Тема 1. связь риторики с другими направлениями человеческой деятельности

Литература

  • Риторика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 877—878 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Античные теории языка и стиля / Под ред. О. Фрейденберг. М. — Л., 1936.
  • Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15-46
  • Lausberg Н. Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1—2, München, 1960.
  • Martin J. Antike Rhetorik. München, 1974.
  • Kennedy G.A. Classical rhetoric and its Christian and secular tradition from ancient to modern times. Chapel Hill: University of North Carolina, 1980.
  • Vickers B. In defence of rhetoric. Oxford: Oxford University Press, 1988.
  • Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.
  • Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. — М.: Лабиринт, 1996. — 176 с.
  • Рузавин Г. И. Методологические проблемы аргументации. М.: ИФРАН, 1997.
  • Салиева Л. К. Риторическая компетентность как базовая цель образования в эпоху информационной диктатуры // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2017. — № 8. — С. 93-96.

Искусство красноречия

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку «пиар» решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что «связи с общественностью» имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Таллинский ораторский клуб приглашает вас на тренинг «Подготовка к успешному публичному выступлению или презентации», который пройдет 16 и 19 июля.

Осталось еще 5 мест и мы будем рады увидеть вас. Тренинг будет идти очень интенсивно и даст вам 6 часов подготовки к выступлению на публике, за это время мы не только разберемся с основами риторики, но и обязательно попрактикуемся в выступлении на публику, с последующим «разбором полетов».

Начало ровно в 19:00
Место проведения: Таллин, ул. Рявала 8, аудитория А211.
Стоимость тренига — 8 евро

Страница мероприятия — https://www.orator.ee/seminary

По всем вопросам в связи с тренингом обращайтесь по адресу orator.club@gmail.com

NB! Продолжение тренинга будет в четверг, 19 июля, по тому же адресу, в 19:00

Основные виды красноречия

Современное искусство публичного общения многообразно. Его можно разделить на следующие виды:

  1. Академическое или научное красноречие — научный доклад, обзор, лекция, выступление в научной дискуссии. Отличается логическим изложением, наличием объективных оценок, выводов, формулировок. Помогает развитию научного мировоззрения.
  2. Социально-политическое красноречие — доклады на съездах и конференциях, обзоры экономической и политической тематики, выступления на митингах. Этому виду красноречия свойственны аргументированность, грамотность, точность, убеждение и призывы к действию.
  3. Судебное красноречие — речь всех участников судебных процессов: обвинительная, защитительная, самозащитительная. Оказывает целенаправленное воздействие на суд, преследует цель сформировать определенные взгляды на произошедшее для вынесения приговора.
  4. Богословско-церковное или духовное красноречие — проповедь, речь на соборе. Делает акцент на внутреннем мире человека, воспитывает высокую нравственность. Отличается выразительностью и простотой.
  5. Социально-бытовое красноречие — выступления на официальных приемах, юбилеях. Этому виду присущ легкий и непринужденный стиль, без полемики и дискуссий.
  6. Педагогическое красноречие — речь преподавателя на уроках и собраниях, сочинения школьников и студентов, выступления на школьных мероприятиях. Отличается информативностью, грамотностью и наличием большинства элементов красивой речи.
  7. Военное красноречие — это боевые приказы, призывы, устав и военные мемуары. Немногословность, однозначность, ясность, повелительная речевая форма и высокая степень побудительности преследуют цель вербального воздействия на военнослужащих.
  8. Дипломатическое красноречие — речь при дипломатическом общении представителей различных государств, а также переписка. Соблюдение обязательных норм речевого этикета, остроумие, изящество, выразительность — характерные качества этого вида красноречия.

Каждый вид красноречия соответствует своей сфере общения. У каждого из них — свои цели и отличительные черты. А в целом, наука об эффективной речевой коммуникации называется риторикой и является одной из древнейших в истории человечества.

Кому не хочется быть обладателем таких качеств? А для этого нужно потрудиться. Вот еще несколько практических советов.

