Какую роль играет психолог в современном мире?

Психологические качества бизнесмена

Настоящий бизнесмен должен обладать рядом качеств:

  1. Решительность и лидерство.
  2. Сдержанность и расчётливость.
  3. Возможность использовать приёмы психологического давления.
  4. Стрессоустойчивость.
  5. Счетное мышление.
  6. Активность.
  7. Возможность принимать решения в спорных ситуациях.
  8. Здраво смыслить во время кризиса или упадка производства.
  9. Ценить сотрудников, уметь общаться с людьми.
  10. Быть жестким и рассудительным при переговорах. Уметь идти на уступки.
  11. Отсутствие страха при принятии решений.

На ступени предпринимателя, руководитель должен обучаться предложенным выше качествам. Они будут постепенно изменяться с развитием дела. При недостаточной устойчивости к возникающим проблемам, в компании может произойти раскол. Последующие сложности разрушат моральное состояние персонала, выведут из нормы производственный процесс.

Психологическая составляющая бизнеса является важнейшим направлением, которое необходимо развивать каждому начинающему руководителю. Неправильная подготовка приведёт к быстрому спуску активности, ажиотажа, темпов развития при возникновении первых трудностей

Важно учесть распределение доходов, набор персонала, ведение переговоров, установку целей развития, чтобы наблюдался ежемесячный рост компании по отношению к конкурентам

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
  • Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
  • Идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
  • Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии читайте здесь.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение;
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
  • По виду образов – абстрактное и конкретное;
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • Типизация;
  • Акцентирование;
  • Схематизация;
  • Агглютинация;
  • Гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Кроме того, проблемам развития воображения посвящен отдельный урок на нашем сайте.

Типы личности

Какую роль играет психолог в современном мире?Люди отличаются между собой на каждом уровне. В связи с этим нередко возникают сложности с пониманием других, на этой почке возникают противоречия, споры, конфликты. Чтобы этого не допустить следует иметь определенный багаж знаний и сочетать его с собственной наблюдательностью и осознанностью.

Каждому человеку свойственен набор тех или иных свойств, которые отражают динамику его поведенческих и психических процессов. Всего имеется 4 всем известных темперамента.

Итак, какие бывают типы личности в психологии:

Меланхолик. У таких людей слабо выражены возбудительные и тормозные процессы, но сильно выражен невратизм. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом. На фоне этого быстро устают, нуждаются в частом отдыхе. Ранимы, остро воспринимают происходящее

Акцентируют внимание на собственных переживаниях.
Холерик. Обладает высоким уровнем невратизма, возбудимости и низким уровнем тормозных процессов

Обладает высоким энергетическим потенциалом. Вспыльчив, активен, эмоционально лабилен, импульсивен. Сложно уживается с людьми.
Флегматик. Отличается высокой работоспособностью, но медленной адаптацией. Хладнокровен, эмоционально уравновешен, пассивен и медлителен, имеет устойчивые стремления.
Сангвиник. Уравновешенная личность с высокими адаптационными способностями. Инициативен, оптимистичен, активен. Обладает высоким энергетическим запасом.

Изучение природы человека — это непростая и значимая задача, охватывающая разные аспекты жизнедеятельности. Но благодаря многочисленным исследованиям и пополнением своих знаний в области психологии личности человека, можно качественно изменить жизнь.

Роль восприятия в психологии

Перцепция в психологии – это важная психологическая функция познания. Она позволяет определить, как человек видит и воспринимает различные вещи. С психологическими механизмами социальной перцепции можно ознакомиться выше.

Ее классифицируют в зависимости от работающих органов восприятия:

  1. Зрительная. Это восприятие окружающей действительности с помощью органов зрения: узнавание цветов, определение расстояния и другое.
  2. Осязательная. С помощью рук происходит узнавание многих вещей и их взаимодействия на личность. Например, болевые ощущения дают понять, что высокие температуры вредны для организма.
  3. Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. Человеческое ухо позволяет получить полную картину мира благодаря звукам.

Психические свойства и состояния

Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.

Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Сон;
  • Бодрствование.

К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.

Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в Википедии.

Речь

Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

Особенности психологии как науки. Значение психологических знаний для человека

Какую роль играет психолог в современном мире?Какую роль играет психолог в современном мире?

Есть много путей познания мира, мира людей, мира конкретного человека. Среди этих путей является непосредственной, а также культурно обусловлены: мифологический, художественный, научный, религиозный, практический и др. Каждый из культурно обусловленных путей существует в общественно организованных формах. Научный путь исследования человека и мира опирается на институт науки.

Этот путь является достаточно жестко формализованным, с четко определенными требованиями. Исследователь-ученый менее свободен в собственной профессиональной познавательной деятельности, чем исследователь-художник, но тот путь познания бытия, которым он идет, имеет свои преимущества. Эти преимущества касаются характера получаемого знания — обоснованного, логично обусловленного.

Все науки вместе образуют общность, которая базируется на применении научного метода для познания определенной сферы действительности. Отличаются науки прежде всего по той областью бытия (сущему), на которую они направлены и которая дает предмет изучения, а также по методу — тем разновидностью научного метода, который является наиболее родственным с исследуемой реальностью.

