Педагогическая технология: «организация совместной деятельности логопеда и психолога с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» методическая разработка по развитию речи по теме

Функции

Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):

  1. Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
  2. Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
  3. Озвучивание сформулированного высказывания.

К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:

  • возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
  • упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
  • формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).

Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:

  1. Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
  2. Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
  3. Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).

Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:

  • возможность находиться в обществе и чувствовать себя ее полноправным членом (понимать правила, воспринимать просьбы окружающих, реагировать на обращения и так далее);
  • способность к саморазвитию (расширять свой кругозор, пополнять лексический запас и так далее);
  • использование прошлого жизненного опыта для улучшения качества происходящего в настоящем (например, ребенок, не способный откладывать на подкорку воспоминания, может часто обжигаться горячим чайником. Он не только не помнит свой негативный опыт, но и не может полноценно воспринимать предостережения родителей).

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии

Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:

Формы, относящиеся к экспрессивной речи Формы, относящиеся к импрессивной речи
  • устная речь;
  • письменная речь.
  • восприятие устной речи;
  • чтение (осознание написанного).

Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.

Педагогическая технология: «организация совместной деятельности логопеда и психолога с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» методическая разработка по развитию речи по теме

При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.

За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.

При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.

В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.

Расстройства

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.

Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.

Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС

По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.

Педагогическая технология: «организация совместной деятельности логопеда и психолога с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» методическая разработка по развитию речи по теме

Например:

Форма речевого расстройства Краткая характеристика
Афазии При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга.
Алалии При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития.
Дизартрии Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:

  • псевдобульбарная;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.

Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС

Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:

  • заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
  • мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
  • сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).

Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата

Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:

  • механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
  • ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).

Различного происхождения

К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:

  • появление на свет в результате преждевременных родов;
  • наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
  • некорректная форма воспитания и общего развития.