Условные и безусловные рефлексы

Как приучить мозг меняться?

Структурные изменения мозга формируют долговременную память, где и «живут» наши привычки. Но глубинные изменения не проходят в один день, для этого нужно время. Самое распространенное утверждение – что привычка вырабатывается за 21 день. Но все индивидуально. Все зависит от генов, прошлого опыта, натренированности мозга.

У нашего мозга и мышц есть много общего: они поддаются тренировке, устают, лучше работают от одних продуктов, ленятся от других. А еще – атрофируются без новых упражнений (физических или мыслительных), требуют целого комплекса упражнений для «прокачки».

Казалось бы, бери и тренируй. Но не все так просто. Наверное, у каждого человека есть свой личный чулан заброшенных правильных привычек – там пылится намерение учить английский, экономить, вовремя ложиться спать, правильно питаться и делать дела сразу, не откладывая на потом. Везде одна трудность: двигать изменения хочется, но сила трения тормозит любые нововведения.

Есть несколько способов, отменяющих силу трения. Можно выбрать тот, что подходит именно вам.

Техника 1. Простые действия.

Секрет мозга состоит в том, что как только он научится сделать что-то легкое, он повторит и более сложное. Вот 10 полезных привычек, которые не потребуют титанических усилий, но изменят качество жизни:

  1. Выпивать стакан воды сразу после пробуждения и пить достаточно воды в течение дня.
  2. Отказаться от смартфона, телевизора за 30 минут до сна.
  3. Протирать лицо кубиком льда после вечернего умывания.
  4. Засыпать не позже 11 часов вечера, вставать на 30 минут раньше.
  5. Ежедневно читать 30 страниц из книги.
  6. Вечером вспоминать все хорошее, что случилось за день.
  7. Ежедневно делать добрые дела.
  8. Откладывать 10% дохода.
  9. Вести домашнюю бухгалтерию.
  10. Замедлиться на 5 минут и помечтать.

Техника 2. Двухфазный метод формирования привычек.

Метод состоит из двух шагов: загрузки и закрепления.

Первый загрузочный шаг дается нелегко, ведь придерживаться новой привычки придется с фанатичной точностью. Но этот этап длится недолго. Когда он пройдет, можно будет расслабиться. Например, вы решили нахаживать по 10 тысяч шагов в день. Нельзя делать исключения ни в снег, ни после тяжелого дня, ни в праздник

На этом этапе важно натренировать мозг на ходьбу

Второй шаг – поддерживающий – длится дольше, зато позволяет быть более гибкими. Например, можно расслабиться в воскресенье, а положенные шаги пройти в другой день. Или заменить ходьбу небольшой пробежкой трусцой, лыжной прогулкой.

Для закрепления привычки можно добавить триггеры: например, купить красивый костюм, в котором вы себе очень нравитесь. Когда первый энтузиазм спадет, сработает триггер. Скажите себе: я не буду идти гулять, просто примеряю мой красивый спортивный костюм. Наденете костюм и без проблем отправитесь на прогулку. Ну не пропадать же такой красоте.

Техника 3. Микрорешения вместо глобальной цели.

Когда мы ставим перед собой глобальные, долгосрочные цели, мозг пугается и включает сопротивление на полную мощность. Отсутствие реального результата в перспективе вызывает одно желание: заплакать и опустить руки. Зато если совершать маленькие шажки и каждый раз получать вознаграждение, шансы преуспеть становятся намного реальнее. На этом и строится техника микрорешений – каждое решение должно приводить к видимому результату. Если его нет, нужно менять тактику, придумывать новые способы, доводить задачу до конца, пока она не будет сделана.

Как это работает. Например, вы решили за месяц приучить себя пить в день 2 литра воды. Без привычки залить в себя стакан воды за раз трудно. Еще труднее – следить, сколько воды выпито. На какие микрорешения можно разбить привычку для внедрения?

