Чем опасна постоянная эмоциональная сдержанность и излишний самоконтроль?

Как развить самообладание

Существует несколько посильных средств первой помощи для развития самообладания:

 игнорирование внешних раздражителей, например, для тренировок можно использовать телефонный звонок, не вовремя звонящий. Задачей индивида является игнорирование звонка, таким образом можно научиться абстрагироваться и от других раздражителей, выводящих себя из равновесия;

 оттягивание времени и не реагирование сразу на взрывную реакцию оппонента, при этом использование счета до десяти;

 умение в необходимый момент переключить свое внимание и расслабиться. Состояние стресса, чрезмерная усталость, напряженность вызывают в организме химические реакции, которые негативно отражаются на поведении

В релаксации и отдыхе нуждаются как тело, так и психика. Для этого необходимо в воображении создать такое место, в которое индивид мысленно будет перемещаться, как только почувствует усталость или перенапряжение. Это может быть, например, осенний парк, комната с мягким креслом, пляж с пальмами – все то, что способно привести к состоянию умиротворенности и возвращению комфорта. Необходимо в себе найти ту опорную точку, которая восполнит запасы жизненной энергии

Состояние стресса, чрезмерная усталость, напряженность вызывают в организме химические реакции, которые негативно отражаются на поведении. В релаксации и отдыхе нуждаются как тело, так и психика. Для этого необходимо в воображении создать такое место, в которое индивид мысленно будет перемещаться, как только почувствует усталость или перенапряжение. Это может быть, например, осенний парк, комната с мягким креслом, пляж с пальмами – все то, что способно привести к состоянию умиротворенности и возвращению комфорта. Необходимо в себе найти ту опорную точку, которая восполнит запасы жизненной энергии.

Как воспитать в себе сдержанность или что нужно знать, что бы научиться контролировать свои эмоции?

Эмоциональная сдержанность может восприниматься как негативная, так и позитивная характеристика личности, и для того чтобы не попасть в заблуждение, следует точно отличать эту способность как показатель уровня культуры и воспитанности человека, от эмоциональной бедности. Итак, если возникает вопрос о том, как научиться сдержанности, в которой видят необходимый атрибут успешного, делового человека, а также считают важным условием достижении поставленных целей и высоких результатов в своей деятельности, то для этого необходимо понять, что же представляет собой данный процесс.

Процесс эмоциональной сдержанности можно охарактеризовать как внутреннюю психическую активность человека, которая может быть реализована только лишь при системном участии целого комплекса различных форм, явлений и уровней психики. Сам же процесс формирования сдержанности зависит от:

  • индивидуальных особенностей человека, которые связаны в первую очередь с определением (постановкой) цели, ее принятием и последующим удержанием;
  • особенностей существующих или созданных условий, которые являются наиболее значимыми для достижения очерченной цели;
  • особенностей планирования (программирования) предстоящих действий, направленных на достижения предполагаемых целей;
  • особенностей контроля (самоконтроля), оценивания (самооценивания) и последующей коррекции своей активности, направленной на формирование эмоциональной сдержанности.

Для того чтобы выяснить как воспитать в себе сдержанность следует определить основные условия для ее развития. Итак, успешность развитие человеком в себе эмоциональности сдержанности зависит от следующих условий:

  • его адекватности;
  • осознанности;
  • системности;
  • целесообразности;
  • гибкости (лабильности);
  • устойчивости нервно-психических процессов.

Что же касается склонности человека к воспитанию себе сдержанности, то она зависит от:

  • особенностей нервной системы;
  • преобладания типа темперамента, определенных черт характера и их акцентуаций;
  • уровня развития познавательной сферы;
  • особенностей эмоционально-волевых процессов личности;
  • уровня культуры и воспитанности человека;
  • социального статуса и занимаемого положения в обществе;
  • особенностей направленности личности (ее целей, идеалов, установок, мотивов, убеждений и т.п.).

Для того чтобы сформировать у человека достаточно высокий уровень эмоциональной сдержанности, пред проведением комплекса различных коррекционных мероприятий и техник необходимо определить следующие задачи:

  • повысить эмоциональную устойчивость и способствовать развитию более высокого уровня эмоциональной саморегуляции в процессе включения человека в реальную жизнь и при выполнении им различных видов деятельности;
  • необходимые для развития сдержанности эмоциональные механизмы следует формировать с помощью рефлексии и анализа реальных напряженных обстоятельств, сложных жизненных ситуаций;
  • учить человека конкретизировать эмоциональные переживания и реакции благодаря применению системы производных эмоциональных характеристик.

Если человек будет учитывать все особенности и условия формирования эмоциональной сдержанности и контроля, он сможет четко понять, как воспитать в себе сдержанность быстро и эффективно.

