Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек (е. е. чурилова, 2016)

Свойства

  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
  • Фрагментарность. Как утверждал Л.М. Веккер, для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтверждённая современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности восприятия, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности восприятия или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием. По словам С. Рубинштейна,
  • Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определённого времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
  • Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определённой информационной ёмкостью, причём содержание (структура) образа представления схематизируется или свёртывается. Представление включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представление — результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Берёза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берёз как непосредственно, так и на изображениях, и в воображении. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет или явление, одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Литература:

Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика:
Сб. ст. – М.: Прогресс, 1984. – С. 50–102.

Демьянков В. З. Когнитивизм, когниция, язык и
лингвистическая теория // Язык и структуры представления знаний. – М.:
ИНИОН РАН, 1992. – С. 39–77.

Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность
интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. – № 4. – С. 17–
33.

Демьянков В. З. Доминирующие лингвистические теории в
конце XX века // Язык и наука конца 20 века. – М.: Институт языкознани
РАН, 1995. – С. 239–320.

Демьянков В. З. Когниция и понимание текста // Вопросы
когнитивной лингвистики. – М.: Институт язакознания; Тамбов: Тамбовский
гос. университет им. Г. Р. Державина, 2005. – № 3. – С. 5–10.

Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? //
Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические
проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.

Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной
науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры
представления знаний. – М.: ИНИОН РАН, 1992. – С. 4–38.

Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в языке //
Структура представления знаний в языке. – М.: ИНИОН РАН, 1993. – С. 5–31.

Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма.
Лингвистика – психология – когнитивная наука // НВЯ, 1994. С. 34–47.

Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек (е. е. чурилова, 2016)

-16-

Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г.
Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Филол. ф-т МГУ им.
М. В. Ломоносова, 1996.

Павилëнис Р. И. Проблема смысла. – М.: Мысль, 1983.

Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект. – М.: Academia,
2005.

Brooks R. A. Intelligence without Representation // Artificial
Intelligence. Cambridge (Mass.), 1991. Vol. 47. P. 139–159.

Chomsky N. Review of: B. F. Skinner “Verbal Behavior” //
Language. Baltimore, 1959. – Vol. 35. № 1. – P. 26–58.

Chomsky N. Rules and representations. – New York: Columbia
University Press, 1980.

Chomsky N. On Nature and Language. Cambridge University Press,
2002.

Davies A. A Glossary of Applied Linguistics. – Edinburgh:
Edinburgh University Press, 2005.

Davies A., Elder C., eds. The Handbook of Applied Linguistics. –
London: Blackwell, 2004.

Finch G. Key Concepts in Language and Linguistics (1st ed-n 2000,
2nd ed-n 2005).

Givón T. Context as Other Minds: The Pragmatics of Sociality,
Cognition and Communication. Amsterdam; Philadelphia, 2005.

Hellinger M., Bußmann H., eds. Gender Across Languages: The
Linguistic Representation Of Women And Men: Volume 1. – Amsterdam;
Philadelphia: Benjamins, 2001.

Iser W. How to do Theory. – London: Blackwell, 2006.

Jackendoff R. Languages of the Mind: Essays on Mental
Representation. – Cambridge (Mass.): The MIT Press, 1993.

Kerstens J., Ruys E., Zwarts J., eds. Lexicon of Linguistics. –
Utrecht: Utrecht University, 2001.

Miller G. A., Johnson-Laird M. Language and perception. –
Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: Cambr. University Press,
1974.

Moore R. Logic and representation. – Stanford (California): Center
for the Study of Language and Information, 1995.

Schank R., Kass A. Knowledge Representation in People and
Machines // Meaning and Mental Representation / Edit. by Eco U., Santambrogio
M., Violi P. – Bloomington: Indiana University Press, 1988. P.181–200.

Seuren P.A.M. Chomsky’s Minimalism. – Oxford: Oxford
University Press, 2004.

Sperlich W. B. Noam Chomsky. London: Reaktion Books, 2006.

Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. – Cambridgge
(Mass.): MIT, 1996.

Wolf F., Gibson E. Coherence in Natural Language: Data Structures
and Applications. – Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London:
Cambr. University Press, 2006.

В психологии

Если понятие презентация говорит нам о представленности, отражении объекта субъектом в виде образа, то слово репрезентация указывает на опосредованное отражение, в котором объект замещается так называемым означающим. В качестве означающих Ж. Пиаже выделил признак, сигнал, символ и знак. Он утверждает, что означающее является продуктом символической функции, суть которой состоит в дифференциации означающих и означаемых. Признак и сигнал являются означающими, которые довольно слабо отличаются от своих означаемых. Они приводят к означаемому, как часть приводит к целому. Это уровень сенсомоторного поведения. Символ является означающим более высокого уровня, но громоздок и не удобен для логических операций с ним. Наиболее совершенной и компактной формой означающего является знак (слово). Таким образом репрезентацию можно считать сложной многоуровневой системой означающих, выражающих значения (понятия, синкретические образования).

Классификация

По происхождению:

  • На основе восприятия. Большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия, то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
  • На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления о таких понятиях, как «справедливость» или «счастье», но ими трудно наполнить данные понятия конкретными чертами.
  • На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.

По ведущим анализаторам:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твёрдости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твёрдость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

По степени обобщённости:

  • Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определённого предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
  • Общие представления — представления, обобщённо отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
  • Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По степени волевых усилий:

  • Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например, грёзы.
  • Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Репрезентативная система человека

Для начала следует напомнить, что под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т.п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получать информацию. Если говорить проще, то весь опыт человека формируют следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в НЛП репрезентативными системами.

Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Вкратце, так происходит процесс восприятия. Но здесь следует учитывать главную пресуппозицию (истину, не подлежащую обсуждению) НЛП – «Карта не есть территория», где карта – это восприятие человеком реальности, а территория – это сама объективная реальность. Получается, что то, как человек воспринимает полученную информацию, имеет лишь субъективное значение, не отражая объективное положение дел. У каждого человека имеется своя карта, являющаяся основой его восприятия, и эта карта, в силу своей индивидуальности, никогда не станет отражением истины. Но зато, зная о том, что у каждого человека есть своя карта, можно успешно этим пользоваться, что, в свою очередь, позволяет понимать людей на более глубоком уровне и доносить информацию в таком виде, в каком она будет воспринята максимально точно. Можно также оказывать влияние на карту человека, тем самым, меняя её.

В общем, если говорить более конкретно, то, зная о карте человека и его особенностях восприятия, а также о своей карте и своих особенностях, можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. О них мы и поговорим далее.

История термина

В XVIII веке термин reprosentation имел два основных значения: (1) репрезентация позволяет видеть нечто отсутствующее, при этом предполагается чёткое различение репрезентирующего субъекта и репрезентируемого объекта, и в этом значении представляет собой инструмент опосредованного познания мира посредством описания, изображения или другого представления объекта, как материального, так и духовного; (2) репрезентация являет присутствие, демонстрирует публике некую вещь или личность.

В XX века термин стал применяться также в двух значениях, но уже в других: (1) действие, в результате которого взгляду или уму кого–либо предстаёт нечто, придание чувственной воспринимаемости отсутствующему предмету или концепту посредством изображения, фигуры, знака и так далее; (2) замещение субъекта, действие вместо него при исполнении какого–либо долга, в частности, представительство при юридических действиях.

В философии

В философии репрезентация понимается как воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию (речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя, оказывающих непосредственное влияние на возможность воспроизведения имеющейся информации)[источник не указан 69 дней].