В поисках женственности — женская идентичность

Примечания

  1. [https://www.inopressa.ru/times/2004/10/13/15:42:23/gomo Марк Хендерсон. Итак, во всем виновата мать.] The Times, October 13, 2004
  2. [https://web.archive.org/web/20060706003710/https://www.sciam.ru/news/2006/06/27/1223.html Трейси Стедтер. Наследственная природа братской любви.] Scientific American, 27 июля 2006
  3. М. М. Бейлькин. «Гордиев узел сексологии. Полемические заметки об однополом влечении»
  4. John Colapinto As Nature Made Him: The Boy Who Was Raised As A Girl; Harper Collins; ISBN 0-06-019211-9
  5. См., например:

    • [https://www.apgl.asso.fr/documents/sons.rtf Bailey, J.M., Bobrow, D., Wolfe, M. & Mikach, S. (1995), Sexual orientation of adult sons of gay fathers, Developmental Psychology, 31, 124—129];
    • Bozett, F.W. (1987). Children of gay fathers, F.W. Bozett (Ed.), Gay and Lesbian Parents (pp. 39-57), New York: Praeger;
    • Gottman, J.S. (1991), Children of gay and lesbian parents, F.W. Bozett & M.B. Sussman, (Eds.), Homosexuality and Family Relations (pp. 177—196), New York: Harrington Park Press;
    • Golombok, S., Spencer, A., & Rutter, M. (1983), Children in lesbian and single-parent households: psychosexual and psychiatric appraisal, Journal of Child Psychology and Psychiatry, 24, 551—572;
    • Green, R. (1978), Sexual identity of 37 children raised by homosexual or transsexual parents, American Journal of Psychiatry, 135, 692—697; Huggins, S.L.
    • Wainright, Jennifer L., Russell, Stephen T. & Patterson, Charlotte J. (2004) Psychosocial Adjustment, School Outcomes, and Romantic Relationships of Adolescents With Same-Sex Parents. Child Development 75 (6), pp. 1886—1898.
    • Bos, Henny M. W.; van Balen, Frank; van den Boom, Dymphna C. (2007) Child Adjustment and Parenting in Planned Lesbian-Parent Families. American Journal of Orthopsychiatry, Jan Vol 77(1) 38-48.
  6. ↑ Just the Facts About Sexual Orientation & Youth // APA.ORG

«Какого вы пола?»

Отношения между полами — один из главных вопросов психоанализа. Разрыв между природой и символическим, телом и эффектом бессознательного был мотором исследования Фрейда

Психоанализ обнаружил важность проблемы пола для любого человека. Подхватывая эту идею, Лакан описывает структуру истерического субъекта через формулирование вопроса «Мужчина я или женщина?»

Ответ на банальный вопрос «Какого вы пола?» становится куда менее очевидным, когда речь заходит о сексуальной идентичности или гендере.

Используя слово «гендер», мы оказываемся в поле социологических и антропологических исследований, gender studies. Это направление получает известность и начинает широко распространяться в США с 1970-х годов. Концепт гендера все более замещает термин «пол», от понятия «разница полов» мы переходим к концептам гендерного различия. Гендер — это социальное образование, определяющее бытие субъекта, его роль в обществе в качестве мужчины или женщины.

Наиболее радикальные идеи гендера как сугубо социального образования подхвачены трансгендерными личностями, выбирающими собственный гендер, выходящий за рамки бинарного распределения «мужчины — женщины». Поскольку полностью соответствовать социальным стереотипам приписанного человеку пола невозможно, гендер является нормативным концептом, последствия которого тяжелы и болезненны. Трансгендерное движение объединяется во имя ниспровержения этого концепта и возможности выбирать свой пол, однако именно благодаря попыткам радикально его отбросить помещает понятие гендера во главу угла в качестве нормативного для всех.

Говорить о наделенности человека полом можно на разных уровнях и разным языком. Гендерная идентичность говорит о гендере как о наборе социально функционирующих атрибутов — это, по Джудит Батлер, что-то, что потенциально может быть представлено во взгляде Другого, в поле общества; некий набор штрихов, маркирующих тебя как отвечающего или не отвечающего гендерному стереотипу. Можно перформативно играть с этим, ставить в кавычки эти атрибуты, иронизировать над ними, но, так или иначе, субъект мыслится здесь как точка сборки. А Донна Харауэй использовала образ киборга — существа, собранного из элементов, суммы атрибутов, частей, протезов, которые потенциально предъявлены Другому. Таким образом, гендерная модель (по крайней мере, у этих двух авторов) — овнешненная, с возможностью явить человека как киборга некоему взгляду. Позиция психоанализа иная, для него такой способ понимания пола — лишь один из возможных.

В поисках женственности - женская идентичность

Извини. Голриз Резвани

Транссексуал или трансгендер?

Транссексуал и автор книги «Спящая во мне красавица» Мари Киприс формулирует свою мотивацию смены пола в следующих терминах: «отвращение быть мужчиной и желание быть женщиной». Хотя в целом для трансгендеров чувство несоответствия между гендером и биологическим полом не всегда означает необходимость стать человеком противоположного гендера. Идея скорее в выходе за рамки бинарной логики «мужчина —женщина» и отказе от понятия гендера.

