Самоутверждение подростка (н. е. харламенкова, 2007)

Как самоутвердиться?

Ответ на этот вопрос можно дать самому себе, подробно разобравшись в теме. Что значит самоутвердиться – ясно. Но как к этому прийти, с чего начать?

У большинства людей, как правило, есть хотя бы «наброски», приблизительные планы. Но некоторые не имеют ни малейшего представления о своем будущем.

И в таких случаях лучше делать пресловутый выбор сердцем, напрочь отключив разум. Тогда определить симпатизирующую сферу деятельности получится легко. Нужно отбросить лишние вопросы, среди которых «А востребована ли эта сфера?», «А смогу ли я ее освоить?», «А вдруг ничего не получится?» и т. д.

Ведь, как показывает практика, главное – желание. Многие люди самоутверждаются через сферы, которые посторонним кажутся совершенно неактуальными. Но они добиваются впечатляющих успехов! Почему?

Потому что испытываемая ими жажда любимой деятельности является мощной движущей силой. Люди тратят время, силы, идеи и остальные ресурсы, полностью вкладываясь в дело, потому что они его искренне любят. И это дает впечатляющие результаты.

Самоутверждение подростка (н. е. харламенкова, 2007)

Саморазвитие через осознанность

Итак, что мое «я» возомнило о себе? «Я» — не тело и не сознание. «Я» — это «точка», где центрируются все мысли, оценивающие реальность. Чем сильней и живей оценка, тем более солидным кирпичиком она становится в теле «я». Все это мысли, которые выражают отношение к жизни. Относиться к чему-то каким-то образом означает непрерывное самовозрождение «я».

Из одной секунды в другую «я» переносится без критических психических «потерь», когда сохраняет в целостности комплекс оценок о происходящей жизни. «Я» стремится сохранять оценки-отношения, как частицы собственной структуры. Разрушение оценок, из которых состоит «я», приводит к страданию.

Страх как сильнейшее страдание возникает вследствие разрушения структуры «я». Но именно такое неполное разрушение «я» может стать сильнейшим катализатором самовосстановления и эволюции «я» на более тонком уровне.

Освобождаясь от грубых оценок (частиц своей структуры), «я» заменяет их на более утонченные и приспособленные к выживанию на новом уровне самосознания. Чем выше уровень самосознания, чем активней проявляется сознание в психических процессах, тем активней растворяются все заблуждения ума. Осознанность как бы вскрывает структуру очередной мысли-оценки, и распознает ее как иллюзию.

Новый уровень осознанности убивает текущий уровень «я», чтобы «я» возродилось более утонченным, сильным и приспособленным к этому уровню осознанности. Это болезненный, но очень быстрый способ саморазвития.

Когда чуешь пятой точкой, чем сулит новый уровень сознания, эволюционировать уже как-то не спешишь. Все происходит не торопясь, шаг за шагом, не забегая вперед паровоза, «с расстановкой»… Но иного выхода уже не видишь. Саморазвитие — единственный верный путь. А тропинок много.

Любовь или нелюбовь?

Унижение – это социально адаптированный страх смерти. Мы готовы на все, чтобы сохранить лицо. Мы подавили страх смерти в бессознательное, и начали собирать коллекцию признаков благополучия и успешности, чтобы убедить себя в собственной пригодности к жизни. Этой занимательной игрой мы начали увлекаться в раннем детстве, впитывая все ее правила с пеленок.

В раннем детстве мы были полностью зависимы от родителей. Угроза утраты родителей для нас была равносильна гибели, потому что сам о себе маленький ребенок позаботиться не способен. Дети чрезвычайно чувствительны во всем, что касается их связи с родителями. Когда эта связь крепкая, когда родители ребенка любят, он ощущает себя в безопасности. Когда связь с родителями прерывается, ребенок ощущает угрозу существованию. Эта угроза всплывает каждый раз, когда ребенок ощущает малейший намек на свою ненужность родителям. В это время маленький человек как бы понимает, что с ним что-то не так, словно он какой-то «не такой», какой-то неправильный, или даже дефектный. Чем больше таких переживаний у ребенка возникает, тем крепче врастает в его нутро комплекс неполноценности.