Обучение современной риторике в России и на Украине

Концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:

понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)
инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);

умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);
нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).

Также основы риторики изучают в вузах, в основном на философских, педагогических и других гуманитарных факультетах.
Для тех же, кто нуждается в освоении техники публичных выступлений в более старшем возрасте, рынок образовательных услуг России и Украины предлагает большое количество тренинговых программ и курсов по риторике. Обучающие курсы по изучению приемов риторики могут быть государственными: Московский педагогический государственный университет (Москва); государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород); институт подготовки кадров-курсы публичных выступлений (Киев), а также коммерческими (университет риторики и ораторского мастерства, школа красноречия, школа жесткой риторики и т. д.
Посещая подобного рода курсы и тренинги по риторике, возможно освоить основные правила и техники публичных выступлений, избавиться от страха перед аудиторией, качественно улучшить дикцию и произношение, отработать основные способы защиты от диверсий и приемов «черной» риторики. Также, на курсах и тренингах обучают аргументировать, убеждать и отстаивать свою позицию, контролировать своё невербальное сообщение, держать смысловые паузы, зажигать и вдохновлять слушателей и т. д.

Примечания

  1. Его знаменитейшее сочинение «Риторика» было переведено на русский Н. Платоновой (1894)
  2. Церковное красноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Риторика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Риторика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. см. диалог «Федр»
  6. Аристотель «Риторика», кн. 1, гл. 2.
  7. Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1896. (Т. CXIV.)
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 октября 2012.

Как развить красноречие?

Итак, учимся овладевать сердцем и умом собеседника. Красота речи — для сердца, убедительность — для ума.

Учимся говорить красиво

Основные элементы красивой речи:

Дикция. Отчетливо произносить звуки вы сможете, выполняя артикуляционную гимнастику. С ее помощью станут активными язык, губы, щеки. Занимаясь регулярно и настойчиво, вы достигнете того уровня произношения, когда сложнейшие скороговорки будут “отлетать от зубов”).

Громкость голоса. Менять силу своего голоса, управлять им, у вас получится, если будет уверенность в себе. Настройтесь на общение с аудиторией, чтобы побороть, если он есть, страх публичного выступления. Расслабьтесь, у вас все получится.

Темп. Не тараторьте, не тяните, говорите ровно. А уж быстро или медленно, то это по тексту:)

Тембр голоса. Приятное звучание способствует лучшему восприятию и вызывает симпатию у слушателя. Постарайтесь не переходить на высокие ноты — так бывает при волнении. Чтобы с ним справиться, практикуйтесь в выступлениях перед близкими, расширяйте круг своего общения, знакомясь с новыми людьми.

Чистота. Отслеживайте и избавляйтесь от слов-паразитов. Нет от них никакого толку:)

Интонация

Акцентируйте внимание на важных моментах, включите эмоции, чтобы вызвать интерес и живое участие публики. Так вы обеспечите обратную связь и полноценное общение с залом

Выразительность. Используйте изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории. Ими так богат русский язык. Они помогут усилить эмоциональное воздействие, и ваша речь надолго запомнится слушателям.

Тема 1. связь риторики с другими направлениями человеческой деятельности

Учимся говорить убедительно

Важные элементы убедительной речи:

Грамотность. Правильное произношение слов, постановка ударений, построение предложений вызовут к вам доверие. Поэтому, без грамматики — никуда.

Словарный запас. Не лезть за словом в карман, без труда находить точные по смыслу слова — эти навыки сделают речь богатой и избавят, кстати, от некрасивых “э-э-э” в вынужденных паузах. Что для этого нужно? Чтение, интенсивное чтение. Или изучение иностранных языков и перевод текстов со словарем, например, с английского на русский.

Точность. Постарайтесь, чтобы подаваемая вами информация была структурированной и конкретной, “без лишней воды”. Так вы быстрее сумеете донести до аудитории свои мысли.

Доказательность приводимых доводов. Заявления и аргументы, которые вы используете, должны быть небезосновательны. Пусть они будут уместны и не звучат невпопад.

