Советы психолога о том, как развить силу воли у ребенка

Проработайте свои комплексы

Советы психолога о том, как развить силу воли у ребенка

Нужно с большим трепетом относиться к своему внутреннему ребенку. Психологи советуют каждому человеку разобраться в своей душе и побороть многочисленные комплексы. Сначала нужно осознать, что вам в себе не нравится и какие у вас есть недостатки

Первое, на что следует обратить внимание, — это на то, что вас раздражает. Человеку не нравятся в окружающих те качества, которые есть в них самих

Вы замечали, что тот, у которого нет в доме порядка, будет осуждать людей, которых плохо убирают в своих жилищах.

Персона может даже не осознавать свой комплекс, но на подсознательном уровне она будет всегда с ним считаться. Выпишите все свои недостатки на лист и займитесь их проработкой. Хвататься за все сразу нет смысла. Работу нужно вести поэтапно и планомерно. Изменить свою жизнь за один день не получится. На то, чтобы сформировалась какая-нибудь привычка, уходит 21 день. Поэтому вам нужно уделить месяц на избавление от одного своего комплекса. Например, вы не можете навести порядок в доме. Проблема будет заключаться не в нехватке времени, а в беспорядке в голове. Работу с внутренним ребенком нужно вести так. Вы осознали проблему, а затем нужно ее устранить с минимальными затратами сил. В случае с уборкой, не хватайтесь за тряпку. Сначала напишите все, что вы хотите сделать, и подумайте какие изменения в своем жилище вы хотите видеть. И только затем начинайте реализовывать свой план. Поэтапная работа над проблемами принесет свои плоды не сразу, но зато результат своей деятельности вы закрепите, и он поможет вам выработать новую привычку, например, любви к порядку.

Ребенок-«силач» (в племени — работяга)

На первый план в этом психотипе выходят недюжинные физические способности и привычка к привычка к стабильности. Любимые слова с детства — «нет» и «не знаю», так дети-«силачи» часто реагируют на новую еду, новые занятия и новых людей. У этих детей есть любимые книги, которые они знают наизусть, любимая затертая одежда, любимые, хоть и уже поломанные игрушки. Эти дети — традиционалисты и вместе с тем самые лучшие помощники. Не стоит отказывать им в желании помочь, даже если задача трудна не по годам. «Силачам» интересно все, что требует мышечной памяти, поэтому спорт, активный отдых и частые прогулки помогут наладить с таким ребенком самый тесный контакт.

Татьяна Гольдина

Не бойтесь фантазировать

Советы психолога о том, как развить силу воли у ребенка

Вырастая, человек перестает мечтать. Он думает, что раз он теперь большой, то детские иллюзии следует оставить в прошлом. Ничего подобного. Чтобы заняться исцелением внутреннего ребенка, следует опять начать фантазировать. Счастлива будет та персона, у которой не будет стоять внутри никаких рамок и границ возможного. Естественно, все должно быть в рамках приличия и какие-то ограничения будут наложены моральными нормами. Но взрослые люди сковывают себя не рамками приличия, а страхами неудачи и опасениями быть непонятыми. Нужно всегда и во всем стремиться проявлять инициативу и не бояться быть новатором. Человек, который боится за свое будущее, никогда не сможет жить счастливо. Нужно понимать, что будущее – это что-то неопределенное, что никогда не идет по плану. Не бойтесь фантазировать и предлагать себе несбыточные идеи и планы. Ваши мечты осуществятся только в том случае, если вы позволите себе мечтать. Персона, которая будет мучиться сомнениями, не сможет придумать ничего дельного. Человек, который творит ради самого творчества, а не ради того, чтобы кому-то угодить, является настоящим новатором и превосходным фантазером. Именно такими людьми были все изобретатели, писатели и художники. Знаменитости, которые достигли выдающихся успехов, не губили в своей душе ребенка, а, наоборот, всячески потакали его прихотям.

Развитие психологической устойчивости

Слёзы тщетности должны быть выплаканы

Но в то же время, маленького ребёнка необходимо утешать, помогать, переключать внимание, объяснять, находить компромиссное решение, и давать понять, что вы всё равно его любите. В этом случае малыш учится быть гибким, не зацикливается на неудаче, становится психологически сильнее

Именно так работают с детьми наши преподаватели в школе дошкольной подготовки «Чудо-Чадо».