Родители не виноваты. Просто в нашем обществе принято манипулировать любовью. Дать почувствовать ребенку, какой он плохой, – самый простой способ его подчинить. Будучи плохим для своих родителей, ребенок ощущает, что он – бесполезная ноша, его не любят, он не нужен. Переживание своей дефектности случается с родительским чадом каждый раз, когда его лишают любви. Ведь ребенок не понимает, что все это – общепринятые воспитательные меры. Эти меры детским сознанием каждый раз воспринимаются как угроза жизни.

В итоге все мы вырастаем невротиками, зависимыми от общественного мнения. Любой косой взгляд пробуждает пресловутый комплекс, словно у нас очередной раз ковырнули ту самую, вечно кровоточащую рану. Все мы здесь очень даже склонны ощущать себя дефектным ничтожеством, когда наша личность теряет свои рейтинги в любой мыслимой ситуации. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

В отношениях с любимыми все мы зачастую просто самоутверждаемся. Получить дозу внимания от важных нам людей – высшее наслаждение. В это время на бессознательном уровне мы как бы получаем подтверждение о том, что мы – достойны существования, нас пока что еще можно не выкидывать на помойку. Даже, когда котенок позволяет нам погладить его шерстку, – это взаимное признание. А если котенок убегает, он ощущает угрозу, а мы, сложные создания, ощущаем свою недостойность. Каждый наш ход в этой игре можно свести к самоутверждению

Это – пресловутое чувство собственной важности. Мы проделываем все это просто для того, чтобы хоть как-то компенсировать свою иллюзорную убогость, поводок, который в раннем детстве на нас нацепили взрослые, чтобы сделать нас управляемыми

Упражнение

Подумайте о перечисленных ниже правах, выделенных на основании работ нескольких авторов. Проанализируйте отдельно каждый пункт; сделайте пометки возле тех, с которыми вы испытываете трудности. Поразмышляйте также в контексте. Например, вам показалось легким попросить о том, что вам нужно, в большинстве ситуаций — идет ли речь о вашем начальнике, подчиненном или друге, — но это же вам трудно сделать с вашим партнером, родителями или детьми. Или, может быть, вы находите перемены скорее пугающими, чем вдохновляющими на действия. И хотя каждый человек имеет право меняться и развиваться, существуют такие элементы вашей личности, которые тянут вас назад, — или вы позволяете другим людям тормозить ваш личностный рост.

Определение и смысл понятия с точки зрения психологии

Первоначально в психологии термину «самоутверждение» придавался исключительно негативный оттенок. Однако после проведения обширных исследований и обобщения полученных результатов удалось выявить основные механизмы данного процесса, его роль в социализации личности.

С точки зрения современной науки, самоутверждение личности – это удовлетворение потребности человека в осознании собственной значимости, весомости. Психологи выделяют несколько основных компонентов этого феномена:

  • Социально-психологический. Это процесс взаимодействия человека с его окружением, способствующий самореализации личности.
  • Мотивы, потребности достижения таких целей, как власть, признание, уважение, успех.
  • Концепция «Я». Самооценка, отношение к себе, сила собственного «Я» тесно связаны с данным феноменом.

Потребность в самоутверждении естественна для человека, она характеризует свойства нервной системы, способность к адаптации, а также уровень стремления к самоуничтожению. Это побудительный мотив для достижения прогресса в социальной, профессиональной, а также личной сферах.

При этом успехи могут настоящими или присвоенными, выдуманными, преувеличенными. Например, с развитием Интернета, ростом популярности социальных сетей блоггерство стало легким способом самоутверждения за счет выпячивания мнимых достижений.

