Лечение сексуальных расстройств
Что такое схема-терапия?
Схема-терапия — это психотерапия характера, тех его особенностей, которые причиняют людям боль, разрушают их отношения с другими и мешают им жить осмысленной, приносящей удовлетворение жизнью.
Схема-терапия – подход, совмещающий в рамках одной теоретической модели когнитивно-поведенческий, психодинамический, гештальт-подход и теорию привязанности.
Изначально он был создан для помощи хронически депрессивным людям, которым не помогала традиционная когнитивная психотерапия. Однако в последнее десятилетие схема-терапия завоевала прочную репутацию одного из наиболее эффективных методов психотерапии характера. К счастью, сегодня схема-терапия активно развивается и в России.
Егору 32 года. Когда ему было 6, родители переехали работать на Шри-Ланку и отдали его в местную школу. Мальчик оказался в чуждом окружении, он сильно отличался от других детей, не понимал их обычаев и правил. Никто не поговорил с ним о том, что его ожидает, не помог справиться со стрессом и не поддерживал во время адаптации. А через несколько лет семья вновь переехала, и Егор попал в точно такую же ситуацию: один среди чужих и непохожих
Его потребность в принадлежности к группе не удовлетворялась именно в том возрасте, когда это особенно важно. В результате у него сформировалась схема «Социальной изоляции»
Егор чувствует свою отделенность от других людей, уверен, что совершенно не похож ни на кого из них. Он считает себя одиночкой и ему не приходит в голову поискать тех, с кем он говорил бы на одном языке: людей с близким ему взглядом на мир и схожими интересами. Егору приходится много общаться, но он избегает говорить на личные темы, поскольку уверен, что его не поймут. Кроме того, он много переезжает, поскольку в новой обстановке чувство изолированности объяснимо логически и не так сильно его расстраивает. Потребность Егора в принадлежности к группе, в понимании, что есть другие люди, с которыми он чувствует себя «в своей тарелке», по-прежнему не удовлетворена. И это вносит весомый вклад в его апатию, одиночество и подавленность, которые привели его в психотерапию.
Почему в детстве не удовлетворяются базовые потребности?
Как правило, это сочетание несколько факторов. Во-первых, это семейные привычки и ценности, личные особенности родителей. Во-вторых, это врожденные особенности ребенка, например, свойства его темперамента. И, наконец, это просто жизненные обстоятельства.
Вернемся к Егору. Если бы его родители умели бы говорить о своих чувствах, или если бы в школе оказалась бы пара ребят из России, или если бы он родился со слабо выраженной потребностью в общении, вполне возможно, у него не было бы сегодня схемы социальной изоляции.
Ранние дезадаптивные схемы есть у всех. Никто из нас не вырос в идеальной обстановке, где все наши потребности удовлетворялись именно так, как нужно: не больше и не меньше. Но схемы могут быть выражены в очень разной степени. Чем сильнее схемы, тем чаще они «срабатывают, тем бОльшую боль приносят. Чем больше у человека сильно выраженных схем, тем больше базовых потребностей ему сложно удовлетворить.
Цель схема-терапии – снизить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему понять и научиться удовлетворять свои базовые потребности. Схема-терапия помогает людям изменить то, как они думают, как они чувствуют и как они действуют.
Для этого она использует множество стратегий, разработанных в разных психотерапевтических школах.
Одни стратегии работают с мышлением и направлены на изменение того, как люди думают о себе, других, мире и своих потребностях.
Другие стратегии направлены на изменение того, как люди чувствуют , на работу с эмоциональной памятью и воображением. Для этого используются как техники, типичные для гештальт-терапии, так и собственные разработки Дж. Янга.
Поведенческие стратегии помогают изменить то, как люди действуют в обстоятельствах, которые запускают их схемы. Иногда для этого необходимо освоить недостающие навыки, например новые способы общения, иногда — научиться расслабляться, иногда просто раз за разом пробовать вести себя по-другому.
И, наконец, важной частью схема-терапии являются терапевтические отношения. Очень важно, чтобы психотерапевт был теплым, эмпатичным и, в рамках терапевтических отношений, заботился о потребностях клиента
В процессе совместной работы терапевт и клиент создают общее видение проблем и трудностей, обсуждают план работы, делятся наблюдениями.
