Консультация для родителей поиграй со мной, мама!

По правилам и без

Чтобы понять, как предметы могут взаимодействовать, ребенку требуется помощь старших. Родитель показывает, что кубики можно складывать в ведро или бросать в него, ставить друг на друга и строить из них дома. Малыш начинает повторять за ним.

Выделите для совместной игры какое-то определенное время, но в этот час полностью включайтесь в игровой процесс. Отложите дела, разговоры по телефону, выключите телевизор.
Не стремитесь свести все совместные занятия к обучению. Сосредоточьтесь на хорошем настроении и удовольствии.
Подбирайте игрушки по возрасту и интересу

Если не знаете, что купить, обратите внимание на то, к чему тянется ваш малыш в гостях или в песочнице, во что играют его ровесники.
Если вы купили новую игрушку, обязательно покажите, как играть в нее. То, что очевидно для вас, не всегда понятно двухлетке.
Предлагайте свои варианты, но не принуждайте играть в то, что не нравится ребенку

Одно и то же занятие может наскучить: игрушка, любимая вчера, может стать не по душе сегодня.
Если вам хочется показать ребенку что-то новое, а он не проявляет интереса, начните играть сами, и малыш обязательно присоединится к вам.

Совместная игра должна быть окрашена положительными эмоциями. Не навязывайте, не критикуйте. Найдите причину для похвалы.

Не люблю играть

Родители часто играют «через не хочу» или вовсе отказывают ребенку в подобного рода внимании. Играть весь день вы, конечно, не обязаны, но какое-то время надо выделить на «безделье» и научиться получать от этого удовольствие. Даже 15 минут совместной игры ценны для ребенка.

Чтобы легче игралось, выберите то, что вам интереснее и приятнее всего. Откажитесь от игр, которые вас сильно раздражают и вызывают скуку. В то, что вам не нравится, может поиграть папа или другие родственники.

Если вы слишком заняты, придумайте игру прямо из ваших домашних дел. Помогая нарезать огурцы или перемешивать салат, можно вообразить себя поваром, вытирая пыль – дворником, собирая игрушки по квартире – спасателем.

Есть варианты и для самых ленивых родителей, но их можно использовать лишь время от времени. Вы можете стать гаражом, треком, туннелем, и ребенок будет увлеченно катать по вам машинки, пока вы лежите на диване. Или же устройте домашний концерт. Включаем музыку, вручаем ребенку расческу вместо микрофона, указываем на «сцену» и наслаждаемся его импровизациями.

Чтобы понять, как это – играть с детьми, можно обратиться к примеру популярных видеоблогеров. Они играют профессионально, да еще и получают за это деньги. Совсем не обязательно снимать свои игры с ребенком на камеру, но можно почерпнуть интересные сюжеты: сказки из кукольных фигурок, соревнования, поделки и дегустации.

Долой стереотипы!

Полный набор девичьих игр знают практически все, а интересы мальчиков в представлении взрослых часто ограничены машинками, битвами супергероев, монстров и прочей «нечисти». Между тем мальчикам тоже полезно играть в куклы, помогать маме по дому, примерять разные профессии, в том числе повара и учителя. В будущих мужчинах старательно культивируется агрессия. Но кого мы пытаемся вырастить?

Нам нужны бесчувственные герои или добрые мужья, заботливые отцы и ответственные работники, которые могут быть не только полицейскими и солдатами, но преподавателями, врачами и справедливыми руководителями? Так давайте не будем увлекаться ружьями, танками и солдатиками, а разнообразим игровой арсенал ребенка плюшевым медведем, парой кукол, набором посуды, пластиковых продуктов и кассой. В том, что девочка любит футбол, также нет ничего предосудительного. Разнополые сиблинги с удовольствием играют и в дочки-матери, и в машинки.

Конструктор счастья

Никаких четких правил создания живых ролевых игр не было ни в 2000-х, ни в начале 2010-х. Команды мастеров действовали по наитию, руководствуясь исключительно своими представлениями о предстоящей игре. Нередко проекты проваливались.

— В 2011 году мы отправились на очень неудачную игру, — вспоминают Стася и Саша. — Это было мучительно, чудовищно. Настолько плохо, что, когда мы уже всей нашей нижегородской командой сели в автобус и поехали домой, один из друзей высказался: «Кажется, проще делать свои игры, чем так мучиться».