Тезис Киприс в том, что синдром транссексуализма — нарушение сексуальной идентичности — надо отличать от трансгендерного движения. Опаснее всего не заметить или отрицать серьезные психиатрические проблемы, завуалированные транссексуальной проблематикой, ведь если выбор пола относится к области права, то нет необходимости в психиатрической экспертизе кандидатов на хирургическое вмешательство. Киприс предлагает оставить транссексуализм в категории патологии и экстремального страдания, так как трансгендерные личности, по ее мнению, формулируют свои требования в области идентичности в терминах права. Она поднимает важный этический вопрос, близкий психоанализу: оказывается ли процесс сексуации (присваивания себе пола) в тотальном ведомстве социального поля, области права, или же у субъекта есть возможность сориентироваться в отношении выбора сексуальной идентичности своим уникальным способом, сохраняя при этом интимность своей жизни?

В то же время в психоанализе бытует мнение, что

Это даже не вопрос пола, это вопрос существования.

Сексуальная идентичность и сексуальная ориентация

Сексуальная идентичность не равнозначна истинной сексуальной ориентации индивида и не обязательно с ней совпадает. Так, индивиду со строго гомосексуальной в действительности ориентацией может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве бисексуала, чтобы меньше комплексовать по поводу собственной гомосексуальности, не закрывать себе путь к созданию гетеросексуальной семьи и рождению детей, или вообще в качестве «гетеросексуала, который просто играется».

И напротив, индивиду с бисексуальной в действительности ориентацией, прошедшему длительный и тяжёлый путь осознания себя как имеющего гомосексуальные влечения и желания и трудный каминг-аут перед окружающими, может быть психологически комфортнее внутренне определять себя как исключительного гомосексуала (по типу реакции «назад пути нет»), или, например, из страха быть отторгнутым гомосексуальной субкультурой, которая нередко бывает враждебна к бисексуалам. Индивиду с бисексуальной ориентацией, подавляющему в себе гомосексуальные мотивы и желания, может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве гетеросексуала.

Изредка встречаются ситуации, когда индивид с строго гетеросексуальной в действительности ориентацией ошибочно самоопределяется как бисексуал или гомосексуал на почве единичных гомосексуальных экспериментов, на почве викарной (заместительной) гомосексуальной активности в закрытом мужском коллективе (типа тюрьмы или мужского монастыря) или на почве изнасилования и вызванных этим комплексов и сомнений в собственной гетеросексуальности.

Никакая сексуальная идентичность не считается большинством сексологов девиантной или патологичной, вне зависимости от её совпадения или несовпадения с истинной сексуальной ориентацией индивида. Сегодня считается, что психотерапевт или сексолог должен помогать индивиду привести свою сексуальную идентичность в соответствие с истинной сексуальной ориентацией только в том случае, если их рассогласование вызывает у индивида психологический дискомфорт, дисфорию сексуальной ориентации (как, например, у гетеросексуала, ошибочно посчитавшего себя гомосексуалом на почве тюремного опыта). Следует также отметить, что если попытки психотерапевтов скорректировать рассогласование между сексуальной идентичностью человека и его ориентацией проходят успешно, то усилия по изменению истинной ориентации человека, например, с помощью репаративной терапии, на данном этапе развития науки признаются малопродуктивными.

В то же время, если индивиду, например, с гомосексуальной ориентацией комфортнее и удобнее считать себя бисексуалом или наоборот, и это не порождает у индивида личностных проблем, психологических комплексов и неврозов, считается, что психотерапевт не должен вмешиваться в этот вопрос и пытаться выяснить истинную сексуальную ориентацию индивида или тем более пытаться скорректировать его самоидентификацию в соответствии с ней. Либеральная точка зрения на сексуальную идентичность, разделяемая ныне большинством]]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Сексуальная самоидентификацияОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Сексуальная самоидентификацияОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Сексуальная самоидентификация[источник не указан 3034 дня] сексологов, гласит «человек есть то, кем он сам себя определяет, вне зависимости от того, кем он является на самом деле»]]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Сексуальная самоидентификацияОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Сексуальная самоидентификацияОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Сексуальная самоидентификация[источник не указан 3034 дня].

Встреча двух клеток

Если упрощать, то, по Фрейду, человеческое существование разделено на два этапа. Первый — аутоэротизм, когда для тебя не существует Другого и твой способ обходиться с собственным телом мыслится как нечто происходящее внутри тебя самого. Проблемы начинаются на втором этапе, когда ты вступаешь в связь с Другим. Вопрос, который, следуя этой логике, ставит Фрейд, звучит парадоксально для его эпохи. Тогда недоумевали по поводу гомосексуалов:

Он ставит вопрос о том, что возникает в этой точке соединения с Другим.

Можно по-фрейдовски задать вопрос и так: а с какой стати я вообще использую вопрос пола, чтобы решить эту проблему? Одновременно и открытие, и тупик гендерного подхода в том, что он пытается редуцировать происходящее в этом множестве, во-первых, нормализуя его, то есть все равно навязывая вопрос пола (современный мир показывает, что есть случаи, когда обходятся вовсе без пола), а во-вторых –– пытаясь вести каталог полов.

Современный мир все больше тяготеет к тому, чтобы окончательно установить разрыв между вопросами биологического воспроизводства, отношениями полов и сексуальности как совершенно не связанных друг с другом вещей. По сути, когда мы говорим о воспроизводстве, мы говорим не о встрече двух людей, а о встрече двух клеток, которую можно обеспечить миллионом разных способов. Телам не обязательно встречаться, они могут находиться на разных континентах или даже в разных эпохах.