Психология самопознания

Три слона на которые на которых держится наше «Я»

Самоанализ в первую очередь начинается с того, что человек изучает свои внутренние особенности: психические и физические. В будущем этот базис станет отличным фундаментом для самоосмысления. Психология самопознания и саморазвития берет старт еще с самого младенчества. Когда мы впервые начинаем осознавать себя частью мира. По началу такого крохотного, но уже неотделимого от нашего собственного «Я».

Наиболее распространенными способами самопознания, официально признаны:

  • Самоанализ – базируется на детальном анализе собственных поступков: их мотивов, возникающих в процессе различных эмоций, а в дальнейшем и установление причинно-личностной связи. Этот метод будет эффективен только в том случае, когда человек будет готов быть честным самим с собой, принимая реальность, в том числе также трезвость фактов. Не искать оправданий своему нежеланию действовать, а принимать этот выбор таким, каким он и является;
  • Самонаблюдение — психология самопознания человека базируется в основном именно на этом методе. Он гораздо легче воспринимается и воплощается в жизнь нежели первый. Объясняется это тем, что метод самоанализа скорее для тех, кто уже прошел первичные этапы. Для тех, кто освоил самые элементарные методы самопознания в психологии;
  • Сравнение – сопоставление общих черт, как позитивных, так и негативных – несомненно самый любимы метод мотивации самого себя. И это не спроста, ведь сравнивая себя с кем-либо, мы признаем, что у нас есть чему поучится у этого человека, а возможно также стоит отказаться от каких-либо привычек;

Именно эти методы изучения внутреннего мира помогают нам создавать необходимую модель поведения. К этой модели мы будем стремиться всю свою жизнь, развивая те личностные характеристики, которые, по нашему мнению, могут помочь в достижении желаемой цели.

Примечания

  1. Лебедев А. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ , с. 3.
  3. , § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  4. ↑ , § 3. Сферы и области самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  5. См.: Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
  6. , § 2. Структура самосознания / Глава 2. Самопознание как структурный компонент самосознания человека / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  7. , § 1. Общая характеристика самопознания как процесса / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  8. См.: Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава Развитие способностей и психических процессов.
  9. ↑ , § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  10. , § 4. Результаты самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.

Распространенные ошибки

В развитии самосознания человек допускает следующие оплошности:

  1. Вешание ярлыков. Они слишком упрощают реальность и мешают адекватно мыслить.
  2. Глухота к обратной связи. Нередко другие люди лучше видят положительные и отрицательные качества. Нужно уметь самому себя анализировать, но в качестве исходной информации брать сказанное другими людьми.

Таким образом, самосознание – важнейшая характеристика человека, отличающая его от животных. Самопознание – это процесс, который позволяет понимать, что собой человек представляет. Оно опосредует развитие и помогает правильно анализировать психологический опыт для дальнейшего поиска способов саморазвития.

Эзотерика и самопознание: пятый этап

Им является любовь и благодарность. Сознание эзотерика, который стремится к просветлению, всегда наполнены этими двумя чувствами.

Сила благодарности огромна. Это поток позитива, который вы способны излучать и который возвращается благом к вам.

Техника благодарения заключается в том, что вам нужно завести дневник благодарности, в котором вы будете каждый день записывать людей, события, ситуации, за которые вы благодарны в своей жизни. Можете благодарить Вселенную или Бога за то, что послал вам таких людей или определенные ситуации.

Вы можете просто идти по улице и мысленно благодарить жизнь за все, что вы видите прекрасного вокруг.

Проявлять любовь ко всему можно научиться очень легко. Достаточно лишь принять, что все имеет Божественное начало. В каждом из нас есть Бог.

Наполнить себя Любовью и Благодарностью можно с помощью чудесной медитации, которая называется «Цветок Лотоса».

