Педагогическая технология: «организация совместной деятельности логопеда и психолога с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» методическая разработка по развитию речи по теме
Функции
Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):
- Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
- Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
- Озвучивание сформулированного высказывания.
К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:
- возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
- упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
- формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).
Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:
- Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
- Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
- Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).
Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:
- возможность находиться в обществе и чувствовать себя ее полноправным членом (понимать правила, воспринимать просьбы окружающих, реагировать на обращения и так далее);
- способность к саморазвитию (расширять свой кругозор, пополнять лексический запас и так далее);
- использование прошлого жизненного опыта для улучшения качества происходящего в настоящем (например, ребенок, не способный откладывать на подкорку воспоминания, может часто обжигаться горячим чайником. Он не только не помнит свой негативный опыт, но и не может полноценно воспринимать предостережения родителей).
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии
Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:
Формы, относящиеся к экспрессивной речи | Формы, относящиеся к импрессивной речи |
|
|
Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.
При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.
За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.
При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.
В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.
Расстройства
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.
Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.
Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС
По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.
Например:
Форма речевого расстройства | Краткая характеристика |
Афазии | При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга. |
Алалии | При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития. |
Дизартрии | Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения. |
Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС
Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:
- заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
- мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
- сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).
Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата
Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:
- механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
- ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).
Различного происхождения
К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:
- появление на свет в результате преждевременных родов;
- наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
- некорректная форма воспитания и общего развития.