Выдержка и самообладание

К волевым качествам, которые характеризуют самообладание, причисляется выдержка, решительность, смелость. Выдержанные личности отмечаются умением и привычкой контролировать свое поведение, свои движения. Такие индивиды умеют владеть собой и своей речью, способны воздерживаться от неосознанных действий. Выдержка и большая воля — это умение чего-то добиться и пожелать, а также уметь себя заставить отказаться от чего-либо, когда это нужно. Выдержанный человек способен сдержать чувства, не допустит импульсивных действий, будет владеть своим настроением, а в самых трудных условиях он не потеряет присутствие духа, сохранит хладнокровие, сможет взять себя в руки. Выдержанный человек терпелив и вынослив, как по отношению к продолжительно-действующим (скучная работа, ноющая боль, томительное ожидание) так и к кратковременным раздражителям (например, резкая боль). Он умеет при необходимости переносить лишения и невзгоды, причиняющие ему физические страдания и сдерживать, когда необходимо свои потребности (жажду, голод, необходимость в отдыхе).

Е.П. Ильин относит самообладание к собирательной волевой характеристике, включающей в себя смелость, выдержку, отчасти решительность.

Основополагающими и важными чертами личности для лидера являются умения совладать с внешним выражением эмоций, при этом оставаясь хладнокровным в экстремальной ситуации, не реагируя на раздражители и, сохраняя внутреннее спокойствие.

Самообладание связывают с саморегуляцией и самоконтролем эмоционального поведения, а также с самоограничением эмоционального реагирования, которое зависит от соотношения между интеллектом и аффектом.

Как сохранить самообладание

Рассуждение на тему, что означает самообладание, требует примеров по тому, как его сохранить. Родителям такое качество необходимо. Когда ребенок капризничает, прикладывает все усилия, чтобы не писать школьное сочинение самостоятельно, родитель, имеющий самообладание, не позволит себе поднимать голос на чадо, так же как и не станет делать за него задание, сумев объяснить, почему нужно делать это самому.

Умение контролировать себя можно назвать искусством. Утратить самоконтроль даже на короткое мгновение нехорошо. Тогда «откроется» копилка отрицательных эмоций, что недопустимо – их нужно «конвертировать» в положительные.

Обратите внимание! Психологи утверждают, что невозможно жить только позитивом, будто нужно, чтобы было место и для негатива. Поэтому нужно научиться правильно воспринимать трудности, а не реагировать на них остро

Сегодня важным элементом личности отмечается стрессоустойчивость, что предполагает столкновение со сложностями, краткими сроками выполнения работы, конкуренцией. Человек, обладающий самоконтролем, умеет адекватно воспринимать критику, не поддаваться провокациям. Даже в домашних условиях и общении с друзьями нужна выдержка, чтобы шутки и провокации не выводили индивида из себя

Поэтому нужно научиться правильно воспринимать трудности, а не реагировать на них остро. Сегодня важным элементом личности отмечается стрессоустойчивость, что предполагает столкновение со сложностями, краткими сроками выполнения работы, конкуренцией. Человек, обладающий самоконтролем, умеет адекватно воспринимать критику, не поддаваться провокациям. Даже в домашних условиях и общении с друзьями нужна выдержка, чтобы шутки и провокации не выводили индивида из себя.

Как научиться сдержанности: наиболее эффективные методы и техники

Эмоциональная сдержанность как позитивное качество личности формируется с помощью специальных техник, методик и упражнения, многие из которых человек вполне может выполнять самостоятельно. Но есть некоторые коррекционные методы, которые могут использовать только дипломированные психотерапевты и консультирующие психологи.

Развитие сдержанности можно осуществлять благодаря применению следующих способов саморегуляции эмоционального состояния:

  • использование разнообразных упражнений (их можно выполнять в любом положении и в любое время);
  • техники, направленные на развития саморегуляции эмоционального состояния посредством внешних проявлений эмоций (гимнастики для мимических мышц, пантомимика, расслабление мышц лица);
  • выполнение упражнений, основная цель которых заключается в концентрировании внимания;
  • упражнения на визуализацию позитивных эмоциональных состояний;
  • техники, которые способствуют развитию сюжетного воображения.

Для того, что бы понять, как научиться сдержанности, следует сначала ознакомиться с существующими способами ситуативной саморегуляции эмоционального состояний в различных напряженных ситуациях. Эти способы следующие:

аутогенная тренировка, аутосуггестия, самоубеждение и рационализация, самонастрой на спокойное состояние и тренировка выдержки;
самоконтроль эмоциональных проявления с помощью внешнего проявления эмоций и чувств (мимика, пантомимика, соматика, речь, мышечное напряжение и т.д.);
успокаивающее и мобилизирующее дыхание (здесь можно использовать элементы медитации и холотропного дыхания);
правило «10 секунд» (как только человек собирается совершить ответное действие, стоит сначала посчитать до 10, причем делать это надо максимально медленно и четко произнося каждую цифру);
активизация чувства юмора (очень хорошо помогает способность человека находить что-то комическое даже в проблемных ситуациях, также здесь можно применять так называемую «амортизацию» как вариант психологической защиты);
отвлечение и переключение внимание на другую ситуацию или же объект.