Амели

Думая о себе, никогда не забывайте о других

Однажды Амели находит старую шкатулку, спрятанную в ванной комнате теперь уже ее квартиры 40 лет назад мальчиком по имени Доминик Бретодо. Девушка решает во что бы то ни стало вернуть «сокровище» его владельцу и дает себе обещание — если задуманное удастся выполнить и это заденет ее за живое, то она непременно будет помогать окружающим ее людям.

Амели находит Доминика, отдает ему шкатулку и понимает — забота о счастье других людей делает с ней что-то невообразимое: она чувствует удивительную легкость и истинную гармонию с окружающим миром и самой собой. Амели всерьез относится к своей «миссии»: она ведет слепого мужчину под руку по улице и рассказывает о том, что творится вокруг; выручает беззащитного продавца фруктов, высмеивая его жестокого хозяина; помогает обрести личное счастье работнице «Двух мельниц», сведя ее с постоянным посетителем их кафе. Но самое большое достижение Амели — это помощь отцу, который всю жизнь мечтал отправиться в путешествие по миру, но не решался это сделать. В один прекрасный день Рафаэль начинает получать фотографии, на которых его любимый садовый гном запечатлен на фоне различных достопримечательностей. Оказывается, что Амели попросила одну знакомую стюардессу взять гнома с собой и отправлять отцу карточки из разных стран. В итоге Рафаэль все-таки отваживается на то, чтобы покинуть родной дом.

Мораль: Говорят, что мы — это самое главное, что у нас есть, и необходимо всегда думать о собственном жизненном благе. Отчасти это так, но оглянитесь — вокруг столько людей, которые нуждаются в вашей помощи, которых вы можете сделать чуточку счастливее, не наступая при этом на горло собственным желаниям. Разве сложно перевести через дорогу пожилого человека или подарить открытку на день рождения одинокой соседке?

Амели

Счастье — в мелочах

Если бы кто-то сказал Амели, что счастье — это дорогие украшения и огромные суммы на банковских счетах, то девушка наверняка лишь удивленно посмотрела бы на собеседника и решила, что он — гость с другой планеты. Амели Пулен умеет радоваться сущим мелочам и не обижается на прозвище, данное ей торговцем фруктами, — Амели на мели. Одетая в недорогую кофту, юбку и грубые ботинки, она любит пускать «блинчики» (наши «лягушки») по каналу Сен-Мартен, обожает запустить ладонь в мешок с фасолью, перебирая бобы пальцами, и всегда оборачивается в темном зале кинотеатра и смотрит на лица собравшихся зрителей. Но самое приятное, что есть в жизни Амели, — это возможность сломать сахарную корочку крем-брюле чайной ложкой. Пожалуй, ничто больше так не радует обаятельную француженку.

Мораль: Глупо ждать от жизни большего, не умея при этом радоваться тому, что вы уже имеете. Постоянно переживать из-за того, чего нет, и упускать из виду настоящее счастье, кроющееся в мелочах, — это, наверное, самая большая ошибка, которую люди совершают ежедневно.

Амели

Не отпускайте тех, кто понимает вас с полуслова

Амели, как и всякая девушка, несколько раз пыталась завести отношения с мужчинами, но не могла найти того, в ком почувствовала бы родную душу. С коллекционером Нино француженка встречается совершенно случайно, найдя его книгу со склеенными фотографиями, которые кто-то выкидывает из фотоавтоматов. Осознав, что этот странноватый мечтатель не выходит у нее из головы, Амели решает во что бы то ни стало познакомиться с ним лично, но делает это весьма необычным способом: придумывает забавные шарады, рисует стрелки на асфальте, подбрасывает ему свое фото в образе Зорро. В итоге, увидевшись, они быстро влюбляются друг в друга.

Мораль: Поиски идеала могут затянуться до глубокой старости, если вы вдруг решите, что тот человек, который понимает вас с полуслова, недостаточно для вас хорош. К сожалению, нас окружает столько «не тех» людей, что найти родную душу бывает крайне сложно. Поэтому поблагодарите судьбу, если она подарила вам того, с кем приятно и помолчать, и не отпускайте его, даже если кажется, что эта связь может закончиться ничем.

