Социальная психология на рубеже веков — жизненный реализм

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

  • достоверное воспроизведение действительности

  • особый интерес к социальной тематике

  • субъективность в работах данного направления

  • стремление героев к правде и улучшению мира

Черты реализма

  • Исторически конкретное общество, события, эпоха

  • Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

  • В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

  • Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира

  • Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

  • Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

  • Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

  • В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

  • Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в русской литературе XX века

Социальная психология на рубеже веков - жизненный реализм

(Николай Петрович Богданов-Бельский «Вечер»)

Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.

Социальная психология на рубеже веков - жизненный реализм

(Борис Кустодиев «Портрет Д.Ф.Богословского»)

Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:

  • Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
  • Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
  • Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
  • Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).

Реализм в русской литературе XIX века

(А. С. Пушкин)

Главным основоположником русского реализма в 19 веке является Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочь», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник» он тонко улавливает и мастерски передает самую суть всех важных событий в жизни русского общества, представленной его талантливым пером во всем многообразии, красочности и противоречивости. Вслед за Пушкиным многие писатели того времени приходят к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний своих героев и изображая их сложный внутренний мир («Герой нашего времени» Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя).

Социальная психология на рубеже веков - жизненный реализм

(Павел Федотов «Разборчивая невеста»)

Напряженная социально-политическая обстановка в России в годы правления Николая I вызвала острый интерес к жизни и судьбе простого народа у прогрессивных общественных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также в поэтических строках Алексея Кольцова и произведениях авторов так называемой «натуральной школы»: И.С. Тургенева (цикл рассказов «Записки охотника», повести «Отцы и дети», «Рудин», «Ася»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»), А.И. Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»), И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов»), А.С. Грибоедова «Горе от ума», Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А.П Чехова (рассказы и пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»).

Литературный реализм второй половины 19 века получил название критического, главной задачей его произведений было выделить существующие проблемы, затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет.

История концепции

Наивный реализм следует из субъективистской традиции в современной социальной психологии , которая уходит своими корнями к одному из основателей месторождения, германо-американский психолог по имени Курт Левин . Идеи Левин были сильно проинформированы гештальтпсихологией , школа 20 века мысли , которые сосредоточены на изучение психологических явлений в контексте, как части целого.

С 1920 — х по 1940 — е годы, Левин разработал подход к изучению человеческого поведения , которое он назвал теорию поля . Теория поля предполагает , что поведение человека является функцией человека и окружающей среды . Lewin считается психологическое окружение человека, или «жизненное пространство» , чтобы быть субъективным и , таким образом , независимо от физической реальности.

В течение этого периода времени, субъективистские идеи также распространялись по другим областям психологии . Например, Жан Пиаже , психолог , утверждал , что дети смотрят на мир через эгоцентрической линзы, и у них есть проблемы , разделяющий свои собственные убеждения от верований других людей.

В 1940 — х и 1950 — х годах, пионеры в социальной психологии применили субъективистский вид области социального восприятия . В 1948 году психологи Дэвид Kretch и Ричард Krutchfield утверждал , что люди воспринимают и интерпретируют мир в соответствии со своими «собственными потребностями, собственные коннотации, собственной личности, собственных ранее формируются когнитивные модели.»

Социальный психолог Густав Ichheiser расширил эту идею, отметив , как перекосы в человека восприятия приводят к недоразумениям в социальных отношениях . По Ichheiser, «Мы , как правило, решить нашу растерянность , возникающую из опыта , что другие люди видят мир иначе , чем мы видим это сами, заявляя , что эти другие, в результате какого — либо основного интеллектуального и морального дефекта, не в состоянии видеть вещи» как они на самом деле являются»и реагировать на них„обычным способом“. Таким образом , мы имеем в виду, конечно, что вещи на самом деле , как мы их видим, и что наши пути являются нормальными способами «.

Соломон Аш , известный социальный психолог , который также был воспитан в гештальт традиции, утверждал , что люди не согласны , потому что они основывают свои решения на разных construals , или способы смотреть на различные вопросы. Тем не менее, они находятся под иллюзией , что их суждения о социальном мире являются объективными. «Это отношение, которое было точно описано , как наивный реализм, не видит никаких проблем в том , восприятии или познаний окружения Вещи , что они , кажется, они имеют только те качества , которые они показывают на зрение и осязание,» он написал в своем учебнике социальной психологии в 1952 году «это отношение, не означает, однако, описывают реальные условия нашего познания окружающей среды.»