Так из игроков выросли мастера, занимающиеся гейм-дизайном ролевых игр живого действия.

— Правда, тогда мы не знали, что это называется гейм-дизайном, — смеется Стася. — Просто делали игры. С первой попытки, надо сказать, божьей искры мы не высекли. Но уже в процессе создания второй игры задумались, про что вообще мы будем ее делать. Мы поняли, что нам необходим смысл, некое ключевое слово, на котором будут строиться правила и опыт, который смогут получить наши игроки. Тогда возникло слово «счастье», а от него родилась игра «Город из песка».

Консультация для родителей поиграй со мной, мама!Александр МинкинФото: Марсель Курячьева/vk.com/marcelmarsophoto

В игре смысл размывается, проходит через каждого игрока и преломляется в его сознании, а перед мастерами возникает задача не позволить ему раствориться, исчезнуть, измениться до неузнаваемости.

— Мы поняли, что у нас получилось, когда в куче отчетов с этой игры прочли самые разные рассуждения на тему счастья, — говорит Стася. — Тогда впервые мы осознали, что нам удается использовать язык игры, чтобы говорить с людьми на важные темы.

— Мы начали проводить в Нижнем Новгороде семинары для мастеров, — подхватывает Саша. — Закрывались где-нибудь дня на два, отключали телефоны и устраивали мозговой штурм. Пытались уяснить для себя законы игры, ответить на множество вопросов о ролевом методе и его возможностях, создать игры, транслирующие наши идеи. Мы разрабатывали принципы создания игрового пространства, работали до умопомрачения. Но делали это только для себя и друзей. Нам даже в голову не могло прийти, во что это в итоге выльется.

Капитан, к вам Мэрилин Монро!

И познакомились на игре.

— Я обесцветила волосы, накрутила бигуди и отправилась туда играть Мэрилин Монро, — вспоминает Стася. — Я ехала не просто «светить лицом» и посылать поклонникам воздушные поцелуи, я знала, что там будет один капитан дальнего плавания, к которому моя Мэрилин уже давно испытывает самые нежные и, главное, взаимные чувства. Вот только возможности объясниться им никак не представится. У нее — постоянные съемки, у него — постоянные рейсы. Капитаном оказался Саша Минкин.

Консультация для родителей поиграй со мной, мама!Анастасия КирееваФото: Елизавета Клушина/vk.com/public128074216

Это должна была быть красивая история любви на фоне большого праздника, куда съехалась богема со всего мира.

— Прибыв на место, я довольно быстро нашла своего капитана, — продолжает Стася

— Мы тут же ввязались в какие-то шпионские авантюры, игра шла очень активно, вот только на мои многочисленные попытки заговорить о самом важном возлюбленный никак не реагировал. Только в конце игры выяснилось, что мастера, предложив мне шикарный сюжет про любовь, просто-напросто забыли рассказать о нем Саше

В тот момент, когда красивый игровой сюжет провалился, началась их собственная история.

— Мы стали хорошими друзьями, — рассказывает Стася. — Все больше и больше времени проводили вместе, нам было легко и интересно друг с другом. А потом поняли, что не хотим расставаться вообще.

Оба тогда жили в Нижнем Новгороде. Уехав из Магадана, окончив театральный институт в Ярославле, некоторое время проработав в Твери, Анастасия стала актрисой одного из нижегородских театров. Александр помогал родителям с семейным бизнесом — работал в турагентстве. Но главным в жизни пары оставались игры и все, что с ними связано.

Это безумие, это любовь

Оба проекта Александра и Анастасии — и «Полдень», и Театр живого действия — фактически волонтерские организации, существующие большей частью на выигранные гранты, дотации, спонсорские средства или деньги, которые можно собрать с помощью краудфандинга.

— Это тонкий лед, хрупкий мир, который мы всеми силами стараемся сохранять и поддерживать, — говорит Анастасия. — Иногда становится страшно, ведь, если в какой-то момент мы перестанем выигрывать те самые гранты или спонсоры вдруг решат, что отдавать средства на благотворительность нецелесообразно, все закончится. В программе «Полудня» множество регионов России, в репертуаре театра пять полноценных спектаклей. Мы стараемся не думать о том, что в какой-то момент все это может исчезнуть.

