Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

Другие визуализации

В 2001 году Барлоу и Невилл попросили участников сравнить четыре разные иерархические диаграммы. Участникам не понравилась древовидная диаграмма, они предпочли диаграмму-«сосульку» и организационную диаграмму.

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

В исследовании Барлоу и Невилла участникам не понравилась визуализация в виде древовидной диаграммы

В 2007 году исследование Котон и Моере показало, что эстетика диаграмм может быть связана с удобством их использования.

Участникам было предложено на выбор несколько диаграмм, из них самой симпатичной люди посчитали диаграмму солнечные лучи (SunBurst), а 3d-дерево лучей (BeamTrees) — самой неказистой. Удобнее всего выполнять задачи оказалось при взаимодействии с диаграммой солнечные лучи, «сосулькой» (IcicleTree) и «звёздным» деревом (StarTree), хуже всего с деревом лучей (BeamTrees) и древовидной диаграммой.

Учёные сделали вывод о том, что «красота может быть удобной».

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

Внешне участникам больше всего понравилась диаграмма солнечные лучи, и с ней оказалось легко работать

Харрисон и соавторы оценили эффективность нескольких типов визуализации для отображения корреляции.

Они обнаружили, что диаграммы рассеяния и диаграммы с параллельными координатами подходят для этого лучше всего. Среди составных диаграмм (третьей, четвёртой и пятой на рисунке) стековая гистограмма показала себя лучше других.

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

Участникам легче всего было оценить значение корреляции (как отрицательной, так и положительной) на диаграммах рассеяния. Также им было легко оценить отрицательные корреляции на диаграммах с параллельными координатами

Год спустя Кей и Хир пересмотрели данные и разбили типы визуализации на четыре группы по уровню точности передачи информации. В их классификации лидирующие места также заняли диаграмма рассеяния и диаграмма с параллельными координатами.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Шаблонное и инициативное поведение

Как и понятно из самого определения, в основе шаблонного поведения лежат шаблоны – образцы и даже целые совокупности черт, свойств и качеств какого-то объекта. Шаблонность – это характеристика стиля поведения, а также показатель его эффективности, причем чаще всего – низкой.

Негативное влияние шаблонного поведения выражается, главным образом, в том, что шаблоны служат для человека критериями, когда он анализирует и сравнивает большое количество объектов. Другими словами, он шаблонирует действительность, подгоняя ее под рамки, стереотипы и неэффективные поведенческие модели.

В самом распространенном варианте шаблонное поведение выражается в том, что человек:

  • видит только то, что привык или должен видеть;
  • хочет только то, что положено хотеть;
  • чувствует только то, что принято чувствовать;
  • ждет указаний к действиям и ничего не делает.

Конечно, в некоторых жизненных ситуациях шаблоны необходимы. Например, если человеку не хватает опыта в поведении или решении проблем, но у него есть какой-то «качественный» шаблон, ему может быть гораздо полезнее действовать «по стандарту», чем пытаться что-то придумывать. (Кстати, именно поэтому, когда человек осваивает нечто новое, изначально от него требуют действовать по системе, а творческий подход оставляют на потом.)

Также шаблонное поведение нередко позволяет сэкономить время. Допустим, у вас не получается креативно решить проблему, но есть уже проверенный и работающий шаблон, – действовать, согласно ему, предпочтительнее, чем тратить время и силы на поиск нестандартного решения.

Однако в других ситуациях шаблонное поведение оказывается вредным. Вот лишь несколько совершенно простых и обыденных примеров:

Подобных примеров можно привести великое множество, причем касаться шаблонное мышление может как сферы мышления (принятие решений, выбор способов действий, формулирование выводов и т.д.), так и сферы материального. А сами негативные последствия мышления шаблонами и стереотипами можно описать так:

  • низкая способность к адаптации к новым ситуациям;
  • консерватизм;
  • отсутствие креативности;
  • зависимость от привычек и неэффективных моделей поведения;
  • предсказуемость поведения;
  • неумение выбирать оптимальные и адекватные ситуациям способы действий.

В совокупности это влияет не только на решение отдельных проблем в личной, профессиональной или какой-либо иной сфере, но и сказывается на всем жизненном результате человека.

Правильное поведение – это поведение результативное; именно на достижение наилучшего результата самыми подходящими способами оно должно быть направлено изначально. Кроме того, оно должно быть этичным, соотноситься с моральными и нравственными нормами, не наносить вреда другим людям. А основным фактором результативного поведения является его инициативность.

От шаблонного поведения инициативное отличается целым набором характеристик:

  • быстрота и гибкость;
  • умение своевременно переключаться между действиями;
  • использование различных способов поведения;
  • логичность и осмысленность;
  • стремление к новым достижениям;
  • адаптивность;
  • доведение начатого до конца;
  • целенаправленность;
  • правильное восприятие критики.

Если обобщить сказанное, то шаблонное поведение выражается в недостатке творческого потенциала, неспособности к созданию уникальных поведенческих программ, постоянном проецировании прошлого опыта на новые события и действиям, исходящим из этого опыта, отсутствии разнообразия и гибкости.

Человек, мыслящий шаблонно, пытается решать проблемы и добиваться целей лишь небольшим набором уже знакомых способов и приемов. Он не может придумывать новые методики решения задач и ломать стереотипы, тем самым ограничивая свои собственные возможности

По этим и другим причинам важно уметь избавляться от шаблонов

О том, как это делается, мы и расскажем далее. Однако перед этим посмотрите небольшое видео о стереотипном и шаблонном мышлении.