Помимо внешней составляющей у самоутверждения есть внутренняя – это способ самопознания путем размышления, анализа собственных желаний, устремлений, а также возможности их достичь

Объективная оценка сильных и слабых сторон, ранжирование целей по важности может стать толчком для человека к саморазвитию, а постепенное повышение планки личностных характеристик обеспечит рост успешности, социального статуса

Рекомендуем: Что такое рефлексия?

Личность может самоутверждаться по отношению как к обществу, так и к определенной социальной группе. Разница состоит лишь в наборе критериев, которыми руководствуется человек при отборе значимых целей.

Самоутверждение

А если уму противоречат, не признают его уникальность, приравнивают к «серой массе» обывателей и «тварей дрожащих», то самооценка норовит обвалиться.

Полезно понимать, куда ведут покушения на чужую важность, какой бы завышенной она ни была. Если задели человека за живое и унизили, не удивляйтесь ответной ненависти

Никто не говорит «спасибо» за такую правду.

Поэтому бывает так сложно переубедить оппонента в споре, даже если его заблуждения очевидны. Наши «благие намерения» и защита «истины» в чужих глазах запросто становятся «вражеским» вторжением на личную территорию. В этом русле единственный реальный враг – это иллюзии, оборону которых мы удерживаем в битве с собственным «я».

Мы пытаемся казаться лучше, чтобы нас любили и принимали. В таком русле отстаивание правоты – это защита иллюзий, из которых склеен наш рекламный образ. И если мы с этим иллюзорным образом отождествляемся, истина становится злейшим врагом. На progressman.ru я уже поднимал эту тему в статье о внутреннем стержне.

Неуверенность в себе – это сомнение в собственном образе, подспудный страх, что наши искусственные представления о себе не выдержат контакта с реальным миром. Неуверенность в себе и в собственных истинах приводит к переживаниям за опоры нашей ложной личности. Когда неуверенный в себе человек спорит, он не ищет истину, а пытается убедить оппонента в жизнеспособности собственных иллюзий. Но если копнуть глубже, на самом деле убедить в этом он пытается себя. Так мы себя обманываем, рисуем самомнение на основе приукрашенных образов, поднимающих самооценку, даже если они и близко не соответствует реальности.

Отрицание себя

На первый взгляд, самоотрицание – понятие, противоположное, самоутверждению. Ведь это некое отречение от самого себя, отчуждение от собственной индивидуальности. Человек считает себя слабым, и чтобы преодолеть это, мысленно присоединяется к кому-то другому, более сильному, в конечном итоге переносит его качества на себя.

В этой ситуации он живёт не своей, а чужой жизнью, идентифицирует себя со своим кумиром. В результате вырабатывает те черты личности, которые свойственны выбранному им герою. Меняются, соответственно, и стратегии поведения. Так ведут себя фанаты известных людей, поклонники знаменитостей, готовые изменить и свою внешность, и характер, лишившись индивидуальности. Самоотрицание характерно для подростков, стремящихся подражать какому-нибудь знаменитому актёру, спортсмену, музыканту.

По мнению психологов, каждая личность, самоутверждаясь, имеет в своём арсенале варианты поведенческих стратегий. Изучают их для того, чтобы классифицировать типы личностей в процессе самоутверждения, определить причины выбора той или иной стратегии, понять механизмы самоутверждения. Если личность придерживается только одной стратегии самоутверждения, то она чувствует некие психологические проблемы, разобраться в которых бывает трудно. Но в большей части суть их сводится к неумению общаться, выстраивать отношения с людьми.

Наблюдая за поведением людей, психологи отмечают умение отказывать как один из механизмов самоутверждения. Люди разных поведенческих стратегий по-разному говорят «нет». Человек первого типа поведения говорит «нет» безапелляционно, не допуская свободного волеизъявления другого человека. Личность конструктивного типа самоутверждения обосновывает свой отказ, приводит аргументы, объясняет, почему дело обстоит так, а не иначе. Человек, склонный к самоотрицанию не может сказать «нет». Он испытывает психологические проблемы, потому что часто вынужден делать то, чего он не хочет.

