Творческая работа «психологические особенности взаимоотношений учителя и ученика»

Средние баллы по классу влияют на самооценку

Творческая работа "психологические особенности взаимоотношений учителя и ученика"

В ходе исследования была рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере такого предмета, как математика. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России «Траектории в образовании и профессии», в котором принимали участие свыше 4000 человек. Исследование начато в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).

Был проведен регрессионный анализ с использованием следующих данных:

  • позиция ученика в классе по баллам,
  • «качество» школы (фокусировка на результатах детей; тип школы — гимназия и пр.),
  • математическая самооценка (9-й класс, то есть спустя год после TIMSS),
  • отметка по алгебре (10-й класс) и баллы ЕГЭ (планируемые и реальные),
  • образовательные планы (поступление в вуз),
  • вероятность выбора специальности из области STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика) и пр.

Математическая самооценка ребят измерялась по степени их согласия с утверждениями о способностях к математике. Диапазон утверждений — от «Я просто не очень силен в математике» до признания сильной склонности к предмету: «На уроках математики я понимаю, как надо выполнять даже самое трудное задание». Согласие оценивалось в баллах. Весь перечисленный набор  данных за разные годы позволил изучить действие академической самооценки в течение нескольких лет.

Исследование показало: чем выше индивидуальные результаты TIMSS, тем более уверенно чувствует себя школьник. В то же время, средние баллы по классу отрицательно влияют на восприятие своих возможностей. Дети в сильных коллективах «будут иметь математическую самооценку ниже, чем ученики с такими же индивидуальными достижениями в TIMSS, но обучающиеся в классе с низкими средними результатами», отметила Юлия Кузьмина.

Польза повышенной планки

С учетом сказанного можно было бы утверждать, что обучение в сильном классе может плохо влиять на будущее ребенка. Но это не совсем справедливо.

Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно, подчеркивает Юлия Кузьмина. Положительный эффект «повышающего сравнения» (сопоставления с теми, кто лучше тебя) возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый. Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего. Его уверенность в собственных возможностях не снижается, а, наоборот, имеет шансы расти.

См. также:

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

20 июня, 2017 г.

Образование

дети

школьное образование

Подпишись на IQ.HSE

Шаблон характеристики выпускника 9 класса

Характеристика включает:

  • Шапку, где указываются общие данные об учреждении, выдавшем документ.
  • Название документа: Характеристика ученика… ФИО…
  • Основную информацию:
    • Время обучения в школе.
    • Физическое развитие.
    • Уровень освоения программного материала (полностью, частично).
    • Семья и отношения внутри нее (полная, неполная, материально обеспеченная, царит доброжелательная атмосфера, полное взаимопонимание с родителями, слабый контроль со стороны родителей).
    • Отношения в коллективе (лидер, много друзей, избегает конфликтов, замкнутый, опора педагога).
    • Общественная позиция (отличный организатор, невысокая общественная активность, старательно выполняет поручения).
    • Особенности как личности (дисциплинированный, скромный, веселый, вызывает симпатию, неуверенный в своих силах, самокритичный, агрессивный, переоценивает свои возможности.)
  • Вывод.
  • Должностные лица, их подписи.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи». Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать. И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной. Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится

Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

Творческая работа "психологические особенности взаимоотношений учителя и ученика"На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование. Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2. И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Еще по теме «Учитель на уроке: дисциплина и внимание учеников»:

О мерах воздействия в современной школе

Раньше было все проще: запись в дневник, снижение оценки за поведение, вызов родителей (с возможным сообщением на их место работы со всеми вытекающими…)… Ну, плохая характеристика, что может быть препятствием поступлению в комсомол, а без этого в приличный ВУЗ тоже практически не поступить…

Держать класс

Навеяно обсуждением отсутствия дисциплины в 9 классе ниже. Что это «держать класс», в вашем понимании? Что конкретно делает учитель?