Шаг 1. В течение первой недели пить стакан воды сразу после пробуждения. Для этого можно поставить с вечера напоминание и оставлять воду на прикроватной тумбочке. Утром достаточно просто протянуть руку и выпить воду.

Шаг 2. Контролировать количество выпитого на работе. Считать количество стаканов за день трудно. Лучший выход – набрать полуторалитровую бутылку воды и держать ее на рабочем столе. Выпивать все в течение дня.

Шаг 3. Держать в машине на видном месте бутылку воды. В дороге много пить не хочется, зато пару глотков способны взбодрить и дополнить дневной план.

Не надо стараться изменить все за один день. Организм и мозг просто не выдержат и включат внутренние тормоза. Зато каждый маленький результат способен воодушевить, зарядить энергией, направить к следующим успехам.

Выводы

  • Рефлексы – наша внутренняя виртуальная инструкция по выживанию, которая формируется всю жизнь.
  • Привычки, ритуалы, якоря, крючки сознания – все это разные названия рефлексов.
  • Мозг изменяется не только у детей, он остается пластичным на протяжении жизни.

Рефлекс и рефлексия – в чем разница?

Рефлекс и рефлексия – однокоренные слова, которые происходят от латинского reflectio (отображение). В свою очередь слово reflectio состоит из двух частей: основы flectio – искривление, поворачивание с приставкой re – противоположное действие. То есть слово буквально переводится как «обратное направление». Но общее словообразование не дает главного ответа: эти понятия сходны или различны.

Оба термина используются в философии, физиологии, психологии и означают реакцию живого организма. Но на этом сходство заканчивается, начинаются различия. Понять отличия поможет небольшой анализ, приведенный в таблице:

РефлексРефлексия
Это любая реакция организма на раздражениеЭто осмысленное размышление как частный случай общей реакции
Объект действия – это любой орган или система организма (физиологическая или психологическая)Объект действия – самопознание или самоосознание как феномен человеческой психики
Это непроизвольная реакцияЭто осознанное размышление, самоанализ
Характерен для любого существа, наделенного нервной системойЯвляется характеристикой человека

Различия между рефлексами и рефлексией описал Рене Декарт в своей книге «Страсти души». В психологическом учении автора не только тело освобождалось от души (психики), но и душа ставала свободной от физической оболочки. Тело умеет передвигаться, душа – размышлять. Рефлекс управляет телом. Душой управляет рефлексия.

Функции рефлексии

Условные и безусловные рефлексы

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Условные рефлексы

Эти рефлексы сугубо индивидуальны и формируются при определённых условиях (отсюда их название). В то же время формирование безусловных рефлексов происходит на основе условных с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий).

Напомним, что показывая собаке мясо, учёный муж вызывал у бедного пса выделение желудочного сока и слюны (т.е. провоцировал безусловный рефлекс), после чего звонил в колокольчик. Нервная система животного ассоциировала этот звук с кормлением и в дальнейшем давала команду на выделение желудочного сока в ответ на звонок даже без предъявления пищи.

История умалчивает о том, получила ли собака в итоге заслуженную награду (кусок мяса), но хочется верить, что Иван Петрович проявил благородство и не оставил псину голодной.

Условные и безусловные рефлексы

С приобретением жизненного опыта в человеческом мозге складывается устойчивая система условно-рефлекторных реакций, получившая название динамический стереотип. Он составляет основу многих навыков и привычек.

Например, научившись ездить на велосипеде, человек уже не думает о последовательности движений для сохранения равновесия – процесс происходит сам собой.

Для формирования условного рефлекса необходимо, чтобы условный сигнал:

  1. а) предшествовал безусловному раздражителю;
  2. б) подкреплялся воздействием безусловного раздражителя;
  3. в) сохранял свои свойства и постоянство (был привычным).

Сравнение безусловных и условных рефлексов приведено в нижеследующей таблице.