Подача себя. Научитесь устанавливать зрительный контакт с аудиторией. Можно, конечно, смотреть и в потолок, но тогда вы не узнаете, понимают ли вас, интересно ли слушателю то, с чем вы к нему пришли. Свободная и непринужденная поза, отсутствие скованности, естественная мимика и жестикуляция — эти навыки играют не последнюю роль в умении убеждать.

Тема 1. связь риторики с другими направлениями человеческой деятельности

Дорогу осилит идущий! Сильное желание, вера в себя и — успех красноречия ваш.

А сейчас немного теории красноречия.

Гипноз, самогипноз (аутотренинг) и избавление от гипноза

Слова действительно являются сильнейшим из наркотиков, применяемых человечеством. ( Редьярд Киплинг )

  • Гончаров: курсы гипноза, аутотренинг.
    Обучение гипнозу, развитие способностей и самовнушение, нетрадиционная медицина: хатха-йога, гипноз, женское здоровье.

На главную

Психология :

Бусидо |
Любовь к жизни |
Взаимоотношения |

Теории |
Риторика |
Логика |
Восприятие |
Нейрогормоны |

Пси-порталы |
Пси-типы и тесты |
Пси-тренинг |
Пси-книга

Полезное и связанное:
Здоровье и йога |
Мировоззрение религий |
Психотехники единоборств |
Способности человека |
Характер по зодиакам |

«Сайт Игоря Гаршина», 2002.

Пишите письма
().

Язык телодвижений. Аллан и Барбара Пиз

Тема 1. связь риторики с другими направлениями человеческой деятельности Данная книга является уникальной в своём роде и помогает человеку раскрыть определённые грани своих внутренних способностей. При помощи материала, изложенного в этой книге, вы сможете научиться на основе жестикуляции своего собеседника сознательно фиксировать, обозначать и понимать его внутренние психические особенности, а именно: его отношение к происходящему, расположенность к вам, настроение и т.п. Всё это, в свою очередь, будет способствовать тому, что вы сможете оказывать влияние на тех, с кем общаетесь, формируя свои ораторские навыки в соответствии с новыми знаниями. Книга рассчитана и на мужчин и на женщин, но особенно рекомендуется мужчинам, т.к. они в меньшей степени, нежели женщины, владеют искусством бессознательного восприятия.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Основы риторики

Все о публичной речи, ее этапах, целях, источниках материала, способах его подачи, средствах речевого воздействия, а также о требованиях, предъявляемых к личности оратора, расскажет риторика.

Давайте узнаем, какой должна быть эффективная публичная речь.

Речь оратора будет иметь успех, если в ней органично сочетаются логика и эмоциональность, информативность и выразительность. Хорошо, если при этом она не читается, а произносится в форме живого общения со слушателями.

Даже если создается впечатление, что выступающий импровизирует, речь должна быть подготовлена и продумана.

Тема 1. связь риторики с другими направлениями человеческой деятельности

Так, работа над речью подразделяется на следующие этапы:

  • инвенция — найти, о чем говорить;
  • композиция — правильно выстроить;
  • элокуция — придать выразительность;
  • меморио — запомнить;
  • акцио — произнести.

Чтобы выбрать тему своего выступления, которая должна быть интересна слушателю, оратору необходимо определиться с его целью. Целями публичной речи могут быть:

  • информирование слушателя;
  • побуждение к действию, агитация и воодушевление;
  • убеждение в чем-либо;
  • обсуждение проблемы, поиск истины;
  • оценка события или явления;
  • развлечение, когда сам процесс общения доставляет удовольствие.

Материалом для предстоящего выступления служат такие источники, как чтение литературы, поиск информации из различных источников, личный опыт, наблюдения и размышления, а также опрос и беседа.

Разработка плана публичной речи — немаловажная часть работы над ее созданием:

вступление цепляет внимание и вызывает интерес;
основная часть поясняет содержание, приводит аргументы и факты, формулирует главную мысль;
заключение обобщает, усиливает значение сказанного, создает настроение.