Дисциплина

Что делать, если учитель не держит класс? Причем, как любят говорить «от слова совсем»? Причем учитель, по предмету, по которому обязательный ОГЭ?
Класс физмат, дети неплохие, но очень шебутные и «девочка» с ними совершенно не справляется, вот буквально на ушах стоят. В прошлом году еще жалели ее, молодая трепетная барышня, которую третируют ужасные подростки.

Проблема с дисциплиной в классе

Некоторые учителя реально не могут справится с классом, так что одного даже пришлось поменять, хотя как преподаватель он хороший и с другими классами таких проблем нет. Сейчас из нашего класса в соседний перешли две девочки и рассказывают, что это просто небо и земля, как там тихо и спокойно на уроках, хотя особой дружбы и сплоченности в том классе нет.

Хороший учитель и дисциплина. Продолжение

Посмотрела ответы по теме Хороший учитель. С удивлением обнаружила, что на одном из первых мест идет умение держать дисциплину «взглядом». У меня при таком описании ассоциации только с авторитарными методами, но может я неверно поняла?

Ребёнок болтает на уроках

Ребёнок 9 лет, в четвёртом классе. С первого класса учителя жалуются, что он болтает на уроках. Я могу с этим что-то сделать? Я, конечно, говорю ему, что не надо болтать на уроках, что это мешает другим детям учиться, мешает учителю вести урок, но жалобы не прекращаются. Вообще можно как-то это изменить или просто ждать, пока само пройдёт?

Невнимательна на уроках

Здрваствуйте! Ситуация такая: дочке 11 лет. Учится в шестом классе (у нас 12-летнее образование). Развитая, умничка, интересуется кучей всего. НО! С уроками просто беда. Практически ни дня не проходит, чтобы не возникло проблем с успеваемостью. Сегодня, вот, учительница математики: говорит, ребенок умный, была бы дурочкой, не так обидно бы было.

Болтает на уроках

Я не знаю, как с этим бороться. Если дома еще как-то можно договориться, что уроки он делать будет молча, то в школе не встанешь же у него за спиной :(( И шахматы сегодняшние меня просто добили :(( Учительница уже к неврологу советует обратиться и чуть ли не на седативные препараты сажать. К неврологу, конечено, мы сходим, но вдруг и вы тут посоветуете что-нибудь?

Учитель унижает ребенка

Уважаемые родители !Нужны реальные истории из школьной жизни ,в которых удавалось бы решить проблемму с учителями,унижающими детей .Как защитить ребенка. Спасибо.

Неуправляемый ребенок в классе.

Подскажите, как избавиться от неуправляемого и агрессивного ребенка в классе, если все методы воздействия на него и его родителей исчерпаны. В классе из-за него почти невозможно находиться ни детям, ни учителям. Если у кого-то есть опыт разрешения подобной ситуации, пожалуйста поделитесь.

Учитель — может выбирать учеников?

Хочу вынести на отдельное обсуждение. Имеет ли право учитель (преподаватель, репетитор) выбирать себе учеников? Или это действительно свидетельствует о непрофессионализме?

Первоклассники … срывают уроки?

Сегодня услышала от других родителей, что вчера мальчишка опять-таки на английском отличился так хорошо, что его … отправили к директору?
Я чего-то в шоке. Это дети у нас такие крутые или учительница неспособная? В нашей группе английского полкласса (человек 8 детей), неужели с ними нельзя управиться?

1 класс поведение

В минувшую пятницу учительница сына позвонила и сообщила, что больше молчать не может и просит на сына повлиять — мол не слышит ее замечаний и разговаривает вслух на уроке. Таких у нее трое (два мальчика и девочка)А всего в классе 15 человек. Вопрос: обоснованны ли подобные претензии в начале сентября к первокласснику и что же ждать дальше? А как же в обычных школах, где по 35 человек в классе?

если ребенок отвлекается на уроках

… балуется и мешает остальным. Есть ли тут родители — братья по несчастью? И что тут можно посоветовать, кроме как ставить в угол или выгонять с урока? Слово не действует.