Занятия в Школе для дошколят «Чудо-Чадо» – это не только образовательный и воспитательный процесс, но и хороший психологический тренинг коммуникабельности и адаптации ребёнка к школе. Основой нашего обучения является игра. Игровые методики Н.А. Зайцева, В. Волиной и др. легко научат малыша читать и считать. Методика М. Монтессори разовьёт мелкую моторику. Для развития психологической устойчивости ребёнка тоже есть свои увлекательные ролевые игры, где возможен любой поворот развития событий.

Например, всем знакомые «дочки-матери». Если родитель поменяется ролями со своим чадом «ты – мама, я — ребёнок», то с одной стороны он может покапризничать, а с другой — может узнать о себе любимом много интересного. Ведь малыш подсознательно скопирует все ваши эмоции, ужимки и прыжки. А психологическая игра «что бы ты изменил, если бы стал взрослым?» позволит вам заглянуть во внутренний мир ребёнка, ощутить его проблемы и увидеть его мечты.

Советы родителям

  1. Не мешайте естественным порывам ребёнка быть самостоятельным, честным, добрым, даже если от приблудившегося кота действительно нет никакой пользы.
  2. Постоянно оберегая малыша от трудностей, мы учим его быть пассивным, неуверенным в себе, и ждущим, что кто-то решит его проблемы. В конечном итоге это начинает раздражать самих родителей.
  3. Самый худший вариант, когда вы сначала говорите «нет», а потом под давлением хнычущего малыша меняете решение на «да», «ну, ладно», «только не плачь». Если вы не в силах держать своё слово до конца, лучше разрешите ребёнку сразу то, что он всё равно выпросит, только при этом будут испорчены и ваши нервы, и ваш ребёнок.
  4. Для дошкольников характерно преобладание чувств над разумом. Эмоциональная сторона жизни для них важнее нашей формальной заботы – одеть, накормить и т.д. Почаще беседуйте и играйте со своим малышом, хвалите за успехи, и не делайте трагедий из-за того, что ребёнок не оправдывает ваших ожиданий, — ведь это всего лишь ваши ожидания.
  5. Приводите вашего малыша в школу раннего детского развития «Чудо-Чадо», не пожалеете!

Счастливый ребенок

Советы психолога о том, как развить силу воли у ребенка

Вспомните, какое было у вас детство. Вас окружали заботой и защищали от неприятностей? Вас ежедневно радовали и баловали? Дети, которые росли в атмосфере любви и понимания, вырастают полноценными и гармоничными личностями. Они знают, чего они хотят,могут хорошо ориентироваться в жизни. Они умеют отличить истинные желания от навязанных и не боятся критики со стороны окружающих. Счастливый внутренний ребенок – это состояние души, когда вы точно знаете, что жизнь прекрасна и так будет всегда. Да, трудности случаются, но их можно преодолеть и двигаться дальше. Здоровые родители помогают своим детям даже тогда, когда малыши вырастают. Старшее поколение поддерживает своих детей и помогает им познать жизнь.

Счастливый внутренний ребенок человека – это та часть личности, которая требует праздника. Если вы время от времени позволяете себе совершать различные безумства и странные прихоти, вы сможете испытывать наслаждение от своего существования. Гармоничные персоны не боятся познавать что-то новое и всегда готовы меняться. Они не стоят на месте и всегда хотят открывать этот мир и узнавать его тайны.

Как воспитывать упрямого ребенка 2 лет

Появление упрямства является одним из признаков взросления и трансформации личности, этот процесс довольно кризисный, поэтому все пики упрямого поведения синхроничны с кризисами возрастного развития, первый из которых наступает в районе двух-трех лет. В данном возрасте начинает формироваться самооценка, самолюбие и многие другие качества, начинающиеся с приставки само, именно поэтому ребенку становится столь важным отстаивание своего мнения и если взрослые не воспринимают происходящие перемены и продолжают действовать в прежней концепции, то это будет вызывать существенные трудности.

