназначенных для совершенствования в медитации осознанности

Один из методов заключается в том, чтобы сидеть на стуле с прямой спинкой или сидеть со скрещенными ногами на полу или подушке, закрывать глаза и сосредотачивать внимание на ощущении собственного дыхания в области ноздри или движений своего живота при вдохе и выдохе. В этой медитативной практике никто не пытается контролировать свое дыхание, а пытается просто осознать свой естественный процесс / ритм дыхания

Когда адепты участвуют в этой практике, их ум часто убегает к другим мыслям и ассоциациям, и если это происходит, они пассивно отмечает, что ум блуждал, и возвращаются к сосредоточению на дыхании.

Другие медитативные упражнения для развития осознанности включают такой вид медитации как сканирование тела, где внимание практиканта направлено на различные области тела и отслеживает ощущения тела, которые имеются в настоящий момент. Вовлечение в практику йоги, а также наблюдение за движениями и ощущениями тела, а также ходячая медитация — это другие методы развития осознанности

Можно также сосредоточиться на звуках, ощущениях, мыслях, чувствах и действиях, которые происходят в настоящем. В этой связи известно упражнение, введенное Кабат-Зинном в его программе «Снятие стресса на основе осознанности (англ.)русск.» — это сознательная дегустация изюма, в котором изюм пробуют и едят с полным осознаванием.

Медитаторам рекомендуется начинать с коротких периодов (10 минут или около того) практики медитации в день

Если практика происходит регулярно, практиканту становится легче сосредоточить внимание на дыхании.. Хотя практика осознанности проистекает из буддийских методов медитации, в буддийском контексте соблюдение моральных заповедей является важным подготовительным этапом

Випассана также включает в себя созерцание и размышление о таких явлениях как дукха, анатта и аникка, а также размышления о причинности и других буддийских учениях.

Хотя практика осознанности проистекает из буддийских методов медитации, в буддийском контексте соблюдение моральных заповедей является важным подготовительным этапом. Випассана также включает в себя созерцание и размышление о таких явлениях как дукха, анатта и аникка, а также размышления о причинности и других буддийских учениях.

Пробуждение от сна

Итак, развитие внимательности – не проблема для тех людей, которые от природы любопытны и страстно изучают все окружающее. Это в основном – заядлые путешественники, бабушки у подъезда (вот кто поистине – клад для следователей) и, конечно же, дети. Что между ними общего? Да то, что первые обожают жизнь, вторые понимают, как мало времени у них осталось, а потому и сверхактивны, а третьи еще верят, что не все знают о мире и им пока интересно. Одним словом, все они – не спят, они живут прямо здесь и прямо сейчас. А не ждут, когда уже отпуск будет, когда на пенсию переведут, когда деньги появятся и все в таком стиле.

«Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, большинство готовится жить позднее» Джонатан Свифт.

Ведь, как говорил Энштейн, либо для человека не бывает чудес, либо чудом является каждый прожитый день. Третьей позиции не существует.

Что такое синдром недолюбленного ребенка?

В медицине и психологии «синдром» — это совокупность симптомов, имеющих общие этиологию и патогенез. Упростим определение для лучшего понимания: «синдром» — это совокупность признаков, имеющих общие причины и условия возникновения, а также общий механизм зарождения и развития. Например, у гражданина Н. имеется несколько на первый взгляд не связанных между собой симптомов (проявлений, признаков, особенностей и т. д.). Но, узнав о них, опытный специалист сразу заподозрит, что все они являются составляющими одного синдрома (например, синдрома недолюбленного ребенка). И причина возникновения у всех этих симптомов одна (в данном случае, в детстве ребенка не долюбили родители).

Синдром недолюбленного ребенка может возникнуть в тот период жизни, когда детская психика еще не сформировалась. Его начало — это внутриутробный период (вот почему беременным рекомендуется гладить живот и разговаривать с ним), конец — это старший подростковый возраст (а может быть и позже).

У данного синдрома очень много разнообразных проявлений. Нередко недолюбленные дети страдают от последствий недолюбленности всю жизнь. Многие из них так и не узнают о том, что все их мучения имеют общую причину, корни которой уходят в несчастливое (или не очень счастливое) детство.

5 легких упражнений на внимательность

А теперь – простая тренировка внимательности, которую можно делать прямо в рабочее время:

Почаще смотрите на желтый цвет – он помогает мозгу концентрировать внимание. Если у вас серьезные проблемы с рассеянностью – лучше предмет такого цвета поставить прямо на рабочий стол, перед глазами.
В обеденный перерыв разложите на столе 5 предметов, запомните их и повернитесь к столу спиной

Попросите друга убрать один из предметов. Повернитесь и попытайтесь вспомнить, чего именно нет. С практикой увеличивайте число предметов – вплоть до 50.
Если с внимательностью дело совсем худо – заведите блог, и записывайте там ежедневно заметку про какую-то интересную увиденную сцену или деталь. Больше проблемы повысить свою внимательность не будет, ведь цепкость глаз – хлеб для журналистов и блоггеров.

И, наконец, самый лучший и быстрый способ одновременно значительно улучшить внимательность, суперслух и затылочное зрение – это заниматься на работе ерундой, и внимательно следить при этом – не идет ли начальник?

Психолог Анна Вадимова для сайта «f-Journal.Ru»

Игры на развитие внимания

1. Концентрация внимания

«Найди треугольник». Нарисуйте на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Предложите ребенку найти все треугольники и закрасить их.

Игру можно усложнить: перед выполнением задания предложите порядок поиска различных фигур, сначала все треугольники найти и закрасить желтым карандашом, затем все овалы – синим цветом, далее прямоугольники – зеленым карандашом, круги – красным, квадраты – коричневым.

2. Распределение внимания

Дайте ребенку сразу два задания – лепить шары, после каждого слепленного предмета перекладывать одну пуговицу из коробки в шкатулку.

Попросите маршировать по периметру комнаты – на каждом повороте топать ногой.

3. Переключение внимания

Как развить внимательность у ребенка? Играть, играть и еще раз играть!Забота, заботливость, заботливый

Используйте любую иллюстрацию детской книги. Например, репка. Предложите ребенку положить на каждого персонажа определенные геометрические фигуры: на деда квадрат, бабку — прямоугольник, внучку – треугольник, собаку-круг, кошку – овал, мышку – трапецию.

В следующий раз измените задание – используйте объемные фигуры, иллюстрации природы. Фантазируйте. Предложите придумать аналогичные игры ребенку

Это заставит думать, мыслить, вспоминать и переключать внимание, отыскивая в комнате подходящие предметы

4. Устойчивость внимания

Пазлы, конструкторы, лабиринты различной сложности помогают удерживать внимание длительное время. Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей

Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей.

5 Объем внимания

Разложите на столе материалы для конструктивной деятельности, например, пластилин, краски, альбом, цветную бумагу, ножницы, карандаши, ластик. Пусть ребенок закроет глаза, уберите один предмет, спросите что изменилось, затем снова пусть закроет глаза – поменяйте принадлежности местами. Для поддержания интереса в следующий раз возьмите любые другие предметы.

Играйте, придумывайте вместе с детьми свои упражнений, устанавливайте к ним правила постепенно задача, как развить внимание у ребенка будет полностью решена. https://www.youtube.com/embed/G6qxlmAlU9M?

https://youtube.com/watch?v=G6qxlmAlU9M%3F