Егору предстоит найти то общее, что есть между ним и другими людьми. Вспомнить и в безопасной обстановке, с эмпатической поддержкой терапевта, выразить ту боль, которую он испытывал, когда его отвергали дети. Научиться говорить о своих переживаниях, наблюдениях и интересах сначала в кабинете психолога, а потом с другими людьми. Преодолеть тревогу и страх и все-таки найти тех, с кем он сможет говорить на своем языке и чувствовать себя свободно и раскованно.
Идет набор на программу обучения «Основы схема-терапии» в Институте практической психологии Высшей Школы Экономики. Подробности о программе можно узнать здесь.
Почитать 18 схем и типичные способы с ними справиться.
Почитать «Конечно я сделаю, как ты хочешь. Что такое схема подчинения».
Почитать Я чувствую, со мной что-то не так. Что такое схема Дефективности
Почитать про пограничное расстройства личности. Схема-терапия — один из 4 доказано эффективных видов психотерапии этого личностного расстройства.
Почитать «Психотерапия:инструкция по применению».
Почитать «Как выбрать хорошего психолога».
Стоимость семинара
20700 рублей
Скидки:
При оплате за 3 месяца стоимость модуля – 16000 рублей (скидка 4700 рублей).
При оплате за 1 месяц стоимость модуля – 18000 рублей (скидка 2700 рублей).
При оплате за 2 недели стоимость модуля – 19700 рублей (скидка 1000 рублей).
При одновременной оплате всей программы скидка 20% – 33120 рублей (скидка 8280 рублей).
При оплате 2х учебных программ центра скидка 30%: стоимость одного модуля – 14490 рублей; стоимость всей программы – 28980 рублей (Скидка 6210/12420 рублей соответственно)
Внимание!!! Скидки могут меняться в зависимости от набора группы. Следите за информацией на сайте!. Если место проведения будет меняться, Вам сообщат дополнительно
Если место проведения будет меняться, Вам сообщат дополнительно.
Терапия сексуального насилия.
Как пережить сексуальное насилие? Хотя последствия сексуального насилия довольно травматичны, восстановление психики возможно. В одиночку с такой травмой справиться практически невозможно, поэтому рекомендуется обраться к специалисту. Совместная работа между специалистом и жертвой изнасилования позволяет обеспечить успех терапии. Особенно эффективны следующие терапевтические подходы:
Когнитивная поведенческая терапия может помочь жертвам насилия отказаться от неадаптивного поведения. Например, человек, который подвергся насилию в детстве, может так бояться близости, что избегает романтических отношений. Когнитивная поведенческая терапия может помочь ему скорректировать автоматические мысли, которые заставляют его избегать близости, что позволит ему работать над здоровыми отношениями и поведением.
Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) в основе терапии лежит ускоренная переработка информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При активизации этой адаптивной системы происходит переработка любой информации, в том числе эмоциональной, связанной со стрессами и проблемами выживания.
Приглашаем:
- психологов,
- врачей, психотерапевтов,
- социальных работников,
- психиатров,
- педагогов,
- педиатров,
- студентов 4, 5-х курсов медицинских и психологических факультетов.
- Всех, интересующихся вопросами сексологии, сексопатологии, психологией интимных отношений, психологией семейных отношений.
Основные методы, используемые при проведении программы:
1) Индивидуальная работа, работа в парах, тройках, групповая работа; рассмотрение и анализ случаев из практики; демонстрация сессий с дальнейшим их анализом, проработка технических приемов; супервизорская практика.
2) Семинары по тематике «Психология сексуальности. Коррекция сексуальных дисфункций и супружеских дисгармоний». Рассчитаны на подготовку с нулевого, житейского уровня до уровня специалиста – семейного психолога, психотерапевта, консультанта – самого высокого класса.
Почему важна помощь жертвам сексуального насилия?