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих «руководить классом». Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите

Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием

Допустим, вы собирались сказать: «Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание». Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове («Ребята, достаньте…») и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: «Ребята…» Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: «Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет». Дэвид отвечает: «Она тоже меня толкает!» или «Она хотела занять мою половину!». У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: «Маргарет, все так и было?» или «Меня не интересует, что там делала Маргарет». Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: «Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет» или «Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет». В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: «Но я ничего не делал!» Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: «Я попросила тебя убрать ногу со стула». К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Творческая работа "психологические особенности взаимоотношений учителя и ученика"

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос

В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Личность школьника и образовательная система

Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.

Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.

О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.

Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.

Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.

«Тормоз»

…Звенит звонок на перемену, а второклассник Денис опять не успел сделать заданное. К этому уже все привыкли. Как и к тому, что когда учитель его о чем-то спрашивает, мальчик часто отвечает невпопад. Ребята над ним смеются: «Тормоз! Все как до жирафа доходит!»

А он становится только медлительнее.

О.Раздувалова: Если речь не идет о каких-то функциональных нарушениях, все поправимо. Например, тугодума можно вовлекать в групповые задания. Причем включать его в сильную группу. Коллективный поиск ответа демонстрирует ребенку: у него тоже все получается. Нужно только подучить что-то конкретное. Дело в том, что дети такого склада часто становятся в классе изгоями, посмешищем. И педагогу необходимо внушать им уверенность в себе и поднимать их авторитет среди ровесников.

Е.Блохина: Главное в работе с тугодумом — никогда его не торопить! Ведь его поведение — врожденное свойство нервной системы. То есть кто-то на внешние раздражители реагирует мгновенно, а он — медленно. Родители таких детей часто впадают в крайности: либо без конца его ругают за нерасторопность, либо сидят над уроками вместе с ним и для скорости делают все, в основном, сами. То и другое для тугодума неприемлемо. Так что просто наберитесь терпения и будьте к нему добры!

«Клоун»

…У 4 «Б» урок математики. Учитель объясняет новую тему, но ученики не могут сосредоточиться. Ведь в центре внимания — опять Костя. Сегодня он забрался под парту и оттуда запускает бумажные самолетики.

— Отправляйся в угол! — не выдерживает учитель. И через минуту класс заходится от хохота. В углу над Костиком — телевизор. И он, накрутив на шею телевизионный кабель, изображает повешенного…

О.Раздувалова: Умненькие, но чрезвычайно подвижные дети — примета нашего времени. Они просто физически не способны просидеть спокойно 45 минут. При этом, например, в 1-м классе возникший смех остановить практически невозможно

Так что важно его не допустить

Поэтому во время урока я ориентируюсь именно на такого «клоуна». Как только заканчивается его запас терпения, я устраиваю для класса физкультминутку. А еще мы иногда играем в «вопрос-ответ»: я задаю вопрос и кидаю мячик ученику, который должен ответить. Так вот, именно «клоун» обычно кидает мячик вместо меня.

Е.Блохина: Как правило, дети-«клоуны» растут в сложных семьях: там, где слишком строгий папа или не слишком ласковая, неэмоциональная мама.

Так что родителям стоит задуматься: из-за чего так тревожен их ребенок? Школьная клоунада — это, чаще всего, способ справиться с каким-то внутренним напряжением, со скрытыми страхами.

Порой, веселя одноклассников, ребенок стремится отвлечь их внимание от своих проблем с учебой. Чем помочь таким детям? Во-первых, ликвидировать возможные пробелы в учебе

Во-вторых, как можно больше хвалить: их чувство юмора, пластику… А вот сердиться на «клоуна» и призывать его к порядку бесполезно!

Чем помочь таким детям? Во-первых, ликвидировать возможные пробелы в учебе. Во-вторых, как можно больше хвалить: их чувство юмора, пластику… А вот сердиться на «клоуна» и призывать его к порядку бесполезно!

Типы темперамента

Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.

Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.

Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.

Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.

Выделяется четыре типа темперамента:

  1. Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
  2. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
  3. Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
  4. Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.