Факты

Фильм заслужил широкую популярность в России: прогулочное судно «Амели» (тип «Москва») на Москве-реке

  • В кинотеатре Амели смотрит два фильма: «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (эпизод, где Амели оборачивается на зрителей) и «Маленький дивиденд отца» Винсента Миннелли (эпизод, когда Амели сообщает, что не любит, когда в американских фильмах водители не смотрят на дорогу).
  • Одноногий мужчина, танцующий в телевизионном фрагменте — блюзовый певец .
  • Негритянка-гитаристка, поющая госпел в телевизионном фрагменте — Сестра Розетта Тарп.
  • В сцене, когда отец Амели говорит о цветах, он цитирует песню Сержа Генсбура «Le poinçonneur des Lilas».
  • Фильм сперва получил название «Эмили».
  • Стилистика фильма была позаимствована режиссёром у французского поэта Жака Превера и режиссёра Жана Ренуара.
  • Роль Амели Пулен Одри Тоту получила после того, как режиссёр фильма увидел её портрет на афише.
  • Имя Ипполито является отсылкой ко второстепенному персонажу Ипполиту Терентьеву, неудачливому философу из романа «Идиот» (1869) Ф. М. Достоевского.

Не отпускайте тех, кто понимает вас с полуслова

Амели, как и всякая девушка, несколько раз пыталась завести отношения с мужчинами, но не могла найти того, в ком почувствовала бы родную душу. С коллекционером Нино француженка встречается совершенно случайно, найдя его книгу со склеенными фотографиями, которые кто-то выкидывает из фотоавтоматов. Осознав, что этот странноватый мечтатель не выходит у нее из головы, Амели решает во что бы то ни стало познакомиться с ним лично, но делает это весьма необычным способом: придумывает забавные шарады, рисует стрелки на асфальте, подбрасывает ему свое фото в образе Зорро. В итоге, увидевшись, они быстро влюбляются друг в друга.

Мораль: Поиски идеала могут затянуться до глубокой старости, если вы вдруг решите, что тот человек, который понимает вас с полуслова, недостаточно для вас хорош. К сожалению, нас окружает столько «не тех» людей, что найти родную душу бывает крайне сложно. Поэтому поблагодарите судьбу, если она подарила вам того, с кем приятно и помолчать, и не отпускайте его, даже если кажется, что эта связь может закончиться ничем.

История создания

Жан-Пьер Жёне хотел снять в главной роли британскую актрису Эмили Уотсон (отсюда имя главной героини — Амели), на которую он обратил внимание в фильме «Рассекая волны». Актриса также хотела сыграть Амели, однако этого не случилось по двум причинам — она очень плохо говорила по-французски и, кроме того, уже была утверждена на роль в «Госфорд-парке» Роберта Олтмена (фильм вышел в 2001 году)

От оригинального сценария, который писался в значительной мере под Уотсон, осталось её имя, переданное на французский манер. Национальность её отца (англичанин) и место его жительства (Лондон) были изменены.

Необычные истории, которыми изобилует фильм, большей частью имеют реальную основу и взяты из коллекции, которую Жёне собирал с 1974 года, записывая необычные воспоминания своих знакомых. Фотоколлекция, которую собирает Нино, также имеет реальный прототип: аналогичную коллекцию собирал друг режиссёра сценарист Мишель Фолько (в финальных титрах ему выражена благодарность); подлинную фотоколлекцию, однако, показать в фильме не удалось, поскольку закон Франции запрещает показывать в кинофильме случайных людей без их согласия; фотоколлекция была создана из фотографий актёров-статистов: актёров сажали перед фотоаппаратом и просили изобразить то или иное выражение лица, а зачастую просто говорили: «Ой, а у вас ботинок в мелу» или «А что это у вас на лбу?» и в этот момент нажимали на спуск фотоаппарата.

Основа истории с садовым гномом также из коллекции историй Жёне. Идея с путешествующим по всему миру садовым гномом принадлежала некоему австралийцу, который в середине 1980-х годов, путешествуя по миру, присылал своему соседу фотографии с изображениями садового гнома, которого он взял у него из сада. В 1990-е подобные розыгрыши стали весьма популярны в Великобритании и Франции. Идея с путешествующими гномами после выхода фильма стала ещё более популярна: она была использована в нескольких компьютерных играх, видеоклипах и сериалах, а также легла в основу рекламной кампании американской туристической фирмы.