Травма изнасилования или сексуального насилия является основной причиной посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), она может быть разрушительной для психики человека, и вы можете испытывать чувство вины, чувствовать страх, стыд и одиночество, страдать от кошмаров и других неприятных воспоминаний. Но независимо от того, насколько вы плохо себя чувствуете сейчас, важно помнить, что вы не виноваты в том, что произошло, и вы можете восстановить свое чувство безопасности и доверия. Восстановление от сексуальной травмы требует времени, и процесс заживления может быть болезненным. При правильных стратегиях и поддержке вы можете избавиться от травмы, восстановить свое чувство контроля и самооценки и даже посмотреть на ситуацию с другой стороны, при этом чувствуя себя более сильной и психически здоровой личностью
При правильных стратегиях и поддержке вы можете избавиться от травмы, восстановить свое чувство контроля и самооценки и даже посмотреть на ситуацию с другой стороны, при этом чувствуя себя более сильной и психически здоровой личностью.
Поэтому немедленная помощь в кризисных ситуациях после сексуального насилия может оказаться неоценимой и даже спасти жизни. Терапия также может быть полезной для тех, кто сталкивался с сексуальным насилием в детстве.
Почему «схема»?
Понятие «схема» активно используется в рамках когнитивной психологии – разделе психологии, изучающем как устроены наше восприятие и мышление. Схемы – это убеждения и чувствования о себе, других и мире, в которые люди верят автоматически, «интуитивно», не задавая вопросов.
Мы воспринимаем мир сквозь призму наших схем и в этом нет ничего патологического. Это обычный, свойственный любому человеку способ организации своего опыта. Без схем мы тратили бы слишком много времени на понимание того, что происходит вокруг и что с этим делать.
- возникли на основе болезненного опыта , поэтому приводят к переживанию или ожиданию боли и негативных эмоций;
- ригидны, то есть не меняются под влиянием реального опыта, каким бы позитивным он не был;
- провоцируют мгновенное, мало осознанное и, как правило, неадаптивное поведение.
В результате, действие таких схем не помогает, а мешает нам жить. Снова и снова мы наступаем на одни и те же грабли, даже если изо всех сил пытаемся их избежать.
- Случалось ли с вами, что вроде бы незначительное событие сильно и надолго портило вам настроение?
- Замечали ли вы, что в некоторых похожих ситуациях ведете себя совсем не так, как хотели бы, и как стоило бы себя вести? И это повторяется раз за разом, и вы ничего не можете с этим поделать?
- Может быть, вы хотите близких и доверительных отношений и много делаете для этого, а все время получается что-то совсем-совсем другое?
- Вы много работаете и кое-чего достигли, вас уважают, но сами вы не чувствуете свою ценность и кажетесь себе обманщиком?
- Возможно, вы заметили, что склонны ждать от мира и других людей плохого? И даже если оно не происходит, вы все равно продолжаете этого ждать?
Это только примеры. Но если на какой-то из этих вопросов вы ответили «да», теперь вы на собственном примере знаете, как нам мешают жить такие схемы. Они вызывают сильные негативные чувства, склоняют к мрачным мыслям о себе, других и мире, под их влиянием у нас не получается заботиться о своих потребностях и достигать желаемого.
Такие схемы Янг назвал Ранними Дезадаптивными Схемами. Он предположил, что они возникают в раннем детстве, когда базовые потребности ребенка не удовлетворяются, либо удовлетворятся несоответствующим образом. Найденное в детстве средство справляться с болью в таких ситуациях, взрослый продолжает использовать автоматически, часто даже не замечая этого. Или, заметив, зачастую мало что может изменить.
Янг выделил 18 Ранних Дезадаптивных Схем, разделив их на группы, в зависимости от базовой неудовлетворенной потребности. Здесь мы только перечислим их, а подробно обсудим в следующей статье.
Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство).
Если эта потребность постоянно не удовлетворяется в детстве, могут возникнуть следующие схемы: 1) Брошенность, 2) Недоверие/Жестокое обращение, 3) Эмоциональная депривация, 4) Дефективность, 5) Социальная изоляция.
Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности.
Неудовлетворению этих потребностей соответствуют схемы: 6) Несостоятельности, 7) Уязвимости к ущербу, 8) Неразвитого Я, 9) Обреченности на неудачу.
Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды.
Ей соответствуют схемы: 10) Подчинения, 11) Самопожертвования, 12) Поиска одобрения.
Потребность в спонтанности и игре.
Возникают схемы 13) Негативизма, 14) Подавления эмоций, 15) Наказания, 16) Жестких стандартов.
Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.
Схемы: 17)грандиозности, 18)недостаточности самоконтроля.
Что такое психотерапия?
Психотерапия — это комплексное вербальное и невербальное психологическое воздействие на психику, а через психику – на весь организм человека. Психотерапия является одним из форматов взаимодействия клиента и психотерапевта. Но не обычный бытовой разговор по душам или исповедь, а целенаправленная, структурированная и планомерная помощь человеку в тяжелой жизненной ситуации.
Задача терапии: научиться жить в полной гармонии с собой, но не вредить при этом окружающим.
Цель терапии: освоить навыки поведения в ситуациях, которые мешают быть счастливыми и действовать самостоятельно, но уже без постоянной поддержки психотерапевта.
Правила терапии: регулярность: 1-2 раза в неделю, границы: оговоренные условия о времени встречи, длительности одной сессии и самой терапии.
Условия терапии: добровольное и осознанное обращение за помощью.
Психотерапевтический процесс может быть индивидуальным – когда человек самостоятельно изучает книги, публикации, смотрит видеоматериалы, наблюдает за окружающими. Но самотерапия без знания психологии и навыков психотерапевтической поддержки невозможна. Поэтому психотерапию проводит психотерапевт – медик или психолог, который получил дополнительную подготовку по психотерапии, проходит личную психотерапию и принадлежит к какому-то профессиональному сообществу. Как «посторонний наблюдатель» он поможет рассмотреть и оценить проблему с разных ракурсов, не принимая ничью сторону, не вовлекаясь в процесс клиентских переживаний.
Психотерапия в переводе с греческого языка означает «исцеление души». Но чтобы лечение было успешным, взаимодействие психотерапевта с клиентом должно происходить на четырех уровнях:
- Уровень 1: мысли. Общаясь, психотерапевт и клиент используют мышление и делятся друг с другом своими мыслями.
- Уровень 2: чувства. Чувства тесно взаимосвязаны с мыслями. Исследуя чувства, возможно влиять на свое мышление.
- Уровень 3: поведение. Именно поведение клиента меняется после успешной терапии и считается главным показателем перемен – если чувства и мысли невидимы для собеседника, то поведение возможно отследить.
- Уровень 4: тело. Тело – сложный механизм и ничего в нем не происходит просто так. Душа неразрывно связана с органами и системами, а психическое нездоровье сразу же отражается на здоровье физическом.
Каждое из психотерапевтических направлений использует два или более уровня воздействия, но в основном работает либо с мыслями, либо с чувствами, либо с телом.
Направление используют
|
Айгюн Гейбатова (Москва), Международный центр «Креативные технологии консалтинга» (Москва), Творческая мастерская «Озарение» (Москва), Центр эмоционально-образной терапии Линде Н.Д. (Москва), Проект «Art Relax — психология, арт-терапия, творческая мастерская» (Москва), @Академия «Анима» (Москва), Институт психологии трансового воздействия (Москва), Проект «Монол’Ок» (Москва), Психологическая студия «Волшебство жизни» (Москва), Школа Образов в России (Москва), Школа Тренинга Марьям Ткачевой (Москва), Юрий Терентьев (Москва), Психологический центр «Афина-Нова» (Курган), Центр «Ветер перемен» (Новосибирск), Соколова Ольга (Черноморское побережье), Студия «Лента». Игры и программы для счастья в личной жизни (Минск), Студия осознанности Татьяны Рубан (Тюмень), Аверина Наталия (Екатеринбург), Андрюшина Анастасия (Нижневартовск), Тренинг-центр Pavel-Kolesov (Томск). Ещё организаторы 32 |
||
|
Аида Саюшкина (Москва), Александра Аргунова (Москва), Александра Королева (Москва), Александрина Андреевна Григорьева (Москва), Алексеева Карина и Максим Павлов (Москва), Алина Королёва (Москва), Анастасия Шульгина (Москва), Анна Нечай (Москва), Владислав Чубаров (Москва), Гала Шавелько (Москва), Денис Ерёменко (Москва), Евгений Величкин (Москва), Евгения Анохина (Москва), Евгения Королева (Москва), Ивлия Михайловна Стасевич (Москва), Ирина Николаевна Мальцева (Москва), Ирина Федорова (Москва), Карина Алексеева (Москва), Лилия Александровна Фомичева (Москва), Любовь Тихомирова (Москва). Ещё тренеры 216 |
||
|
Аида Саюшкина (Москва), Александра Аргунова (Москва), Александра Королева (Москва), Алексеева Карина и Максим Павлов (Москва), Алина Королёва (Москва), Анастасия Шульгина (Москва), Денис Ерёменко (Москва), Евгений Величкин (Москва), Евгения Анохина (Москва), Евгения Королева (Москва), Ивлия Михайловна Стасевич (Москва), Инна Юрьевна Макарова (Москва), Ирина Николаевна Мальцева (Москва), Карина Алексеева (Москва), Лилия Александровна Фомичева (Москва), Любовь Тихомирова (Москва), Мария Кумохина (Москва), Наталия Шатухо (Москва), Наталья Крюкова (Москва), Наталья Литвинова (Москва). Ещё консультанты 212 |
|
Нижний Новгород, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Эмоционально-образная терапия»!