Пример 3

Характеристика слабого ученика 9 класса

Характеристика ученика 9 класса ФИО ученика: XXX XXX года рождения, проживающего по адресу: XXX

XXX учится в средней школе с 1 класса.

Физически здоров. К занятиям физкультурой особого интереса не проявляет, может отказаться выполнять упражнения.

Программный материал освоил на низком уровне. Такой результат — следствие отсутствия заинтересованности в учебе. Потенциальные возможности ученика позволяли достичь более высокого результата. Дисциплину не нарушал. Был активным только на уроках информатики.

Семья XXX — полная, материально обеспеченная. Родители утратили контроль над своим ребенком. Все разговоры в семье об изменении поведения не дают результата. Свободное время ученик посвящает не выполнению домашних заданий, а компьютерным играм и общению с друзьями.

С одноклассниками поддерживает ровные, дружественные отношения. Лидерских позиций не занимает. В споре может проявить упрямство. К общественной деятельности равнодушен, но поручения учителей исполняет.

Это склонный к самостоятельности, дружелюбный, оптимистичный юноша.

Директор

Классный руководитель

Самооценка снижается от невыгодного сравнения

Освоение предмета и развитие интереса к нему во многом зависят от академической самооценки ребенка. Под этим подразумевается восприятие учеником своих способностей и умений по предмету. Академическая самооценка во многом предопределяет:

  • дальнейшие образовательные достижения. Более уверенные в своих возможностях ученики впоследствии добиваются более высоких результатов;
  • интерес к предмету. Чем выше ребята оценивают свои способности к предмету, тем больше они увлекаются им. А значит, они могут выбрать и карьеру в этой области.

Ребята в сильных классах имеют более низкую академическую самооценку, чем их сверстники с такими же достижениями, но обучающиеся в коллективах послабее, доказала Юлия Кузьмина. Действует эффект сравнения. В первом случае ребенок, сопоставляя себя с успешными соучениками, несколько теряется, меньше верит в свои силы. Во втором случае ученик понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и не занижает свои способности. Это и называется «эффект большой лягушки в маленьком пруду».

Как «мельчает» лягушка

Академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение). Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным. В то же время, ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе, он может считаться «середнячком».

Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает «эффект славы» (glory effect): сознание «элитности» школы вдохновляет. «Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект «лягушки в пруду» перекрывает позитивные последствия», — подчеркивает исследователь.

«Номер один»

…Начало урока. Учитель просит сдать тетради с домашним заданием. Но четвероклассники Игорь и Максим объявляют, что не выполнили его.

— Это какое-то недоразумение! — восклицает мама Максима, которая пришла в школу выяснить, почему сын получил двойку. — Мы ведь это задание вместе дома разобрали. И Макс все записал в тетрадь!

Учительница стала разбираться, и выяснилось: задание не выполнил Игорь — мальчик, который стремится к лидерству во всем, в том числе и в учебе. Неудивительно, что, даже поленившись, он не захотел оказаться хуже всех. Вот и подговорил друга проявить солидарность.

О.Раздувалова: В этом случае мы имеем дело с ребенком, перед которым стоит цель во всем быть первым. Ради этого он готов клянчить пятерки. А в любой невыгодной для него ситуации стремится извернуться и выйти сухим из воды. Или и других утянуть за собой. Порой такие дети могут даже отказываться выполнить задание учителя, если не уверены, что сделают все на пять! И со сверстниками будут общаться только при условии своего успеха и лидерства. Как правило, установку «быть № 1» они получают в семье. Поэтому учителю сложно найти общий язык с их родителями — ведь они всегда на стороне своих детей, что бы они ни совершили.

Е.Блохина: Родители, которые внушают своим детям: «Ты — гений! Ты можешь быть только первым!» — рискуют. Причем не только здоровьем ребенка, но и его жизнью. Истории, когда выпускник идет на золотую медаль, но сбивается с этого пути и после выпускного прыгает из окна — именно про них. Про тех, кто не вынес давления и груза ответственности.