Картины в комнате Амели, а также воображаемого крокодила, с которым дружит героиня, придумал и нарисовал художник Михаэль Зова (англ.); благодаря фильму он получил широкую известность.

Фильм принёс известность и композитору Яну Тьерсену, причём Жёне изначально планировал пригласить для написания музыки к фильму не его, а английского композитора Майкла Наймана, однако не мог с ним связаться.

Многие сцены снимались на улицах Парижа (особенно в районе Монмартра), реальны и многие места, показанные в фильме: кафе «Две Мельницы», овощная лавка, железнодорожный вокзал. Отличие показанного в фильме от реальности заключалось в том, что все места съёмок были тщательно отмыты от граффити, грязи и пыли.

Бюджет фильма составил 77 млн франков (около 10 млн долларов США).

Амели Пулен

Париж, Монмартр, кафе «Две Мельницы»

В своих комментариях по поводу того, что в кадр фильма (когда Амели посещает родителей лавочника Колиньона) попал Фольксваген «Жук» новой модели, которой не могло быть на улицах Парижа в сентябре 1997 года, Жёне сказал, что «…они круглые, а „Амели“ — это история, которая сглаживает углы. И пусть, что их ещё не существовало во время гибели Леди Ди!»

Главная героиня фильма, Амели Пулен, во Франции и во многих других странах (например, в Японии) стала объектом поклонения — как и всё, что с ней связано. Родители стали называть именем Амели своих новорождённых девочек. В Париже стали выпекать новые булочки, названные в честь Амели. Кафе «Две мельницы», реально существующее на Монмартре по адресу улица Лепик, 15, стало после выхода фильма пользоваться огромной популярностью. Сильный рост цен на квартиры на Монмартре после 2001 года также в значительной степени связывают с популярностью фильма «Амели».

Фильм «Взмах крыльев мотылька» был воспринят публикой и рекламировался прокатчиками как «Амели-2», хотя был снят ещё в 2000 году, то есть на год раньше «Амели».

В 2007 году в зоологическом журнале Zootaxa было опубликовано описание нового вида лягушек (имеющих длину менее 2 см), обнаруженных в Эквадоре в дождевых лесах на горных склонах Анд. Этот вид живых существ из семейства стеклянных лягушек (Centrolenidae) был назван в честь Амели Пулен — Cochranella amelie («кохранелла Амели»). Как пояснили авторы публикации, вид был назван ими в честь героини «выдающегося фильма», в котором «мелкие детали играют важную роль в достижении радостей жизни — подобно тому, как стеклянные лягушки и все другие земноводные и пресмыкающиеся играют важную роль в здоровье нашей планеты».

Экранизация Токийская невеста была переделана под сиквел к Амели, хотя сюжетно является спиноффом к Страх и трепет. В обеих книгах главную героиню зовут Амели, по имени автора Амели Нотомб написавшей о своей жизни в Японии.

Какой бы сложной ни была жизнь, продолжайте верить в чудо

К сожалению, детство Амели Пулен нельзя назвать счастливым. Ее воспитали неуравновешенная и нервная мать по имени Амандина и замкнутый черствый отец по имени Рафаэль. Последний — врач по профессии — однажды диагностировал маленькой Амели порок сердца и принял решение оставить девочку на домашнем обучении, тем самым лишив ее общения со сверстниками. Если бы Рафаэль знал, что болезнью тут и не пахло, — Амели переволновалась из-за ежемесячного медосмотра, поскольку лишь в эти моменты отец касался своей дочери, а она воспринимала это как высшее проявление его отцовской любви.

Поскольку друзей, кроме нервной матери и холодного отца, у девочки не было (хотя и родителей назвать таковыми невозможно), она выдумала себе весьма странного товарища — большого зеленого крокодила. Именно с ним девочка общалась, живя в вымышленном мире, в котором пластинки для граммофона выпекались, как блины, а соседка, впавшая в кому, вовсе не была больна — она просто решила выспаться.

Окружающая реальность стала особенно жестокой в тот момент, когда прямо на глазах девочки умерла ее мать

Но даже эта трагедия не смогла отнять самое важное — искреннюю веру в то, что чудеса случаются. Более чем сложное детство не превратило Амели в черствого человека

Напротив, она выросла доброй, открытой и чуткой к проблемам других девушкой.