Сядьте в удобную позу, успокойтесь, сконцентрируйтесь на дыхании. Теперь представьте на уровне солнечного сплетения цветок лотоса, который вы взращиваете в себе со всей любовью. Теперь представьте, что ваше тело состоит и огромного количества атомов или шариков

Очень важно увидеть строение своего организма, представить каждую клеточку. А теперь вы берете карандаш и визуально на каждом шарике пишите два простых слова: «Любовь и Благодарность»

Представьте мысленно, как вы тщательно выводите каждую букву этих слов.

Данная медитация поможет вам оздоровиться и духовно, и физически. Заполняя себя этими словами, вы не только очищаетесь от накопившейся грязи, но и проявляете внутренний свет. Вы почувствуете, что внутри вас становится настолько светло, что тени просто негде упасть.

Завышенная и заниженная самооценка

Психология самопознанияЧеловек, вставший на путь саморазвития и самосовершенствования, должен уметь объективно оценивать себя. Нормальная самооценка позволяет критически взглянуть на ситуацию, найти слабые места и усилить их. Люди с заниженной и завышенной самооценкой как две стороны одной медали. Их объединяет боязнь критики, зависимость от мнения окружающих, зависть.

Для завышенной самооценки характерно:

  1. Высокомерное отношение к окружающим, проявляющееся в замкнутости, отстраненности.
  2. Такой человек считает себя правым. Он навязывает свою точку зрения, как единственно возможную. Он любит поучать, воспитывать, самоутверждаться.
  3. Такому индивиду сложно попросить помощь, приносить извинения.

Как бы человек ни позиционировал себя, для него важно, что о нем думают окружающие — родители, соседи, друзья, коллеги. Ему необходимо оставаться на высоком уровне, не ударить в грязь лицом

Это приводит к постановке завышенных целей. Если результата добиться не удалось, развивается депрессия.

Для заниженной самооценки характерно:

  1. Неспособность принимать решения, перекладывание ответственности на чужие плечи.
  2. Постоянное недовольство собой, внешностью, умственными способностями. При этом человек не стремится ничего менять, отклоняет советы и помощь.
  3. Такие люди любят давить на жалость и показательно заниматься самобичеванием, если это принесет дивиденды.
  4. Индивид с заниженной самооценкой винит в своих бедах окружающих, государство.
  5. Частые приступы невербальной агрессии, попытки отыграться на слабом.

Человек с заниженной самооценкой нуждается в одобрении, он постоянно ориентируется на мнение других. Он готов отказывать от собственных интересов ради одобрения окружения.

Что такое самопознание?

Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании личности. Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:

  1. Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
  2. Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
  3. Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.

Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.

Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?

С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.

Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.

Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.

Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.

Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.

Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.

Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.

Самопознание человека

Психология самопознания

Личность человека немыслима без наличия самосознания, восприятия себя в качестве отдельного субъекта. Начиная с формирования в возрасте трех лет образа Я, ребенок проходит через первый из череды личностных кризисов самоопределения, отделения от других людей, формирования восприятия себя как отдельного субъекта. В течение всей жизни рефлексивные процессы осознания, накопления опыта и оценка особенности жизнедеятельности, своих поступков, мыслей, намерений и личностных качеств составляют процесс самопознания человека.

В то же время психологи и философы сходятся во мнении, что самопознание человека в начале жизни почти инстинктивно, а действительное осознание есть продукт жизненного опыта. Только накопив достаточно знаний об окружающем мире и достигнув зрелого возраста, человек начинает задумываться всерьез о том, что происходит внутри, что составляет и формирует его мировоззрение. «А некоторые вообще почти никогда не размышляют» (Д. Локк).

Первое упоминание о важности процесса самопознания для развития личности принадлежит древнегреческому философу Платону, согласно легенде которого в VI веке до нашей эры среди семи мудрейших изречений, высеченных на колонне храма Аполлона Дельфийского, был и призыв «Познай самого себя».

В течение всей документированной истории существования человека вопросом важности самопознания, его целями, средствами и способами занимались философы и социологи. Важную роль в осознании влияния самоизучения занимали также восточные философские и религиозные течения, и ни одна мировая религия не обошла стороной вопрос самопознания личности человека как субъекта и объекта саморегуляции

С XX века, с появлением науки психологии, к изысканиям и размышлениям присоединились ученые-психологи, выделив структуру понятий рефлексивного и социального самопознания, изучив специфику и создав методологию процесса.