Возможные «побочные» эффекты от психотерапии.
В сети есть масса информации о пользе психотерапии. Но у большинства лекарств есть свои побочные эффекты и психотерапевтическое лечение не исключение. По результатам опроса британских психологов почти 6% прошедших психотерапию сообщили о «продолжительных негативных эффектах». Объяснить причины негативного влияния ученые пока не могут. Но могут предупредить о возможных побочных эффектах.
Первое время душевная боль может стать сильнее.
Тело и мозг – это личный склад проблем и негативных переживаний, которые накапливались долгое время. Но стоит копнуть поглубже и все душевные раны заболят с новой силой. Иногда боль настолько сильная, что клиент решает прервать терапию. Но вот этого делать не стоит. Лучше прожить травмирующую ситуацию в безопасном пространстве кабинета и в присутствии терапевта, чем снова маскировать боль табличкой «ничего не случилось».
Родные, друзья, знакомые перестанут вас узнавать.
Психотерапия учит отстаивать свои границы, выражать свое мнение, анализировать свои выгоды и озвучивать их перед окружающими. Клиент после терапии обнаруживает, что не обязан подчиняться кому-либо, отчитываться в своих чувствах или делать некоторые вещи, которые он просто не хочет делать. Это раздражает окружающих. Они могут недоумевать, возмущаться, объявить терапевта сектантом. Со временем все согласуется. Но на это уйдет немало месяцев и нервов.
«Просвещенный» клиент может пытаться лечить окружающих.
Когда понимаешь свои старые ошибки, приходит желание «нести истину в массы». Психологи в шутку называют такое желание «синдромом перелеченного клиента». Но насильно решить чужие невозможно. Так что если вовремя не сдержаться, можно нарваться на негатив или даже рассориться со знакомыми.
Можно впасть в зависимость от терапии.
Когда начнутся первые изменения, действительно, клиент может захотеть большего: пойти на групповую терапию, посещать мастер-классы или тренинги, получить дополнительное образование. Хорошо это или плохо – однозначного ответа нет. Риск есть в другом: клиент отвыкает решать свои проблемы самостоятельно, поскольку всегда ищет опору в терапевте
Важно вовремя отследить такую зависимость и уйти в свободное плаванье
Есть риск влюбиться в психотерапевта.
Во врем сеансов терапевт внимательно слушает, кивает, не критикует, не допускает шуточек, тактично советует – в общем, кажется почти идеальным. Со временем у клиента может возникнуть влюбленность, желание подружиться со своим терапевтом. Это не запрещено психотерапевтической этикой – под запретом только сексуальные отношения. Но терапевту положено быть чутким и внимательным – это его работа. А дружба или отношения могут работе повредить. К сожалению.
Психотерапия – это общая работа в паре психотерапевт-клиент, направленная на внутреннюю трансформацию клиента. Причем простого присутствий клиента на терапии недостаточно – ему нужно самому захотеть измениться, активно участвовать в терапии, работать над собой, изучать психологию. Потому что никакие деньги не смогут насильно сделать человека счастливым.
Последствия изнасилования и сексуальной травмы.