Удивление

Но есть в этом деле и свои «бонусы». Саморазвитие — самое интересное занятие в мире! Все мы знаем, что самые удивительные вещи — это чудеса. Мой опыт подсказывает, что удивление случается, когда я принимаю и осознаю себя на новом уровне. Удивление — очередной слой раскрытия собственного «Я» и осознания через него реальности. В пределе вызывает интенсивное изумление.

Раскрытие новых слоев «Я» убивает прежние, высвечивает их как иллюзии. И это, как выше уже говорил, процесс болезненный. Поэтому спешка здесь неуместна. На новом уровне, мы должны успеть интегрироваться с новым опытом, обрести новые опоры. Иначе, если вынесет слишком «высоко», так ненароком можно и просветлеть, заодно расставшись с телом.

Поэтому я не рекомендую использование психотропных веществ. Они расширяют сознание, открывают окно в неизвестное бессознательного, но ум не готов переваривать информацию от-туда. Так иногда сходят с ума.

Поэтому изначально не стоит слишком связывать себя оценками и концепциями, чтобы расставание с ними не было таким болезненным. Еще Шри Ауробиндо говорил, что «бесспорные догмы — самые опасные разновидности лжи».

Все, что мы знаем — лишь временные опоры текущего этапа развития. Цепляясь за свое знание, мы самоутверждаемся, тешим свое самолюбие. Расставаясь с оценками и концепциями, мы освобождаем сознание для знаний нового порядка.

Быть или не быть?

Природа мудра. Чтобы поддерживать жизнь, природа должна как-то оградить ее от гибели. Боль для нас – это превосходная причина беречь свои тела от опасности. Страх – это первичный сигнал, который оповещает об угрозе существованию. Все страхи, да и просто бытовые недовольства сводятся к страху смерти. Если, предположим, человек случайно смахнул локтем со стола кружку, и она вдребезги разбилась, почему это хотя бы чуточку, но огорчает? Почему нам не нравятся крошки на ковре, грязные стены, загаженные лифты, вмятины на корпусе машины? Почему потребителя реальности может огорчить маленькая царапинка на экране его смартфона, вонзившаяся занозой в «мозг»?

Все дело в том, что нас удручают признаки неблагополучия. Страх крошек на ковре – это страх смерти. Вокруг нас то и дело возникают тысячи вариаций неидеального бытия. Чем больше таких «симптомов» вокруг нас, тем дальше мы от своих фантазий о наилучшей жизни. Определенное количество этих признаков складывается в единый слой неблагополучия и плачевности. Когда мы замечаем этот «слой», то буквально кожей ощущаем, как понижается уровень нашей жизни, и мы обеими ногами увязаем чуть глубже в трясине захудалости и разрухи. В душе образовывается ощущение мрачной тенденции, словно невидимая рука смерти набросила на шею петлю, и неспешно тянет за нее в бездну тлена и распада. Погружение это медленное и мучительное. А на дне этой бездны ожидает кромешный ужас, чистая, тотальная смерть, пронзающая само существование током идеального страха.

Все это происходит в бессознательных слоях психики. На уровне событий человек при этом вполне может оставаться обеспеченным и уважаемым толстосумом. Просто у человека этого, один из субъективно важных параметров качества жизни был подвержен небольшой, быть может, надуманной угрозе. Например, жена говорила по телефону с незнакомым мужчиной. Потом оказалось, что звонил ее брат, и переживать не о чем. Сеанс одиночества и бессмысленности собственного бытия отложен на более подходящий момент.

Как правило, человек в этой жизни толком и не живет, а балансирует между процветанием и увяданием, между жизнью и смертью. Наверное, звучит философски. Но это – чистая практика повседневности. Просто мы не ощущаем причины. Мы задавили базовые переживания своим умом, и теперь вместо страха смерти и радости бытия ощущаем унижение и самоутверждение.