БезусловныеУсловные
Врождённые, передаются потомству по наследству из поколения в поколениеПриобретаются человеком на основе жизненного опыта
Групповые, то есть свойственны большинству особей данного видаИндивидуальны, то есть свойственны отдельным особям
Постоянны, практически не затухают в течение жизниНепостоянны, вырабатываются и затухают в зависимости от обстоятельств
В большинстве случаев регулируются нервными центрами, расположенными в спинном мозге и подкорковых структурах головного мозгаПротекают, как правило, под управлением коры больших полушарий головного мозга

Какие виды рефлексов бывают?

Самая распространенная классификация – это деление рефлексов на условные и безусловные в зависимости от того, как они образовались. Но выделяют и другие группы, давайте рассмотрим их в таблице:

Признак классификации

Виды рефлексов

По характеру образования

Условные

Безусловные

По биологической значимости

Половые

Оборонительные

Ориентировочные

Пищеварительные

По типу исполнительного органа

Двигательные (локомоторные, флексорные и т. д.)

Вегетативные (выделительные, сердечно-сосудистые и т. д.)

По влиянию на исполнительный орган

Возбудительные

Тормозные

По видам рецепторов

Экстероцептивные (обонятельные, кожные, зрительные, слуховые)

Проприоцептивные (суставов, мышц)

Интероцептивные (окончания внутренних органов).

Развитие безусловных рефлексов в эмбриональном периоде

Врожденный характер безусловного рефлекса особенно отчетливо выявляется в исследованиях эмбрионального развития животных и человека. На разных сроках эмбриогенеза можно проследить каждый этап структурного и функционального формирования безусловного рефлекса. Жизненно важные функциональные системы новорожденного оказываются полностью консолидированными к моменту рождения. Отдельные звенья иногда сложного безусловного рефлекса, как, например, сосательный рефлекс, включают различные части организма, часто на значительном отдалении друг от друга. Тем не менее они избирательно объединяются различными связями и постепенно составляют функциональное целое. Изучение созревания безусловного рефлекса в эмбриогенезе дает возможность понять постоянный и относительно неизменяемый приспособительный эффект безусловного рефлекса при нанесении соответствующего раздражителя. Это свойство безусловного рефлекса связано с образованием межнейрональных отношений на основе морфогенетических и генетических закономерностей.

Созревание безусловного рефлекса в эмбриональном периоде не является одинаковым для всех животных. Поскольку созревание функциональных систем эмбриона имеет главнейший биологический смысл в сохранении жизни новорожденного данного вида животных, то в зависимости от особенностей условий существования каждого вида животных характер структурного созревания и окончательное оформление безусловного рефлекса будет точно соответствовать особенностям данного вида.

Так, например, структурное оформление спинномозговых рефлексов координаций оказывается различным у птиц, которые после вылупления из яйца сразу же становятся полностью самостоятельными (курица), и у птиц, которые после вылупления из яйца являются долгое время беспомощными и находятся на попечении родителей (грач). В то время как цыпленок стоит на ногах сразу же после вылупления и через день пользуется ими совершенно свободно, у грача, наоборот, раньше всего вступают в деятельность передние конечности, то есть крылья.

Еще более отчетливо этот избирательный рост нервных структур безусловного рефлекса имеет место в развитии плода человека. Самой первой и отчетливо выявляющейся двигательной реакцией человеческого плода является хватательный рефлекс; он обнаруживается уже на 4-м месяце внутриутробной жизни и вызывается приложением какого-либо твердого предмета к ладони плода. Морфологический анализ всех звеньев этого рефлекса убеждает в том, что, прежде чем он выявится, ряд нервных структур дифференцируется в зрелые нейроны и объединяется между собой. Миелинизация нервных стволиков, относящихся к сгибателям пальцев, начинается и заканчивается раньше, чем этот процесс развертывается в нервных стволах других мышц.