Покорение вершины

Психология самопознанияСамопознание напоминает покорение высочайшей мистической вершины. Начальные этапы легко преодолимы. Здесь ты находишь тысячи подсказок. Встречаешь одного проводника за другим. Они знают дальнейший путь, предлагают свои карты, помогают взобраться выше. От рекламы их услуг рябит. Попутчиков еще больше. И это успокаивает. Можешь опереться на старших товарищей.

Но чем дальше, тем попутчиков меньше. А найти хорошего проводника — теперь большая удача. Но ты все еще полагаешься на чужие сильные плечи и опыт.

Экспедиция продолжается, и однажды обнаруживаешь, что теперь ты один. Впереди — ни души. Больше не на кого опереться. Попутчики встречаются так редко, что каждый раз удивляешься: «надо же, и этот этап я могу разделить с кем-то!». На этой холодной высоте вы сквозь туман облаков обмениваетесь понимающими взглядами, перемигиваетесь и расходитесь.

Теперь тебя учит сама вершина. Один на один. И это больше не пугает. Движешься на чистой вере. Не знаешь, что будет и через секунду. Встречаешь неизвестность лицом к лицу. И продолжаешь путь.

Что дальше, не знает никто. Но ты шел в одиночку так часто, что уже привык доверять себе: «раз мог раньше пройти один, смогу и сейчас».

В прошлом ты читал об устройстве горы, смутно представлял, каково это на практике. Теперь сам пишешь подробные инструкции с нюансами, исходя из увиденного своими глазами.

Начинаешь различать авторов опытных, познавших путь — таких мало, — и авторов теоретиков, которые переписывают других.

Чужим опытом мы все успешно пользуемся. Чтобы не изобретать велосипедов. Наверное, все мои статьи на progressman.ru — это наполовину чужие мысли, слова и выражения. А где-то, каюсь, забегал вперед, и осмеливался судить о том, чего толком не знаю, к чему едва прикасался.

Наверное, и дальше так буду делать. Тут смайлик.

Последние годы с книгами по самопознанию у меня так: прочитаю страниц 10, убежусь, что автор не уважает время читателя, размазывает простую мысль на целую главу, или описывает уже давно очевидные вещи — и закрываю.

Все больше черпаю знаний из личной жизни и работы. Попытка услышать и понять клиента может обогатить сильней целой книги. А познаешь всегда только себя самого.

Иногда ради атмосферы почитываю фантастику.

Основы самопознания и саморазвития

Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У. Джейм выделил 3 основные сферы:

  1. Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
  2. Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
  3. Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.

Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:

  • Биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
  • Социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
  • Личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).

Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — «Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.

Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.

  • Самонаблюдение;
  • Самоанализ;
  • Сравнивание с другими (собой в идеале);
  • Постановка целей на будущее;
  • Саморазвитие.

Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.

Урок длинною в жизнь

«Век живи – век учись» – эта поговорка как никакая иная характеризирует весь процесс личностного роста каждого человека. Психология самопознания не подразумевает полную остановку, освобождение от дальнейших уроков – в этом случае, любое промедление означает деградацию в чистейшем виде. Поймите, жизнь не стоит на месте, и то, что было актуальным, а также действенным сегодня и сейчас, завтра будет восприниматься как необразованность и глупость.

Для того, чтобы не попасть впросак, а также не отставать от сумасшедшего ритма жизни можно воспользоваться простыми по своей природе, но от этого не менее эффективными:

1. Метод планирования: заведите себе ежедневник, в котором вы будете планировать свой день, вплоть до минуты. Разделите свой день на пять секторов – Сон, работа, отдых, семья, обучение. Таким образом вы сможете для себя понять необходимое количество времени для каждого из секторов для его выполнения, что в будущем поможет вам производить манипуляции с ним;

2. Чтение книг — психология самопознания требует постоянного изучения литературы по личностному росту и мотивации. Для начала, вы можете начать с книг, которые не сильно нагружены терминологией и множеством методик – вы просто не сможете использовать их в полную силу. Начинайте с малого, постепенно переходя к более «тяжелой» литературе.