Устойчивость самооценки

Когда представления о себе реалистичны, самооценка становится устойчивой и переживания о том, какой ты есть сокращаются. Когда человек знает себя, ему нестрашно проверять на прочность собственные убеждения. Если устремление к истине действительно преобладает над самоутверждением, тогда избавление от иллюзий проходит гладко, а любой спор и полемика становятся чем-то вроде ненавязчивой игры.

Главная угроза психическому здоровью – это укрепление собственной значимости обманом. Реальность спонтанно вскрывает вранье, а человек мучается от стрессов. Такие сомнения в себе – главная причина колеблющейся самооценки.

Осознание неправоты в теме, где успел накрутить себе избыточной важности приносит закономерное унижение. Мы способны признавать болезненную правду, когда дальнейшее отстаивание правоты чревато еще большим ущербом для психики

Человек, усомнившийся в нашей важности, может восприниматься врагом, угрожающим нашему авторитету. Такой человек мог просто случайно затронуть наши уже имеющиеся сомнения в себе

И когда эти сомнения всплывают на поверхность, начинается ломка. Мы можем не понимать, что именно происходит, и проецировать событие во вне, приписывать боль от колебаний самооценки унизительному давлению этого внешнего «врага».

Дальнейшее общение с таким человеком будет наполнено пристрастными искажениями, ведь «врага» хочется победить, восстановив «справедливость». Реальный объект обороны, конечно, – не справедливость, а самооценка.

Так, люди втягиваются в череду конфликтов, уже позабыв, с чего все началось. Тема спора – уже неважна; это может быть какая-нибудь нелепая мелочь – она лишь почва для «возмездия». Поэтому в споре оппоненты могут преспокойно темы сменять, сами того не замечая, ворошить уже все возможные разногласия ради реальной непризнанной цели – доказать свое превосходство.

Люди в споре не ищут конкретных решений, а по сути таким нездоровым образом доказывают друг другу, что их можно любить. Спорящий словно просит, чтобы мы, отстаивая свою правоту, вели себя гуманней с его иллюзиями. Просто, возможно, без них он себе жизни не представляет.

Любой другой человек – это зеркало, где отражаются наши надежды и страхи, пока нам проще проецировать их вовне, нежели признать и принять в себе. Познать себя означает осознать свои иллюзии, освободиться от них и принять реальность.

Игорь Саторин

Продолжение: «Комплекс неполноценности»

Появление желания

У человека очень рано формируется стремление самоутверждаться. Эта потребность возникает примерно в возрасте трех лет. В этот период ребенок уже дифференцирует себя от остального окружения, активно используя в речи «я сам», «я хочу» и т. д.

Повзрослев, ребенок знакомится с социальными критериями. Делая определенные выводы, он решает, в какой именно структуре хочет себя видеть. А потому начинает планировать свое поведение.

Потребность самоутверждаться – это то, что стимулирует человека по-особенному себя вести. Стратегия у него формируется на основании присущих ему способностей, навыков и воспитания.

Лучшим является конструктивное поведение – именно оно помогает развивать и реализовывать свой потенциал, являющийся главным источником для самоутверждения.

Самоподавление

Этот термин имеет непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Самоподавление – это отказ от самоутверждения.

Разрушительная стратегия. Почему? Потому что психика человека статична. Если она не будет развиваться, то в итоге упростится и деградирует. Это вполне может поспособствовать физическому распаду, спровоцировав дисфункции соматического характера.

Почему возникает самоподавление? Причиной, как правило, являются страхи, сомнения и беспокойство. Многие люди так сильно боятся жизненных неудач, что предпочитают бездействовать. Это свойственно неуверенным личностям. Такие особы боятся совершить даже небольшой шаг вперед, так как не хотят убедиться в том, что причина их несостоятельности в жизни – они сами.

Чтобы от этого избавиться, потребуется колоссальная работа над собой. Устранение абсурдных мыслей и дурных привычек, воспитание характера и силы воли – возможно, на определенный (вероятно, долгий) срок именно это и станет основной деятельностью человека.