Сделать ее живой и убедительной помогут средства выразительности русского языка:

Тема 1. связь риторики с другими направлениями человеческой деятельности

Способы подачи материала бывают в форме лекции, доклада, беседы, диспута или дискуссии и зависят от цели выступления и интересов аудитории.

Риторическое мастерство неразрывно связано с личностью оратора, его эрудицией, характерными качествами, психотипом.

Оратор должен быть уверенным в себе человеком, артистичным, открытым, дружелюбным, умеющим заинтересовать и увлечь слушателя

Для публики немаловажно, как он выглядит и ведет себя, как говорит, какую позицию по отношению к ней занимает

Риторика

Дефиниции риторики включают следующие идеи:

1) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая «выучка», практическая «ловкость» владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Эта дефиниция восходит к классическому определению риторики К.П.Зеленецким: «Предмет риторики есть речь».

2) Риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни.

Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение». Этим тезисам соответствуют как мысли Цицерона о связи красноречия с философией, так и положения классика русской риторики Н.Ф.Кошанского о том, что «грамматика занимается только словами, риторика — мыслями».

3) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Все перечисленные качества могут быть взяты под сомнение, т.к. всякая «красивая» или «убедительная» речь может быть обращена, что называется, «во зло»… Тем не менее, каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего — его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной «стеной» и «оградой», а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованных речевых связей.

5) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов. Задача филологической науки, нормализующей общественно-речевую практику, – описание и отбор текстов культуры, т.е. тех текстов, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества.

Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплинами невозможно понять, не осознав истории речевых наук в России. В ХХ век Россия вступила с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась изящной словесностью, и этот образ научного предмета (русский язык и литература) сохранился до начала третьего тысячелетия. В этом наша филологическая традиция, однако уже давно ведущие филологи отмечали парадоксальную ситуацию: реально науки, которая занималась бы практической речью, нормализующей общественно-речевую практику, не было. Между тем, заполнить эту лакуну в филологическом образовании общества пытались в разное время с разным успехом разные речевые науки.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Тезисы о нашей речи

Поскольку чёрная риторика это в первую очередь речь, разговор, Бредемайер подчёркивает некоторые пункты:

  1. Требования и апелляции дают толчок действию. Создание этого импульса и есть основная функция нашей речи.
  2. Зачастую мы подменяем речью действие. Мы говорим о планах, даём себе обещания, рассуждаем о списке дел, но не всегда осуществляем сказанное. За словом обязательно должен следовать поступок.
  3. Наша речь помогает организовать и упорядочить действие: создавать стратегии, координироваться с другими людьми и т.д.
  4. Речь узаконивает наши действия, когда мы говорим о том, как должны или не должны поступать.
  5. Через речь мы передаём свои поступки и действия.
  6. Наша речь – лучший коммуникативный инструмент. Кто-то не умеет использовать её в полную силу. Но чёрная риторика поможет вам ощутить всю мощь и всё великолепие этого оружия.

Что есть что?

О нашей речи и способах её использования существует целый ряд наук. Необходимо в них разобраться.

Риторика – наука об эффективном использовании речевых компонентов для публичного выступления. Свод техник и навыков, помогающих убедить слушателей в чём-либо.

Об эристике и полемике вы можете прочитать отдельно.

Рабулистика – искусство изощренной аргументации. Поможет вам построить свою систему аргументов и разрушить чужую.

Чёрная риторика – это некая солянка, конгломерат риторики, эристики, рабулистики, полемики и всего остального, что поможет вам доминировать в любом разговоре, максимального эффективно использовать свою речь и добиваться желаемого с помощью силы слова. Чёрная риторика поможет вам как в атаке, так и в защите: вы научитесь избегать манипуляций и влияния магии слова других людей.

Научитесь управлять словом и вы научитесь управлять всем остальным.

