Самостоятельность — психология

Как убить самостоятельность

Скажу сразу, сделать это не так просто. Все же человек организован так, чтобы смочь выжить самому. Поэтому психика сопротивляется, как может. Но поставить человека в сложные условия, где ему будет труднее развивать самостоятельность, можно.

  1. Гиперопека и гиперконтроль
    Достаточно с младенческого возраста опекать ребенка, не давая ему делать то, что он уже может сам, и к школе можно получить человека с вполне сформированной выученной беспомощностью.
  2. Критика и советы
    Критикуйте любые попытки что-то сделать самостоятельно. Объясняйте, что «дерево так не рисуют», а когда он обидится, рассердитесь и скажите, что желаете ему только добра. К школе у него будет прочно сформированный страх оценки и опоры только на внешний авторитет.
  3. Страхи
    Позвольте своим страхам руководить вами. Ребенок, ваш малыш, может ошибиться. Ошибка – это ведь стыдно, неприятно, и в ваших силах его оградить. Постарайтесь сделать так, чтобы он не допускал ошибок. Ну да: гиперопека, контроль, критика, советы. Круг замкнулся.

Не факт, что самостоятельность будет убита, но то, что ей будет тяжелее пробиться, – факт. Правда, есть дети, которые здорово сопротивляются, но это уже про семейные войны.

Самостоятельность – что это?

– Как мне развить самостоятельность в ребенке?– Что вы имеете в виду под самостоятельностью?– Самостоятельность… ммм… Ну это когда он сам выполняет свои обязанности.

Вы прослушали стандартный диалог родителя и психолога. То есть самостоятельность – это послушное выполнение требований (тут задумчивый эмодзи, потирающий подбородок). Никто не говорит: «самостоятельность – это когда он сам выбирает то, что сегодня наденет». Или: «когда он может добраться сам до секции». Или: «когда она решает, как ей снять селфи».

Мне как человеку-буквоеду нравится начинать с признанных определений. Например, из «Большой психологической энциклопедии».

Выписываем важные понятия: инициативность, критичность, адекватная самооценка, чувство личной ответственности, своя деятельность, свое поведение, мысли (замыслы), чувства, воля. Я бы еще добавила сюда мотивацию.

Ищем самостоятельность

Сейчас давайте предположим, что вас беспокоит именно то, что ребенок (вроде бы) несамостоятельный, а не то, что он чего-то нужного не делает. Суп отдельно, мухи отдельно.

Я предлагаю вам искать самостоятельность не там, где ее обычно ищут, а в совершенно другом месте.

Обратите внимание на деятельность, которую ребенок делает по своей инициативе, которая ему нравится. Скажем, он построил космический корабль из лего – это акт самостоятельности

Или он навел в комнате «свой» порядок, пусть и не лучший, по вашему мнению. Но – свой.
Обратите внимание на сферы жизни, где он успешно обходится без вас. Например, раньше вы водили его в бассейн, а сейчас он добирается и полностью справляется сам. Или раньше приходилось поднимать с утра, а сейчас она выбирает одежду, причесывается, делает себе бутерброд и отправляется в школу красивая.
Обратите внимание на сферу обязанностей. Возможно, ребенок оптимизирует процесс, чтобы он отнимал меньше сил и времени. Скажем, у него появляется своя система мытья посуды. Или сбора портфеля. Или он настаивает на порядке выполнения предметов (возможно, он что-то знает про себя).
Пытается ли он влиять на жизнь семьи? Вносит какие-то предложения?
Ребенок отстаивает то, что относится непосредственно к его «границам»: интересы, режим, одежда, друзья.

Если вы нашли примеры, можно не беспокоиться – у вашего ребенка развивается самостоятельность.

Делай, что нужно

«А что, если вместо задания по физике он решит это время в телефоне сидеть?», «А что это он решил рисовать, когда я сто раз попросила лего убрать?» – справедливо спросят родители. Да, все это неприятно. Кстати, увы и ах, «сидение в телефоне» тоже может быть актом самостоятельности (когда, конечно, оно не является зависимым поведением). Потому что «сидение» «сидению» рознь. Например, ребенок решил отдохнуть часок, чтобы начать делать уроки в 18.00, а не в 17.00, как требует родитель. Возможно, ребенку виднее. Скажем, у него есть опыт, что он успевает сделать уроки до 20.00, знает, что у него лучше идет процесс, когда он переключился. Да и вообще, может он «Википедию» читает.

Про «надо» и «хочу» мы скоро поговорим с вами в новом тексте – про волю и самоконтроль. А пока не будем путать мокрое с холодным. Поведение самостоятельное – отдельно, выполнение требований и обязательств – отдельно.

Я не буду спорить, что школа, уборка, правильное питание и режим – очень важные темы. Это не про свои решения. Не про свою мотивацию. А значит, все компоненты, которые перечислены выше (инициативность, работа мысли, ответственность за результат, воля и т. д.), работают довольно плохо. Почему?

Если какая-то деятельность или поведение человеку навязаны, он не будет с энтузиазмом за них хвататься. Тут включается иной процесс – сопротивление, избегание. О них мы тоже поговорим в отдельном тексте.