— Мы не герои, — улыбаются Стася и Саша. — Мы точно безумны, но не герои вообще. Мы просто не представляем своей жизни без сумасшедших идей и поступков. И иногда думаем: что нас вообще во всем этом держит? А потом приходят письма. Люди пишут, что никогда не видели, не чувствовали, не знали ничего подобного, — Стася глубоко вздыхает. — И тогда становится ясно: все не зря. Кого-то же мы делаем чище, лучше, счастливее. Ради этого стоит бороться, работать, забывать о страхе и делать новую игру.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

Как предлагать больше близости?

Прежде всего, делать это стоит аккуратно, особенно если ребенок часто сопротивляется вашей ведущей роли

Дети часто сами предпочитают режиссировать проявление любви: «Мама, обними меня! Мама, почитай мне книжку! Нет, эту, нет, не эту! Ну, пошли гулять! Мама, собирайся! Мама, не разговаривай за рулём! Веди осторожно! Поехали сюда! Пошли туда! Полежи со мной! Поговори со мной!». Из этого следует, что в отношениях и заботе надо брать инициативу в свои руки: не вестись на просьбу, а стараться ее предугадать, предлагать первым

У меня в семье это очень хорошо проявляется в ритуалах вокруг еды. Долгое время мои дети спрашивали, можно ли им взять мороженого или молока, имея в виду, можно ли открыть холодильник. Они сами ставили себя в зависимую позицию, за которую я, естественно, никогда не стыдила, а говорила: «Да, открой и посмотри, какое есть мороженое!». Бывало, я делала вид, что мне не все равно, какое именно мороженое съест или сколько он съест. Или предлагала еще: «Давай я тебе еще сверху шоколадом украшу!» или «Давай я тебе сверху орешками посыплю!», «Давай мы смешаем!», «Хочешь, я тебе помогу положить в стаканчик?»

Это называется «опережать или предлагать больше, чем требуется» в самых простых ситуациях: «Мама, можно конфетку?» — «Возьми три».

Консультация для родителей поиграй со мной, мама!

Родитель удовлетворяет потребности ребенка, а не его требования.

Мы это тоже понимаем и различаем: есть потребности, а есть требования. Ребенок требует то, что, по его мнению, может улучшить его жизнь и жизнь его семьи. Скажем, сегодня он обязательно должен посмотреть «Смешариков», а не идти гулять на улицу. Но вы прекрасно понимаете, что истинные нужды ребенка в том, чтобы его принимали таким, какой он есть, чтобы считали его значимым, ценили его. То есть это потребность в привязанности, а не в «Смешариках».

Когда сквозь требования мы сможем видеть потребности, тогда нам будет легче проявлять щедрость в отношениях, распознавать потребности и предупреждать их.

«Мама, поиграй со мной в машинки!» — просит ребенок в очередной раз, а вам эти машинки уже ненавистны. Вы чувствуете, что если дотронетесь до кузова, станет плохо в прямом смысле. И мы решаем эту ситуацию, например, вот так: «Иди, сынок, ко мне, лучше мы почитаем про машинки! Смотри, какая у меня интересная книжка! Смотри, я что в интернете про машинки нашла!».

То есть мы обеспечиваем контакт, близость, зависимость, а не анимацию или нон-стоп игру 24 часа в сутки семь дней в неделю.

К примеру, вашему ребенку 2-2,5 года, он очень любит рисовать, а вам надо завладеть им. Вы понимаете, что близость через похожесть уже актуальна на этом этапе отношений. И вот вы садитесь рядом и рисуете маму с дочкой или делаете фотосессию «Мама и дочка» в стиле «Family Look». Это будет поддерживать ваши отношения.

Все это дает ребенку ощущение того, что он любим. Если мы отвечаем на запросы ребенка или выполняем его требования, то пусть это выглядит как ваша идея:

— Мама, почитай мне!

— Слушай! Я только что собиралась тебе сказать: «А давай-ка мы почитаем!».

— Мама, почитай мне! — просит и ребенок и протягивает тоненькую книжечку.

— Нет, это что-то слишком тоненькая, подожди-ка! Давай эту прочитаем, а потом ещё у меня есть вот эта, вот эта и вот эта книжка. Ну-ка, забирайся ко мне на ручки и будем читать!

— Мама, обними меня! Папа, обними меня!