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

Такие нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:

    1. аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  2. Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники). Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться

Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Линейные графики

Линейные графики имеют особый контекст, который может исказить наше восприятие данных.

Независимая переменная (причина) обычно наносится на ось X, а зависимая (эффект) — на ось Y. Но также мы склонны воспринимать наклон линии как метафору скорости, высоты или количества, что может идти вразрез с условными обозначениями.

Гаттис и Холиоак (15) сделали график, в котором наклон линии показывал высоту, но тогда независимые и зависимые переменные стояли на неправильных осях. Они дали участникам два графика, правильный и неправильный, и спросили, что означает пунктир — более быструю или медленную скорость.

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

На графике слева высота (в футах) находится на оси ординат, температура (в градусах) — на оси абсцисс. Это не по правилам, но так линия графика стала визуальной метафорой высоты. На графике справа переменные расположены правильно

Когда высота была на оси Y, участники лучше выполняли задание. Это значит, что мы в первую очередь рассматриваем наклон как показатель быстроты, высоты, количества или скорости. Учёные пришли к выводу, что есть внешние свойства уклонов, которые «влияют на рассуждение выше всех других».

Они также выявили универсальную связь «больше» или «лучше» с направлением вверх.

Карсвелл и соавторы обнаружили, что, когда на линейных графиках есть смены тенденции (взлёты и падения), люди изучают их дольше, вдаваясь в детали. Когда они увеличивали количество точек на графике или делали его асимметричным либо нелинейным, такого не происходило — участники воспринимали график в целом.

Направление используют

Организаторы

 Проект «Психология 360»  (Москва),    Студия гармоничного развития личности «Я и Счастье»  (Москва),    Центр «А-Я»  (Москва),    Центр Brightfamily  (Москва),    Школа Эннеаграммы Etcen  (Москва),    Клуб саморазвития «Мудрая панда»  (Москва),    Лидия Горлова  (Москва),    Московская Школа Психологии  (Москва),    Образовательный проект OD-Club  (Москва),    Проект Life and Psychology  (Москва),    Проект Opus Magnum (Москва),   Психологический Центр «Нар»  (Москва),   Психолого-эзотерический центр «Школа возрождённых знаний Дар Богини»  (Москва),    Университет Живого Знания  (Москва),   Центр Марины Фридман  (Москва),   Школа авторского Таро «Поток Силы»  (Москва),    Тренинговый центр «Овертон»  (Тюмень),   Тренинговый центр «ЮГ-Мегаполис» (Воронеж),    Фомина Любовь Александровна  (Иркутск),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк).

Ещё организаторы 37

Тренеры

  Анна Львовна Егорова  (Москва),    Ванда Дмитриева  (Москва),    Евгения Владимировна Лебедь  (Москва),   Екатерина Вячеславовна Рыжова  (Москва),    Лилия Клейн  (Москва),    Лина Карловна Байкулова  (Москва),    Мария Чаповски  (Москва),    Светлана Ильинична Здражевская  (Москва),    Сергей Золоторевский  (Москва),    Андрей Викторович Уваров  (Москва),    Анна Викторовна Шлимак  (Москва),    Дмитрий Колесников  (Москва),    Евгения Перегуда  (Москва),    Катерина Живая  (Москва),    Ксения Прокаева  (Москва),    Лана Шмелькова  (Москва),    Максим Евгеньевич Шматов  (Москва),    Маэстро  (Москва),    Надя Бобровницкая  (Москва),    Николай Смирнов  (Москва).

Ещё тренеры 68

Консультанты

  Ванда Дмитриева  (Москва),    Евгения Владимировна Лебедь  (Москва),   Екатерина Вячеславовна Рыжова  (Москва),    Мария Чаповски  (Москва),    Светлана Ильинична Здражевская  (Москва),    Сергей Золоторевский  (Москва),    Андрей Викторович Уваров  (Москва),    Анна Викторовна Шлимак  (Москва),    Катерина Живая  (Москва),    Лана Шмелькова  (Москва),    Максим Евгеньевич Шматов  (Москва),    Маэстро  (Москва),    Надя Бобровницкая  (Москва),    Николай Смирнов  (Москва),    Ольга Гарнова  (Москва),    Яна Вячеславовна Болотова  (Москва),    Яна Геннадьевна Передернина  (Москва),    Яна Геншпринг  (Москва),    Олег Жёлтышев  (Пермь),    Олеся Сергеевна Порсина (Романова)  (Новосибирск).

Ещё консультанты 49

Гистограммы vs линейные графики

Закс и Тверски обнаружили, что при описании гистограмм люди говорят о контрасте между значениями переменных в столбцах («А больше по Х, чем B »), а в линейных графиках описывают тенденции («Когда X увеличивается, Y тоже увеличивается»).

Феномены восприятия: апперцепция и иллюзии восприятия

Участники описывали контрасты в гистограммах и тенденции в линейных графиках

Даже когда исследователи показали участникам график с тремя переменными (на нём были обозначены три точки), его описание осталось сфокусированным на отношениях XY. Когда люди описывали гистограмму с тремя столбцами, они говорили о контрастах между тремя компонентами.

Эти исследования показывают, что при восприятии графиков людям трудно полно воспринять информацию, в основном они обращают внимание на тенденции