Мораль: Порой от жизненных невзгод может спасти только по-детски наивное отношение к ситуации. Как бы сложно вам ни было, продолжайте верить в лучшее и мечтать о счастливом будущем. Вот увидите — оплеухи судьбы не будут казаться такими уж болезненными.

Амели

Сюжет

Детские годы Амели Пулен проходят в вымышленном мире и одиночестве. У неё нет друзей, поэтому она постоянно фантазирует и разговаривает со своим воображаемым другом — крокодилом. Её отец уделял дочери недостаточно времени, вследствие чего при проведении ежемесячных медицинских обследований Амели сильно волновалась, поэтому отец решил, что у неё порок сердца. Из-за этой мнимой болезни её не пустили в школу и пришлось изучать науки дома с нервной и истеричной матерью, лишившись возможности найти друзей.

Мать Амели, Амандина Пулен, погибла, когда на неё с вершины собора Нотр-Дам свалилась туристка-самоубийца из Канады. В саду семейства Пулен отец сооружает миниатюрный мавзолей для праха погибшей. Даже там царит игрушечный, сказочный мир. Став взрослой, Амели покидает отчий дом. Она работает в кафе «Две мельницы» на Монмартре и несколько раз пробует завязать любовные отношения с мужчинами, но её попытки «оказываются неубедительными».

Амели весьма изобретательна и умеет находить удовольствие в маленьких повседневных радостях: опуская руку в мешок с фасолью, надламывая чайной ложечкой корочку крем-брюле и пуская «блинчики» по каналу Сен-Мартен. Но вечером 30 августа 1997 года, в день гибели принцессы Дианы, её жизнь меняется: случайно Амели находит в своей ванной комнате тайник, в котором лежит жестяная коробка с оловянными солдатиками, стеклянными шариками и прочими детскими сокровищами.

Всё это принадлежало неизвестному мальчику, жившему когда-то в её квартире. Сейчас ему уже больше 50 лет. Амели решает вернуть коробку владельцу и думает, что если удавшаяся задумка пробудит в ней какие-нибудь чувства, то она посвятит всю жизнь заботе о счастье других людей. Амели, хоть и с большим трудом, находит владельца этого тайника и ждёт его реакции. Сидя за стойкой бара в кафе, она слышит его признание, что он счастлив получить такую весточку из детства.

Отныне Амели вмешивается в жизнь других людей. После истории с возвратом «сокровищ» она помогает одной из сотрудниц «Двух мельниц» найти любовь в образе постоянного посетителя — мужчины с диктофоном (бывшего ревнивого ухажёра другой сотрудницы) и возвращает надежду женщине, живущей в одном доме с ней, подделав письмо от покойного мужа. Амели давно советовала своему отцу отправиться в путешествие по миру, но он всё не решается уехать, и тогда Амели похищает садового гнома отца (подарок сослуживцев) и просит знакомую стюардессу фотографировать этого гнома в разных городах на фоне достопримечательностей и отсылать ему получившиеся снимки. Опоздав на поезд после похищения гнома, Амели остаётся ночевать в метро.

Утром она замечает парня, Нино Кенкампуа, ищущего что-то под одной из фотокабинок. Обменявшись с ним взглядом, Амели убегает, а Нино продолжает рыться под кабинкой. Потом Амели встречает его снова, когда он продолжает искать что-то у фотокабинки, а потом, заметив кого-то, бежит за ним. По дороге он теряет альбом, который находит Амели.

В этом альбоме наклеены смятые и порванные фотографии — неудачные снимки, выброшенные недовольными клиентами фотокабинок и подобранные этим человеком. Там же часто встречается фото одного и того же человека, у которого как будто лицо без эмоций. Этими мыслями Амели делится со «Стеклянным Человеком», одним из жильцов её дома. Вместе они решают разобраться, что за человек изображён на этих странных фотографиях. В конце концов выясняется, что это человек, который ремонтирует фотокабинки, а фото делает просто для проверки, после чего рвёт и выбрасывает его.

Как оказалось, Нино волнует тот же вопрос. Амели удаётся разгадать тайну, и она подбрасывает Нино подсказки-загадки: свою фотографию в маске Зорро, стрелки на асфальте и шарады. В результате они приводят его прямо к тому загадочному неживому человеку, изображённому на фотографиях. Нино и Амели наконец-то встречаются, зная, кто из них кто, и оказывается, что они созданы друг для друга.