— Ах! Просто так взять и обнять? Вот просто так взять и обнять — и все? Не-е-ет, так просто уже не отделаешься!

То есть даем ребенку ощущение, что это наша идея, наша! Это значит «перебивать», в смысле бить козырем (от англ. trump). Мы как будто перебиваем нашей козырной картой отношений, привязанности, заботы желание ребенка получить эту заботу. Мы даем больше.

— Обнять тебя один раз? Ну, уж нет — пять, минимум пять раз я тебя обниму!

— Рассказать историю? Да я только что собиралась рассказать тебе две потрясающих истории!

Общая идея такова: последнее слово должно быть за вами, и вы даете больше, чем просит ребенок.

Чем больше вы это будете делать, чем больше вы его будете напитывать, тем меньше он будет просить. Мы не зря употребляем метафору «голод по привязанности». Когда человек знает, что у него остался последний кусочек хлеба, расслабиться невозможно. В такой ситуации мы склонны искать еду везде и всюду. Если же есть уверенность, что еды и средств ее купить вдоволь, есть мы будем ровно столько, сколько нужно.

Палочка-воспиталочка

Если вы хотите решить какую-то проблему, попробуйте сделать это через игру. Например, придумайте вредного героя Нехочуху. Пусть он ничего не хочет, а ваш сын должен непременно его излечить. Пусть он попробует объяснить, почему он такой, и придумает средство от этого недуга. Вы же изобразите, как вредина излечился, и все вокруг радуются, хвалят Нехочуху, хотят играть с ним. «Раньше с тобой было очень сложно дружить, а теперь хорошо и весело!» – подводят итоги плюшевый медведь Пух и ослик Иа.

Конфликтную ситуацию, происходящую в семье, можно инсценировать между любыми двумя игрушками – пусть они дерутся, жадничают, но в конце концов находят правильный выход и мирятся. Если Зайка – трусишка, пусть он осмелеет с помощью волшебных друзей или мудрого наставника.

Предложите выполнить задание «Создай свой мир». Сейчас практически в каждом доме есть кинетический песок, который очень удобен в обращении. Найдите широкую неглубокую коробку или крышку с бортиками, засыпьте в нее песок, достаньте мешок с мелкими игрушками и попросите ребенка создать его собственный мир. Не обязательно искать в хрестоматиях значения фигур и образов.

Попросите ребенка рассказать о его творении. Кто там живет? Где он сам? Как взаимодействуют его жители? Какая погода? Как им живется? И слушайте, слушайте… Часто дети не делятся своими проблемами. Они еще не умеют высказывать их вслух или стесняются. А в игре это все обязательно всплывает на поверхность. Все, что вы услышите, будет искренним и глубоким рассказом про вашу семью.

Помните, что любая игра для ребенка – это поле для развития, тренировки моторики, памяти, воображения, получения нового опыта, достижения поставленной цели. Игра – это репетиция взрослой жизни. Не покупки, не развивающие занятия или горы конфет, а чаепитие с кубиками вместо торта, Медвежонком и куклой Настей. Именно время, проведенное с ребенком в игре, будет для него признаком вашей любви.

Люди Игры

Консультация для родителей поиграй со мной, мама! Сегодня за плечами у Анастасии и Александра не только множество созданных ими игр и спектаклей, но и конференции в десятках городов России, лекции в Высшей школе экономики, проекты, выигрывающие президентские гранты. Они профессиональные гейм-дизайнеры игр живого действия, хоть такой профессии до сих пор официально нет.

— Главное, с чего мы начинаем создавать каждую игру, — задаем вопрос: какой опыт получат наши игроки? — рассказывает Александр.

— Нет никаких четких ментальных конструкций, которые мы стремимся внедрить в сознание участников, — поясняет Стася. — Есть лишь тема, внутри которой каждый свободен самовыражаться, если, конечно, это не нарушает, к примеру, УК РФ (смеется). Мы можем говорить о детстве, и это будет открытый вопрос. Что оно для тех, кто играет с нами? Когда они его осознали? Когда потеряли? Тоскуют ли по нему? Счастливы ли, что оно было таким, каким было? А в другой игре мы будем исследовать право выбора и свой выбор сделает каждый игрок, прочувствует этот момент.