последствия

Наивный реализм заставляет людей преувеличивать различия между собой и другими. Психологи считают , что это может вызвать и обострить конфликт, а также создавать барьеры для переговоров через несколько различных механизмов.

Уклон слепое пятно

Одним из следствий этого наивного реализма называют смещения слепое пятно , которое является способность распознавать когнитивные и мотивационные перекосы в других , пока не в состоянии признать влияние смещения на себя. В исследовании , проведенном Пронин, Лин и Росс (2002), Stanford студенты заполнили анкету о различных уклонах в социальном суждении. Они показали , как восприимчивыми они думали , что они этим предубеждения по сравнению со средним учеником. Исследователи обнаружили , что участники последовательно считали , что они были менее склонны быть предвзятыми , чем их сверстники. В последующем исследовании, студенты ответили на вопросы об их личных качествах (например , как они были внимательным) по сравнению с теми из других студентов. Большинство студентов видели себя как падение выше среднего по большинству признаков, которые обеспечили поддержку для познавательного смещения , известное как лучше, чем средний эффекта . Далее, студенты узнали , что 70 до 80 процентов людей становятся жертвами этого смещения. На вопрос о точности их самооценок, 63 процентов студентов утверждали , что их рейтинги были объективными, в то время как 13 процентов студентов указали , что они думали , что их рейтинги были слишком скромными.

Социальная психология на рубеже веков - жизненный реализм Рис. 1. Фактические виды (сверху), «кружка» восприятие взглядов (в центре), «треугольник» восприятие представлений (внизу). (Смоделированный после подобных иллюстраций, найденных в Robinson и соавт., 1995, и Росс & Уорд, 1996)

Ложная поляризация

Когда человек не разделяет наши взгляды, то третий принцип наивного реализма приписывает это несоответствие до трех возможностей. Человек либо был выставлен на другой набор информации, ленятся или не в состоянии прийти к рациональному выводу, или находится под искажающее влиянием , такие как смещение или корысть. Это приводит к явлению , которое называется ложная поляризацией, которая включает в себя интерпретацию взгляды других людей как более экстремальные , чем они на самом деле, и приводит к восприятию больших межгрупповых различий (см. 1). Люди предполагают , что они воспринимают этот вопрос объективно, тщательно рассматривая его из нескольких представлений, в то время как другая сторона обрабатывает информацию сверху вниз . Например, в исследовании , проведенном Robinson и соавт. в 1996 году, про жизнь и про выбор партизаны сильно переоценили оконечность взглядов с противоположной стороны, а также переоценивать влияние идеологии на других в своей группе.

Реактивная девальвация

Предположение о том, что мнения других людей, более экстремальные , чем они могут создать барьер для разрешения конфликтов. В ходе опроса , проведенного тротуарной в 1980 — х годах, пешеходы оценили предложение о разоружении ядерных вооружений (Стиллинжера и др., 1991). Одна группа участников сказали , что это предложение было сделано американским президентом Рональдом Рейганом , а другие думали , что предложение исходило от советского лидера Михаила Горбачева . Исследователи обнаружили , что 90 процентов участников , которые считали это предложение было от Рейгана поддержали его, в то время как в группе Горбачева лишь 44 процент заявил о своей поддержке. Это обеспечило поддержку явления , называемое реактивной девальвацией , которая включает в себя отклонение концессии от противника на предположении о том , что концессии либо мотива корысти или менее ценной.

Основные допущения

Ли Росс и его коллега психолог Эндрю Уорд изложил три взаимосвязанных предположения, или «принципы» , которые составляют наивный реализм. Они утверждают , что эти предположения подтверждаются длинной линии мышления в социальной психологии, наряду с несколькими эмпирическими исследованиями. Согласно их модели, люди:

  • Считают, что они видят мир объективно и без предвзятости.
  • Ожидать, что другие придут к тем же выводам, так долго, как они подвергаются той же информации и интерпретировать его рациональным образом.
  • Предположу, что другие, которые не разделяют те же взгляды должны быть невежественными, иррациональными, или сместиться.

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм — это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

  • задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

  • «правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

  • искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии — они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Социальная психология на рубеже веков - жизненный реализмАлександр Дейнека. Стахановцы