С терминологией разобрались, давайте перейдем к первым практическим советам. Начнём с семи правил хитроумной риторики, которые помогут вам одержать верх в дискуссии или убедить группу слушателей в чём-либо.

2) Композиция

В основе универсальной композиции лежит 3-частное деление речи, предусматривающее введение, основную часть и заключение. Причем время на них должно быть запланировано по примерной схеме: 10−80−10 или 20−60−20. Это означает, что введение и заключение должны быть пропорциональны по времени и занимать по 10−20% от общего времени.

1. Вводная часть выступления

Во введении необходимо приветствовать аудиторию, представиться (если нужно), сказать о чем будет идти речь, раскрыть план выступления и заинтересовать слушателя темой

Привлечь внимание аудитории к теме выступления можно обратившись к тому, что известно аудитории: к предыдущим выступлениям, к текущим событиям. нейтрального предложения косвенно связанного с темой выступления или с текущей ситуации, касающейся всех

Не стоит принижать себя: «я плохо подготовился», «извиняюсь».

«Я понимаю, что вы удивляетесь, судьи. Как? Столько славнейших ораторов и знатнейших мужей остаются сидеть, а поднялся с места всего-навсего я, — я, которого ни по летам, ни по способностям, ни по влиянию нельзя сравнить с сидящими рядом. Все они, кого видите здесь, полагают в нынешнем деле необходимым, чтобы несправедливости, порожденной неслыханным преступлением, противостала защита, но сами защищать не решаются из-за превратностей времени. Вот и выходит, что они присутствуют, следуя долгу, но молчат, избегая опасности. Что же? Я всех смелее? Ничуть. Или настолько вернее долгу, чем прочие? Да нет, и к этой славе я не так жаден, чтобы мне захотелось урвать ее у других. Так что же меня побудило, всех опережая, принять на себя дело Секста Росция?.»

Введение необходимо для того, чтобы:

— привлечь внимание аудитории; установить контакт с ней;

— снять коммуникативные барьеры и настроить аудиторию на позитивное восприятие речи;

— предварительно презентовать тему.

К «традиционно хорошим зачинам» в логике относят: прямой вопрос к слушателям, цитаты, наглядные примеры, конкретные случаи, юмористическое замечание, пословицу, поговорку и др. Они позволяют «с порога» завладеть аудиторией. Но и здесь следует избегать штампов.

Снятие коммуникативных барьеров. Следует выделить три типа отношений оратора с аудиторией: 1) аудитория знает оратора и относится к нему лояльно; 2) аудитория не знает оратора (в этом случае необходимо сначала представиться); 3) аудитория знает оратора и относится к нему с недоверием или враждебно. В первом случае коммуникативных барьеров нет и можно сразу перейти к предварительной презентации темы. Во втором и третьем случаях снятие коммуникативных барьеров возможно только через уважительное обращение («уважаемые коллеги», «дамы и господа»), демонстрацию позитивности оратора по отношению к аудитории, утверждение общих интересов и ценностей и настраивание аудитории на решение совместных задач. Если говорящий идентифицируется слушателями как «чужак» или намерен предложить конфликтную точку зрения, то применяется отложительная тактика, т. е. отсрочка изложения спорного момента до тех пор, пока не слушатели не придут в нейтральное или позитивное состояние

Отложительная тактика заключается в том, что слушателям изначально предлагаются нейтральные темы, фактически усыпляющие их внимание, а не пробуждающие его. Например, можно говорить об интересах слушателей как о собственных интересах, об общих целях и задачах, стимулировать в слушателях терпимость к противоположным точкам зрения вообще и ни в коем случае — терпимость к данной точке зрения сразу же

Особое мастерство убеждения проявляет оратор, умеющий выразить чужую точку зрения как свою, затем постепенно завести рассуждения в тупик, наглядно демонстрируя слушателям ложность собственной (а стало быть, и слушателей) посылки. На тот случай, когда ситуация явно неблагоприятна, в риторике встречаются рекомендации не ходить в чужой монастырь со своим уставом, то есть воздерживаться от публичных выступлений.