Творческая личность и самоактуализация (подходы к. роджерса а. мослоу)

Конгруэнтность

Если идеальная самость человека согласуется с его реальным
жизненным опытом, он пребывает в состоянии конгруэнтности. Если же между
идеальной самостью и фактическим опытом лежит огромная пропасть, то человек
неконгруэнтен .

Творческая личность и самоактуализация (подходы к. роджерса а. мослоу)

Визуальное представление концепции конгруэнтности

Абсолютная конгруэнтность встречается крайне редко. По
утверждению Роджерса, чем больше представление человека о себе приближается к
образу идеальной самости, к которому он стремится, тем более высокая у него
будет самооценка и конгруэнтность.

Поскольку люди стараются, чтобы их реальное лицо как можно
лучше согласовывалось с их представлением о себе, они часто используют
психические защитные механизмы, например такие как подавление или отрицание,
чтобы уменьшить ощущение угрозы, обычно сопровождающее переживание нежелательных
чувств и эмоций.

Кроме того, Роджерс подчеркивал важность других людей в
нашей жизни; он считал, что нам необходимо знать, что окружающие воспринимают и
оценивают нас позитивно, потому что каждый человек от природы стремится к тому,
чтобы его уважали, ценили, любили, относились с симпатией. Отношение значимых для человека людей Роджерс делит на два
типа:

Отношение значимых для человека людей Роджерс делит на два
типа:

1

Безусловное позитивное внимание

Человека
принимают таким, каков он есть, особенно его родители, а также люди, мнение
которых для него важно, например психотерапевт. В этом случае он не боится
пробовать что-то новое и совершать ошибки, даже если их последствия могут
оказаться весьма неприятными

Если человек способен самоактуализоваться —
значит, он, как правило, был окружен безусловным позитивным вниманием

В этом случае он не боится
пробовать что-то новое и совершать ошибки, даже если их последствия могут
оказаться весьма неприятными . Если человек способен самоактуализоваться —
значит, он, как правило, был окружен безусловным позитивным вниманием.

2

Обусловленное позитивное внимание. Человек
пользуется позитивным вниманием окружающих не потому, что его любят и уважают, а
потому, что он ведет себя так, как они считают правильным, — например, ребенка
хвалят за хорошее поведение

Люди, которые всегда стремятся к похвале
окружающих, скорее всего, в детстве были окружены обусловленным позитивным
вниманием родителей, учителей и других людей.

* В практической психологии конгруэнтность означает
согласованность разных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие
внешнего выражения внутреннему содержанию. Прим. ред.

Из книги
Пола Клейнмана «Психология. Люди,
концепции, эксперименты»

Похожие материалы:


  • Иерархия потребностей по
    Абрахаму Маслоу

  • Биологические и
    психологические потребности человека

В раздел: Cаморазвитие

.

Самоактуализация

Карл Роджерс не был согласен ни с бихевиористами,
утверждавшими, что поведение есть результат научения, то есть психических
реакций, ни с психоаналитиками, которые фокусировались в основном на
бессознательном и на биологических факторах. По его теории, человек выбирает
модель поведения, основываясь на восприятии конкретной ситуации, и только ему
самому достоверно известно, как он понимает окружающий мир.

Роджерс считал, что всеми людьми движет один
фундаментальный мотив — стремление к самоактуализации.

Научные определения

Самоактуализация — это полная реализация
человеком своего потенциала, в ходе которой он становится полноценно
функционирующей личностью и достигает наивысшего уровня человеческого бытия.

Идеальная самость — это представление
человека об идеальном себе. В это понятие входят цели и амбиции, и оно постоянно
меняется.

Проще всего описать самоактуализацию, сравнив ее с цветком.
Цветок не свободен, он ограничен конкретной средой обитания. Только при
определенных условиях он может вырасти и расцвести, в полной мере реализовав
природный потенциал. Конечно, люди — несравненно более сложные организмы, чем
растени. Они развиваются в соответствии со своими личностными задатками и
особенностями.

Карл Роджерс высказал предположение, что каждый человек от
природы внутренне хорош и креативен. Деструктивным он становится только в том
случае, если в его оценочном процессе доминируют внешние ограничения или низкая
самооценка.

По мнению Роджерса, человек с высокой самооценкой,
близко подошедший к достижению своей идеальной самости, способен смело встречать
все жизненные вызовы и превратности судьбы, умеет переживать несчастья и
неудачи, уверен в себе, исключительно позитивно настроен по отношению к себе, а
также честен и открыт в отношениях с окружающими
. А для высокой самооценки и
высокой степени самоактуализации человеку необходимо достичь состояния
конгруэнтности*.

Сравнение представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистической школы

Список литературы

Введение

Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

Карл Роджерс — психолог и психотерапевт

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-парке в семье
убежденных протестантов. Когда он был подростком, семья переехала в Глен Эллен,
где у Карла зародился интерес к сельскому хозяйству. В 1919 году он поступил в
Висконсинский университет, решив специализироваться на сельском хозяйстве, но
позже стал изучать историю, а потом еще и теологию.

На первом курсе университета Роджерса и десятерых других
студентов отобрали для участия в полугодовой международной конференции
христианской молодежи в Китае. После этой поездки Карл стал сомневаться в
правильности выбора карьеры. В 1924 году он окончил университет и поступил в
Нью-Йоркскую объединенную теологическую семинарию, но в 1926 году перевелся в
педагогический колледж Колумбийского университета . В этом колледже Роджерс
впервые стал изучать курс психологии.

Получив степень доктора философии в области психологии,
Роджерс работал в Университете Огайо, Чикагском и Висконсинском университетах.
Свой самый значительный вклад в развитие психологии ученый сделал в
Висконсинском университете; речь идет о недирективной, центрированной на клиенте
терапии.

Убежденный в том, что счастье клиента (или пациента) в его
собственных руках, Роджерс в корне изменил роль психотерапевта; с его точки
зрения, врач должен отказаться от чисто «технического» подхода и стать
человеком, который указывает пациенту путь к счастливой жизни
.

Психотерапевт обязан сочувствовать клиенту, уметь
настроиться с ним на одну волну, быть исключительно позитивным. Кроме этого,
Роджерс разработал теорию личности, в которой описал, как клиент видит себя и
каким образом психотерапия способна изменить это видение
.

Идеи и взгляды Карла Роджерса относятся к гуманистическому
направлению в психологии. Он считал, что наука должна меньше фокусироваться на
диагностике и больше на том, как человек может сам себе помочь стать, как
формулировал Роджерс, полноценно функционирующим. Скончался Карл Роджерс 4
февраля 1987 года .