Методика применения безусловных рефлексов

Поскольку в практике работ по высшей нервной деятельности безусловный рефлекс является подкрепляющим фактором и основой для выработки приобретенных, или условных, рефлексов, вопрос о методических приемах использования безусловного рефлекса становится особенно важным. В опытах по условным рефлексам использование пищевого безусловного рефлекса основано на кормлении животного теми или иными пищевыми веществами из автоматически подающейся кормушки. При таком способе применения безусловного раздражителя непосредственному действию пищи на рецепторы языка животного неизбежно предшествует ряд побочных раздражений рецепторов, относящихся к различным анализаторам (см.).

Как бы ни была технически совершенна подача кормушки, она непременно производит какой-то шум или стук и, следовательно, этот звуковой раздражитель является неизбежным предшественником самого истинного безусловного раздражителя, то есть раздражителя вкусовых рецепторов языка. Для устранения этих дефектов была разработана методика непосредственного введения пищевых веществ в полость рта, при этом орошение вкусовых рецепторов языка, напр, раствором сахара, является прямым безусловным раздражителем, не осложненным каким-либо побочным агентом.

Следует отметить, однако, что в естественных условиях животные и человек никогда не получают пищу в ротовую полость без предварительных ощущений (вид, ощущение запаха пищи и т. д.). Поэтому методика непосредственного введения пищи в рот имеет некоторые ненормальные условия и реакцию животного на необычность такой процедуры.

Кроме такого применения безусловного раздражителя, имеется ряд методик, в которых животное с помощью специальных движений само получает корм. К ним относятся самые разнообразные приспособления, с помощью которых животное (крыса, собака, обезьяна), нажимая на соответствующий рычаг или кнопку, получает пищу, — так называемые инструментальные рефлексы.

Методические особенности подкрепления безусловным раздражителем имеют несомненное влияние на получаемые экспериментальные результаты, и, следовательно/ оценка результатов должна производиться с учетом вида безусловного рефлекса. Это особенно относится к сравнительной оценке пищевого и оборонительного безусловного рефлекса.

В то время как подкрепление пищевым безусловным раздражителем является для животного фактором положительного биологического значения (И. П. Павлов), наоборот, подкрепление болевым раздражителем является стимулом для биологически отрицательной безусловной реакции. Отсюда следует, что «неподкрепление» хорошо затверженного условного рефлекса безусловным раздражителем в том и другом случае будет иметь обратный биологический знак. В то время как неподкрепление пищей условного раздражителя ведет к отрицательной и часто агрессивной реакции экспериментального животного, наоборот, неподкрепление условного сигнала электрическим током ведет к совершенно отчетливой биологической положительной реакции. Эти особенности отношения животного к неподкреплению условного рефлекса тем или иным безусловным раздражителем хорошо могут быть выявлены по такому вегетативному компоненту, каким является дыхание.

Примеры безусловных рефлексов новорожденных

Появление на свет – это большое потрясение для новорождённого малыша, так как из постоянной безопасной среды в материнской утробе он попадает в совершенно иной окружающий мир, наполненный бесчисленным количеством раздражителей.

Немедленно после рождения у ребёнка начинают работать рефлексы, заставляющие работать главные системы жизнеобеспечения (дыхание, сердцебиение, кровообращение и др.).

Включаются защитные и ориентировочные рефлексы (отдёргивание частей тела при болевом ощущении, зажмуривание при ярком свете, терморегуляция, наблюдение за медленно движущимся предметом, поворот головы в сторону раздражителя и т.д.).

Условные и безусловные рефлексы

Важнейшую роль играют такие рефлексы, как сосательный, хватательный, толкательный.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Условные и безусловные рефлексы

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Рефлексология В.М. Бехтерева

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.

Условные и безусловные рефлексы

Бехтерев является важной фигурой в развитии зоопси­хологии. Он способствовал продвижению этой области науки от субъек­тивных идей в сторону объективно наблюдаемого внешнего поведения

Менее известный, чем Павлов, этот выдающийся русский ученый стал пионером во многих областях иссле­дований.