Самоутверждение подростка (н. е. харламенкова, 2007)

Самоутверждение за счет других

Самоутверждением за счет других называют стратегию, при которой человек присваивает себе достижения других людей или обесценивает их, повышая свою ценность на их фоне. Это может происходить вследствие неумения или нежелания развивать собственные качества. Человек уходит от личной ответственности, игнорируя отсутствие своего вклада или манипулируя положением, ситуацией. Это создает определенную иллюзию личностной самоценности, которая не подкреплена реальными достижениями. Такая позиция инфантильна, поскольку для удовлетворения потребности необходим другой, отношение к которому потребительское и ведет к регрессу личности. При такой линии поведения человек агрессивен, требователен, может унижать и оскорблять, обесценивать чужие заслуги. Именно данный паттерн поведения отрицательно воспринимается и порицается.

Значение слова самоутверждение указывает на приоритет и желание конструктивного типа самоутверждения. Личность стремится к нему путем раскрытия собственных талантов, качеств и черт. Ее ценность растет в личном восприятии за счет повышения уверенности, а социумом воспринимается как успешная и волевая. Такой путь более естественен и продуктивен, так как личность опирается на собственные ресурсы, становясь более автономной.

Самоутверждение за счет других происходит, когда человек ставит себя в зависимое положение, даже если ведет себя агрессивно и унижает. Если человек или группа, за чей счет идет утверждение взбунтуется, выйдет из-под контроля или влияния, разовьет свои качества и станет независимой от агрессора, то он потеряет этот ресурс.

Придерживаясь самоутверждения за счет других, личность не развивается, ее прошлые достижения, если они были, устаревают и обесцениваются, что впоследствии может привести к глубокому разочарованию. Кажущаяся, на первый взгляд, легкость этой стратегии обманчива, поскольку удерживает в иллюзиях, не давая развивать потенциал своего «Я». В перспективе это более разрушительно для самоутверждающего, чем для его жертвы.

Чтобы избавиться от этой стратегии самоутверждения надо осознать продуктивность личной ответственности для достижения своих целей и определения себя на желаемом уровне. Это более выгодная и взрослая позиция, развивающая ценность, как в своих глазах, так и в общественном представлении.

Именно конструктивная стратегия окрашивает данный феномен в положительный спектр, так как подразумевает личные, заслуженные успехи, помощь другим в данном контексте становится еще одним инструментом.

Этапы и поведенческие стратегии, характеризующие процесс

С детства для ребенка очень важно находиться в центре внимания, получать одобрение своих действий, переживать успех. Если взрослые постоянно указывают малышу на его зависимость, несамостоятельность, он пытается самоутвердиться за счет агрессии

Важно объяснить ребенку, что такое поведение таит в себе опасность и может навредить в первую очередь ему самому.

Дальнейшие кризисы, сопровождающие развитие ребенка как личности, еще сильнее обостряют потребность в самореализации, а также в самоутверждении.  Это абсолютно нормальные процессы, отражающие здоровое устремление ребенка реализовать заложенные природой способности. Задача родителей – не ограничивать конструктивные желания ребенка, а по возможности поддерживать и поощрять их.

Рекомендуем: Амбиции — это

Самоутверждение подростков – это специфический этап, требующий особой заботы и внимания со стороны родных и близких. Именно в это время у детей происходит перестройка системы ценностей, переоценка собственного «Я».

При благоприятной семейной обстановке ребенок растет гармоничной личностью, а самоутверждается за счёт учебы и стремления к успеху в каком-либо виде деятельности. Если ситуация негативная, а родители не понимают ребенка и пытаются управлять им с помощью авторитарных методов, проявляется ответная отрицательная реакция в виде смыслового барьера.