3

Цитируйте, а также записывайте важное – вспомните школу, а именно подготовку к экзаменам – все мы писали шпаргалки, не так ли? Таким образом, мы откладывали у себя в памяти самые важную и стоящею часть материала, а в случае, чего всегда этот материал можно будет освежить в своей памяти;. 4

Посещайте семинары – один из важных и, пожалуй, основных компонентов самопознания в психологии – умение перенимать чужой опыт (но только если он положительный, разумеется). Так почему бы не услышать дельные советы от тех, кто на этом уже съел собаку? Посещение различных обучающих мероприятий поможет вам взглянуть на возможные проблемы под совершенно иным ракурсом. Самопознание не значит преодоление пути в одиночку, напротив, помощь специалистов, мастеров своего дела будет вам только на руку, поэтому не надо отказываться от них

4. Посещайте семинары – один из важных и, пожалуй, основных компонентов самопознания в психологии – умение перенимать чужой опыт (но только если он положительный, разумеется). Так почему бы не услышать дельные советы от тех, кто на этом уже съел собаку? Посещение различных обучающих мероприятий поможет вам взглянуть на возможные проблемы под совершенно иным ракурсом. Самопознание не значит преодоление пути в одиночку, напротив, помощь специалистов, мастеров своего дела будет вам только на руку, поэтому не надо отказываться от них.

Первый уровень самопознания в эзотерике

Он предполагает избавления от дуальностей.

Дуальность – это двойственность суждений в вашем уме. Построение понимания жизни на двух противоположных понятиях. К примеру: хорошо и плохо, добро и зло, любовь и ненависть. Каждый человек в процессе жизни принял свой набор противоположностей и это мешает ему видеть всю многогранность жизни и бесконечное количество возможностей. Вы сами поставили себе ограничения: выйти замуж или не выйти, получить высшее образование или нет и т.д.

На практике необходимо проработать актуальные для вас дуальности и расширить собственные границы самопознания. Как это сделать?

Дайте ответ на такие вопросы:

что для меня важно?
чего я хочу?
чего я боюсь?
что меня беспокоит?
что я хочу изменить в своей жизни?
что я думаю о себе?
что я думаю о других?
что я думаю о собственной жизни?
что я думаю о прошлом?

Отвечая на эти вопросы, вы увидите лишь одну сторону ответа. К каждому ответу необходимо подобрать противоположность

К примеру, для меня важно быть здоровым. Это значит, что я не хочу быть больным

Обе стороны дуальности должны вызывать у вас ответную реакцию, вы должны чувствовать, что вы ощущаете при том и другом утверждении. Далее из списка выберите именно то, что вас беспокоит более всего в данный момент и начинайте это прорабатывать.

Техники проработки

  1. Поочередно создавайте и удерживайте во внимании два вида полюса проблемы. Например, создайте мысль в голове, что вы открыли свой успешный бизнес и в этом нет никаких сомнений. Представьте себя в этой роли, визуализируйте эту картинку и постарайтесь не отпускать как можно дольше. А теперь представьте, что вы не открыли свой бизнес. Посмотрите, какой вы сейчас. Какие качества стоят за этой неуверенностью и нереализованностью. Посмотрите страхам в лицо, на опущенные плечи и потухший взгляд. Теперь мысленно опять вернитесь в первое состояние. Вы снова успешны и сделали то, о чем давно мечтали. И назад. Проработайте эту дуальность 5-6 раз.
  2. Если вам трудно визуализировать два полюса, тогда просто поочередно создавайте мысль в вашей голове о актуальной для вас дуальности.
  3. Третий метод предполагает записывание двух полюсов на листе бумаги. Например, под колонкой «я уникален» пишем все, что мы думаем и чувствуем по этому поводу. То же самое опишите под дуальной колонкой «я такой, как все». Пишите до тех пор, пока не запишите все, что приходит в голову.