Психология — сложное и многоуровневое научное образование, оно существует в научной деятельности многих школ, между которыми не всегда имеется согласие в отношении ключевых вопросов.

Прежде всего, восходящее, традиционное, наиболее адекватное названии и, наконец, самое простое определение психологии формулируется так: Психология — это учение о душе. Действительно, в переводе с древнегреческого «псюхе» — это душа, «логос» — слово, познание, наука.

Это наиболее общее определение психологии является базовым для создания других определений, определенная часть которых конкретизирует его, определенная часть — отрицает. Поскольку существование души не является наглядным, такое определение вызывает недовольство у некоторых представителей современной психологии, они считают, что традиционное определение не является научным.

Во-первых, оно некое «прервано»: не совсем ясно, о чью жизнедеятельность идет речь (видимо, о жизнедеятельность организма — но принадлежит ли биологический организм к предмету психологии?).

Во-вторых, если исследуется некая особая форма жизнедеятельности, то ее особенность следует сравнивать с другими («не особенными») формами того же самого, то есть находить нечто общее в психическом и непсихічному. В-третьих, психика — это не только форма жизнедеятельности. Это целый мир, который взаимодействует с тем-окружающим — миром, что его изучают естественные науки, но взаимодействует на основе собственной автономности как мира.

Особая сложность задача исследователя-психолога заключается в том, что объект, который он изучает и тот инструмент изучения, который он применяет, в определенном смысле является одно и то же. Психолог изучает психику с помощью психики.

Психологию нельзя считать природы наукой, хотя метод, благодаря которому она получила самостоятельность, заимствованный им именно из естественных наук

Нельзя его считать и социальной наукой, хотя социум не лежит вне ее научной вниманием

Психология существует на стыке естественных и социальных наук, но имеет собственное неповторимое поле исследования-психическую реальность (так же и человек не является ни чисто биологической, ни сугубо социальным существом, а представляет собой, прежде всего, отдельный мир — а именно мир психическое).

Итак, особенности психологии как науки обусловлены прежде всего особенностями психической реальности. Из того, что психическая реальность имеет особый статус в человеческой жизни, вытекает и особое значение психологических знаний для человека. Каждый человек является миром и этот мир — психическое.

Когда кто думает, что он знает себя досконально — это лишь свидетельство того, что этот человек столкнулась с определенными препятствиями в самопознании.

Большой слой бессознательного, в котором хранятся не только собственные психические тайны человека, но и всечеловеческий, в любой момент может эту человека удивить. Этот удивление может быть приятным или неприятным.

Путь жизни человека никогда не напоминает ровную линию, которую можно определить заранее. На этом пути человек встречается с жизненными кризисами.

Умение выйти победителем из собственного жизненного кризиса (а оно требует владения своим внутренним миром, возложение на себя ответственности за внутренние последствия своих поступков) является сложным образованием, в котором познавательный аспект играет не последнюю роль.

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

Психология отношений в бизнесе

Нельзя забывать про отношения в бизнесе. Они являются основополагающим фактором для успешного развития. Принципиальные моменты, которые требуют особого внимания со стороны руководителя:

Один человек не способен создать большую компанию и удерживать её в конкурентоспособном состоянии. Необходимо внимательно относится к набору персонала, учитывать принципы жизни, привычки, цели нанимаемых людей. В дальнейшем для этого нанимаются отдельные сотрудники, которые занимаются набором кадров.
При заключении договоров между партнёрскими компаниями, поставщиками, людьми, реализующими изготавливаемую продукцию, требуется подготовиться к тому, что придётся идти на уступки. Железная позиция, напористость, защита своей точки зрения — обязательные качества. Однако требуется сдавать позиции в спорных ситуациях, чтобы не потерять партнёров.
Контролировать выполнение заключенных договоров. На время своего отсутствия оставлять заместителей, который смогут поддерживать рабочий процесс

Важно наладить доверительные и уважительные отношения в коллективе, чтобы при возникновении спорных ситуаций персонал продолжал работать.
Важно вести учёт за показателями отдельных сотрудников. При возникновении отрицательной прогрессии необходимо провести разъяснительную беседу с сотрудником, выяснить причины возникновения проблем.
Анализ партнёров

Для этого в больших организациях существует отдел аналитиков, которые занимаются мониторингом партнёрских компаний. Они выбирают наиболее прибыльные варианты, который помогут дальнейшему развитию компании.

Психологи рекомендуют общаться со своими сотрудниками вне работы. Это помогает налаживать более тесные отношения, которые приводят к увеличению эффективности труда. Однако нельзя давать сотрудникам много «пряников».

Представления

В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета, воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.

Классифицируют представления несколькими способами:

  • По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления;
  • По степени обобщённости – единичные, общие и схематизированные;
  • По происхождению – на основе восприятия, мышления или воображения;
  • По степени волевых усилий – непроизвольные и произвольные.

Представления обладают следующими свойствами: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.

Подробнее о представления в психологии читайте в этой статье в Википедии.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Какую роль играет психолог в современном мире?

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».