В результате насилия у жертв появляется целый набор травматических симптомов. При этом необходимо заниматься решением проблемы, для предотвращения развития ПТСР.
После изнасилования ваш мир становиться больше не похож на безопасное место. Вы перестаете доверять людям. Вы можете даже перестать доверять себе. Вы можете подвергать сомнению свои суждения, свое здравомыслие, свою ценность. Вы можете обвинять себя в том, что произошло.
Помните то, что Вы испытывает это нормальная реакция на травму. Ваши чувства беспомощности, стыда, самообвинения, вины – это симптомы.
Также могут появиться другие проблемы психического здоровья:
Депрессия – сопровождающаяся чувствами безнадежности, уныния. Депрессия может быть легкой, сильной и изнурительной.
Беспокойство, которое может перерасти в агорофобию, панические атаки, хронический страх перед лицом человека, который нанес травму.
Посттравматический стресс – сопровождается постоянным воспроизведением психотравмирующей ситуации.
Направление используют
|
Екатерина Ерохина (Москва), Центр психологии и снижения веса Valori (Москва), Алима Актобе (Актюбинск), Анастасия Строгулева (Краснодар), Баранова Вера Александровна (Иркутск), Мастерская Личности (Черноморское побережье), Психологический центр «Зеркало Души» (Саратов), Ресурсный Центр «Радуга» (Санкт-Петербург), Русская Школа Роста (Краснодар), Школа мышления «ГлиЦИник» (Краснодар), Школа Эмоционального Развития Интеллекта «Гудвин» (Красноярск), Проект «12. Психология в Омске» (Омск). |
||
|
Владимир Юрьевич Макулов (Москва), Евгений Берсенев (Москва), Ольга Николаевна Парханович (Москва), Полина Дмитриевна Большакова (Москва), Юрий Кондратьев (Москва), Алла Беркут (Москва), Анна Михайловна Баришполец (Москва), Антон Владимирович Квитчастый (Москва), Антон Смех (Москва), Арина Михайловна Аникушина (Москва), Иван Димидов (Москва), Иветта Фролова (Москва), Игорь Владимирович Ладанов (Москва), Илья Сергеевич Беломытцев (Москва), Максим Константинович Софьин (Москва), Наталья Ковалевская (Москва), Николай Николаевич Чистяков (Москва), Ольга Назаренко (Москва), Павел Владимирович Заварзин (Москва), Сергей Николаевич Шишков (Москва). Ещё тренеры 49 |
||
|
Владимир Юрьевич Макулов (Москва), Евгений Берсенев (Москва), Ольга Николаевна Парханович (Москва), Полина Дмитриевна Большакова (Москва), Алла Беркут (Москва), Анна Михайловна Баришполец (Москва), Антон Владимирович Квитчастый (Москва), Арина Михайловна Аникушина (Москва), Иван Димидов (Москва), Игорь Владимирович Ладанов (Москва), Илья Сергеевич Беломытцев (Москва), Наталья Ковалевская (Москва), Николай Николаевич Чистяков (Москва), Павел Владимирович Заварзин (Москва), Сергей Николаевич Шишков (Москва), Татьяна Кан (Москва), J.B.Lux (Москва), Иван Степанович Герасимович (Омск), Михаил Черных (Новосибирск), Юлия Дмитриевна Галимбиевская (Новосибирск). Ещё консультанты 44 |
Подводя итоги.
Хотелось бы отметить, что успешная терапия травмы жертвы сексуального насилия зависит от правильно определения цели и предмета воздействия. Если цель и предмет воздействия выбран не правильно то эффект терапии будет минимальным. Целями воздействия могут быть и детские ранние воспоминания, недавние травмирующие события. В работе жертвами насилия требуется особая внимательность, терапевту необходимо позаботиться о создании у них чувства безопасности. Жертве сексуального насилия становит после травмы тяжело социально адаптироваться, у неё занижена самооценка, она испытывает чувство вины, страха. Поэтому в задачи терапевта также входит обеспечение благоприятных условий для терапии. Результатом успешной терапии будем повышение социального взаимодействия, улучшение самооценки, снижение чувства страха, устранение чувства вины и др.
эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».
т. 8-925-855-13-75
Литература.
- Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2008. – 304 с.