С помощью данных техник, вы сможете понять, чего же вы на самом деле хотите и что мешать вам на пути к самопознанию и достижению своих целей.

Этими методами вы можете любую ситуацию в вашей жизни и отношение к ней. Человек, который попал в аварию и лишился руки, страдает от этого. Но он ведь может радоваться тому, что остался жив. В любой ситуации можно найти что-то положительное.

Виды самопознания

Психология самопознания

Методы, применяя которые человек может исследовать самого себя, могут быть разными. Условно выделяют 4 разновидности.

Самонаблюдение

Самонаблюдение, или интроспекция, представляет собой метод исследования собственных психических процессов без применения специальных инструментов, таких как анализ или сравнение. Метод заключается в наблюдении за собственными ощущениями, состоянием, переживаниями словно со стороны

Важно отмечать как можно больше различных реакций (последовательную смену впечатлений) на действие раздражителя

Это один из общедоступных способов самопознания. Он помогает глубже понять собственные желания и мотивацию через отслеживание реакций, на которые ранее человек не обращал никакого внимания. Уделяя внимания своим ощущениям, можно вычленить негативные мысли, чтобы в дальнейшем избавиться от них, оставив место для удовлетворения желаний и потребностей, о которых настойчиво твердит внутренний голос.

Самоанализ

Самоанализ — метод самопонимания через углубление в проблему с целью высвобождения собственных резервов для положительного разрешения ситуации. Развивает умение своевременно разбираться в задаче и делать эффективные выводы.

Самоанализ позволяет проработать болезненные или скрытые аспекты существования, включая те, что давно ушли на подсознательный уровень. С его помощью можно пролить свет на причины повторяющихся в жизни ситуаций, проблемные моменты во взаимоотношениях с окружающими.

Самоисповедь

Этот вид самопознания представляет собой внутренний диалог, при котором человек сознательно задает себе волнующие его вопросы и честно на них отвечает. Откровенный внутренний разговор с собой может сопровождаться однотипными движениями, такими как постукивание пальцами или предметом по столу, хождение взад-вперед.

В результате самоисповеди человек приходит к осознанию единственного верного решения по поводу какой-то ситуации, включая признание своей вины или ошибки.

На этой стадии рекомендуется найти человека, способного выслушать и помочь обрести душевное равновесие. Успокоить эмоции и тело помогут духовные и физические практики, например, йога.

Сравнение

Людям свойственно сравнивать себя с окружающими. При этом чьи-то достижения кажутся всегда более весомыми, чем собственные. Подобное сравнение не добавляет оптимизма, наоборот, лишает мотивации для дальнейшего роста.

Сравнение как метод самопознания может работать в положительном ключе, являясь импульсом к новым свершениям. Для этого сравнивать себя сегодняшнего психологи рекомендуют не с окружающими людьми, а с собой в прошлом.

Такой прием позволяет отследить собственный прогресс с течением времени и вдохновляет на непрерывное самосовершенствование.

Психология самопознания

Психология Рубенштейна

Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Выводы

Психология самопознания необычайно тонкая материя. Она не имеет четкий, слаженный алгоритм действий. Методики, которые принесли небывалый успех одному человеку, не факт, что будут гарантировать такой успех вам.

Перед тем, как начать свой выбор инструмента для достижения результата, вам необходимо спросить самого себя: «А хочу ли я этого?», «Стремлюсь ли к этой цели Я?».

Если вы не знаете ответа на эти вопросы или же четко осознаете, что это-то вам совершенно не нужно, — углубитесь в себя.  Применяйте на себе эти прекрасные методы и тогда, психология самопознания откроет в вас новые грани. Чтобы что-то получить, вам необходимо не только осознанного желать этого, но и полностью отдаваться цели. Вы должны стремиться узнать самого себя, осознать внутреннее «Я» без лишней мишуры, которая зачастую его окружает.