Следует помнить, что реакция сопротивления ребенка 2 лет является формой защитного поведения от излишней родительской опеки, он уже может делать многие вещи сам, ему это приносит удовольствие (вспомните, основной протест двухлеток заключается во фразе «я сам»). В этом возрасте ребенок начинает лучше дифференцировать свои желания и потребности, поэтому чрезмерный контроль и обеспечение со стороны взрослых вызывает сопротивление, если же его все-таки вынудили подчиниться, то накапливается агрессия

Из чувства собственной ненужности, подавленности, восприятия своих желаний неважными окружающим, ребенок начинает привлекать к ним и себе внимание через истерики, упрямство, грубость, игнорирование просьб и советов родителей, включая все доступные негативные проявления

Постоянные запреты приводят к конфронтации и протесту ради протеста, но и уступки прорезавшимся желаниям малыша могут привести к печальным последствиям не только с точки зрения формирования деспотичного характера, но могут быть реально опасными для жизни. Соответственно родителям необходимо перестраивать свое поведение, осознание, что теперь это не беспомощный комочек, а маленький человечек, у которого уже имеются свои предпочтения и умение что-то делать. Необходимо дать ребенку соответствующий кусочек власти над теми сферами, которые сейчас ему доступны (пусть сам выбирает последовательность поедания продуктов или платье для встречи гостей), но при этом решение глобальных вопросов и установление общих правил остается за родителями.

В этом возрасте дети начинают проверять устойчивость родительских установок, крепость их решений, таким образом, они пытаются исследовать мир и его границы. Границы детям необходимы для формирования своего восприятия и адекватного контактирования с миром, поэтому так опасно поддаваться детским истерикам или слезам – они дают ощущение, что точно также можно проломить весь остальной мир, что неизбежно приводит к психотравмам. Все что следует делать родителям – это удерживать собственные границы (когда нет, означает нет, как бы их ребенок не пытался изменить решение), что является простым только на словах, но делать это необходимо постоянно. Если вы несколько раз поддадитесь на уговоры, то поставите под сомнение целиком свою позицию и дадите повод для усиления методов давления, естественно неосознанно.

Проявляйте внимание и терпение, чем больше ситуаций вы сможете перевести из конфронтации в моменты, где можно похвалить ребенка, тем больше будет закреплять модель сотруднического поведения

Почему воспитание является основной причиной здоровья или нездоровья ребенка?

Начнем с рождения.

Ребенок так устроен, что его способности к осмыслению, умению сопоставлять факты и делать выводы,   возникают годам так к 7-10.

Советы психолога о том, как развить силу воли у ребенка

Как же до этого времени ребенок воспринимает мир и окружение?

Психофизиолог Пол Маклин еще в 70-х годах на основании десятилетий исследований вывел теорию о том, что мозг человека в своем историческом развитии проходил определенные стадии. Начинался с примитивного образования, далее развиваясь и усложняясь.  

Тот же процесс, но в ускоренном темпе претерпевает мозг человека от рождения до зрелости.

Ребенок рождаясь имеет хорошо развитые рефлексы (инстинкты), за которые отвечает древний отдел – ретикулярная формация.

Пол Маклин на основании своих исследований нашел поразительное сходство этой структуры  с мозгом рептилий, да так название и прижилось «мозг рептилии».

Позднее нейропсихолог Хью Герхард  установила поразительную способность ребенка подстраиваться под мать. Буквально «улавливая» ее жизненные показатели: сердцебиение, расширение-сужение зрачков, давление, тембр голоса —  ребенок воспроизводит это в себе!

Что движет младенцем? Инстинкт выживания.  

Еда, питье, защита, тепло, сон, лечение – все в руках взрослого.  

Ребенок  на 100% зависит в своем выживании от матери.

Потому природой заложен уникальный механизм их сонастройки: мать через гормональные процессы имеет повышенный уровень чувствительности к ребенку.

Ребенок через инстинктивные способности «считывает» мать и максимально подстраивается под нее.

Собственно это – механизм выживания.

Однако огромное значение имеет то, под что подстраивается ребенок: отношение  матери  с любовью и отношение  с раздражением  запускают абсолютно разные процессы развития мозга ребенка.

Если любовь взращивает мощные защитные механизмы будущей стрессоустойчивости у ребенка, то раздражение и ненависть разрушает их.