Для создания игр Стася и Саша пользуются приемами гейм-дизайна, без которых ролевое действие невозможно или даже опасно.

— В первую очередь речь идет о «магическом круге» Йохана Хайзенги, — рассказывают они. — Это особое место, где правила реального мира уступают место правилам игры. Игровое пространство — пространство безопасности, где человек перестает быть самим собой и становится персонажем, где все события происходят с ролью, а не с тем, кто ее играет. Через «магический круг» человек попадает в игру и выходит из нее. Мы всегда очень четко обозначаем этот момент перехода, чтобы игрок смог точно осознать, где начало игры, а где ее финал.

Второй важнейший метод — роли или маски, «надевая» которые человек может позволить себе расслабиться и даже вести себя так, как никогда не смог бы в реальной жизни. Ширма, за которой можно временно спрятать собственную личность, расслабляет, раскрепощает, освобождает игрока, давая ему возможность насладиться игрой в полной мере.

— Мы говорим о процессе, в котором все заранее простили своим персонажам все, а значит, позволили им действовать так, как им хочется, — поясняет Стася. — Так проще довериться окружающим, выйти на некие чистые, честные, искренние эмоции и поделиться ими.

Подобные игры невозможно провести для аудитории больше 30 человек.

— Это было бы невозможно и в случае, если бы участники наших игр могли постоянно останавливать процесс и обращаться за разъяснениями к ведущим, — объясняет Саша. — На обычной «полигонке» можно выйти в положение «вне игры», обратиться к одному из мастеров и прояснить текущие вопросы. В случае художественной игры такой номер не пройдет. Актеры, ведущие действие, — такие же его участники, как и все остальные, и направлять его они могут только собственной игрой. Ничто не должно нарушать ее целостности до момента выхода из «круга».

Художественные ролевые игры, которым команда Александра и Анастасии уделяет основное внимание, отличаются тем, что в них нет четких выигрышей, зато есть масса поводов для размышлений. — Это игры, транслирующие замысел создателей через призму ситуаций, в которые мы помещаем игроков, — говорит Александр

— Если мы отправимся на любую стандартную игру живого действия, мы попадем в целую историю, к которой придется заранее готовиться, продумывать свою роль в ней. Мы же предлагаем игрокам набор понятных каждому ситуаций, которые можно прожить совершенно по-разному прямо сейчас

— Это игры, транслирующие замысел создателей через призму ситуаций, в которые мы помещаем игроков, — говорит Александр. — Если мы отправимся на любую стандартную игру живого действия, мы попадем в целую историю, к которой придется заранее готовиться, продумывать свою роль в ней. Мы же предлагаем игрокам набор понятных каждому ситуаций, которые можно прожить совершенно по-разному прямо сейчас.

Всему свое время

Малыш совсем недавно родился и уже готов играть. Он смотрит на ваше лицо, пытается копировать вашу мимику. Не говорит, но все хорошо запоминает. Потешки, песенки, поглаживания, какие-то манипуляции, сопровождаемые ласковыми словами. В ходу вращающийся мобиль, картинки, погремушки.

После полугода ребенок начинает сидеть, и игры усложняются. Малыш может самостоятельно трясти разные предметы, издавать с их помощью звуки или нажимать на кнопки музыкальной игрушки. С вашей стороны пригодится демонстрация извлечения этих самых звуков. Популярностью в этом возрасте пользуются «коза», «ладушки» и прочие подобные игры. Появляется интерес к книгам с яркими картинками.

В полтора-два года детки начинают осваивать первые ролевые игры. «Варят» кашу, качают и кормят своих пупсов. Вы же можете подсказать им следующие шаги – кукла проголодалась, замерзла, устала, хочет на ручки.

Дети с большим удовольствием исследуют и примеряют на себя различные профессии – учитель, врач, продавец, полицейский. Для этого можно придумать костюмы, какую-то атрибутику, которую чаще всего можно найти в каждом доме или же вырезать из картона.

Дети очень любят, когда родители мастерят игрушки, мебель или одежду для кукол своими руками. Лично для меня одним из самых теплых воспоминаний детства была бумажная кукла и домик из коробки, который сделала мне моя мама.

С возрастом выбор совместных занятий становится шире и индивидуальнее. Лучшее, что вы можете сделать, – спросить самого ребенка, во что ему хотелось бы поиграть.