Самосознание личности
Патологические формы проблемы
Рассматривая понятие самосознания в психологии, нельзя не отметить патологические формы, по вине которых может полностью разрушиться самосознание, а потом и сознание. Подобным образом повлиять на становление личности могут некоторые расстройства:
- Процесс деперсонализации. Для него характерна потеря собственного «Я». В данном случае человек начинает смотреть на происходящие внутри себя процессы и на внешние события, как посторонний наблюдатель. Он не воспринимает себя с позиции активного субъекта.
- Расщепление основ. В данном случае подразумевается диссоциация. Ядро делится на несколько начал, обладающих чуждыми свойствами. Они способны конфликтовать друг с другом. Известен случай, когда в человеке уживалось сразу 24 личности. Им были присущи отдельные воспоминания, разные интересы и мотивы. У каждой были свои ценности и характер. Отличался даже голос. И каждая личность считала себя истинной, других для нее просто не существовало.
- Могут возникать нарушения в определении собственного тела. В данной ситуации человек способен воспринимать свои конечности как чужие.
- Дереализация. В данной ситуации происходит потеря связи с реальностью. Возникают сомнения в происходящих событиях, в существования себя. Подобное расстройство является самым тяжелым из всех вышеперечисленных.
Самосознание и развитие личности
Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:
1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.
2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.
3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.
4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).
5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.
6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.
Развитие самосознания
Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.
- Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
- Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
- Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
- Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
- Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.
Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.
Развитие самосознания
Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:
- Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
- Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
- Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.
Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.
Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении
Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).
Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:
- Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
- Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
- Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
- Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.
Структура Я-концепции
Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:
- Я реальное (какой я есть сейчас);
- Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
- Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).
Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.
В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:
- Я-реальное;
- Я-идеальное;
- Я-потенциальное;
- Я-личностное;
- Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).
В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:
- Я-телесного;
- Я-настоящего (наличного, актуального);
- Я-динамического;
- Я-фантастического;
- Я-вероятного;
- Я-идеализированного;
- Я-представляемого;
- Я-идеального;
- Я-будущего (возможного).
Я-телесное
Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:
- реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
- внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
- социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
- идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.
Настоящее Я
Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.
Я-динамическое
Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.
Я-фантастичекое
По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.
Я-идеальное
Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.
Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.
Я-возможное (будущее)
Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.
Я-идеализированное
Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.
Я-представляемое
Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.
Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.
Я-фальшивое
Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:
- боится негативной самооценки;
- ожидает негативного отношения извне;
- не способна к поступкам, питающим самоуважение.
От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.
Развитие самосознания
Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.
Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.
Самопознание – изучение своих мыслей
Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».
В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.
Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:
- Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
- В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
- Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.
В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:
- Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
- Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
- Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.
Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни
Как формируется самосознание
Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.
На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.
В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.
Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.
Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.
Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.
В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.
В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:
- стиль и образ жизни;
- культурные и этические ценности;
- нормы морали;
- отношение к религии и т.д.
В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.
Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.
Виды самосознания
Самосознание – более общая категория. Выделяются такие уровни, формы и виды самопознания (они в разных степенях проявляются у различных людей):
- Самоконтроль. Это управление своими мыслями и действиями на основе требований общества и личных целей.
- Самопознание – это пища для остальных составляющих самосознания. В результате этого процесса человек понимает, какие у него цели, ценности, мотивы. На их основе осуществляется самоконтроль. Например, достижение любой цели требует избавления от сиюминутных удовольствий. Чтобы оградить себя от вредного, но приятного, нужен самоконтроль. Сначала предстоит осознать, зачем так страдать в краткосрочном временном отрезке. Пример самопознания – медитация, когда происходит постоянное наблюдение за собой.
- Самооценка – определение человеком меры своих способностей достичь цели, качества выполненных действий, значимости совершенных им поступков и прочее. Она не всегда является обязательным компонентом самосознания в текущий момент времени. Например, человек может наблюдать за своим внутренним миром непосредственно, не оценивая свои мысли, эмоции.
- Самопринятие.
Прояснение внутреннего мира
Самопознание, как основа самосознания, совершается в результате:
- Анализа последствий собственных поступков и взаимоотношений с другими людьми. Человек сравнивает свои действия с общественными нормами, в результате он определяет свое поведение как правильное или неправильное, полезное или вредное.
- Анализа чужих оценок, т.е. как оцениваются поступки другими людьми.
- Наблюдения за своим внутренним миром. Оно может осуществляться как непосредственно в момент деятельности или общения с другими людьми, так и вследствие анализа воспоминаний.
Самопознание по Варламовой – это творческий поиск при решении личностных трудностей.
Повышенное самосознание
Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.
Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.
У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.
Нравственное самосознание личности
Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.
Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.
Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.
А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.
Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.
Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.
Самооценка личности
Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается.
Исследования показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между архитрудными и чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и учетом прошлых успехов и неудач.
Изучение уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека.
Психология