Увы, с  возрастом это неосознанное подстраивание у ребенка  не уходит.  Да, ребенок растет и вроде бы у него формируется свое «Я», но пока он беззащитен пред миром он использует эту подстройку для того, чтобы быть «угодным, нужным, принятым», а значит накормленным, одетым и защищенным. 

Если родитель не понимает и не контролирует этот процесс – велика вероятность, что ребенок  научиться фальсифицировать свои чувства, лишь бы быть угодным родителю.  В дальнейшем это путь к внутренним конфликтам и возможной психосоматике.

 «А как же дети, орущие без остановки, доводящие своим поведением до истерики родителей ?» – спросите Вы.

Если разобраться, то они тоже отвечают на подсознательные страхи или ожидания родителей. Зачастую такой родитель уверен: ребенок это тяжелое испытание, это много проблем, это страшно и опасно.

Вы замечали,  как много иностранцев путешествует с новорожденными? Ни родители, ни дети даже не подозревают, что это «тяжело, опасно и глупо». Они просто счастливы.

Итак: в списке основных причин психосоматических расстройств первое место занимает «искажение телесно-психической реактивности (вследствие нарушения симбиоза с матерью в первый год жизни)».

Что может вызвать холодность, раздражение или ненависть матери?  От гормонального дисбаланса – до неосознаваемых концепций и установок, и  чем быстрее мать с этим разберется – тем больше шансов на благополучие ребенка.

Далее ребенок растет и начинается процесс его «встраивания» в систему взглядов и традиций семьи, затем системы образования, затем общества в целом.

Значение детской психологии

«Все мы родом из детства», ведь сценарий человеческой жизни закладывается именно в самые ранние годы жизни человека

Предыдущий этап развития ребенка всегда накладывает отпечаток на следующий, поэтому очень важно изучать и уделять внимание самым ранним периодам становления его личности

Каждый этап детского развития имеет огромное значение, т. к. может повлиять на всю жизнь человека

Вот почему так важно «проживать» каждый возраст полностью. У всех возрастных периодов есть свои особенности и возможности, которые нужно максимально использовать и развивать.

К примеру, в младенчестве малыш нуждается в общении с взрослыми, в возрасте одного-двух лет ребенок получает опыт в процессуальной игре (воспроизведение действий взрослых: укладывание спать, кормление, купание кукол, езда на машине). Детям дошкольного возраста необходимы ролевые игры, конструирование, чтение сказок, участие в экспериментировании. Зная эти и другие особенности возраста ребенка, родители и воспитатели обеспечивают развитие у него творческих, умственных и познавательных способностей, уверенности в себе, уважения к окружающим, инициативность.

Влияние отца на личность ребенка

Хороший отец часто более успешный воспитатель, чем любящая мать

Отцовское внимание – существенный фактор развития личности ребенка, так как папы придают большее, чем мамы, значение формированию независимости и проявлению инициативы. Они поощряют двигательную и познавательную активность детей, меньше опекают их, способствуя тем самым развитию творческого потенциала и вырабатыванию самодисциплины

Имеет значение не только наличие в семье отца, но и стиль отцовского воспитания, зависящий от тех или иных индивидуально-психологических качеств мужчины:

  • силы,
  • уверенности,
  • интеллекта,
  • решительности,
  • твердости,
  • стремления к успеху,
  • сдержанности и т. д.

Из авторитарного, либерального, индифферентного и авторитетного воспитательных стилей наиболее эффективным оказывается последний.

Жестокость, импульсивность, безразличие, тревожность родителя отрицательно действуют на детскую психику. Ученые пришли к интересному факту, что властность отца, тем не менее, позитивно влияет на интеллектуальные показатели ребенка, в то время как властность матери – негативно.

Психологические исследования влияния отца на личность ребёнка показали, что:

не настолько важны черты характера отца, насколько содержание сложившихся взаимоотношений с сыном или дочкой

Дети, получающие папину эмоциональную поддержку, его принятие и понимание, чувствуют себя психологически благополучнее;
не так важно количество времени, отведенного папой на взаимное общение, как качество совместного времяпровождения и положительная оценка его детьми;
отсутствие в неполной семье родного отца может заменить значимый для ребенка мужчина из ближайшего окружения – старший брат, дядя, дедушка, друг семьи.. Отец для своего ребенка – один из первых источников информации о взаимоотношениях с противоположным полом

Это не только родной человек, это – символ мужского начала, образец мужского поведения. Отцы играют особую роль в половой идентификации своих детей – постепенном процессе принятия ими своего биологического пола

Отец для своего ребенка – один из первых источников информации о взаимоотношениях с противоположным полом. Это не только родной человек, это – символ мужского начала, образец мужского поведения. Отцы играют особую роль в половой идентификации своих детей – постепенном процессе принятия ими своего биологического пола.