В советский период В. М. Бехтерев переходит от так называемой «объективной психологии», сыгравшей в свое время крупную и положительную роль, к рефлексологии. В отличие от Павлова, который в своих классических исследованиях об условных рефлексах последовательно остается в рамках физиологии, Бехтерев выдвигает рефлексологию как особую дисциплину, отличную как от физиологии (от физиологического изучения рефлексов), так и от психологии и долженствующую заменить эту последнюю.

Условные и безусловные рефлексы

Бехтерев и Павлов стали непримиримыми противниками после того, как Павлов опубликовал негативный отклик на одну из книг Бех­терева. В то время как исследования Павлова проводились почти исклю­чительно с целью изучения выделений пищеварительных желез, Бехте­рев в основном занимался условными рефлексами в моторике. Он распространил условные принципы Павлова на мускулы.

Основным открытием Бехтерева стали сочетательные рефлексы, выявленные в результате исследования моторных реакций. Бехтерев обнаружил, что рефлекторные движения — например, отдергивание пальца от предметов, грозящих ударом электрического тока, — могут возникать не только под воздействием безусловных раздражителей (например, удара элек­трического тока), но и под воздействием стимулов, которые сочетаются с исходным, — так, звук зуммера, звучащего во время удара электри­ческого тока, вскоре заставляет испытуемого отдергивать палец.

Сочетательные рефлексы — это рефлексы, которые возникают не только в результате воздействия безусловных раздражителей, но и в результате действия раздражителей, которые сочетаются с безусловными.

Далее, он полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить, рассматривая его как сочетание или накопление моторных рефлексов нижнего уровня

Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы и т.д. Процессам мышления, по мнению Бехтерева, присущ аналогичный характер — в том смысле, что они зависят от внутренних действий речевой мускулатуры

Условные и безусловные рефлексы

Эта идея позднее была подхвачена Уотсоном. Бехтерев боролся за применение абсолютно объективного подхода; он искоренял использование психической терминологии или концепции.

Бехтерев изучал вопросы коллектива и личности. Он отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы.

Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

Условные и безусловные рефлексы

В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

История исследования рефлексов.

Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.

Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.

Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:

Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.

Раздражитель (сигнал) – пробуждение.

Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне

Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.

Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.

Возбуждение и торможение

Каждый рефлекс сопровождается возбуждением и торможением. Казалось бы, что это абсолютно противоположные действия. Первое стимулирует работу органов, другое призвано её угнетать. Однако они оба одновременно участвуют при осуществлении любых видов рефлексов.

Торможение никак не мешает проявлению реакции. Этот нервный процесс воздействует не на главный нервный центр, но притупляет остальные. Так происходит, чтобы возбужденный импульс дошёл строго по назначению и не распространялся на органы, выполняющие противоположное действие.

При сгибании руки торможение контролирует мышцы-разгибатели, при повороте головы влево угнетает центры, ответственные за поворот вправо. Отсутствие торможения привело бы к непроизвольным и неэффективным действиям, которые только мешали бы.

Безусловные рефлексы

Врожденные рефлексы называют безусловными. Они передаются генетически и не изменяются в течение всей жизни. Внутри них выделяют простые и сложные виды рефлексов. Чаще всего они обрабатываются в спинном мозге, но в некоторых случаях может участвовать кора головного мозга, мозжечок, ствол мозга или подкорковые ганглии.

Ярким примером безусловных реакций служит гомеостаз – процесс поддержания внутренней среды. Он проявляется в виде регулирования температуры тела, свёртывании крови при порезах, усилении дыхания при повышенном количестве углекислого газа.

Безусловные рефлексы передаются по наследству и всегда привязаны к конкретному виду. Например, все кошки приземляются строго на лапы, эта реакция у них проявляется уже в первый месяц жизни.

Пищеварительные, ориентировочные, половые, защитные – это простые рефлексы. Они проявляются в виде глотания, мигания, чихания, слюноотделения и т. д. Сложные безусловные рефлексы проявляются в виде отдельных форм поведения, их называют инстинктами.

Условные и безусловные рефлексы