Самоутверждение подростка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родители должны с детства формировать у ребенка положительные социальные установки и правильное мировоззрение. Правильный подход к воспитанию, проявление понимания, предельной наблюдательности и ненавязчивого контроля помогут оградить подростка от интереса к наркотикам, алкоголю и криминальным компаниям.

Рекомендуем: Особенности пубертатного периода

Психологи выделяют несколько стратегий реализации потребности в самоутверждении. Первая описывает самый легкий вариант самоутверждения, а именно за счет других людей. Эта стратегия носит деструктивный характер, так как выражается в принижении достоинств и оскорблении окружающих, повышенной конфликтности, принципиальной демонстрации превосходства над другими. Психологическая подоплека такого поведения связана с завышенной или заниженной самооценкой или проявлением комплексов неполноценности.

Конструктивной считается стратегия гармоничного развития «Я» при сохранении интереса к окружающим. Для людей этого типа поведения характерно то, что они самоутверждаются за счет личностного роста и постоянной работы над собой.

Реализация в профессиональной или личной сфере имеет для них огромное значение. Примером может служить история Арнольда Шварценеггера, который из хилого подростка смог стать кумиром миллионов.

Самоотрицание

Еще одно явление, заслуживающее внимания. Хотя, как может показаться, оно противоположно понятию «самоутверждаться».

Как понять этот термин? Самоотрицание – это отречение от своей индивидуальности. Человек по каким-то причинам себе не нравится, а потому он принимает решение просто «присоединиться» к кому-то, найдя в нем некий идеал. Как правило, это заходит далеко, и в итоге он просто переносит на себя качества кумира.

Говоря иначе, человек живет чужой жизнью. Он идентифицирует себя с идолом, вырабатывает в себе те черты, которые характерны для любимого героя. В результате и стратегия поведения становится другой.

Особенности феномена

Что такое самоутверждение? Это довольно сложный феномен, в котором выделяют такие составляющие:

  • Социальный и психологический аспекты: человек активно взаимодействует со своим окружением, и в ходе этого процесса реализуется. Здесь задействуются ценности оппонентов, эмоции, взгляды, интересы и т. д.
  • Тесная связь с Я-концепцией, самоотношением и самооценкой.
  • Мотивы и потребности, касающиеся достижения жизненно значимых целей. Сюда может относиться успех, признание, самоосуществление, власть.
  • Тактики и жизненные стратегии (защитная, компенсаторная, доминирующая, конструктивная).

Также стоит отметить, что можно по-разному самоутвердиться. Это делается как посредством реальных действий, так и иллюзиями. Человек может либо переоценить какое-либо достижение, либо приписать себе что-то.

Самоутверждение подростка (н. е. харламенкова, 2007)

Какова реальная цель?

Выше было многое сказано о том, почему человек самоутверждается – ему важно ощутить собственную ценность и значимость. Но какова ключевая цель этого процесса?. Раскрытие своих талантов

И увеличивающаяся в связи с этим уверенность в себе. Ведь талант – это особые, выдающиеся способности. Его наличие обусловливает поистине высокий уровень развития каких-либо способностей, дающих возможность человеку оригинально, самостоятельно и успешно справляться с той или иной деятельностью

Раскрытие своих талантов. И увеличивающаяся в связи с этим уверенность в себе. Ведь талант – это особые, выдающиеся способности. Его наличие обусловливает поистине высокий уровень развития каких-либо способностей, дающих возможность человеку оригинально, самостоятельно и успешно справляться с той или иной деятельностью.

Но это еще не все. Сочетание пресловутых способностей, которые и образуют талант, всегда уникально. У каждого человека оно особенное. Не бывает одинаковых сочетаний. А потому каждый талант уникален, и его обладатель, как следствие, — тоже.

Осознание этого факта также играет определенную роль в самоутверждении. Человек, зная, что он ни на кого не похож, чувствует себя неповторимым, исключительным. Когда он получает подтверждение со стороны (восхищение, похвалу и т. д.), то также осознает свою значимость и ценность.

Самоутверждение подростка (н. е. харламенкова, 2007)