Отцы выполняют социализирующую функцию: они помогают детям усвоить моральные нормы, выражая своё отношение к поступкам или событиям. Чаще всего именно глава семьи определяет рамки поведения, следит за дисциплиной, наказывает или одобряет.

Отец – важнейшая фигура на границе между маленьким миром семьи и обществом в целом. Его задача – взять ребенка за руку, безболезненно «отделить» от мамы и познакомить с окружающим миром за границами семьи, его законами и порядками.

Почему родителям и воспитателям важно знать детскую психологию

Разум ребенка при рождении представляет чистый лист, на который наносится вся полученная извне информация, и благодаря чему в дальнейшем формируется его личность. В отличие от животных, живущих инстинктами, без влияния культурно – социального опыта ребенок не сможет развиться до уровня современного человека. Только через общение с другими людьми формируется психика ребенка.

Человек неподготовленный, даже тот, кто желает счастья ребенку, может нанести неповторимый вред его психике. Как часто бывает, что при внешнем благополучии, царящем в семье, ребенок вырастает неуверенным в себе, замкнутым, неспособным самому формировать события своей жизни. Все это ведет к тому, что на протяжении всего своего пути он не может научиться быть счастливым и найти свое место в жизни.

Самое большое влияние на развитие ребенка оказывает семья и детский сад. Ведь именно здесь малыш проводит большую часть своей жизни

Поэтому знание основ детской психологии очень важно для тех, кто взаимодействует с ребенком. Только зная возрастные особенности детей, нормы психологического и эмоционального развития можно вовремя различить отклонения и выбрать адекватные формы общения с ними

Именно об особенностях развития ребенка, о том, как помочь ему эффективно использовать свои способности и стать полноценной личностью, рассказывают авторы статьей, представленных ниже.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Ребенок-«слухач» (в племени — ночной сторож)

Этот психотип также выделен на основании ведущего органа восприятия. В младенчестве такие дети очень любят мелодичные или динамичные стихи, красивые песни, но при этом часто не выносят страшных или некрасивых звуков. Чуть позже на этих детей отрицательно воздействует информация, сказанная с приказной интонацией или вовсе на повышенных тонах. Классический прием — «отключение» внешних раздражителей, потом такой ребенок говорит, что не слышал и не запомнил, что ему было сказано. Обида проявляется не в криках и громком плаче — проще уединиться и закрыться от внешней дисгармонии. Дети-«слухачи» обладают способностями к изучению иностранных языков и, конечно, музыки и ритмики

Для родителей важно создать атмосферу, пронизанную заботой и опекой, потому что из-за частой погруженности в свои мысли такие дети часто страдают от соприкосновений с внешним миром — сталкиваются с дверьми, стенами и лбами других детей, защемляют конечности или случайно проливают что-то на себя. Глаз да глаз за этими мечтателями!

Несчастный ребенок

Советы психолога о том, как развить силу воли у ребенка

У вас было несчастливое детство? Родители вас любили, но не проявляли это открыто? Взрослые постоянно от вас чего-то хотели и расстраивались, когда вы не реализовывали их завышенные ожидания? Ребенок, которого постоянно сравнивали с другими, унижали и притесняли, на всю жизнь затаит обиду на этот мир. Жизнь ему будет казаться унылой и несправедливой. Даже вырастая, личность будет оставаться неполноценной. Она не сможет найти гармонию в своей душе, и не будет знать, к чему ей стремиться. Подобную ситуацию нужно будет сознательно прорабатывать. Вам следует научиться любить себя и относиться с пониманием к своим прихотям. Несчастный внутренний ребенок будет доставлять много проблем человеку. Он будет постоянно канючить и жаловаться

Персона не сможет наслаждаться жизнью, так как будет видеть в этом мире только недостатки, а не концентрировать свое внимание на позитиве

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.